Карпов А. Ю.
Дир, легендарный киевский князь (IX век); в летописи упоминается только вместе со своим соправителем Аскольдом.
По версии «Повести временных лет», Аскольд и Дир были «мужами» («боярами») новгородского князя Рюрика. После 862 г. (летописная дата «призвания варягов») они отпросились у Рюрика к Царьграду (в Константинополь, столицу Византийской империи) «с родом своим» и, проплывая мимо Киева, обосновались здесь. Князья собрали вокруг себя «многи варяги» и «начаста владеть Польскою (Полянскою. — А. К.) землею». Их княжение в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 г., когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.
По-другому рассказывается в Новгородской Первой летописи младшего извода, автор которой называет Аскольда и Дира родными братьями, но ничего не знает об их пребывании на службе у Рюрика. Напротив, его рассказ об их появлении в Киеве хронологически предшествует рассказу о призвании варягов. В Новгородской летописи сообщается также о войнах, которые Аскольд и Дир в качестве киевских князей вели с древлянами и уличами — постоянными соперниками полян (киевский летописец об этом ничего не знает).
С именами Аскольда и Дира связывается известный поход Руси на Царьград 860 г. (в «Повести временных лет» этот поход датирован 6374/866 г., в Новгородской Первой летописи рассказ о походе — без всякого упоминания об Аскольде и Дире — помещен в статье под 6362/854 г.). Однако летописный рассказ о походе целиком заимствован из византийских хроник, в частности из Хроники Георгия Амартола, а имена Аскольда и Дира искусственно вставлены в греческий текст русским переводчиком и сами по себе не могут служить надежным доказательством их действительного участия в походе.
Некоторые уникальные известия об Аскольде и Дире содержатся в поздней Никоновской летописи XVI в., однако степень их достоверности неизвестна. Под 865 г. здесь сообщается о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они «много зла сътвориша»); под 867-м — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских «мужей», бежавших от Рюрика. Имеется в тексте летописи и сведения о четырех (!) походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 г.
Иногда полагают, что Аскольд и Дир были представителями местной киевской племенной династии, потомками легендарного Кия, основателя города. Об этом, в частности, писал польский историк XV в. Ян Длугош, в распоряжении которого имелись в том числе и русские летописи, возможно, не дошедшие до нашего времени. Однако более вероятно, что в указании польского хрониста отразилось его тенденциозное стремление доказать обоснованность польских притязаний на Киев как наследие древней польской династии (ибо Длугош считал поляками и самого Кия, и вообще полян).
Кроме того, исследователи ставят под сомнение сам факт того, что Аскольд и Дир в действительности были соправителями или даже современниками друг друга; вполне возможно, что таковыми их сделал летописец. Известно, что их могилы находились в разных частях Киева: могила Аскольда «на горе, еже ся ныне зоветь Угорьское, кде ныне Олъмин двор»; могила же Дира «за святою Ориною», т. е. в т. н. «городе Ярослава». По летописи же, князья были убиты вместе и, по логике летописного повествования, их могилы должны были бы находиться рядом.
В литературе нередко встречается указание на то, что имя князя Дира якобы упоминается — в форме ал-Дир — в средневековых арабских источниках как имя одного из правителей славян. (Речь идет о сочинении арабского историка, географа и путешественника середины X в. ал-Масуди.) Однако современные востоковеды категорически отвергают подобное отождествление неясного имени, упомянутого у арабского автора (‘л.дир), с именем киевского князя (см., напр.: Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002. С. 69).