Илона Бoнивeлл (Ilona Boniwell), вице-президент Международной ассоциации позитивной психологии, старший преподаватель Университета восточного Лондона (University of East London).
Исследования показывают, что успешные люди знают свои возможности и ставят себе цели немного выше своего уровня, в то время как менее успешные часто не знают своих возможностей и ставят перед собой нереально высокие цели. Даже к одному и тому же занятию можно подойти по-разному, в зависимости от ваших сильных сторон. В настоящее время существуют два основных подхода к пониманию и измерению сильных сторон личности: классификация, которая была разработана Values in Action Institute, и Гэллаповский определитель сильных сторон.
Большинство людей неохотно говорят о своих сильных сторонах, а многие даже не знают, каковы они. Но важны ли вообще сильные стороны?
Часто предполагается, что люди, которые достигают большего, ставят перед собой высокие цели, в то время как те, кто менее успешен, ставят перед собой скромные цели. Однако исследования показывают, что успешные люди знают свои возможности и ставят себе цели немного выше своего уровня, в то время как менее успешные часто не знают своих возможностей и ставят перед собой нереально высокие цели. В сущности, наиболее успешные люди строят личную жизнь и карьеру на своих талантах и сильных сторонах. Они умеют распознать свои таланты и развивают их. Они находят роли, которые им больше всего подходят, и придумывают способы применения своих талантов в жизни. Что же касается слабых сторон, они скорее держат их под контролем, чем развивают их.
Результаты межкультурного сопоставления ценности сильных сторон личности свидетельствуют о том, что знание своих сильных качеств и их развитие:
вырабатывает целостное видение жизни и ее перспектив;
порождает оптимизм; дает чувство направления;
помогает развить уверенность в себе;
создает ощущение витальности;
приносит чувство реализованности;
помогает достичь своих целей.
В настоящее время существуют два основных подхода к пониманию и измерению сильных сторон личности:
Классификация достоинств и добродетелей (VIA Classification of Strengths and Virtues), разработанная Values in Action Institute.
Гэллаповский определитель сильных сторон (Gallup Strengths Finder).
1. Классификация достоинств и добродетелей
Эта классификация, созданная в 2001 году Кристофером Петерсоном и Мартином Селигманом, двумя лидерами движения позитивной психологии, основывается на следующих допущениях:
Сильные сторон человека не являются вторичными по отношению к его слабым сторонам, иллюзорными или эпифеноменальными (производными от чего-то другого).
Мы можем описать сильные стороны человека с научной точки зрения.
Сильные стороны — это то, чем люди отличаются друг от друга.
Сильные стороны человека похожи на черты характера, но на них могут влиять факторы, относящиеся к окружающей среде.
Сначала Петерсон и Селигман попытались установить все возможные сильные стороны самыми разными способами, а именно: путем мозгового штурма с участием ведущих ученых, в дискуссиях с участниками психологических конференций, изучая психологическую, философскую и другую литературу, описывающую хороший характер.
Затем, столкнувшись с сотнями кандидатур на звание сильной стороны личности, они применили ряд критериев для отбора наших главных достоинств.
Достоинство человека способствует появлению у него самого и у тех, кто его окружает, ощущения, что он живет правильной жизнью.
Оно имеет моральную ценность само по себе, вне зависимости от того, ведет ли наличие этого достоинства к положительным результатам.
Проявляя наши достоинства, мы не принижаем других; скорее такие проявления могут быть им полезны, вызывая восхищение, а не зависть.
У сильной стороны не может быть антипода, который бы тоже считался чем-то хорошим.
То, в чем человек силен, должно проявляться в его поведении, мыслях, чувствах и действиях, должно распространяться на разные ситуации и моменты времени.
Этот процесс завершился определением 24 сильных сторон характера, то есть механизмов, позволяющих нам достичь добродетелей (которые считаются ключевыми универсальными свойствами и которым придавали особое значение философы и религиозные мыслители). Итак, сильные стороны можно объединить в шесть таких добродетелей:
мудрость — эта добродетель объединяет сильные стороны, связанные с получением и использованием знания;
мужество — группа человеческих достоинств, касающихся проявления воли для достижения цели в условиях внешнего или внутреннего сопротивления;
любовь, гуманность — межличностные сильные стороны;
справедливость — гражданские сильные стороны;
умеренность — эти сильные стороны защищают нас от невоздержанности;
трансцендентность — эти сильные стороны соединяют нас со Вселенной.
VIA различает сильные стороны человека и таланты. Хотя это различие не очень четкое, таланты считаются в большей степени врожденными и менее произвольными. VIA также утверждает, что сильные стороны ценятся в морали разных культур, а таланты внеположны морали. Более того, таланты не так хорошо поддаются развитию, как сильные стороны (маловероятно, что высможете улучшить вашу подачу или скорость бега так же существенно, как бесстрашие, оптимизм и др.). Человек может растрачивать свой талант или зарыть его в землю, но было бы довольно странно слышать, что кто-то ничего не делает, к примеру, со своей благодарностью.
Таблица 1 суммирует достоинства и добродетели в соответствии с VIA. Распределение достоинств по категориям кажется, однако, достаточно произвольным. «Умение прощать», которое сейчас находится в «умеренности», возможно, было бы уместнее в «справедливости». Благодарность, чувство юмора и понимание красоты кажутся слабо связанными с трансцендентностью. Действительно, не похоже, чтобы соотношение сильных сторон и добродетелей было закреплено раз и навсегда. Например, «энергия» между 2001 (когда классификация была разработана) и 2004 годами была перенесена из трансцендентности в мужество.
Таблица 1. Сильные стороны и добродетели согласно VIA
Мудрость и знание | |
Любопытство и интерес к миру (интересоваться разными вещами) Любовь к учению (увеличивать знания ради них самих) Широта видения, мудрость (видеть общую картину, считаться мудрым) |
Творчество, изобретательность, оригинальность (умение находить новые способы что-то делать, здравый смысл) Непредвзятость, критическое мышление (думать рационально, уметь выносить правильные суждения) |
Мужество | |
Отвага, бесстрашие (оказывать сопротивление, преодолевать страх) Настойчивость, упорство, усердие (заканчивать начатое, не отвлекаться) |
Цельность, подлинность, честность (сдерживать обещания, быть искренним и открытым) Энтузиазм, витальность, драйв (жить полной жизнью, обладать энергией) |
Любовь и гуманность | |
Способность любить и быть любимым(-ой) (ценить и иметь близкие любовные отношения) Доброта, щедрость (помогать другим, проявлять сочувствие, заботу) |
Социальный интеллект, личностный интеллект, эмоциональный интеллект (понимать, что чувствуют люди, отдавать себе отчет в собственных чувствах, комфортно чувствовать себя с другими) |
Справедливость | |
Гражданская позиция, командный дух, лояльность (хорошо работать в группе) Лидерские качества (организовывать и мотивировать других людей) |
Честность, беспристрастность (относиться к людям одинаково, не дискриминировать их в силу собственных предубеждений) |
Умеренность | |
Самоконтроль, саморегулирование (контроль над эмоциями, дисциплина) Благоразумие, осторожность (избегать опасности, делать тщательный выбор) |
Смирение, скромность (осознание своего места в мироздании) Прощение, милосердие (прощать и забывать отношение и поведение) |
Трансцендентность | |
Умение ценить красоту и совершенство (создавать их и/или вдохновляться, возвышаться в их присутствии) Духовность, чувство смысла, вера, призвание в жизни, развивать согласованные представления о высшем смысле) |
Надежда, оптимизм, нацеленность в будущее (считать стакан наполовину полным, строить планы на будущее) Благодарность (благодарить людей, считать, что тебе (иметь повезло) Юмор, веселость (вызывать смех и улыбки, работать весело) |
Одной из главных целей позитивной психологии можно считать помощь людям в определении своих фирменных достоинств. Фирменные достоинства — те, что соотносятся с вашим настоящим «я» и вы чувствуете радостное возбуждение, когда обнаруживаете и используете их. Человек быстро достигает очень высокого уровня в том, что касается его фирменных достоинств, ему не терпится их применить, он испытывает воодушевление и внутреннюю мотивацию, используя их. Когда фирменные достоинства обнаружены, их можно применять в работе и отношениях, в играх и воспитании.
2. Гэллаповский определитель сильных сторон
Если двадцати четырех сильных сторон вам показалось мало, познакомьтесь с тридцатью четырьмя, которые были выявлены учеными из Gallup Corporation — Дональдом Клифтоном и Эдвардом Андерсеном. Они попытались понять, что помогает людям преуспевать в том, что они делают. В результате они объявили о существовании тридцати четырех самых распространенных талантов/достоинств, проявляющихся в рабочей обстановке. Однако их концепция сильных сторон человека существенно отличается от предложенной VIA.
Согласно «Определителю сильных сторон», в основе наших сильных сторон лежат таланты. Талант — это естественно возникающая модель мыслей, чувств или поведения, которую можно применить в различных областях. Это способность что-то делать. Таланты могут быть объединены в темы (группы похожих талантов). Сильная сторона человека — это способность показывать постоянные высокие результаты в данной области деятельности. Если таланты подобны «необработанным алмазам», то сильные стороны можно сравнить с уже ограненными и отшлифованными бриллиантами. Таким образом, сильные стороны возникают, когда мы отшлифовали наши таланты с помощью знаний и умений. Полностью развитые и адекватно примененные сильные стороны приводят к достижениям и выдающемуся мастерству. В основе развития и применения наших сильных сторон лежат определенные принципы:
понимать собственные таланты;
ценить свои таланты и брать на себя личную ответственность за них;
понимать свои побуждения, знать, почему делаешь что-либо (прояснение жизненных целей или задач);
устанавливать заботливые, облегчающие жизнь отношения;
не цепляться за прошлые успехи;
упражняться в своих талантах и применять сильные стороны;
разъяснять другим, что такое таланты и сильные стороны (что поможет самому понять их гораздо лучше).
Осознав свои таланты и сильные стороны, важно понять, какая работа им лучше всего соответствует. Даже к одному и тому же занятию (например, к учебе) можно подойти по-разному, в зависимости от ваших сильных сторон. Если вашей сильной стороной является гармония, то вам возможно лучше будет начать с того, с чем вы согласны, а потом двигаться дальше. Если у вас аналитический склад ума, то вы можете начать с того, чтобы выявить нюансы в аргументации, усомниться в мнениях, отказаться слепо принимать на веру написанное, после чего двигаться к формулированию взвешенных выводов.
Сильные стороны согласно исследователям из Gallup
Адаптивность (изменение себя в зависимости от требований окружающей среды, приспособление, гибкость).
Активация (энергия, чтобы взяться за дело и сделать его).
Аналитическое мышление (понимание причин и следствий, критическое мышление).
Вера (наличие глубоко укоренившихся ценностей, идей, поиск смысла жизни).
Включенность (помогать другим становиться цельными и успешными).
Воображение (креативность, оригинальность, новые идеи и концепции).
Гармония (способность находить точки соприкосновения, избегание конфликтов).
Дисциплина (организованность, умение укладываться во время, порядок и структуру).
Достижение (преследование целей, производительность, удовлетворение от достигнутого).
Значимость (большое стремление к признанию, напряженная работа).
Индивидуализация (восприятие других людей как личностей и признание их талантов, внимание к различиям).
Интеллект (умение мыслить во многих направлениях, интеллектуальные дискуссии, решения).
Информация (активное приобретение знаний, любопытство).
Исправление (признание проблем и способность их решить).
Коммуникация (объяснение, разъяснение, умение хорошо говорить).
Конкуренция (напряженная работа для достижения высокого результата, успех, желание выиграть, сравнение с другими).
Контекст (видеть исторические параллели, объективно оценить происходящее).
Максимализм (увеличение личного и группового уровня мастерства).
Обучение (получение удовольствия от процесса обучения, сосредоточенность на улучшении).
Ориентация на будущее (нацеленность на будущее, умение видеть возможности, побуждение к действию других).
Ответственность (быть тем, на кого можно положиться, много обязанностей и обязательств).
Отношения (установление близких отношении с людьми)
Позитивность (энтузиазм, оптимизм, возбуждение, стимулирование других).
Последовательность (равное отношение, справедливость озабоченность вопросами добра и зла).
Развитие (видеть потенциал в других и помогать им его развивать).
Рассудительность (принятие правильных решений, обстоятельность, рассмотрение всех вариантов).
Руководство (умение справляться с конфликтами и кризисами, способность нести ответственность).
Самоутверждение (уверенность в себе, независимость мышления).
Связность (соединение идей или событий в осмысленное целое).
Стратегия (видение плюсов и минусов, понимание ситуации в целом, разработка адекватного плана действий).
Сфокусированность (определение приоритетов, установление направления, эффективность).
Умение расположить к себе (быстрое налаживание контакта с людьми, создание групп/отношений).
Упорядочивание (организация, координация, определение правильной комбинации людей и средства).
Эмпатия (понимание других, установление отношений поддержки).
Пример обнаружения и применения ваших сильных сторон
Глядя на приведенные выше перечни, подумайте, каковы ваши фирменные сильные стороны? Вы можете это узнать, просто начисляя себе от 1 до 10 баллов за каждую из сильных сторон. Помните, что вы оцениваете не то, каким или какой бы вы хотели стать, а то, кем вы сейчас являетесь. Выберите те сильные стороны, по которым у вас больше баллов, и задайте для каждой из них еще три вопроса:
Это действительно я? Это мое?
Нравится ли мне использовать это качество?
Чувствую ли я при этом радость и прилив энергии?
Когда вы выделите свои фирменные сильные стороны, подумайте о том, как вы можете применить их в важных областях вашей жизни. Попробуйте проделать то же самое с гэллаповской классификацией и сравнить результаты.