Марынкина М.Н.
Современная жизнь предъявляет высокие требования не только к взрослым людям, но и к маленьким детям. Для того чтобы ребенок был успешен в обучении, ему еще до школы необходимо многому научится. Один из видов работы с детьми дошкольного возраста — рисование, помогающее подготовиться к письму, черчению. Письменная деятельность берет свое начало в детских рисунках — в графической деятельности. И, несмотря на то, что занятия проводятся регулярно, большое количество школьников (и не только первоклассников) испытывают трудности при письме. По данным зарубежных и отечественных психологических исследований, около 80- трудностей в обучении связано с нарушением графической деятельности.
Графическая деятельность — исполнительный компонент художественной деятельности [Комарова Т.С.]. В данной работе под графической деятельностью понимается деятельность, направленная на графическое воспроизведение предметов и геометрических объектов.
Анализ литературы, посвященный проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление связывается разными авторами со сформированностью разных компонентов.
Первая группа исследователей (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов) обращает внимание на сформированность моторных навыков.
Вторая группа (И.С. Якиманская и др.) определяет развитие графической деятельности в зависимости от уровня развития пространственных представлений.
Третья группа (Frostig) считает, что развитие графической деятельности связано с развитием компонентов зрительного восприятия.
В исследовании была предпринята попытка определить компонент, являющийся базовым для развития графической деятельности и методики, наиболее информативно презентующие развитие графической деятельности. Анализ информативности методик заключался в сопоставлении полученных с их помощью данных, свидетельствующих о наличии у детей тех или иных трудностях графической деятельности на различных возрастных ступенях.
Для диагностики сформированности графической деятельности были использованы следующие методики: Тест зрительного восприятия М. Frostig и его адаптированный вариант: методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 — 7,5 лет М. Безруких, Л. Морозовой; Методика «Геометрические рисунки» (стимульный материал Векслера); Рисунок человека; Графомоторная проба «заборчик»; Трехмерный объект «Дом» (Хомская); Трехмерный объект «Стол»; Фигура Рэя-Тейлора; Фигура Рэя.
В исследовании приняло участие 81 детей посещавших старшую и подготовительную группы я/с Ж 1510 г. Москвы.
Использование разных методик на одних и тех же детях показало различные результаты.
При исследовании зрительно-моторного компонента ГД наиболее информативной оказалась методика «Геометрические фигуры» (стимульный материал Векслера), поскольку отличалась большим разнообразием заданий и не содержала в себе вспомогательных элементов (ограничительных линий и точек, готовых изображений).
Сформированность восприятия фигуро-фоновых отношений и константности наиболее полно выявлялись специальным субтестом методики Frostig, содержащим разнообразные задания, направленные на исследование этих особенностей.
Развитие восприятия положения фигур в пространстве одинаково хорошо выявили оба варианта методики Frostig.
Высоко информативны в выявлении особенностей развития пространственных отношений методика «Геометрические фигуры» и соответствующий субтест Frostig, благодаря включению в задания самостоятельного планирования действий в отношении использования пространства листа.
Результаты, полученные в результате проведенного обследования, показали различия в сформированности компонентов графической деятельности у детей дошкольного возраста. Детей, испытывающих трудности в заданиях:
на зрительно-моторную координацию (З-М) — 59,25%
на выделение фигуры из фона (ФФ) — 37%
на константность восприятия (К) — 45,67%
на восприятие положение в пространстве (ПП) — 34,56%
на пространственную ориентацию (ПО) — 25,92%
Дети 4,5 — 7,0 лет испытывают затруднения по всем составляющим ГД. Из-за несформированности отдельных компонентов успешность ГД находится на низком уровне, ситуация неуспеха снижает мотивацию к графической деятельности. При выполнении заданий дети непоследовательны и торопливы; не умеют работать с образцом, не уделяют ему необходимого внимания.
На успешность графической деятельности влияет уровень развития компонентов зрительного восприятия. Трудности графической деятельности возникают при нарушении даже одного компонента из этого комплекса. Несформированность зрительно-моторного компонента восприятия больше, чем всех остальных компонентов, отражается на успешности ГД. Соответственно, развитие именно этого компонента оказывается наиболее важной для успешности ГД.