Протопресвитер Михаил Помазанский
Наименование «ангел» значит «вестник». Этим словом определяется, главным образом, их служение роду человеческому. И человечество от дней своего райского состояния знало об их существовании. Отражение этого факта видим и в других древних религиях, не только иудейской.
По изгнании из рая впавших в грех людей Херувим был поставлен с пламенным мечом охранять двери рая (Быт. 3). Авраам, посылая слугу своего к Нахору, обнадеживал его убеждением, что Господь пошлет с ним Ангела Своего и благоустроит путь его (Быт. 24, 7). Иаков видел Ангелов и во сне (в видении таинственной лестницы, на пути в Месопотамию, — Быт. 28) и наяву (на пути домой, к Исаву, когда он увидел «ополчение» Ангелов Божиих, — Быт. 32,1-2). В Псалтири много раз говорится об Ангелах (например, хвалите, Его, все Ангелы Его, — Пс. 148, 2; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих, — Пс. 90,11). Равным образом, о них читаем в книге Иова и у пророков. Пророк Исайя видел Серафимов, окружающих Престол Божий; пророк Иезекииль видел Херувимов в видении Дома Божия (Иез. 10; И с. 6). Новозаветное Откровение содержит очень много сообщений и упоминаний об Ангелах. Ангел возвестил Захарии зачатие Предтечи; Ангел возвестил Пресвятой Деве Марии рождение Спасителя и являлся во сне Иосифу; многочисленное воинство Ангелов воспело славу Рождества Христова; Ангел благовествовал пастухам рождение Спасителя, удержал Волхвов от возвращения к Ироду; Ангелы служили Иисусу Христу по искушении Его в пустыне; Ангел явился для укрепления Его в саду Гефсиманском; Ангелы возвестили мироносицам о воскресении Его, а апостолам при вознесении Его на небо о втором Его пришествии. Ангелы разрешили узы Петра и других апостолов (Деян.5,19) и одного апостола Петра (Деян 12, 7-15); Ангел явился Корнилию и преподал ему указание призвать к себе для наставления в слове Божием апостола Петра (Деан.10, 3-7); Ангел возвестил апостолу Павлу, что ему должно предстать перед кесарем (Деян. 27, 23-24). Видение Ангелов лежит в основании откровений, данных св. Иоанну Богослову, в Апокалипсисе.
ТВОРЕНИЕ АНГЕЛОВ
В Символе веры читаем: «Верую во единого Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Мир невидимый, ангельский, сотворен Богом, сотворен раньше мира видимого, При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости, — сказал Господь Иову (Иов. 38, 1). Апостол Павел пишет: ...ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли... (Кол. 1,16). Некоторые отцы Церкви в первых словах книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1,1), — разумеют под небом не физическое небо, образованное впоследствии, а небо невидимое, или жилище горних сил. Многие учителя Церкви высказывают мысль, что Бог создал Ангелов далеко прежде видимого мира (св. Амвросий, св. Иероним, св. Григорий Великий, св. Анастасий Синаит) и что при создании последнего они уже предстояли пред ликом Творца и служили Ему. Св. Григорий Богослов размышляет об этом так: «Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее, так чтобы число облагодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), — то Бог измышляет прежде всего ангельские Небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершенно Духом... Так как первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир, вещественный и видимый, или стройный состав неба и земли и того, что есть между ними». Мысли св. Григория Богослова следует и св. Иоанн Дамаскин.
ПРИРОДА АНГЕЛОВ
По своей природе Ангелы суть деятельные духи, имеющие разум, волю и знание. Они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Они — духи безплотные, и поскольку принадлежат к миру невидимому, не поддаются лицезрению нашими телесными очами. «Когда Ангелы, — наставляет св. Иоанн Дамаскин, — по воле Божьей являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком плотские могут видеть их». В повествовании книги Товита Ангел, сопровождающий Товита и его сына, сказал им о себе: все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, и только взором вашим представлялось это (Тов. 12,19).
«Впрочем, — высказывает мысль Иоанн Дамаскин, — безтелесным и невещественным называется Ангел только по сравнению с нами. Ибо в сравнении с Богом, Единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным; одно Божество всецело невещественно и безтелесно».
СТЕПЕНЬ СОВЕРШЕНСТВА АНГЕЛОВ
Ангелы — духи совершеннейшие, они превосходят человека духовными силами; однако и они, как существа тварные, носят в себе печать ограниченности. Будучи безплотными, они меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и, т. к. с быстролетностью проходят необъятные пространства, появляются там, где им нужно действовать. Однако нельзя сказать, чтобы они существовали совершенно независимо от пространства и места или были бы вездесущи. Священное Писание изображает Ангелов то сходящими с неба на землю, то восходящими с земли на небо, причем необходимо предполагается, что в одно и то же время они не могут быть и на земле, и на небе.
Ангелам принадлежит безсмертие, как об этом ясно свидетельствует и Писание, уча, что они не могут умереть (Лк. 20, 36). Однако их безсмертие не есть безсмертие божественное, т. е. самобытное и безусловное, а зависит оно, как и безсмертие человеческих душ, всецело от воли и милости Божьей. Ангелы, как духи безплотные, в высшей степени способны к внутреннему саморазвитию, их ум возвышеннее в сравнении с умом человеческим; могуществом и силою, по изъяснению апостола Петра, они превосходят все земные начальства и власти (2 Пет. 2,11). Природа Ангела выше природы человека, как это выражает псалмопевец, когда, с целью возвеличить человека, замечает, что он немного умалил его по сравнению с Ангелами (Пс. 8, 6).
Однако их высокие качества имеют свои границы. Писание указывает, что ангелы не знают глубины существа Божьего, ведомого одному Духу Божиему: Божьего никто не знает кроме Духа Божия (1 Кор. 2,11), не знают будущего, ведомого тоже одному Богу: О дни же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13,32), а также не постигают вполне тайны искупления, в которую желают проникнуть: во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1,12), и даже не знают всех помышлений человеческих (3 Нар.8, 39); наконец, они не могут сами по себе, без воли Божьей, творить чудеса: благословен Господь Бог... един творящий чудеса (Пс. 71,18).
ЧИСЛО АНГЕЛОВ. АНГЕЛЬСКИЕ СТЕПЕНИ
Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Когда пророк Даниил видел в видении Ветхого днями (Дан. 7, 9), его взору открылось, что тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7,10). Многочисленное воинство Небесное восхвалило пришествие на землю Сына Божьего (Лк.2,13).
«Представь, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с Ангелами, которых более. Их — девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца. По обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: поэтому окружающее ее небо на столько большее имеет число обитателей, сколько больше пространство; небеса небес содержат их необъятное число. Если написано, что тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7,10), — то это только потому, что большего числа пророк изречь не мог». При такой многочисленности Ангелов, естественно предполагать, что в мире Ангелов, как и в мире вещественном, есть разные степени совершенств, а потому и разные ступени, или иерархические степени, сил небесных. Так, слово Божие называет одних «Ангелами» и других «Архангелами» (1 Фес. 4,15; Иуд.1,9).
Православная Церковь, руководясь взглядами древних церковных писателей и отцов Церкви, а в частности, сочинением «О небесной иерархии», носящим имя св. Дионисия Ареопагита, разделяет ангельский мир на девять ликов, или чинов, а эти девять — на три ступени иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу, именно: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во второй, средней, иерархии: Власти, Господства, Силы. В третьей, более близкой к нам: Ангелы, Архангелы, Начала (Православное Исповедание). Исчисление девяти ликов ангельских встречаем в «Постановлениях Апостольских», у св. Игнатия Богоносца, у св. Григория Богослова, у св. Иоанна Златоуста; позднее — у св. Григория Двоеслова, св. Иоанна Дамаскина и других. Вот слова св. Григория Двоеслова: «Мы принимаем девять чинов ангельских, потому что из свидетельства слова Божия знаем об Ангелах, Архангелах, Силах, Властях, Началах, Господствах, Престолах, Херувимах и Серафимах. Так, о бытии Ангелов и Архангелов свидетельствуют почти все страницы Священного Писания; о Херувимах и Серафимах, как известно, говорят больше книги пророческие; имена еще четырех чинов исчисляет апостол Павел в Послании к Ефесянам, говоря: превыше всякого начальства, и власти, и Силы, и Господства (Еф. 1,21); и он же в Послании к Колоссянам пишет: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол. 1,16). Итак, когда к тем четырем, о которых он говорит ефесянам, т. е. к Началам, Властям, Силам и Господствам присоединим Престолы, раздельно означатся пять чинов; а когда к ним присовокупятся Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, то ясно окажется девять чинов ангельских».
И действительно, обращаясь к книгам Священного Писания, встречаем имена перечисленных девяти чинов, и более девяти не упоминается. Так, наименование Херувимов читаем в книге Бытия 3 гл., в псалмах 79 и 98, у Иезекииля главы 1 и 10; Серафимов — у Исайи, гл. 6; Сил — в посланиях к Ефесянам гл. 1 и к Римлянам гл. 8; Престолов, Начал, Господствий, Властей — Колоссянам гл. 1, Ефесянам гл. 1 и 3; Архангелов — 1 Фессалоникийцам гл. 4 и Иуды стих 9; Ангелов — 1 Петра 3 гл., Римлянам 8 гл. и др. На этом основании число ангельских ликов в учении Церкви обычно ограничивается числом девять.
Некоторые отцы Церкви, впрочем, высказывают свои частные благочестивые мнения, что разделение Ангелов на девять ликов обнимает только те имена и лики, какие открыты в слове Божием, но не объемлет многих других имен и ликов ангельских, которые нам не открыты в настоящей жизни, а сделаются известными уже в будущей. Эту мысль развивают св. Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит, св. Феофилакт. «Есть, — говорит Златоуст, — поистине есть и другие Силы, которых даже имен мы не знаем... Не одни Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти суть обитатели небес, но и безчисленные иные роды и невообразимо многие классы, которых не в состоянии изобразить никакое слово. А откуда видно, что Сил — больше вышеупомянутых, и что есть Силы, которых имен мы не знаем? Апостол Павел, сказав об одном, упоминает и о другом, когда свидетельствует о Христе: посадив (Его) превыше всякого Начальства и власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в Будущем (Еф. 1, 21). Видите, что есть какие-то имена, которые будут известны там, но теперь не известны? Почему и сказал: имени, именуемого не только в сем веке, но и в Будущем». Суждения эти принимаются Церковью как частные.
Вообще же древние пастыри считали учение о небесной иерархии таинственным. «Сколько чинов небесных существ, рассуждает св. Дионисий в «Небесной Иерархии», какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, — в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя». Подобным образом рассуждает и блаженный Августин: «Что есть Престолы, Господства, Начала и Власти в Небесных обителях, непоколебимо верую, и что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы и в чем именно различаются между собой, — не знаю».
В Священном Писании некоторым Ангелам высшим усваиваются собственные имена. Таких имен есть два в канонических книгах: «Михаил» (кто яко Бог, Дан. 10, 13; 12, 1; Иуд. 1, 9; Откр. 12, 7-8), «Гавриил» (муж Божий, Дан. 8,16; 9, 21; Лк, 1,19-26). Три имени Ангелов в книгах неканонических: «Рафаил» (помощь Божья, Тов.З, 16; 12, 12-15), «Уриил» (огонь Божий, 3 Езд. 4, 1; 5, 20), «Салафиил» (молитва к Богу, 3 Езд. 5, 16). Кроме того, благочестивое Предание усваивает имена еще двум Ангелам: «Иегудиил» (хвала Божия) и «Варахиил» (благословение Божие); эти имена не встречаются в Священном Писании (только в Третьей книге Ездры упоминается еще «Иеремиил» (высота Божия, 3 Езд. 4,36). Таким образом, имена усвоены семи высшим Ангелам, соответственно словам апостола Иоанна Богослова в Откровении: Благодать Вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его (Откр. 1, 4).
СЛУЖЕНИЕ АНГЕЛОВ
Каково же, наконец, назначение существ мира духовного? Очевидно, они предназначены Богом к тому, чтобы быть совершеннейшими отображениями Его величия и славы, с нераздельным участием в Его блаженстве. Если о видимых небесах сказано: небеса проповедают славу Божию (Пс. 18, 2), то тем более такова цель духовных небес. Поэтому св. Григорий Богослов называет их «отблесками Совершенного Света», или вторичными светами.
Ангелы из чинов, более близких к роду человеческому, предстают в Священном Писании как вестники воли Божьей, руководители людей и служители их спасения. Апостол Павел пишет: Не все ли они (Ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1,14).
Ангелы не только воспевают славу Богу, но и служат Ему в делах Его промышления о мире вещественном и чувственном. О таком их служении часто говорят святые отцы: «Одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир» (св. Григорий Богослов); Ангелы «поставлены для управления стихиями и небесами, миром и всем, что в нем» (Афинагор); «каждый из них получил (в заведование) одну какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире, как ведомо это все Устроившему и Распределившему, и все они ведут к одному концу (цели), по мановению Зиждителя всяческих» (св. Григорий Богослов). Встречается у некоторых церковных писателей мнение об особенных Ангелах, поставленных над отдельными видами царства природы — неорганическим, органическим и животным (у Оригена, у блаженного Августина). Последнее мнение имеет свой источник в Апокалипсисе, где говорится об Ангелах, управляющих согласно воле Божией некоторыми земными стихиями (тайновидец пишет в Откр. 16, 5: И услышал я Ангела вод, который говорил...; в Откр. 7,1: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево...; в Откр. 14,18: И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул...). По видению пророка Даниила, есть Ангелы, которым доверяется Богом наблюдение за судьбою существующих на земле народов и царств (Дан. 10,11; 12).
Православная Церковь верует, что каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, если его не отдалил от себя нечестивой жизнью. Господь Иисус Христос сказал: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю всем, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18,10).