Круглов Леонид
Конец 19 - начало 20 веков было насыщено замечательными открытиями и событиями, появлением новых поколений путешественников и ученых, которые прославили русскую науку и Россию. Имена их стали незаслуженно забываться.
Проект «Семеро смелых» - это семь экспедиций путешественника и этнографа Леонида Круглова по следам русских первооткрывателей - Александра Булатовича, Николая Миклухо-Маклая, Николая Арсеньева, Николая Пржевальского, Афанасия Никитина, Витуса Беринга и братьев Лаптевых. Леонид Круглов повторил путешествия великих русских исследователей и прошел их путь. Шесть из них уже состоялись. Сегодняшний рассказ о экспедиции по следам легендарного русского исследователя Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1847 - 1887).
Леонид рассказывает о своих экспедициях: «Все мои экспедиции проходили в регионах планеты, очень удаленных или просто изолированных от влияния «западной цивилизации». В местах, где еще сохранилась первобытная природная среда, непостижимым образом влияющая на мышление, чувства и образ жизни живущих там людей, где сама природа все еще заботится о своих «детях», а жители называют себя просто «люди».
Выбор маршрутов был довольно серьезный. Прежде всего нас интересовали путешествия, которые показывали бы широту направлений деятельности России по всему миру. Предварительно изучались дневники путешественников, из которых можно было узнать внутренний мир автора, понять, что он был за человек, создать своего рода реконструкцию его идей. Мы хотим обратить внимание и пробудить интерес современников к великим русским путешественникам, рассказать о трудностях, которые они пережили, ну, и конечно же поделиться своими впечатлениями, вынесенными из наших экспедиций.
Русский путешественник и исследователь Миклухо-Маклай за время трех своих экспедиций провел на Папуа Новой Гвинее в общей сложности около 5 лет. Напомню лишь некоторые факты его биографии. Николай Николаевич окончил курс естественных наук в Санкт-Петербургском университете. Дальнейшее образование он получил в университетах Германии. В 1866 году немецкий биолог, профессор Йенского университета Геккель взял девятнадцатилетнего студента в большое научное путешествие. Мадейра, Тенерифе, Гран Канария, остров Ланцерот, Марокко, Гибралтар, Испания, Париж - таков был маршрут первого путешествия Миклухо-Маклая. Так он стал не просто учеником, но и ассистентом профессора, которого современники называли апостолом дарвинизма. Нет сомнений в том, что Николай Николаевич находился под сильнейшим влиянием идей дарвинизма, которые вообще-то захватывали многих людей того времени.
Какие задачи решал Миклухо-Маклай? Первые его научные исследования посвящены вопросам зоологии, в частности сравнительной анатомии морских губок и мозга акул. Во время последующих путешествий (о-ва Малайского архипелага, полуостров Малакка, острова Океании, Австралия) Миклухо-Маклай также провёл ценные географические наблюдения (описания рельефа, измерение глубин моря, метеорологические наблюдения), многие из которых не утратили значения доныне.
С самого начала своей работы Миклухо-Маклай живо интересовался культурой и бытом населения посещаемых им стран.
В 1871-1872 гг. Миклухо-Маклай совершает самостоятельную экспедицию при поддержке русского географического общества и с благословления Его Императорского Величества Александра III. Миклухо-Маклай, пожалуй, был первым из европейцев серьезным исследователем Папуа Новая Гвинея. Известно, что он напрямую писал доклады императору и просил у него финансирования. Корвет «Витязь», наш государственный корабль, по личному указу императора доставил Миклухо-Маклая на берег, который впоследствии назовут его именем. Для капитана корабля и его команды затея путешественника остаться на абсолютно безлюдном берегу в одиночестве вызывала удивление. Там, в некотором отдалении виднелись первобытные деревни с голыми людьми, и было неизвестно, чего от них можно ожидать. Моряки оставили Миклухо-Маклаю не только запас провианта. Они построили ему хижину и зарыли некоторый запас оружия, чтобы в крайнем случае Миклухо-Маклаю было чем обороняться. И тут мы встречаем удивительную запись в его дневниках. Миклухо-Маклай пишет, что как только корвет «Витязь» отошел от берега, он «зарыл оружие, чтобы, не дай Бог, громкими выстрелами не напугать» его «первобытных соседей». Это очень важный момент, который свидетельствует об отличии менталитета русского путешественника от западного. Все наши завоевания земель проходили иначе, нежели завоевания новых земель, скажем, англичанами. Если мы почитаем дневники знаменитого английского путешественника Генри Мортона Стенли, открывшего Африку, то встретим там буквально следующее: «Как только какой-нибудь отряд аборигенов выходил нам навстречу и мешал дальнейшему продвижению, мы немедленно открывали огонь, и шли дальше». Как видите, поставленная задача должна была быть выполнена любыми, даже самими жестокими способами. Судя по дневникам русских путешественников, у наших колонизаторов такого отношения никогда не наблюдалось, начиная с открытий братьев Лаптевых на Севере и заканчивая походами Пржевальского в Тибет. Например, Пржевальский так и не вошел в Тибет, уступая просьбам тибетских монахов. Он проявил уважение к людям другой религии. Также и Миклухо-Маклай с большим вниманием, по-христиански относился к первобытным племенам: с терпимостью, как к детям или младшим братьям, проявляя уважение к воле другого человека, его религии, его культуре. Наши русские путешественники всегда демонстрировали именно это качество – терпимость, никогда в них не было высокомерия, превосходства над другими людьми.
Уже во время первого пребывания на берегу Папуа Новая Гвинея Миклухо-Маклай поставил себе целью выучить язык местных племен, добиться их доверия и углубленно изучить "одно из последних мест на Земле, где сохранились обычаи каменного века... где люди живут доисторическим укладом ".
А к концу этой экспедиции Маклаю удалось стать самым почитаемым человеком на побережье Папуа Новая Гвинея. Он фактически правил на большой территории, населенной несколькими племенами папуасов. Когда через полтора года за ним вернулся корвет "Витязь", Маклай вышел его приветствовать в окружении тысячи диких жителей. Он стал легендой среди папуасов. Каждая его вещь бережно хранилась, папуасы выучили многие русские слова, а его самого воспринимали как пра-предка и посланца с Луны, где и находилась, по представлениям папуасов, Россия.
Только ему одному было предложено на сходе прежде враждовавших племен построить в каждой деревне по хижине и получить там по жене. Миклухо-Маклай признавался верховным божеством и главным правителем во всех племенах побережья. Его звали ТАМО РУССО - человек из племени русских.
В 1971 году Советское Географическое Общество проводило исследования в этих, теперь уже цивилизованных местах. Имя Маклая до сих пор знают и почитают среди местного населения. Тогда же выяснилось, что русский язык эти племена как-то знали– в языке папуасов берега Маклая до сих пор есть русские слова: бык, свинья, тигр.
Сейчас берег в Папуа Новая Гвинея, на который в свое время высадился Миклухо-Маклай, представляет собой довольно цивилизованную местность – это поселки и города с современными дорогами, с цивилизацией с ее плюсами и минусами. Люди носят европейскую одежду, в которой сохранились лишь элементы традиционной культуры. В Папуа Новая Гвинея пришло христианство, здесь поработали христианские миссионеры из Голландии. Надо сказать, что папуасы довольно легко восприняли христианство, они по своей природе люди общинные, все распределяется между всеми членами общины. Но в целом центр острова так и остался в состоянии, изолированном от влияния мощных эпицентров того, что мы называем цивилизацией.
Мы же отправились в самый центр острова, в трудно проходимые джунгли, где живет первобытное племя, называющее себя короваи. Нам хотелось заново проиллюстрировать дневники Миклухо-Маклая – его рассказы о людях с невероятными традициями, пришедшими из далекой истории, когда человечество было в детском состоянии, когда среди прочих страшных обычаев был и каннибализм.
Чтобы добраться до них, сначала нужно было лететь миссионерским самолетом (в джунглях все-таки есть несколько поселков, основанных миссионерами, это – 2-4 домика и вырубленная в джунглях взлетная полоса). А дальше нужно идти вглубь острова пешком, с экспедицией, с мешками, носильщиками и проводником: в общем, все как в «Пятнадцатилетнем капитане». Вот такую полноценную экспедицию мы и снарядили. Взяли проводников из племени капкаго, которое приняло христианство всего пять лет назад и в основном живет в поселках, построенных голландцами. В этих поселках построены церковки – сарайчики с крестом, куда приходят голые люди; кто-то заходит внутрь, другие, оставаясь снаружи, прислушиваются к словам Евангелия, переведенного на их язык. Люди только начинают выходить из леса. Раньше по наблюдениям голландских миссионеров представления первобытных людей этого племени были примерно такие: у капкаго есть понимание своей племенной территории, где управляют духи, у них есть понимание дерева как высшего плодоносящего существа, есть культ предков – черепа лучших и достойных предков хранятся, мертвые общаются с живыми, и мы видим, что у племени есть понятие загробной жизни. За их собственной территорией по их пониманию находится большая вода, а за ней – страна мертвых, страна Луны. В свое время Миклухо-Маклая воспринимали как человека с Луны: люди с белой кожей для них как раз люди из мира мертвых.
Соседнее племя – короваи, их так и называют: люди, живущие на деревьях. Откуда такое определение? Дело в том, что они строят свои дома в кронах деревьев на высоте 30 метров. Это довольно шаткий шалаш с тонкими бамбуковыми перемычками, с примитивной крышей. В шалаш взбираются по бамбуковой жерди с насечками. Чтобы увидеть их быт и запечатлеть традиции, мы вынуждены были использовать альпинистское снаряжение. Оператор висел рядом, на соседнем дереве.
В Папуа у нас было примерно15 проводников, по той причине, что в каждой долине свой язык, здесь насчитывается около 150 диалектов, и часто соседние племена не понимают друг друга. Нашим проводникам часто не удавалось установить контакт с дикими племенами, потому что те не принимают новшеств извне и не хотят принимать культуру, которую несут новообращенные папуасы.
Однако они живут в единстве с природой, не беря у нее в излишке, и знают каждое дерево в лесах поименно.
Типичное устройство деревни папуасов таково: поселение имеет прямоугольную форму, в дальнем конце располагается хижина мужчин, чтобы контролировать вход в деревню. Слева расположено несколько женских домов, а справа длинное строение – кухня, где и протекает дневная жизнь племени. Кухня с постоянно горящим в ней огнем имеет для племени и символическое значение. Пока будет гореть огонь, каждый член семьи чувствует себя защищенным. Сидеть в кругу огня значит быть в безопасности. Поэтому сразу после родов женщина приносит ребенка на кухню и как бы отдает его под защиту огня.
Каждая деревня обнесена несколькими рядами ограды высотой 50 -70 см - защита от чужих вторжений, а также от животных и собственных полудиких свиней, бродящих вокруг деревни. У племени отношение к свиньям такое же, как к собственным детям. Женщины берут в дом маленьких поросят и иногда кормят их грудью. Свиньи, наверное, самая большая ценность в здешних местах – это валюта папуасов. Богат тот человек, у которого много свиней. Различают принадлежность свиней по особым надрезам на ушах.
Чтобы у вас сложилось представление о сложностях экспедиции, хочу привести одну из моих дневниковых записей: «Сегодняшний переход был вдвое длиннее, чем во все предыдущие дни. Идут вторые сутки, как мы вступили на территорию каменных короваев и сменили проводников капкаго на проводников племени короваев. На последнем привале, когда мы отдирали пиявок, налипших на нас, мой проводник Лани перевел мне слова местных: «Здесь лучше продвигаться одной группой. Не растягиваться по тропе. Не отставать и не отходить в сторону. Особенно внимательно надо себя вести начиная прямо вот с этих мест. «Мы даже не заметим, как они подойдут и обстреляют нас стрелами. Они применят маленькие стрелы. Это будет просто как укус пиявки, а вечером на привале человек умрет. Внимание и осторожность!» - по лицам видно, что они не шутят».
Миклухо-Маклая они тоже приняли сначала довольно враждебно, ведь он нарушил их территорию, построил свой дом. В его дневниках описано, как местные жители подскакивали к нему и угрожали, но он все это переносил с терпением.
Меня часто спрашивают, в чем причина успеха наших экспедиций. По-моему в сохранении русскими путешественниками той самой традиции христианского уважения к людям, к которым ты пришел. Кроме того, мы вынесли из этих путешествий одну простую истину – все люди очень похожи. Мы сидим в одной лодке, а планета маленькая и круглая.
На одном из общероссийских каналов планируется выпуск регулярной телепередачи, которая будет построена в форме видео-дневников российских путешественников, ученых и представителей самых разных профессий, которые создали увлекательные видеосюжеты об экспедициях в самые малоизученные и труднодоступные регионы планеты.