Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Статья: Обзор методов борьбы с фишинговыми атаками

Алексей Комаров

Возникшие с появлением фишинга угрозы потребовали внедрения адекватных мер защиты. В рамках данной статьи будут рассмотрены как уже широко распространенные способы противодействия фишингу, так и новые эффективные методы. Разделение это весьма условно: к традиционным отнесем хорошо известные (в том числе и самим злоумышленникам) способы противодействия фишингу и проанализируем их эффективность в первой части данной статьи. Согласно отчету APWG, за первую половину 2008 г. было выявлено 47 324 фишинговых сайтов. В этом же отчете приведены и средние потери пользователей и компаний в результате работы фишерского сайта – они составляют не менее $300 в час. Несложные умножения позволяют сделать вывод о высокой доходности этого вида черного бизнеса.

Современный фишинг

Слово "фишинг" (phishing) образовано от английских слов password – пароль и ёshing – рыбная ловля, выуживание. Цель этого вида Интернет-мошенничества – обманный увод пользователя на поддельный сайт, чтобы в дальнейшем украсть его личную информацию или, например, заразить компьютер пользователя, перенаправленного на подложный сайт, трояном. Зараженный компьютер может активно использоваться в ботнет-сетях для рассылки спама, организации DDOS-атак, а также для сбора данных о пользователе и отправки их злоумышленнику. Спектр применения "выуженной" у пользователя информации достаточно широк.

Механизмы фишинга

Главный вектор атаки фишинга направлен на самое слабое звено любой современной системы безопасности – на человека. Далеко не всегда клиент банка точно знает, какой адрес является правильным: mybank.account. com или account.mybank. com? Злоумышленники могут использовать и тот факт, что в некоторых шрифтах строчная i и прописная L выглядят одинаково (I = l). Такие способы позволяют обмануть человека с помощью похожей на настоящую ссылку в электронном письме, при этом даже наведение курсора мыши на такую ссылку (с целью увидеть настоящий адрес) не помогает. В арсенале злоумышленников есть и другие средства: от банальной подмены в локальной базе IP-адресов реального адреса на поддельный (в ОС Windows XP, например, для этого достаточно отредактировать файл hosts) до фарминга. Еще один вид мошенничества – подмена Web-страницы локально, "на лету". Специальный троян, заразивший компьютер пользователя, может добавлять в отображаемый браузером сайт дополнительные поля, отсутствующие на оригинальной странице. Например, номер кредитной карты. Конечно, для успешного проведения такой атаки надо знать банк или платежную систему, которыми пользуется жертва. Именно поэтому тематические базы электронных адресов пользуются большой популярностью и являются на черном рынке ликвидным товаром. Нежелающие нести дополнительные расходы фишеры просто направляют свои атаки на наиболее популярные сервисы – аукционы, платежные системы, крупные банки – в надежде на то, что случайный получатель спам-письма имеет там учетную запись. К сожалению, надежды злоумышленников зачастую оправдываются.

Традиционные методы противодействия фишинговым атакам

Уникальный дизайн сайта Суть этого метода такова: клиент, например, банка при заключении договора выбирает одно из предложенных изображений. В дальнейшем при входе на сайт банка ему будет показываться именно это изображение. В случае если пользователь его не видит или видит другое, он должен покинуть поддельный сайт и немедленно сообщить об этом службе безопасности. Предполагается, что злоумышленники, не присутствовавшие при подписании договора, априори не смогут угадать правильное изображение и обмануть клиента. Однако на практике этот способ не выдерживает критики. Во-первых, для того чтобы показать пользователю его картинку, его сначала надо идентифицировать, например, по логину, который он ввел на первой странице сайта банка. Злоумышленнику не составляет труда подготовить поддельный сайт, чтобы узнать эту информацию, а для самого пользователя – эмулировать ошибку связи. Теперь достаточно обратиться на реальный сервер, ввести украденный логин и подсмотреть правильное изображение.

Другой вариант – выдать клиенту фальшивое предупреждение об истечении срока действия его изображения и предложить выбрать новое...

Одноразовые пароли

Классические пароли являются многоразовыми: пользователь вводит один и тот же пароль каждый раз при прохождении процедуры аутентификации, не меняя его порой годами. Перехваченный злоумышленником, этот пароль может неоднократно использоваться без ведома хозяина.

В отличие от классического, одноразовый пароль используется только один раз, то есть при каждом запросе на предоставление доступа пользователь вводит новый пароль. Для этого используются, в частности, специальные пластиковые карточки с нанесенным защитным слоем. Клиент банка каждый раз стирает очередную полоску и вводит нужный одноразовый пароль. Всего на карточку стандартного размера помещается около 100 паролей, что при интенсивном использовании услуг телебанкинга требует регулярной замены носителя. Более удобными, но, правда, и дорогими представляются специальные устройства – генераторы одноразовых паролей. В основном различают два типа генерации: по времени, когда текущий одноразовый пароль отображается на экране и периодически меняется (например, раз в две минуты); по событию, когда новое значение генерируется каждый раз при нажатии пользователем на кнопку устройства.

Являясь более безопасным, чем классическая парольная аутентификация, такой метод, тем не менее, оставляет злоумышленнику определенные шансы на успех. Например, аутентификация с использованием одноразовых паролей не защищена от атаки "человек посередине". Суть ее состоит во "вклинивании" в информационный обмен между пользователем и сервером, когда злоумышленник "представляется" пользователю сервером, и наоборот. Серверу передается вся информация от пользователя, в том числе и введенный им одноразовый пароль, но уже от имени злоумышленника. Сервер, получив правильный пароль, разрешает доступ к закрытой информации. Не вызывая подозрений, злоумышленник может позволить пользователю поработать, например, со своим счетом, пересылая ему всю информацию от сервера и обратно, но при завершении пользователем своего сеанса работы не разрывать связь с сервером, а совершить нужные транзакции якобы от имени пользователя.

Чтобы не терять время в ожидании завершения пользовательского сеанса, злоумышленник может попросту имитировать ошибку связи и не позволять легальному пользователю работать со своим счетом. В зависимости от используемого метода генерации перехваченный одноразовый пароль будет действовать либо в течение короткого времени, либо только для первого сеанса связи, но в любом случае это дает злоумышленнику возможность успешно провести кражу данных или денег пользователя.

На практике аутентификация с помощью одноразовых паролей сама по себе используется редко, для повышения безопасности применяется установление защищенного соединения еще до аутентификации, например, с использованием протокола SSL.

Односторонняя аутентификация

Использование протокола безопасных соединений SSL (Secure Sockets Layer) обеспечивает защищенный обмен данными между Web-сервером и пользователями. Несмотря на тот факт, что протокол позволяет аутентифицировать не только сервер, но и пользователя, на практике чаще всего применяется только односторонняя аутентификация. Для установления SSL-соединения необходимо, чтобы сервер имел цифровой сертификат, используемый для аутентификации. Сертификат обычно выдается и заверяется третьей доверенной стороной, в роли которой выступают удостоверяющие центры (УЦ) или центры сертификации (в западной терминологии). Роль УЦ заключается в том, чтобы подтверждать подлинность Web-сайтов различных компаний, позволяя пользователям, "поверив" одному единственному удостоверяющему центру, автоматически иметь возможность проверять подлинность тех сайтов, владельцы которых обращались к этому же УЦ.

Список доверенных удостоверяющих центров обычно хранится в реестре операционной системы или в настройках браузера. Именно эти списки и подвергаются атакам со стороны злоумышленника. Действительно, выдав фишинговому сайту сертификат от поддельного удостоверяющего центра и добавив этот УЦ в доверенные, можно, не вызывая никаких подозрений у пользователя, успешно осуществить атаку.

Конечно, такой способ потребует от фишера больше действий и соответственно затрат, но пользователи, к сожалению, зачастую сами помогают в краже своих данных, не желая разбираться в тонкостях и особенностях использования цифровых сертификатов. В силу привычки или некомпетентности нередко мы нажимаем кнопку "Да", не особо вчитываясь в сообщения браузера об отсутствии доверия к организации, выдавшей сертификат.

Кстати, очень похожий способ используют некоторые средства по контролю SSL-трафика. Дело в том, что в последнее время участились случаи, когда сайты, зараженные троянскими программами, и сами трояны используют протокол SSL с тем, чтобы миновать шлюзовые системы фильтрации трафика – ведь шифрованную информацию ни антивирусное ядро, ни система защиты от утечки данных проверить не в состоянии. Вклинивание в обмен между Web-сервером и пользовательским компьютером позволяет таким решениям заменить сертификат Web-сервера на выданный, например, корпоративным УЦ и без видимых изменений в работе пользователя сканировать трафик пользователя при использовании протокола SSL.

URL-фильтрация

В корпоративной среде фильтрация сайтов применяется для ограничения нецелевого использования сети Интернет сотрудниками и как защита от фишерских атак. Во многих антивирусных средствах защиты данный способ борьбы с поддельными сайтами вообще является единственным.

Выявлением фишерских сайтов и внесением их в черные листы занимаются многие компании – от производителей антивирусных решений до банков, платежных систем и правоохранительных органов. В частности, создаются специальные организации для борьбы с фишерами, такие как Anti Phishing Work Group (APWG – http://www.apwg.org). Совместные мероприятия заинтересованных сторон в тесном сотрудничестве с регистраторами и хостинговыми компаниями позволяют оперативно закрывать поддельные сайты. Совместные усилия направлены на максимально быстрое обновление черных списков и блокирование работы сайтов злоумышленников. Нельзя не отметить определенные успехи в этом направлении – среднее время жизни фишерского сайта составляет всего 49,5 часов.

Однако далеко не все производители средств антивирусной защиты могут похвастаться столь высокой оперативностью в обновлении баз, к тому же многие пользователи не используют никаких средств защиты на своих компьютерах или вводят номера кредитных карт и другую конфиденциальную информацию со случайных рабочих мест. Ну и, наконец, не следует забывать: реальные атаки могут наносить урон конкретному пользователю или компании, возможно, ставя их на грань банкротства.

***

В последние годы активное распространение Интернет-мошенничеств привело к формированию так называемых "черных рынков" со своими заказчиками и исполнителями. Отчеты аналитиков говорят о наличии в современном мире сложной вирусной "экосистемы". Основная масса вирусов и троянских программ создавалась в 2008 г. с целью последующей продажи. Причем если по количеству создаваемого вредоносного ПО мировым лидером в 2008 г. стал Китай, то по сложности и "инновационности" программ на первом месте оказались российские хакеры и вирусописатели.

Протокол SSL, разработанный в 1996 г. компанией Netscape, на сегодня стал одним из самых популярных методов обеспечения защищенного обмена данными в сети Интернет. Протокол SSL, использующий асимметричный криптографический алгоритм RSA, интегрирован в большинство браузеров и Web-серверов, а для реализации защищенного соединения с использованием российской криптографии потребуется дополнительное программное обеспечение как на сервере, так и на каждом клиентском рабочем месте.

Алексей Комаров, эксперт по информационной безопасности Aladdin Software Security R.D.

Список литературы

Information Security №1, февраль-март 2009


Рефетека ру refoteka@gmail.com