Игорь Пантелеевич Пoнoмapeв, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления производством экономического факультета МГУ им. Ломоносова.
Любая деятельность включает в себя видимые действия, в том числе, действия по выполнению работы и невидимые, происходящие с человеком в процессе работы — изменение отношения к работе, изменения в структуре личности и основе поведения. Объектом восприятия в этом случае будет сам работник, его способность выполнять работу, владеть ею, то есть достигать в работе желаемого результата.
Владение работой — это умение работника своими действиями добиться результата в работе, используя все возможности и проявляя уверенность в своих действиях.
Результат в работе зависит от множества воздействий, включая воздействия, лежащие вне сферы деятельности работника и даже не зависящие от организации. Таким образом, владение работой — это не степень профессиональной компетенции, хотя и зависит от нее, а это умение выполнить работу и получить результат в организации, способность учитывать и влиять на факторы, оказывающие воздействие на результат. «Невладение» работой означает, что случайности начинают препятствовать достижению результата, и работник не может быть уверенным в его получении, не знает и не контролирует, происходящие вокруг него и его работы, процессы. Он находит причины и доводы в оправдание низкого результата.
Умение достичь результата в работе, согласно «теории ожидания» В. Врума, способствует возникновению внутренней мотивации, а вознаграждение за результат является внешней мотивацией. Если работник видит результат своих действий, то это вызывает интерес к деятельности. Механизм и последовательность возникновения мотивации при владении работой следующий:
Ожидание результата приводит к проявлению мотивации в действиях.
Выполняя работу, работник получает результат.
Полученный результат работник сравнивает с запланированным.
Получение ожидаемого результата вызывает ощущение своих возможностей.
Ощущение собственных возможностей приводит к новым действиям.
Мотивирующая сила представляет собой предвосхищение результата благодаря способности работника получить в работе ожидаемый результат.
Для того чтобы работник владел своей работой, получал запланированный результат, и при этом сохранил возникающий к работе интерес, необходимо соблюдение трех условий:
Работник должен владеть процессом выполнения работы, процессом, в котором создается результат. Владение процессом подразумевает контроль и воздействие на процессы, непосредственно связанные с работой, и процессы, которые могут влиять на ее выполнение, то есть владениеситуацией. Работник, хорошо выполняющий свою работу, подобен отлаженному механизму, в работу которого могут вмешаться не связанные с работой силы и сорвать получение результата.
Для предотвращения случайности и срывов в работе работник должен уметь решать возникающие в работе проблемы, а также, по возможности, предвидеть их появление и выполнять упреждающие действия по предотвращению новых проблем. Но в этом случае работник будет перегружен работой, пытаясь ее выполнить, контролировать окружающую ситуацию, устранять возникающие проблемы, да еще пытаться предотвратить новые. Такое выполнение работы далеко от состояния преодоления или «потока», присущего интринсивной мотивации, поэтому необходимо третье условие.
Работник должен выполнять работу легко, чтобы не потерять интереса к работе от возникающего излишнего напряжения и усталости. Легкость выполнения — важный показатель состояния работника для сохранения его внимания на результате и процессе выполнения работы. Приложение сверхусилий или дополнительные затраты времени говорят, что работник не владеет своей работой и не справляется с ней. Если работнику не нравится работа, он начинает избегать ее выполнения, работа делается дольше и требует больших затрат со стороны работника. Для тех, кто с удовольствием и интересом берется за работу и выполняет ее, не откладывая доводит начатое до результата, работа будет восприниматься как более легкая.
Предложенные выше три условия владения работой можно выразить через пять факторов содержания работы, которые отражают способность и умение работника владеть своей работой. Наличие приведенных выше трех условий для владения работой и получения результата в работе раскрывается в восприятии этих пяти факторов содержания работы. К ним относятся: владение началом работы, владение процессом выполнения работы, владение завершением работы, решаемые в работе проблемы и легкость выполнения работы. Первые три фактора определяют способность работника владеть всем процессом своей работы, четвертый и пятый факторы — способность решать проблемы и делать работу легкой для выполнения.
1. Владение началом работы — степень, с которой работник способен получать работу, планировать ее выполнение, определять задачи в работе, проводить подготовительные действия. Владение началом работы позволяет работнику проявлять инициативу в работе, получать лучшие результаты, поскольку качество формируется именно на подготовительном этапе, чувствовать себя инициатором действий и работы. Владение началом работы отличается от приемлемости цели в том, что подразумевает способность работника инициировать действия и проводить подготовительную работу, а приемлемость — соответствие цели работы личным целям работника и его способности влиять на постановку целей в работе. Владение началом работы больше относится к возможностям и умениям работника, а приемлемость — к целям и желаниям.
Пример. Работник по техобслуживанию оборудования будет больше владеть началом работы и будет больше уверен в результате, если будет сам определять время и объем работ по обслуживанию, самостоятельно подготавливать необходимый инструмент и расходный материал, предварительно знакомиться с технологической картой обслуживания и ремонта, чем работник, который только выполняет технологические операции и не участвует в их подготовке и планировании.
2. Владение процессом выполнения работы — степень, с которой работник владеет процессом выполнения работы, действиями по ее выполнению, технологией, оборудованием, материалами и может взаимодействовать с другими работниками по работе. Владение процессом выполнения работы позволяет работнику проявить свои профессиональные навыки и умения, влиять на получаемые в работе результаты и время выполнения работы. На этапе осуществления действий по выполнению работы проявляются мотивационные характеристики деятельности — усилия, старание, настойчивость, добросовестность и направленность. На процесс выполнения работы, как правило, затрачивается основное время, на этом же этапе возникают проблемы и необходимость в их решении, происходит мотивация самим процессом работы и ее выполнением. На этом же этапе накапливается усталость работника, связанная с трудоемкостью действий, напряженностью внимания и эмоциональной нагрузкой.
Пример. Программист, который пишет программы быстро, свободно добавляет в них новые функции, расширяет их возможности, используя новинки программного обеспечения, будет больше владеть процессом выполнения работы, чем программист, сделавший тот же объем работ, но не использующий новые возможности программного обеспечения.
3. Владение завершением работы — степень, с которой работник владеет завершением выполнения работы, способен получить результат в работе, сохранить и передать его в организации. Владение завершением работы позволяет работнику не только получить результат в работе, но и оставить ее незаконченной, чтобы закончить в удобный ему момент времени. Владение завершением работы имеет дело с качеством действий, умением не сложить ранее выполняемые действия, а преобразовать имеющийся объем выполненной работы в готовый результат. Владение завершением работы и получением результата, прежде всего связаны с предвосхищением результата работы и его получением независимо от воздействия на работу со стороны организации, внешней среды и других сил.
Пример. Для хирурга, делающего операцию, владение завершением работы будет означать, что по окончании операции он может определенно сказать о результате проведенной операции и сделать прогноз дальнейшего состояния пациента.
4. Решение проблем в работе — степень, в которой работа связана с выполнением ряда действий по решению возникающих при ее выполнении проблем. Решение возникающих проблем необходимо для обеспечения получения намеченного результата. Решаемые в работе проблемы показывают не только владение самим процессом работы, но и всей ситуацией, связанной с выполняемой в организации работой. Если работник не решает в работе все возникающие проблемы, а ставит достижимые без каких-либо проблем цели, значит он не использует в полной мере свои возможности в работе, что свидетельствует о низкой мотивации работой. Преодолеваемые в работе проблемы, наоборот, свидетельствуют о наличии внутренней мотивации, направленной на получение результата.
Пример. Специалист отдела маркетинга, выполняющий работу по формированию ценовой политики, разрешил возникшие перед ним проблемы, связанные с анализом рынка, что говорит о его высокой степени владения работой по сравнению с другим работником, который избегал вопросов, связанных с анализом рынка, в связи с возможными проблемами, что может в итоге повлиять на результат работы.
5. Легкость выполнения работы — степень, с которой выполнение работы и получение результата не связано с усталостью, напряжением внимания и эмоциональной нагрузкой работника. Легкость в работе обеспечивается навыком работника выполнять работу, пользуясь приемами и методами ее выполнения, умением выявлять и решать возникающие проблемы, что способствует достижению намеченного результата и внутренней мотивации работой. Легкость выполнения работы является прямой противоположностью трудоемкости действий, связанных с ее выполнением. Трудности, усталость, ослабление внимания, увеличение ошибок связаны с невладением работника выполняемой работой, что приводит к неудовлетворенности работой. Для возникновения мотивации работой работник должен уметь работать, т. е. владеть работой так, чтобы не приходилось принуждать себя. По словам Г. Форда «Ничто действительно нас интересующее не может быть для нас трудным».
Пример. Для преподавателя легкость работы будет заключаться в знании материала, основ педагогики, приемов и методов преподавания конкретного предмета, в знании интересов и потребностей студентов. В этом случае, преподаватель может сконцентрировать внимание на получаемом результате — знаниях и умениях студентов, а не только на собственных действиях или учебном материале.
***
Таким образом, приведенные в концепции владения работой три основных условия деятельности: владение процессом работы, решение возникающих проблем и легкость выполнения работы оказывают воздействия и соответствуют внутреннему состоянию работника, его восприятию собственного владения работой и себя в работе, а также умению получить в работе необходимый результат.
Перечисленные выше пять факторов содержания работы раскрывают восприятие работником своей деятельности при выполнении работы.
***
Работа — это деятельность, направленная на получение результата. Рассмотрим характеристики работы, наличие которых повышает мотивацию работника, вызывает у него интерес к процессу ее выполнения и стремление к достижению лучших результатов.
Согласно теории мотивации Р. Хакмана, для того, чтобы работа мотивировала работника, она должна давать ему информацию об уровне выполнения работы, ощущение ответственности и чувства значимости выполняемой работы. Эти три внутренних состояния человека вызываются содержанием работы, а именно, следующими характеристиками:
Разнообразие — работа должна требовать от работника использования различных знаний и навыков, поэтому задания должны различаться между собой.
Законченность — работа должна представлять завершенный цикл действия, приводить к видимому результату.
Значимость — работа должна показывать, как результат ее выполнения влияет на жизнь и благосостояние других людей.
Автономность — работа должна обеспечивать необходимую свободу и независимость в действиях при ее выполнении.
Обратная связь от работы — работа должна обеспечивать работника ясной и понятной информацией об уровне ее выполнения.
Все вышеперечисленные характеристики вызывают у человека интерес к работе и направленность его действий на достижение лучших результатов.
Согласно теории активации В. Скотта, результативность выполнения человеком своей работы зависит от уровня его активации — внешнего стимулирующего воздействия. Активация, в свою очередь, зависит от силы воздействия, ее изменения во времени и от количества воздействий. Этим внешним активирующим воздействиям, сопровождающим выполнение работы, соответствуют следующие пять характеристик:
Сложность работы — взаимосвязь действий и задач, которые необходимо выполнить по работе.
Новизна работы — обновление содержания работы во времени.
Неожиданность в работе — непредсказуемость появления работы и получаемого результата.
Неопределенность в работе — не определено, что, где, когда и с кем делать.
Конфликтность в работе — наличие противоречий и взаимоисключающих действий.
Перечисленные характеристики оказывают активирующее воздействие на работника и являются естественными мотиваторами. Наличие десяти вышеперечисленных характеристик вызывает у работника интерес к процессу выполнения работы и ее результату, без дополнительных воздействий извне со стороны руководителя. Работник, в этом случае, проявит в своей деятельности качества, необходимые для выполнения работы.