Из глубокой древности. Стенография - это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно успеть записать живую речь или возникшую мысль.
Слово "стенография", имеющееся во многих языках, греческого происхождения ("стенос" - узкий, тесный; "графо"- пишу) и в точном переводе значит "узкопись", "теснопись". Его впервые ввел в употребление англичанин Джон Уиллис.
Устное слово живет несколько секунд. Записанное, оно может просуществовать тысячелетия. Поэтому понятна та роль в развитии культуры, которая принадлежит стенографии как средству закрепления произнесенного слова.
Письмо возникло за несколько тысяч лет до нашей эры в результате упорного стремления людей к взаимному общению. На первой ступени своего развития письмо было предметным. Наиболее интересными системами такого письма являются раковинное и узловое. В глубокой древности узловое письмо - "квиппу"- было в большом применении у китайцев, мексиканцев, персов и других народов (рис. 1). К этому же письму довольно близко примыкало раковинное письмо, достигшее особого развития у североамериканских индейцев.
Позднее на смену предметному письму появилось начертательное. Оно прошло три стадии развития: живописное (картинное), иероглифическое и, наконец, алфавитное, буквенное письмо, существующее и в наши дни.
Живописное письмо передавало отдельные понятия и фразы при помощи картинок.
На рисунке 2 показан вид такого письма, образец которого сделан в Древнем Египте. До последнего времени живописное письмо сохранилось у некоторых индейских племен Америки.
В начале четвертого тысячелетия до нашей эры зародилось иероглифическое письмо. Слово "иероглиф" означает священные письмена или священное письмо жрецов (рис. 3).
Около IX века до нашей эры был составлен первый алфавит, приписываемый финикийцам - народу, жившему на северном побережье Африки. Славяне создали свою азбуку - глаголицу. Позднее, во второй половине IX века нашей эры она была вытеснена другой азбукой-кириллицей. Кириллица - по имени Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием перевел евангелие на старославянский язык. Эта азбука легла в основу старославянского и современного русского алфавита (рис. 4).
Скорость нашего обычного письма относительно невелика, она достигается усовершенствованием техники письма, но самые буквы- значки остались такими же, какими пользовались наши предки. Поэтому человечество не удовлетворяется и этим письмом и продолжает его совершенствовать и упрощать.
Так развивалась стенография. Итак, много веков назад возникла идея создать новое, более упрощенное, стенографическое письмо, позволяющее записывать живую человеческую речь.
Уже древние греки и римляне заметили громадную разницу в скорости между произнесением слова и его письменным изображением и попытались приблизить скорость письма к быстроте устной речи. Результатом было появление особого вида письма - скорописи, или стенографии.
5 декабря 63 г. до н.э. в Древнем Риме состоялось первое известное в истории применение стенографии. По свидетельству историка древности Плутарха, в этот день на заседании римского сената, где решалась судьба заговорщика Катилины, с обвинением выступил Катон младший.
Люций Эней Сенека, римский философ I в. н.э., в одном из произведений с гордостью перечисляет достижения своего времени и наряду с архитектурой мраморных храмов отмечает "значки слов, при помощи которых можно записать быстрейшую речь и которыми рука может следовать за языком".
Конечно, стенография древности была несовершенна. Каждый знак обозначал сразу целое слово. Таких знаков было несколько тысяч, запомнить их все было очень трудно.
Даже во времена Шекспира (XVI-XVII века) стенография в Англии оставалась все еще словной, но тем не менее многие драмы Шекспира сохранились благодаря тому, что они были записаны стенографами во время представления, правда, против воли автора. Это делали тайком от Шекспира стенографы, подосланные конкурентами его театра "Глобус". И Шекспир ничего не мог поделать со стенографами - "ворами".
В истории стенографии переломным моментом от древней и средневековой скоростной письменности, которой пользовалось в Европе, к новому, современному периоду ее развития является дата выхода в свет первой фонетической алфавитной системы - 1602 г. Англичанин Джон Уиллис превратил стенографическое письмо, бывшее до него значковым, словным или слоговым, в письмо звуковое, алфавитное. Этим был открыт путь для появления систем, построенных на алфавите.
Русская скоропись. Еще в XV-XVI веках в Новгороде, в Пскове стенографически записывались выступления на городских вече. Скоростное письмо применялось там до самой ликвидации их вольности при Иване Грозном. В Москве в XVII веке при первых царях дома Романовых также применялась стенография. Петр Первый пользовался услугами группы стенографов, известной под названием "Компании писак".
Конечно, говорить о существовании в то время строго разработанной системы стенографии не приходится. При записи стенографы изобретали различные способы краткого письма, заимствуя приемы сокращения из обыкновенной скорописи и церковнославянских книг.
В 1820 г. в Петербурге вышла в свет одна из первых книг по стенографии на русском языке "Графодромия, или искусство скорописи" Модеста Андреевича Корфа, товарища Пушкина по лицею. В конце книги был приложен список лиц, подписавшихся на ее издание. Среди них мы встречаем имена Александра Сергеевича Грибоедова, Александра Сергеевича Пушкина, Вильгельма Карловича Кюхельбекера и других замечательных людей того времени.
А через сорок лет, 19 марта 1860 г., в Петербурге состоялся диспут между академиком Погодиным и профессором Костомаровым на тему о происхождении Руси, собравший огромную аудиторию. На этом диспуте, состоявшемся в университетском зале, впервые в России велась публичная стенографическая запись.
Стенографы писали по одной из первых русских стенографических систем Михаила Иванина.
В связи с изменившимися политическими условиями - появлением первого парламента в России (Государственной думы в 1906г.) - роль стенографии заметно возросла. Активизация политической жизни потребовала большого количества специалистов в этой сфере.
Стенография за границей. Германия издавна считалась "самой стенографической страной в мире". И с полным к тому основанием.
В Дрездене действует основанный еще в 1839 г. Стенографический институт, который готовит кадры преподавателей стенографии, проводит конкурсы на скорость стенографической записи, издает литературу, располагает библиотекой, насчитывающей свыше 40 тысяч томов стенографической литературы.
Стенографические институты действуют в Чехословакии - в Праге и Братиславе, чешский и словацкий. Оба института издают журналы и книги, готовят кадры.
В Болгарии стенография преподается в школе еще с 1903 г. Здесь часто устраиваются соревнования школьников на скорость, на правильность, на красоту стенографического письма. В 1949 г. в Болгарии организован Институт стенографии и машинописи, который ежегодно созывает съезды стенографов, устраивает состязания на скорость, издает журнал.
В Англии стенография преподается в государственных и частных профессиональных школах, составляя часть "коммерческого курса" средней школы. Курс включает, кроме стенографии, еще машинопись, делопроизводство и бухгалтерию.
В США стенография преподается по телевидению.
В Италии с 1925 г. действует межсистемная академия по стенографии, издающая свой печатный орган. Здесь рассматриваются научные вопросы, относящиеся к разным системам.
Первым, кто опубликовал стенографическую систему для японского языка, был Коги Тагуссари. В 1883 г. были открыты по этой системе курсы стенографии в Токио. От стенографа требуется скорость минимум 320 знаков (слогов) в минуту. Сейчас в японском парламенте прения записываются стенографически.
Во Франции, Англии. США и др. странах стенографов миллионы. Для многих профессий знание стенографии обязательно.
Существует международная организация стенографов под названием Интерстено , объединяющая скорописцев многих стран.
Созываются международные конгрессы. Первый конгресс был в Лондоне еще в 1887 г.
Из истории наук и искусств. Известно немало случаев, когда стенография оказывала неоценимую помощь людям разных профессий.
Вот несколько примеров. Вы, наверно, знаете книгу Альфреда Брема "Жизнь животных". Ученый писал свою книгу стенографически во время путешествий. Путешествуя, Брем наблюдал за жизнью животных и стенографически заносил в дневник все, что он видел интересного.
Делалось это в обстановке, исключавшей возможность удобной и длительной записи; в таких условиях оставалось писать только стенографически - например, при езде на лошади или на верблюде, в походной палатке, при свете ночника.
Когда записей в дневнике собиралось достаточно много, Брем отсылал их своей жене в Берлин. Хорошая стенографистка, жена Брема, расшифровывала записи своего мужа и сдавала их в печать.
Вот еще пример.
Лекции великого русского химика Д. И. Менделеева стенографировались, и стенограммы послужили ему материалом для его знаменитого труда "Основы химии". В этом труде впервые была изложена периодическая система элементов, которая сыграла важную роль в развитии не только химической, но и других областей науки.
В сборнике "Рассказы о науке и ее творцах" напечатана статья И. Нечаева и проф. А. Яковлева "Закон Менделеева".
Там сказано: "Он начал составлять новый фундаментальный труд "Основы химии". Писал его легко и быстро по стенограммам своих лекций, и студенты с нетерпением ожидали, когда, наконец, выйдет в свет этот интересный курс".
Можно привести еще пример. Студент Петровской земледельческой и лесной академии Николай Тулайков с интересом слушал увлекательные, наполненные новыми идеями лекции профессора Д. Н. Прянишникова. Он боялся пропустить хотя бы одно слово из лекции. Знание стенографии помогло ему записывать их буквально дословно. И когда чтение курса лекций по агрохимии было закончено, записи Н. Тулайкова пошли по рукам. Товарищи устанавливали очередь, чтобы получить на несколько дней тетради с лекциями, которые оказались единственным учебным пособием по агрохимии для студентов.
Узнав о наличии таких записей, Дмитрий Николаевич Прянишников предложил издать их под его редакцией для широкого использования в качестве учебного пособия. Так впервые в 1900 г. увидел свет ставший впоследствии классическим учебник "Курс лекций по агрохимии".
А вот случай из XX века.
Знаменитая книга отца русской авиации Николая Егоровича Жуковского "Теоретические основы воздухоплавания" создавалась тоже при помощи стенографии. Записал эту книгу стенографически в 1908 г. во время лекций профессора Жуковского студент Московского высшего технического училища Владимир Петрович Ветчинкин, горячий последователь Жуковского, а впоследствии видный ученый, лауреат Государственной премии.
К столетнему юбилею великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова в 1949 г. Академия наук СССР выпустила в свет стенограммы знаменитых "Павловских сред". "Павловскими средами" в научном мире называли творческие беседы Ивана Петровича, которые проводились по средам. Начиная с 1921 г. И. П. Павлов аккуратно каждую неделю посещал физиологическую лабораторию Академии наук. Он внимательно следил за опытами, обсуждал их, делился наблюдениями и результатами работ других своих лабораторий, подсказывал новые идеи, указывал новые пути исследований. Благодаря тому, что с 1933 г. "среды" стали стенографироваться, беседы И. П. Павлова сохранились для науки. Последняя "среда" состоялась 19 февраля 1936 г. - за неделю до смерти И. П. Павлова.
А вот случай помощи стенографии людям искусства. В 1952 г. вышла в свет книга талантливого режиссера Художественного театра, заслуженного деятеля искусств Н. М. Горчакова "Режиссерские уроки К.С.Станиславского", которая охватывает почти всю деятельность Станиславского в театре.
Книга создана Горчаковым на основе стенографических записей, которые он вел в течение своей работы с великим режиссером в Художественном театре.
На спектакле и на репетиции с блокнотом в руках Н. М. Горчаков в течение 12 лет вел свои стенографические записи.
Обычным письмом ему не удалось бы занести на бумагу так быстро, точно и подробно все, что говорил и делал на сцене великий режиссер , -не было бы талантливой книги о Станиславском.
Стенограф у Льва Толстого. Стенографом, услугами которого пользовался Л. Н. Толстой, был Николай Николаевич Гусев.
С декабря 1907 г. Гусев работал у Толстого в Ясной Поляне, стенографически записывая под диктовку писателя его ответы на многочисленные письма, поступавшие со всех концов России и из-за границы. Гусев часто стенографировал беседы Толстого с посещавшими его лицами.
Пользование стенографией казалось Толстому более удобным, чем подаренным ему Эдисоном фонографом.
В 1909 г. русский историк стенографии Н.А. Ершов через Гусева передал Толстому свою книгу "Обзор русских стенографических систем" и просьбу высказаться о стенографии. Вот что ответил Толстой Ершову:
"Я совершенно согласен с высказанной Вами во введении к Вашей книге мыслью о значении стенографии. Согласен, потому что я считаю благотворным все, что содействует единению людей. Единению же людей больше всего содействует выражение мыслей людских Выражение же мыслей людских облегчается и сообщение их ускоряется стенографией. И поэтому полагаю, что распространение стенографического письма может быть только благотворно. 3 июня 1909 г."
Интересно мнение Гусева о применении стенографии Толстым: "При чрезвычайном обилии получаемых Львом Николаевичем писем самого разнообразного содержания, частых его недомоганиях и, главное, при постоянной собственной напряженной работе мысли - диктовка ответов на письма и быстрая стенографическая запись их значительно облегчали ему письменные сношения, и вместе с тем ответные письма получали характер той непосредственной задушевности, которая свойственна личному общению, но большей частью утрачивается при передаче мыслей с помощью обыкновенного письма, когда перо не может поспеть за движимой чувством мыслью".
Так работал Достоевский. Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский постоянно испытывал материальные затруднения. Поэтому в 1866 г. он был вынужден заключить кабальный договор с издателем на полное собрание сочинений с обязательством написать новый роман в десять печатных листов к 1 ноября. А дело было в начале октября. По этому договору, если Достоевский не успеет к сроку написать новый роман, тогда все права на его сочинения пожизненно перейдут к издателю.
Тут и пришла к Достоевскому мысль для убыстрения работы воспользоваться услугами стенографа.
В те времена - почти сто лет назад - стенография имела в России небольшое распространение. Писатель обратился к петербургскому теоретику П. М. Ольхину, применившему к русскому языку немецкую систему стенографии Габельсбергера. Ольхин рекомендовал лучшую свою ученицу Анну Григорьевну Сниткину.
С 4 по 29 октября, почти в течение месяца, каждый день приходила молодая стенографистка к Достоевскому и писала под его диктовку роман "Игрок".
Днем или вечером они работали, а по утрам дома Сниткина переписывала от руки (пишущих машинок тогда еще не было) продиктованное ей накануне.
Из письма Достоевского от 2 ноября 1866 г.: "Я теперь нанимаю стенографа, и, хотя по-прежнему продиктованное по три раза просматриваю и переделываю, тем не менее стенография чуть ли не вдвое сокращает работу. Единственно только этим способом мог я окончить в один месяц десять печатных листов Стелловскому: иначе не написал бы и пяти".
К назначенному сроку роман был готов к величайшему удивлению издателя.
После окончания романа "Игрок" Достоевский предложил А. Г. Сниткиной продолжать с ним работу над романом "Преступление и наказание". Сниткина согласилась. Совместная работа сблизила писателя и стенографистку, они поженились.
Анна Григорьевна до самой смерти Достоевского оказывала ему помощь как стенографистка. Она вела стенографически дневник, который был опубликован в 1923 г. От нее осталось много нерасшифрованных записей.
Уже в наше время ими заинтересовался литературовед акад. М. П. Алексеев.
Он предложил ленинградской стенографистке Ц. М. Пошемянской расшифровать стенографические записи Достоевской. Подобное предложение он уже делал другим стенографам, но никто за это дело не брался.
Отказалась сначала и Пошемянская. Система-де забыта, расшифровать невозможно.
- Наши ученые расшифровали древние письмена племен майя в Америке, а тут вы опускаете руки.
- Хорошо. Попытаюсь,- решила Пошемянская. Трудно было, больше года пришлось поработать над стенограммами. Но вот результат - Пошемянская сдала Институту русской литературы расшифрованный материал - отдельные главы из "Дневника писателя" Ф. М. Достоевского, его "Биографию", много деловых и личных писем Анны Григорьевны. Всего расшифровано более 300 страниц неизвестных ранее материалов.
Диккенс - стенограф. Крупнейший английский писатель Чарльз Диккенс, когда ему было 18 лет, изучил стенографию.
Диккенс работал с 1829 по 1836 гг. в газетах "Зеркало парламента" и "Утренний вестник". В предисловии к собранию сочинений Ч. Диккенса (изд. 1959 г., г. Москва) сказано:
"Когда Диккенс добился опубликования своего первого рассказа, ему шел 22-й год. Несмотря на свою молодость, он был хорошо известен в кулуарах парламента как блестящий стенограф и способный репортер".
Первый рассказ Диккенса был опубликован в декабре 1833 г. Это было начало успеха, сопровождавшего его до самой смерти. Не без основания можно предполагать, что именно отличное владение стенографией помогло писателю оставить огромное литературное наследство, пользующееся любовью и уважением у народов всего мира.
В романе "Давид Копперфильд", имеющем автобиографический характер, Диккенс описывает, как он стал стенографом.
Система английской стенографии в то время была очень сложной. Диккенс знал, что "полное овладение тайной стенографического письма и расшифровки потребует такой же затраты труда, как изучение 6 языков". Тем не менее он решился на это. Занимался он самостоятельно, без помощи учителя.
"Я купил, - говорит Диккенс устами Давида Копперфильда, - рекомендованную мне книжку о благородном и таинственном искусстве стенографии и окунулся в море таких затруднений, что через 2-3 недели впал в полное отчаяние... Каждая закорючка в системе этих знаков подобна была сучковатому дубу в лесу препятствий, и я продвигался вперед, срубая эти дубы один за другим с таким пылом, что через 3-4 месяца решился проделать опыт с одним из прославленных ораторов в докторс-коммонс (докторской общине). Забуду ли я когда-нибудь, как прославленный оратор ускользнул от меня, прежде чем я успел начать, и оставил мой глупый карандаш метаться по бумаге, словно в пароксизме лихорадки?
Было ясно, что так дело не пойдет на лад. За советом я обратился к Трэдлсу, и он предложил диктовать мне речи, но медленно, с расстановкой, принимая во внимание мою неопытность. И вот изо дня в день, в течение долгого времени, по вечерам у нас происходили заседания по образцу парламентских".
Систематические упражнения помогли. Далее, в 43 главе того же романа, Диккенс пишет:
"Я достиг совершеннолетия. Мне 21 год, возраст достойный... Посмотрим, чего я достиг собственными силами. Я укротил этого дикого зверя - таинственную стенографию. Она дает мне приличный заработок. Своими успехами я снискал высокое уважение всех, имеющих отношение к этому искусству, и теперь состою в числе 12 стенографов, записывающих парламентские прения для утренней газеты".
Помогает стенография. Автор этих строк занимается стенографией свыше сорока лет. За это время выработалась привычка записывать свои мысли стенографически.
Когда обдумываешь какую-нибудь мысль, стенография помогает ухватить ее, что называется, налету. Стенография позволяет вести запись синхронно с мыслью.
...Мы на заседании большой конференции.
Сотни людей внимательно слушают оратора. Но особенно внимательно слушают его стенографистки.
Чтобы им было лучше слышно, их столик помещают вблизи оратора.
Стенографистки не только внимательно слушают, но и тщательно записывают каждое слово, прозвучавшее в зале заседаний, даже реплики с мест, смех аудитории, оживление в зале. Весь ход большого заседания подробно записывается стенографически.
Сегодня, как и прежде, стенография помогает людям, экономя их время и труд.
Важнейшие мировые события разворачиваются перед глазами стенографа. Суд народов - Нюрнбергский процесс в 1945 - 1946 гг. - был записан стенографами разных стран. Одних советских стенографов на суде работало шесть человек.
По материалам книг Юрковского A.M.:
"Интересное для всех по стенографии" (1926),
"100 слов в минуту" (1950),
"Изучай стенографию" (1965),
"Стенография сквозь века" (1969).