Олеся Комарова
Можно сказать без преувеличения, что сам по себе Московский край - это один большой музей. На его территории находятся древние города, сохранившие постройки и облик давно ушедших времен, множество дворянских усадеб, огромное количество церквей и крупных монастырей. Богатая история столичного региона, отмеченная крупными событиями и выдающимися именами, создает благотворные условия для возникновения и развития многочисленных музеев. По количеству музеев Московская область уступает лишь только столице.
Музеи Подмосковья ежегодно посещают не менее миллиона человек. В фондах подмосковных музеев собраны значительные коллекции самых разных видов, начиная от археологических и этнографических и заканчивая живописными полотнами выдающихся художников России и Западной Европы. В общей сложности, в музеях Подмосковья находится более миллиона единиц хранения.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МУЗЕЕВ
Возникновение музеев на территории Московского края относится к концу 19 века. Одним из первых в 1894 году открылся Государственный дом-музей П.И. Чайковского в Клину. Инициатором создания дома-музея стал младший брат Петра Ильича - Модест и его друг Алексей Софонов. Спустя пять лет, благодаря С.Д. Шереметеву, в усадьбе Остафьево открылся музей А.С. Пушкина. Рубеж 19-20 столетий примечателен массовым интересом местной общественности к собственной истории. Результатом этого всплеска стала активная краеведческая деятельность представителей интеллигенции, земских учреждений. Среди них было и немало известных ученых, крупных историков. Так, благодаря усилиям профессора Московского университета Н.Ю. Зографа, в подмосковной Рузе был создан Музей народного быта. В 1911 году открылся музей в Егорьевске, в известном центре русского старообрядчества, а деньги на его устройство выделил купец первой гильдии М.Н. Бардыгин. Примерно тогда же земство Зарайска организовало Сельскохозяйственный музей. Значительную роль в создании и становлении краеведческого музея в подмосковном Дмитрове сыграл будущий историк, академик М.Н. Тихомиров. Огромный вклад в сохранение русской усадьбы внес талантливый краевед В.В. Загура.
ДВОРЯНСКИЕ ГНЕЗДА
В Подмосковье сохранилось много замечательных памятников дворянской усадебной культуры 18-19 веков. Усадебная культура многообразна. Она синтезирует разнородные культурные установки -просвещенческие идеалы помещика, крестьянские традиции, различные сферы культуры: архитектуру и садово-парковое искусство, литературу и музыку, театр и живопись. Все это составляло «поэзию усадебной культуры».
Кусково - самая любимая народом сохранившаяся дворянская усадьба Москвы. Музей-усадьба Кусково - один из самых интересных, самых посещаемых музеев. Посещение Кусково надо сделать обязательным для изучающих курс "Дизайн интерьера" и курс "Ландшафтный дизайн". По приезде в Париж Баженов отправляется к приятелю Валлен-Деламота архитектору Шарлю де Вайи - одному из сорока "бессмертных", т.е. членов Французской академии. В его мастерской Василию предстоит провести полтора года. Баженов сразу оценил масштаб архитектурного и педагогического таланта своего наставника. "Мой же учитель, -писал он позднее, - столь был там велик, что я еще до нево во многом доитить не мог и поныне... " Позднее Екатерина II приглашала де Вайи возглавить Санкт-Петербургскую академию архитектуры, но зодчий отказался, не желая покидать Францию. И все же в России строили по его проектам (он присылал их из Франции) -например, дворец в Кусково -усадьбе графа Шереметева.
"Кусково" - усадьба XVIII века, служившая летней резиденцией графам Шереметевым, была построена для пышных приемов гостей, театрализованных представлений и гуляний. До наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, среди которых дворец, Большая каменная оранжерея, старинная церковь... Одной из главных достопримечательностей усадьбы является прекрасно сохранившийся французский парк со скульптурами и прудами. В "Кусково" находится одна из крупнейших в мире коллекция керамики и стекла различных стран - от античности до современности. Чтобы осмотреть все достопримечательности "Кусково", понадобится не один день. Ведь только один дворец насчитывает около 20 комнат, неповторимых по своему убранству. Обязательно прогуляйтесь по красивейшему парку с прекрасно сохранившимися скульптурами. А если останутся силы, загляните хотя бы в некоторые из многочисленных павильонов.
Особым великолепием обладает усадьба Архангельское. Ее основание относится к 1660-м годам, когда им владел Я.Н.Одоевский. С 1681 по 1703 год усадьба принадлежала М.Я. Черкасскому. Далее перешла Голицыным, владевшим Архангельским до 1810 года. А затем ее купил Н.Б. Юсупов. Существующий ансамбль был заложен еще Н.А.Голицыным в 1780-х годах, но наибольшего расцвета усадьба достигла при Н.Б. Юсупове, который после разгрома Архангельского французами в 1812 году для ее восстановления привлек выдающихся архитекторов своего времени, многие здания подверглись коренной реконструкции и стилевой переработке.
Дворец Архангельского сооружен в 1780-1790-х гг. по проекту де Герна. После войны 1812 года С.П. Мельников вновь поставил бельведер, изменил некоторые детали фасада. В 1815 году надстроил флигели, а через два года по его проекту были возведены парадные ворота, завершившие формирование парадного двора. Парадные залы в 1820-х были отделаны по проекту Тюрина. С 1813-го в строительстве Архангельского участвовал архитектор И.Я. Жуков. Парк Архангельского -выдающийся образец ландшафтной архитектуры. Перед южным фасадом по проекту Д. Тромбаро созданы три искусственные террасы. На их мраморных балюстрадах размещены статуи и бюсты античных героев и философов.
Усадебные дома зачастую напоминали дворцы и скорее всего предназначались не для жилья, а для хранения собранных коллекций произведений искусств, картин великих художников, уникальной мебели и предметов интерьера - всего того, что со временем составит гордость и славу многих наших отечественных музеев. А какими библиотеками обладали владельцы усадьбы! Например, 24 тысячи книг из усадьбы Архангельское стали основой при формировании фондов Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина - ныне Российская государственная библиотека.
Неповторимый колорит в облик Москвы и всего Подмосковья добавляет Царицыно. В прошлом году этот парковый ансамбль вновь открылся после реконструкции для посещения всех жителей и гостей нашей столицы. Причудливые мостики со скульптурами, озеро с плавающими уточками, фигурный мост, сам дворец и его многочисленные постройки - все привлекает взгляд. Необыкновенной красоты поющий световой фонтан, возле которого особенно многолюдно: все стремятся бросить в него монетку, а молодожены сфотографироваться. Расположен фонтан на острове, чтобы попасть к нему, надо пройти по ажурным изящным мостам. Стоит остановиться перед Малым Екатерининским дворцом, главная его цель - гимн Екатерине II. Средний дворец, называемый сегодня Оперным домом за прекрасную акустику, предназначался для баллов и официальных приемов. Чуть поодаль расположены Кавалерские корпуса. В строительстве Большого дворца принимали участие в разное время два талантливых архитектора: Василий Баженов и Михаил Казаков, поэтому он так по своему стилю отличается от остальных построек. Дворец, построенный В. Баженовым, не понравился императрице Екатерине II, и она приказала снести его. О прежнем дворце сейчас напоминают только руины фундамента и зарисовки мастера. Работы по возведению нового дворца были поручены затем М. Казакову. Десять лет возводился дворец, за это время императрица умерла, так и не увидев работу мастера. Зато мы теперь в полной мере можем оценить гениальную задумку архитектора. Как дань потомков этим великим людям в Царицыно открыт памятник В. Баженову и М. Казакову.
Список литературы
Рошальский вестник Ж 36 (660870) 12 сентября 2009