Галина Григорьевна Kopoбoвa, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой банковского дела Саратовского государственного социально-экономического университета.
Основная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Рассмотрим основные виды факторинговых операций: факторинг с финансированием и без финансирования; открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг; без права регресса и с правом регресса; внутренний и международный и т.д.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является его определение как комиссионно-посреднической и кредитной операции. Термин «факторинг» — от английского factor (агент, посредник, маклер).
В факторинговых операциях действуют три стороны:
факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
клиент (кредитор, поставщик товара);
предприятие (фирма) — потребитель товара.
Основная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:
факторинг с финансированием и без финансирования;
открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
без права регресса и с правом регресса;
внутренний и международный и т.д.
При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.
Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и возмещаются поставщику в дальнейшем в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, так как позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа и продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи.
За свои услуги фактор-посредник получает комиссионные за инкассацию счетов (обычно это 0, 75-3% стоимости сделки), процент по факторинговому кредиту, который взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.
Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающихся в пользу клиента платежей в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.
Открытый факторинг — это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии и расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора.
При закрытом, или конфиденциальном факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.
Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.
В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике факторинг с правом регресса применяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.
Различают факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателем (например, всех покупателей в определенной стране).
В договоре фиксируются обязанности сторон. Со стороны фактора-посредника — это своевременная оплата переуступленных ему долговых обязательств, своевременная информация клиента о состоянии расчетов с плательщиками или возможности появления затруднений с определенными плательщиками. Поставщик, в свою очередь, обязан предоставлять банку всю документацию о поставках товаров (оказании услуг), включая документы, подтверждающие, что клиент принял товары (услуги); предоставление банку сведений о неблагоприятных изменениях, происшедших с плательщиками, могущих изменить степень риска факторинговых операций банка; участие вместе с банком в рассмотрении дел в арбитраже.
Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента. Получив заявку поставщика, факторинговая компания или банк проводят такую же предварительную работу, как при выдаче обычного кредита. При этом оценивается кредитоспособность клиента, сфера его деятельности, виды выпускаемой продукции и возможности ее реализации, структура и длительность дебиторской задолженности, платежеспособность основных покупателей и т.д. При положительном решении фактор-посредник заключает с клиентом договор. В договоре может предусматриваться как рядовое кредитование клиента, так и обязательство по кредитованию продаж клиента в течение определенного периода. В последнем случае устанавливается лимит кредитования. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой компании имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями.
Как правило, на факторинговое обслуживание не принимаются предприятия и организации:
с большим числом дебиторов, задолженность каждого их которых выражается небольшой суммой;
занимающиеся спекулятивным бизнесом;
производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;
работающие субподрядчиками (строительные и другие фирмы);
реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции;
практикующие бартерные сделки.
Факторинговые операции не проводятся также в отношении долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий, долговых обязательств физических лиц или требований к бюджетным организациям.
Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги: ведут бухгалтерский учет дебиторской задолженности; осуществляют консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров; осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание.
В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов и его называют конвенционным. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить свой штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, поскольку такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.
Правовой основой взаимоотношений фактора-посредника с клиентом является договор, в котором указываются:
реквизиты переуступаемых платежных требований;
доли суммы платежей поставщику от суммы переуступаемых платежных требований;
порядок совершения операции;
лимиты на операции;
размер комиссионного вознаграждения;
условия расторжения договора;
ответственность сторон в случае невыполнения обязательств;
вид факторинга (открытый или конфиденциальный);
наличие или отсутствие права регресса;
сведения о покупателях, требования к которым переуступаются;
размер платы за проведение операций;
виды услуг, дополнительно оказываемых поставщику;
предельные сроки платежей;
меры, которые будут приниматься для взыскания платежа с неаккуратного плательщика;
срок действия договора.