Карпов А. Ю.
Гертруда (в православии Олисава, то есть Елизавета? или Елена?) († 4 января 1008 г.?), супруга киевского князя Изяслава Ярославича (1054—1068, 1069—1073, 1077—1078), «ляховица», то есть полька.
Дочь польского князя Мешка II (1025 или 1030 — 1034, с перерывом) и Риксы (Рихезы), племянницы германского императора Оттона III (983—1002), сестра польского князя Казимира I Восстановителя (1038/39 — 1058). После смерти отца (1034), еще ребенком, была вывезена матерью в Германию, где и жила в течение нескольких лет.
В начале 1040-х гг. была выдана замуж за туровского князя Изяслава Ярославича, сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого († 1054). (В русских летописях, в частности Новгородской Карамзинской, Софийской Первой, известие об этом помещено под 1041 г., однако историки склоняются к несколько более поздней дате — ок. 1043 г.) Этот брак, как и заключенный чуть раньше брак брата Гертруды, польского князя Казимира, на сестре Ярослава Мудрого Марии-Добронеге, носил политический характер: он скрепил русско-польский союз, существовавший в то время.
Русские источники неоднократно упоминают о супруге киевского князя (с 1054 г.) Изяслава, «ляховице». По свидетельству Жития преп. Феодосия Печерского, княгиня поддерживала тесные отношения с киевским Печерским монастырем; вполне вероятно, что ее духовным отцом на Руси был преп. Антоний, основатель Печерской обители. Гертруда покровительствовала женскому монастырю Святого Николая в Киеве, где приняла пострижение мать преп. Феодосия. Именно княгиня заступилась перед князем Изяславом Ярославичем за иноков Печерского монастыря, когда князь вознамерился изгнать их из Киева; при этом она ссылалась на смуты, начавшиеся в Польше после того, как оттуда «некоея беды ради» были удалены черноризцы (имеются в виду драматические события начала и первой половины 1030-х годов). Для характеристики взаимоотношений Изяслава и Гертруды показательно, что князь прислушался к словам своей жены: «то же слышав… и убоявъся гнева Божия».
Княгиня оказывала несомненное влияние на супруга и в политических делах. Когда в 1068 г., после восстания в Киеве, Изяслав был вынужден бежать из Руси, он нашел поддержку в Польше, которой правил племянник Гертруды Болеслав II Смелый (1058—1079). Польские источники, рассказывая о вторжении Болеслава на Русь, особо подчеркивают, что он действовал в интересах своего родственника, которому и помог вернуть киевский престол.
В 1073 г. Изяслав вновь был изгнан из Руси — на этот раз своими братьями Святославом и Всеволодом. Вместе с женой, сыном Ярополком и невесткой он опять бежал в Польшу, однако на этот раз Болеслав не оказал ему никакой помощи; более того, Изяслав был ограблен: поляки отобрали значительную часть привезенных богатств. Изяслав отправляется в Германию, где находит приют у короля Генриха IV (1056—1106, император с 1084), а затем, вероятно не бз вмешательства жены, обращается за помощью к римскому папе Григорию VII (1073—1085). Характерно, что послание папы от 17 апреля 1075 г. адресовано не только «королю русскому» Дмитрию-Изяславу, но и «королеве, супруге его», то есть Гертруде. В Рим по поручению отца направляется Ярополк с предложением передать «Русское королевство» под покровительство Святого престола. Ярополк действительно получает «названное королевство… в качестве дара святого Петра… изъявив поименному блаженному Петру, князю апостолов (то есть в реальности римскому папе. — А. К.), надлежащую верность» (об этом мы узнаем из упомянутого послания папы Григория VII Изяславу). Вместе с Ярополком в Риме побывали Гертруда и ее невестка, жена Ярополка немка Ирина-Кунигунда. Об активном участии польской княгини во всех этих событиях свидетельствует еще один источник — две миниатюры из принадлежащей ей латинской рукописи — знаменитого «Молитвенника Гертруды», приплетенного к т. н. «Трирской Псалтири» X в. На этих миниатюрах изображены сама Гертруда, Ярополк и Ирина, припадающие к стопам святого апостола Петра, а также Ярополк и его супруга, увенчанные коронами. (Подписи к изображениям сделаны кириллическими буквами, по-русски.)
Вообще «Молитвенник Гертруды» — памятник уникальный во всех отношениях. (Так, только из него нам известно имя, которое княгиня носила на Западе.) Он содержит личные молитвы Гертруды на латинском языке и свидетельствует не только о ее высокой образованности (княгиня свободно владела по меньшей мере четырьмя языками — польским, немецким, русским и латинским), но и о ее несомненном благочестии. В 70-е гг. XI в. раскол между католической и православной церквями еще не зашел слишком далеко: Гертруда с равным благоговением относилась и к православным русским, и к латинским святыням. Высказывалось предположение, что и она, и ее сын Ярополк во время пребывания в Риме «перекрещивались» в католичество, а затем, по возвращении на Русь, снова обратились в православие; однако это предположение не кажется обязательным: едва ли подобное «перекрещивание» практиковалось в то время.
Помощь папы оказалась весьма эфемерной, и Ярополку так и не удалось получить обещанное ему «Русское королевство» под покровительством Рима. Неизвестно также, в какой мере Изяслав санкционировал действия сына (Ярополк лишь обещал папе, что отец поддержит и признает все его действия, однако сам папа, судя по посланию, не вполне был уверен в этом). Тем не менее поддержка папы, который направил особое послание Болеславу, позволила князю с семейством вернуться в Польшу. После же внезапной смерти князя Святослава Ярославича (27 декабря 1076), Изяслав в мае 1077 г. возвращается на Русь. Он заключает мир с братом Всеволодом и вновь занимает киевский престол.
После гибели Изяслава Ярославича в битве на Нежатиной Ниве (3 октября 1079 г.) Гертруда оказывается во Владимире на Волыни, при дворе своего сына Ярополка. Ей еще раз пришлось испытать удар судьбы. В 1085 г. Ярополк начал войну с киевским князем Всеволодом Ярославичем, но, узнав о приближении войск сына Всеволода Владимира Мономаха, бежал в Польшу, бросив в Луцке мать и жену. Обе женщины оказались в плену у Мономаха и были уведены в Киев, где и пребывали до примирения Ярополка со Всеволодом в следующем, 1086 г. Однако 22 ноября 1086 г. Ярополк был убит. О дальнейшей судьбе Гертруды сведений в источниках нет, если не считать летописного упоминания о кончине «княгини, Святополчи мати», 4 января 1108 г.
Гертруда была единственной женой князя Изяслава Ярославича и, следовательно, матерью трех его сыновей — Святополка (он родился в 1050 г.), Мстислава и Ярополка (даты их рождений неизвестны). Однако в литературе на этот счет высказываются сомнения. Дело в том, что в источниках дважды упоминается некая княгиня, названная «матерью Святополчей», — во-первых, в процитированном выше летописном известии о ее кончине, а во-вторых, в надписи-граффити на стене Киевского Софийского собора, где приведено и ее имя: «Господи, помози рабе своеи Олисаве, Святоплъчи матери, русьскыи кънягыни…» Надо полагать, что Олисава (т. е. Елизавета) и есть имя, которым польская княгиня была наречена на Руси. В то же время в «Молитвеннике Гертруды» княгиня именуется «матерью Ярополка» (в подписи к миниатюре), а в самом тексте называет Ярополка (в крещении Петра) своим «единственным сыном»! Исходя из этого факта, а также из того, что в месяцеслове этой рукописи отсутствует память святой Елизаветы, предполагаемой небесной покровительницы княгини, и в то же время признавая, что Гертруда была единственной супругой князя Изяслава Ярославича, А. В. Назаренко приходит к следующему выводу: мать Святополка Олисава не тождественна Гертруде; она вообще была не законной супругой Изяслава, но его наложницей, и, следовательно, Святополк появился на свет вне брака (косвенно это предположение подтверждается разного рода генеалогическими выкладками). Исследователь отмечает также особое место, которое в «Молитвеннике Гертруды» занимает память святой Елены, и делает осторожное предположение, что Гертруда могла носить на Руси имя Елена. Гипотеза А. В. Назаренко, несомненно, заслуживает внимания, однако показания русских источников, по-видимому, противоречат ей. Пожалуй, можно согласиться с тем, что рожденный вне брака (согласно гипотезе Назаренко) Святополк обладал всеми права князя, но едва ли правами княгини могла обладать наложница Изяслава. А между тем и в граффити Софийского собора, и в летописном известии она названа именно княгиней. Кроме того, летопись не содержит никаких намеков на то, что Святополк родился вне брака, хотя в других подобных случаях (на которые в подтверждение своей гипотезы ссылается А. В. Назаренко) это обстоятельство отмечено. Что же касается слов Гертруды о Ярополке как о своем «единственном сыне», то они пока не находят приемлемого объяснения (точка зрения В. Л. Янина, согласно которой Ярополк, будучи на Западе, перешел в католичество и в силу этого мог именоваться «единственным» сыном-единоверцем матери-католички, вызывает возражения).
«Повесть временных лет»; Летописи: Софийская Первая, Новгородская Карамзинская; Житие преп. Феодосия; Патерик Киевского Печерского монастыря.
Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966.
Янин В. Л. Русская княгиня Олисава-Гертруда и ее сын Ярополк // Нумизматика и эпиграфика. Т. 4. М., 1963. С. 142—164; Щавелева Н. И. Польки — жены русских князей (XI — середина XIII в.) // Древнейшие государства на территории СССР. 1987. М., 1989. С. 52—55; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 559—584.