Присутствие в недрах земли больших запасов газа под высоким давлением — одно из непременных условий для образования грязевого вулканизма. Поэтому области распространения этого природного явления обычно совпадают с наиболее нефтегазоносными бассейнами. В районе Южно-Каспийской впадины и по ее берегам сконцентрирована почти половина всех грязевых вулканов мира. Более тридцати из них находятся в Западном Туркменистане.
Прерывистая цепь вулканических сопок начинается на юге Туркмении у поселка Эсенгулы и заканчивается на шельфовой части Каспия у полуострова Хазар (Челекен). Многие из этих вулканов — настоящие геологические памятники природы мирового масштаба. И каждый достоин отдельного разговора.
Начнем прогулку с южной части грязевулканической области. Здесь, в Кеймир-Чекишлярском районе, одним из наиболее активных и значительных по своим размерам является вулкан Акпатлавук. Действующий кратер представляет собой крупную возвышенность высотой около восьмидесяти метров с неровными, будто разорванными краями. На вершине вулканической сопки — живописные купольные поднятия. Они были образованы неоднократными мощными извержениями грязи и затем разбиты стремительно спускающимися потоками. В центре этого купола разлито широкое, диаметром около ста пятидесяти метров, кратерное озеро с действующими газогрязевыми источниками.
Немного севернее, в районе поселка Чекишляр, находится другой природный уникум — «кочевой вулкан». Такое прозвище объясняется просто: в 2006 году этот вулкан был островным и возвышался над морем примерно в двухстах метрах от берега. А в этом году он оказался на суше, и теперь Каспий омывает его западные склоны, окаймляющие удивительный, идеально круглый кратер диаметром шестьдесят метров.
В жерле вулкана, на несколько метров ниже краев сопки, — другая загадка Чекишляра. Здесь образовалось озеро, вода которого имеет необычный желтовато-зеленовато-охристый цвет. В других кратерных озерах такого не наблюдалось.
Дальше на север над песчаной равниной возвышается один из самых крупных действующих вулканов восточного берега Каспия — Геоктаплавлук. Выглядит это творение природы необычно: Геоктаплавлук весь покрыт глубокими морщинами, его склоны изрезаны эрозионными желобами, оврагами, образованными стекающими с купола ручьями сильно загазованной и вспененной грязи.
Поднимающиеся в центре кратера струи равномерно раздвигают грязевые массы от центра к краям и тем самым создают радиально расходящиеся круговые волны, которые разрушают берега, образуя идеальный круг. При извержении грязь поднимается на высоту одного — двух метров. Впрочем, по словам очевидцев, бывают и более мощные выбросы.
В 1957 году в районе вулкана Геоктаплавлук было открыто газо-нефтяное месторождение. При бурении одной из скважин выяснилось, что миллионы лет назад здесь располагался древний вулкан — Экерем. Сегодня на месте этого погребенного вулкана можно наблюдать факелы горящего из скважин газа…
Далее цепочка грязевых вулканов изгибается к востоку. На этом участке расположены древние вулканы Камышлыджа и Гограныдаг. Особенно внушительны размеры последнего. К тому же этот вулкан «двугорбый», то есть имеет вид двухконусной сопки. Судя по названию, которое дословно означает «выросшая гора», его мощные извержения происходили в недалеком прошлом. А деятельность его продолжалась несколько миллионов лет…
Масса грязевой брекчии разлилась многокилометровыми потоками вокруг вулкана Гограныдаг, остались и следы бывшего огромного кратера. Продукты извержения пропитаны нефтью, на этом месте сильно ощущается запах йода. Кстати, эти признаки послужили основанием для разведочного бурения, что привело к открытию здесь месторождений нефти и йодобромных вод.
Итак, цепь проявлений грязевого вулканизма сворачивает к своей самой крайней восточной точке — структуре Боядаг, который находится в нескольких километрах к юго-востоку от Кумдага. Боядаг — гора красок! Этот древний вулкан — один из самых больших вулканов в Прибалханском районе. В настоящее время он представляет собой крупную возвышенность длиной более двадцати и шириной до четырех километров.
За тысячи метров видна столбообразная вершина горы — Карабурун. Это шток окаменевшей брекчии (грязевулканической «лавы»), которая застыла всей своей массой в жерле вулкана. Породы, слагающие ее «крылья», окрашены в густые красно-бурые тона. Эта геологическая структура разбита многочисленными разрывными нарушениями. По ним с глубины и шли грязевые массы. Вблизи штока в некоторых местах еще продолжают функционировать источники горячих йодобромных вод, здесь есть также провалы с небольшими озерами, по трещинам продолжает выделяться газ с сернистым запахом.
Большое распространение на Боядаге получили киры — пропитанные нефтью пески. Летом кировые покровы растапливаются под палящими лучами солнца и дают начало нефтяным источникам. Вокруг возвышенности образовались солончаки — участки рыхлых пористых пород, пропитанных солями, постоянно поглощающих влагу и потому всегда мокрых.
Еще одно удивительное природное явление... В местах выхода термальных вод образуются натечные землистые массы гидроокислов железа ярко-красного и желто-зеленого цвета. А повсеместно на поверхности — обломки загипсованного песчаника. Из этих обломков ветер создает причудливые эоловые скульптуры, по форме напоминающие различных животных, рыб, птиц, а порой даже человека. Образцы таких «изваяний» становятся прекрасными экспонатами геологических коллекций музеев. К слову, два стенда с десятками образцов эоловых скульптур находятся в постоянной экспозиции Туркменского национального музея в Ашхабаде.
...Чем дальше мы продвигаемся на запад, тем больше барханов. Высота их огромна! Живописно выглядят многометровые песчаные холмы с волнистой рябью желтых склонов, образованной постоянно дующими ветрами. Такое впечатление, что находишься в центре Каракумов. Среди моря песков есть особенная возвышенность. Это Барса-Гельмес, что дословно переводится примерно так: «Пойдешь — не вернешься…». Здесь когда-то был древний вулкан, на его месте открыто крупное месторождение нефти.
Еще ближе к Челекену можно найти следы другого погребенного вулкана — Котурдепе. Деятельность вулканов Барса-Гельмес и Когурдепе была грандиозной. Лавовые грязевые брекчии и сопочная грязь обнаруживаются за много километров от них.
Наконец мы на Челекене! Когда пролетаешь на самолете, западная оконечность туркменской земли в этом районе представляется безжизненной равниной, а контуры полуострова выделяются в виде силуэта огромной парящей птицы или неправильного треугольника, врезавшегося в неспокойные воды Каспия. Однако ближе к земле местность преображается... Среди сыпучих барханов вырисовываются силуэты нефтяных вышек, линии электропередач, качалки нефти («богомолки», как их здесь называют), нефтепроводы, асфальтированные дороги с движущимся транспортом. И снова — огромные блюдца — кратеры грязевых вулканов.
Самыми крупными здесь являются действующие грязевые вулканы Западный Порсыгель и Розовый Порсыгель. Особой красоты пейзаж открывается при виде панорамы последнего. «Пульс» озера бьется в центре, создавая иллюзию кипения. А термальная вода действительно окрашена в розовый цвет, по-видимому, из-за большого содержания йода. По водопроводу она подается на Челекенский завод для получения высококачественного йода.
Челекенская антиклиналь (складка пластов горных пород) вся перебита тектоническими «напушениями» и внешне напоминает разбитую тарелку — паутина разломов прорезывает ее во всех направлениях. Грязевые вулканы вносят особый колорит в жизнь полуострова. На Челекене с современным вулканизмом связана не только нефть, но и металлоносные термальные воды, поднимающиеся по глубинным разломам, месторождения озокерита (горного воска) и минеральных пигментов. На Челекене происходили самые мощные извержения грязевых вулканов — особенно вулкана Алигул. Сейчас это огромное пологое поднятие высотой почти пятьдесят метров, здесь добывается нефть с глубины более двух километров.
За Челекеном цепь вулканов продолжается на мелководных участках в море. Периодически здесь возникают небольшие островки, и волны размывают их, но они образуются снова и снова…
Спокойная деятельность вулканов резко сменяется бурной. Иногда они могут «молчать» десятилетиями, а затем совершенно неожиданно «оживать» с новой силой. И прогноз таких крупных извержений затруднителен. Туркменские вулканы пока молчат, но могут пробудиться вновь. Такой сюрприз, на наш взгляд, могут преподнести Акпатлавук, Гекпатлавук и Боядаг, судя по их прошлой активности и размерам.
23 грязевых вулкана, расположенных на Апшеронском полуострове, получили статус памятника природы, там планируется создание первого заповедника этих необычных природных объектов. Грязевые вулканы Западного Туркменистана могут стать не только заповедной территорией, помогающей ученым в разрешении многих загадок геологии, но и настоящим туристическим раем.
На туркменском побережье Каспия стартует проект гостинично-санаторной турзоны «Аваза», а в грязевых источниках, как известно, можно прекрасно поправить свое здоровье. Организованный туризм к туркменским грязевым вулканам и озерам может стать достойной альтернативой даже такому чуду природы, как камчатская Долина гейзеров, которая сегодня является исчезающим природным местом, но остается настолько престижным курортом, что путевки туда покупаются по любой цене.