Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения).
Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения [13, с.98].
Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.
В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка: на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).
Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса: при этой цене продавцы принесут на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий ей: равновесными объемами спроса и предложения.
Быстрота, с которой рынок найдет равновесную цену, зависит от "подвижности" его участников и от легкости передачи информации на рынке (то есть от совершенства рынка).
Под равновесием отраслевого рынка понимают оптимизацию размеров фирм данной отрасли при одновременном снижении цены на отраслевом рынке до уровня минимальных средних издержек производства. Равновесие в отрасли достигается, когда каждая фирма достигнет своего равновесия [13, c. 100].
Кривая спроса отрасли показывает, сколько товаров приобретут все потребители. Она убывает, так как больше товаров потребители купят по более низкой цене. Цена здесь определяется взаимодействием всех фирм и потребителей на рынке, а не решением отдельной фирмы.
Кривая отраслевого предложения показывает объем выпуска продукции, осуществляемого отраслью при каждой возможной цене. Объем производства отрасли – это суммарное предложение всех отдельных фирм.
Первоначально цена при равновесии равна 40 д. ед., что представлено на графике б точкой пересечения кривых спроса и предложения. Как видно из графика а, фирма получает положительную прибыль, так как средние издержки достигают минимума при цене в 30 д. ед. Положительная прибыль побуждает новые фирмы вступать на рынок и является причиной смещения кривой предложения вправо, в положение S2. Равновесие возможно при цене 30 д. ед., так как при этой цене каждая фирма получает нулевую прибыль и нет стимулов для входа в отрасль или выхода из нее [12, с. 305].
Отраслевое равновесие наступает, когда соблюдаются условия:
Все отрасли максимизируют прибыль.
Все факторы производства становятся переменными и изменяется число фирм в отрасли.
Ни у одной фирмы нет стимула для входа или выхода из отрасли, так как все фирмы получают нулевую экономическую прибыль. Иными словами, цена должна быть равна средним совокупным издержкам. Поскольку вхождение в отрасль и выход из нее осуществляются достаточно легко, позитивная или негативная экономическая прибыль побуждает фирмы к изменениям. Отрасль не может быть в равновесии, если фирмы находятся в движении: либо проникают в отрасль, либо выходят из нее. Долгосрочное равновесие требует, чтобы все изменения в отрасли были завершены.
Цена товара такова, что совокупное предложение равно совокупному спросу.
Таким образом, под равновесием отраслевого рынка понимают оптимизацию размеров фирм данной отрасли при одновременном снижении цены на отраслевом рынке до уровня минимальных средних издержек производства. Отраслевое равновесие наступает, когда соблюдаются следующие условия: все отрасли максимизируют прибыль; все факторы производства становятся переменными и изменяется число фирм в отрасли; ни у одной фирмы нет стимула для входа или выхода из отрасли; цена товара такова, что совокупное предложение равно совокупному спросу.
На выбор потребителя оказывают влияние не только предпочтения потребителя, но и экономически факторы. К экономическим факторам, ограничивающим возможности потребителя при покупке товаров и услуг, относятся цены на товары и доход.
Доход, или бюджет, дает информацию о том, какое количество средств может быть израсходовано потребителем в данный момент времени. Количество приобретенных товаров и услуг зависит от цен на них.
Допустим, что потребитель обладает доходом I и может приобрести любой набор товаров Х = (x1, х2,..., Хn), удовлетворяющий следующему условию [16, с.237]:
P1 x1 + Р2 x2 +...+Pn Xn ≤ I, (1)
где х1, x2,…, xn — количество единиц товара;
P1, Р2,..., Рn — цены товаров.
Выражение (1) называется бюджетным ограничением потребителя. Для набора из двух видов товаров Х и Y бюджетное ограничение имеет вид:
Рx Х + Рy Y ≤ I.
Все множество товарных наборов, которое удовлетворяет этому условию и может быть приобретено потребителем, расположено в границах линии:
Рx Х + Рy Y = I, (2)
которая носит название бюджетной линии.
Уравнение бюджетной линии можно преобразовать, разделив обе его части на Рy: Y = I / Py - (Рx /Рy)Х.
Полученное уравнение — это уравнение прямой линии типа у = ах + b.
На рис. 2 AB — бюджетная линия. Бюджетная линия —это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров Х и У, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при заданных ценах.
Рис. 2. Бюджетное ограничение потребителя [16, с.237].
Таким образом, любая точка на бюджетной линии означает определенный товарный набор, на который израсходован весь доход целиком, например точка С. Точки А и В означают, что весь доход тратится лишь на один из товаров Х или Y. Ордината точки A указывает на максимальное количество товара, которое может приобрести потребитель, израсходовав весь свой доход только на товар Y. Ордината точки А = I : Рy. Соответственно абсцисса точки В = I: Рx.
Все множество товарных наборов, удовлетворяющее бюджетному ограничению, представлено треугольником ОАВ, который называется бюджетным пространством. Любая точка внутри бюджетного пространства характеризует товарные наборы, на которые доход тратится полностью (точка K). Точки за пределами бюджетного пространства D отражают более желательные для потребителя, но недоступные при данном доходе товарные наборы [16, с.238].
Бюджетная линия имеет одинаковый наклон во всех точках, поэтому потребитель всегда должен отказываться от одного и того же количества Y, чтобы получить дополнительную единицу Х при данных ценах на эти товары. Кроме того, из уравнения бюджетной линии следует, что наклон бюджетной линии (2) определяется соотношением цен на товары X и Y, взятым с противоположным знаком. Следовательно, наклон бюджетной линии - (∆Y / ∆X) = Px / Py.
Чем круче бюджетная линия, тем выше соотношение цен двух товаров и тем большим количеством Y необходимо пожертвовать для получения дополнительной единицы X.
При уменьшении дохода бюджетная линия сдвинется параллельно к началу координат. При этом ранее доступные потребителю товарные наборы станут недоступными. И наоборот, с ростом дохода бюджетная линия будет сдвигаться параллельно вправо вверх и потребитель сможет приобретать новые товарные наборы.
Если цены на товары Y и Х изменятся в одинаковой пропорции, то это будет равносильно изменению реального дохода и произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии.
При изменении цены одного из товаров, например товара Y, потребитель, расходуя весь свой доход на этот товар, сможет приобрести уже иное его количество. Так, при росте цены Y бюджетная линия сместится вниз и наоборот. Аналогично можно рассмотреть изменение цены товара X [16, с.239].
Если цены на Y и X будут изменяться в разных пропорциях, то произойдет изменение наклона бюджетной линии.
В заключение следует повторить, что на выбор потребителя оказывают влияние не только предпочтения потребителя, но и экономически факторы, к которым относятся цены на товары и доход. Доход дает информацию о том, какое количество средств может быть израсходовано потребителем в данный момент времени; количество приобретенных товаров и услуг зависит от цен на них.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции к переходу на новые изделия
Прежде всего, выделяют внешние или явные издержки и внутренние или неявные издержки. Как правило основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки – денежные выплаты поставщикам факторов производства. Другими словами – это ее фактические расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренду помещения и т.д. [14, с.117].
Вместе с тем, часто фирма использует ресурсы, которые принадлежат ей самой (собственный капитал в денежной форме, собственные производственные помещения, профессиональные навыки владельца фирмы и т.п.). Фирма не несет непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов, они для нее являются как бы «бесплатными». Однако в мире ограниченных ресурсов действительно бесплатного ничего не бывает, каждый ресурс имеет свою альтернативную стоимость. Поэтому использование фирмой такого «бесплатного» (с точки зрения бухгалтера) ресурса фактически связано с отказом от получения дохода при его альтернативном применении, т.е. с определенными издержками. Такие альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неявными издержками. Например, владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности (не включаются в бухгалтерские издержки), их необходимо брать в расчет при принятии экономических решений, что позволяет эффективно использовать все вовлеченные в процесс производства ресурсы. Исходя из этого, в понятие экономические издержки должна включаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов, в том числе и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Так, в нормальную прибыль войдут: процент на собственный капитал, арендная плата, которую можно было бы получить, сдавая внаем собственное здание, доход от продажи собственных услуг труда и т.п., как мы уже отметили выше [5, с.176].
Некоторые явные издержки, однако, не принимаются в расчет при принятии экономических решений. Это так называемые невозвратные издержки – одноразовые издержки, которые не могут быть возвращены даже при закрытии предприятия. К невозвратным издержкам относятся, например, затраты на изготовление вывески с названием фирмы. Невозвратные издержки не имеют альтернативной стоимости и не включаются в экономические издержки. В связи со сказанным выше, имеются существенные различия между понятиями бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными) издержками. Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя). Таким образом, экономическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли.
Таким образом, выделяют внешние или явные издержки и внутренние или неявные издержки. Основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки – денежные выплаты поставщикам факторов производства. Альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неявными издержками.
В условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы связаны, прежде всего, с установлением оптимального объема производства, что находит свое отражение в критерии целесообразности производства. Как и многие другие показатели, этот критерий не одинаков для краткосрочного и долгосрочного периодов.
Если говорить о долгосрочном периоде, то, очевидно, что таким критерием будет наличие неотрицательной экономической прибыли. Если же в долгосрочном периоде появляются экономические убытки, владельцы фирмы прибегают к ее ликвидации, т.е. к закрытию и распродаже имущества [7, с. 364].
На первый взгляд может показаться, что получение прибыли будет определять решение о целесообразности производства и в краткосрочном периоде. Однако на деле ситуация сложнее. Ведь в краткосрочном периоде часть издержек фирмы носит постоянный характер и при остановке производства не исчезает. Например, арендную плату за землю, на которой расположено предприятие, придется вносить независимо от того, простаивает или работает завод.
Другими словами, убытки фирме гарантированы даже в случае полного прекращения выпуска продукции. Фирме предстоит взвесить, когда убытки будут меньше. В случае полной остановки завода доходы будут отсутствовать, а расходы точно равняться постоянным издержкам. В случае продолжения производства к постоянным издержкам прибавятся переменные, но зато появятся и доходы от реализации продукции.
Таким образом, в неблагоприятных условиях решение о временном прекращении производства принимается не в момент исчезновения прибыли, а позже, когда убытки от производства начинают превышать величину постоянных издержек.
Критерием целесообразности производства в краткосрочном периоде является непревышение убытками размера постоянных издержек.
Тем самым, для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три варианта поведения [4, с.151]:
производство ради максимизации прибыли;
производство ради минимизации убытков;
прекращение производства.
Графическая интерпретация всех трех вариантов представлена на рис.3.
Рис. 3. Варианты поведения конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
На рис. 3 показана стандартная динамика валовых общих издержек конкурентной фирмы и три варианта кривых валового дохода, которые сложатся: ТR1 – при высоком уровне цен на продукцию фирмы, ТR2 – при среднем уровне цен и ТR3 – при низком. Как уже отмечалось, кривая валового дохода возрастает тем круче, чем выше цены.
Легко видеть, что кривая валового дохода только в первом случае (ТR1) оказывается на определенном своем участке выше кривой валовых издержек (ТС). Именно в этом случае фирма будет получать прибыль, причем выберет тот уровень производства, где прибыль максимальна. Графически это будет та точка (Q1), где кривая TR1 будет выше кривой ТС на максимальное расстояние. Размер прибыли выделен жирной линией (рис. 3).
Во втором случае (ТR2) кривая дохода на всем своем протяжении находится ниже издержек, т. е. прибыли быть не может. Однако разрыв между обеими кривыми – а именно так графически отражается размер убытка – неодинаков. Вначале убытки значительны, после чего по мере роста производства они снижаются, достигая при выпуске Q2 единиц продукции своего минимума. И лишь затем начинают вновь расти. Очевидно, что выпуск Q2, единиц продукции в этих условиях оптимален для фирмы, так как обеспечивает ей минимизацию убытков.
И, наконец, в третьем случае разрыв между издержками и доходом (TR3) с ростом производства только нарастает. Иными словами, убытки монотонно увеличиваются. В этой ситуации фирме лучше прекратить производство, смирившись с неизбежными в этом случае убытками в размере валовых постоянных издержек. Однако прекращение производства в этом случае не означает ликвидации самого предприятия (фирмы). Просто предприятие вынуждено временно остановить выпуск. Бездействовать оно будет до тех пор, пока рыночная цена не увеличится до такого уровня, что производство начнет приобретать какой-то смысл. В противном случае фирма убедится в долгосрочном характере понижения цены и окончательно прекратит свое существование [7, с.368].
В заключение данного вопроса следует повторить, что в условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы связаны, прежде всего, с установлением оптимального объема производства. В долгосрочном периоде таким критерием будет наличие неотрицательной экономической прибыли. Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три варианта поведения: производство ради максимизации прибыли, производство ради минимизации убытков и прекращение производства.
Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Микроэкономика. - Санкт-Петербург: «Литера Плюс», 1994. – 580с.
Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 144с.
Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М.: Дело, 2001. – 416с.
Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.: ил.
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. – М.: Республика, 1992. – 400с.
Микроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешевская, М.К. Радько; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002. – 427с.
Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – М.: ”Дашков и Ко”, 2003. – 864с.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра – М., 2000. – 560с.
Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Ч.1. – Обнинск: МАСЗ, 2000. – 181с.
Основы экономической теории: Курс лекций/ Под общ. ред. А.А. Кочеткова. – М.: ”Дашков и Ко”, 2004. – 492с.
Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336с.
Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 608с.
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 1998. – 562с.
Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.
Теория национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн.: «Плюсминус», 1994. – 168с.
Экономическая теория: Пособие для преподавателей и аспирантов. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с.