Рефетека.ру / Биографии

Статья: Муаммар Каддафи

Константин Капитонов

Muammar Kaddafi ( 13.09.1942 года [Триполитани])

Ливия (libia)

О полковнике Каддафи рассказывают разные небылицы. Называют его, кто гением, кто демоном, а кто и сумасшедшим. Распускают слухи, что он-де регулярно консультируется у психиатров Египта, Югославии и Швейцарии. Но он - неординарная личность в постмонархической Ливии, альтернативы которой в Ливийской Джамахирии пока нет...

ПОЛКОВНИК КАДДАФИ - НЕИСТОВЫЙ СЫН БЕДУИНА

Имя Муаммара Каддафи (Muammar Kaddafi) не сходит со страниц ливийских газет и журналов. Оно является неотъемлемой частью художественных фильмов и театральных постановок.

Когда иностранные журналисты спросили полковника-бедуина, как он относится к фактическому обожествлению своей особы, тот скромно ответил:

- Что я могу сделать?! Мой народ настаивает на этом...

Ливийский лидер лукавил. Покрасоваться он любит, и постоянно озабочен тем, как выглядит со стороны. Когда югославы снимали о нем короткометражный фильм, полтора часа ушло только на выбор наиболее удачного ракурса съемки. Да и сам я обратил внимание на склонность полковника к эффектным жестам и позам, когда в апреле 1986 года находился в Ливии и брал интервью у этого сына пустыни.

ИЗ ШАТРА НА ВЕРШИНУ ВЛАСТИ

Его полное имя - Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи. Точная дата рождения продолжает оставаться загадкой. Многие его биографы утверждают, что вождь Ливии родился в 1940 году. Сам Каддафи везде пишет, что появился на свет весной 1942 года в бедуинском шатре в 30 километрах южнее города Сирт.

Его отец - выходец из племени аль-каддафа - кочевал с места на место, пас верблюдов и коз. Мать с тремя старшими дочерьми занималась домашним хозяйством.

Но сегодня сын простого бедуина утверждает (за ним, разумеется, повторяют средства массовой информации), что он потомок древних благородных бедуинских племен, пришедших из Ирака. Впрочем, стоит ли удивляться?! Особенно после того, как несколько лет назад он объявил себя "мессией арабского мира, продолжателем дела и Пророка Мухаммеда, и Иисуса, и Моисея".

Вспоминая свое детство и юность, он признался однажды...

- Я вырос в чистом окружении, не зараженном инфекциями современной жизни. Я осознал условия, в которых жил мой народ, и перенес страдания, которые он испытывал под гнетом колониализма. Молодежь в нашем обществе уважала стариков, мы умели отличать добро от зла.

Когда Муаммару исполнилось девять лет, родители отдали его в начальную школу. Он закончил ее через четыре года и поступил в среднюю, которая находилась в городе Себха. В школьные годы он полюбил книги о героях, жертвовавших собой во имя свободы. Кто знает, может быть, именно эти книги подтолкнули Каддафи к тому, что он еще в школе создал подпольную молодежную организацию.

Надо сказать, что годы учебы будущего полковника совпали по времени с периодом зарождения оппозиционного движения в Ливии. Тогда же начало зреть недовольство королевским режимом среди городской и сельской бедноты, средних слоев, студенческой и учащейся молодежи. В крупнейших городах и провинциальных центрах стали появляться оппозиционные королевскому режиму группы. Одной из них в 1956-1961 годах руководил Муаммар Каддафи.

В начале октября 1961 года в городе Себха началась молодежная демонстрация в поддержку алжирской революции. Она сразу же переросла в массовое антимонархистское выступление. Организатором и руководителем демонстрации был Каддафи. За это он был арестован, а затем выслан из города. Продолжать учебу пришлось в Мисурате. Там он поступил в местный лицей, который успешно закончил в 1963 году.

- По прибытии Каддафи в Мисурату, - рассказывал позднее один из его сподвижников Мухаммед Халиль, - мы решили продолжить то, что начали в Себхе. То есть, привлечь на свою сторону большое число единомышленников, найти среди молодежи тех, кто верил в арабское единство, в принципы свободы, в необходимость радикальных перемен в стране.

В 1963 году на встрече трех подпольных групп из Себхи, Триполи, Мисураты было решено создать единую нелегальную организацию, включающую две секции - военную и гражданскую. Члены первой группы, которую возглавил Муаммар Каддафи, уехали в Бенгази для поступления в военный колледж. Участники второй поступили в различные высшие учебные заведения.

С первых дней учебы Каддафи зарекомендовал себя самым примерным курсантом. Никто в колледже не мог заподозрить в нем врага режима. Он ни разу не выдал себя ни словом, ни поступками. Поэтому дело, заведенное на него еще в Себхе, так ни чем и не пополнилось. А его вечерние посещения лекций по истории в Бенгазийском университете воспринимались как причуды...

В 1964 году у небольшого селения Тельмейта, в нескольких десятках километрах от Бенгази, состоялся первый съезд организации. По предложению Каддафи, ее девизом стал выдвинутый египетской революцией 1952 года лозунг "Свобода, социализм, единство!" Группа молодых, революционно настроенных военных, стала называться "Организация свободных офицеров юнионистов-социалистов" (ОСОЮС). На съезде был разработан кодекс поведения и избран Центральный комитет. Его членам "во имя осуществления революционных идей" запрещалось играть в карты, пить вино, посещать увеселительные заведения, предписывалось строго соблюдать все религиозные обряды. Центральному комитету было поручено вести целенаправленную подготовку восстания.

Члены комитета собирались сначала ежемесячно. Затем, в целях конспирации, он был разделен на группы, которые действовали автономно. Состав групп и их задачи знал только Каддафи.

Разумеется, "Свободные офицеры" не имели ни опыта политической работы, ни определенной программы социальных преобразований, не говоря уже о твердых идеологических убеждениях. Тем не менее, они поставили перед собою четко сформулированные цели: свержение монархического режима, искоренение вековой отсталости, освобождение от военно-политического и экономического господства империализма, достижение подлинной национальной независимости, установление социальной справедливости широких народных масс, борьба за арабское единство, за обеспечение законных прав арабского народа Палестины.

После окончания членами ОСОЮС военного колледжа связь между подпольными группами осложнилась. Вчерашние курсанты были направлены в войска для дальнейшего прохождения службы. Руководителем и координатором подпольщиков остался Каддафи, который начал службу в войсках связи в военном лагере Гар Юнес, в четырех километрах от Бенгази. К нему поступала информация о деятельности групп, о положении в войсках, от него - указания по нелегальной работе, определение мест явок, встреч. Фактически уже в 1966 году начался этап непосредственной подготовки военного переворота.

Влияние офицеров-подпольщиков росло не только в сухопутных войсках, но и в других видах вооруженных сил. Хуже обстояло дело с работой среди интеллигенции, чиновничества и в деловом мире. Значительную часть местной буржуазии, не говоря о феодальных и высших чиновничьих кругах, вполне устраивал королевский режим.

Июньская война 1967 года стала своеобразным катализатором революции. Поражение арабов в этой войне, вызвавшее во всем арабском мире спонтанный прилив патриотических настроений и националистических эмоций, имело широкий общественный резонанс в Ливии. Недовольство зрело и в армии. Патриотические чувства военнослужащих, особенно офицеров, были уязвлены тем, что монархическое правительство не разрешило армии принять участие в отражении израильской агрессии.

Однако, при общем недовольстве королевским режимом и переходе в оппозицию большинства офицерского корпуса, в армии существовали и другие течения, выражавшие интересы различных социальных сил. В том числе и феодальных кругов. Наиболее правое из них возглавлял полковник Абдель Азиз Шелхи, брат советника короля. В 1969 году он был назначен заместителем начальника генерального штаба и председателем комитета по реорганизации королевской армии. Последняя должность, как выяснилось позднее, была придумана как ширма для прикрытия подготовки военного переворота.

Лидеры "Свободных офицеров" решили перехватить инициативу. К тому времени они имели уже достаточно своих сторонников не только в армии, но и среди гражданского населения, чтобы решиться на упредительную акцию. Курс был взят на свержение королевского режима с помощью военного контрпереворота. Был разработан детальный план вооруженного военного выступления. При этом учитывались не только внутриполитические факторы, как писал позже Каддафи, но и иностранное военное присутствие в Ливии.

Планировавшееся еще до сентября 1969 года вооруженное выступление с целью свержения королевского режима отменялось несколько раз. Каддафи и его сподвижники считали, что поспешные действия таили в себе слишком большой риск и непредсказуемые последствия.

Летом 1969 года в армии началась очередная кампания перемещений офицерского состава. Она коснулась и Каддафи, получившего приказ немедленно отправиться для дальнейшего прохождения службы в Триполи. Эти перемещения потребовали внесения необходимых корректив в планы "свободных офицеров". Напряжение достигло кульминации...

Во второй половине августа стало известно, что король Идрис отправляется на лечение за границу. В армии поползли слухи, что полковник Шелхи решил отправить на стажировку за границу большую группу офицеров. Среди них было немало членов подпольной организации, в том числе и Каддафи.

Поступавшая информация свидетельствовала о том, что полковник Шелхи вместе со своими сторонниками - группой старших офицеров - намеревались 15 сентября захватить власть и провозгласить республику с парламентской формой правления.

Руководство "свободных офицеров" назначило вооруженное восстание на 1 сентября.

Для осуществления давно разработанного плана восстания Каддафи счел необходимым срочно покинуть Триполи и возвратиться в Бенгази, где находился генеральный штаб и располагались основные военные учреждения.

Ранним утром 1 сентября 1969 года отряды членов ОСОЮС под руководством созданного в ходе подготовки к восстанию Совета революционного командования (СРК) в составе 12 офицеров во главе с Каддафи одновременно начали выступления в Бенгази, Триполи и других городах страны. Они быстро установили контроль над основными государственными и военными объектами. Все подъезды к американским базам были заранее блокированы.

В этот же день Каддафи, выступив по радио, объявил о свержении монархии в стране.

- Революция, - заявил он, - будет руководствоваться принципами свободы, единства, социальной справедливости и равноправия всех граждан.

Тогда же было сообщено, что временно верховную власть будет осуществлять СРК. Однако его количественный и поименный состав долго не объявляли. Никому также не было известно, кто возглавляет этот высший орган власти.

Лишь через две недели после революционного переворота 27-летний Муаммар Каддафи был объявлен руководителем революции и председателем СРК. Одновременно было сообщено о присвоении ему звания полковника (в дни переворота он был капитаном войск связи).

Погоны полковника он носит до сих пор, хотя фактически является главнокомандующим. Генеральские звания он раздает весьма неохотно, поскольку убежден, что это "не самое главное для революционной армии".

Имена других членов СРК были объявлены только 10 января 1970 года.

В течение нескольких недель, пока укреплялся новый режим и не объявлялись имена его руководителей, аккредитованные в Ливии дипломаты, журналисты, а также представители иностранных деловых и военных кругов, выдвигали самые различные версии и догадки (одна фантастичнее другой) относительно "подлинных покровителей" организаторов революционного переворота. Называли русских, ЦРУ, насеристов...

Здесь необходимо подчеркнуть, что Вашингтон и его союзники видели в Каддафи и его соратниках провинциальных офицеров, не имевших ни серьезной долгосрочной программы, ни широкой социальной базы внутри страны, ни политического авторитета в арабском мире. США и Англия намеревались использовать эти переходящие, временные факторы наряду с военным и экономическим присутствием в Ливии для оказания давления на молодых неопытных ливийских руководителей. Именно на этой основе они надеялись найти потом с ними "общий язык".

Но эти расчеты оказались несостоятельными.

Антиимпериалистическая направленность ливийской революции проявилась довольно отчетливо уже в первые месяцы существования нового режима.

7 октября 1969 года на 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постоянный представитель Ливии заявил о намерении ливийцев ликвидировать на своей земле все иностранные базы. Вслед за этим ливийское руководство информировало послов США и Англии о расторжении соответствующих договоров. Почти одновременно началось наступление и на позиции иностранного капитала в экономике страны.

Первые итоги и ближайшие задачи ливийской революции были закреплены в обнародованной 11 декабря 1969 года Временной конституционной декларации. Ислам объявлялся официальной государственной религией. Одной из главных целей революции провозглашалось построение социализма, основанного на "религии, морали и патриотизме". Добиться этого Каддафи и его соратники намеревались путем "обеспечения социальной справедливости, высокого уровня производства, ликвидации всех форм эксплуатации и справедливого распределения национальных богатств".

Совет революционного командования наделялся функциями главного звена политической организации общества с правом назначать кабинет министров, объявлять войну и заключать договоры, издавать имевшие силу законов декреты, которые касались основных аспектов внутренней жизни и внешней политики государства. Председатель СРК Каддафи был назначен главой Ливийской Арабской Республики.

ОТЕЦ ДЖАМАХИРИИ

Сегодня идеологию и политическую структуру Ливии определяет своеобразная концепция общественного развития, выдвинутая Каддафи и сформулированная в его "Зеленой книге", первая часть которой вышла в свет в начале 1976 года. Она называлась "Решение проблемы демократии (власть народа)" Книга сразу же была объявлена (послушным Каддафи пропагандистским аппаратом) "главным идеологическим документом" государства.

Сам полковник считает, что его произведение представляет собой "окончательное теоретическое решение человеческих проблем". Мне в далеком 1986 году он говорил...

- Я хочу, чтобы "Зеленая книга" стала Евангелием современного человечества.

Согласно замыслам Каддафи, социалистическое общество Джамахирии (в переводе с арабского - "народовластие") должно базироваться на трех принципах.

Первое. Осуществление народными массами власти через народные собрания, где каждый участвует в принятии решений и реализации власти.

Второе. Обладание народом общественным богатством, которое рассматривается как собственность всех членов общества.

Третье. Передача народу оружия и обучение его применению с целью покончить с монополией на оружие со стороны армии.

Отсюда и лозунг: "Власть, богатство и оружие - в руках народа!"

Хочу напомнить, что начало периода "народной революции" обычно связывается с программной речью ливийского лидера, которую он произнес в Зуваре в мае 1973 года. В ней он впервые выдвинул идею о передаче всей полноты власти народу.

- Всякие иные системы правления, - говорил он, - недемократичны. Только народные конгрессы и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы за демократию.

Это были не просто слова. В конце 1975 года состоялись выборы народных комитетов, сформированы руководящие органы народных конгрессов. В январе 1976 года был создан Всеобщий народный конгресс (ВНК). Республиканский этап развития Ливии вступил в стадию завершения. Началось его перерастание в принципиально новый "джамахирийский", который изменил не только характер власти в стране, но и ее философию, социально-политическое и экономическое развитие.

В марте 1977 года на чрезвычайной сессии ВНК, проходившей в Себхе, была принята Декларация, которая провозгласила новое название страны "Социалистическая Народная Ливийская Джамахирия" (СНЛАД), что ее законодательство основывается на Коране, а ее политический строй на прямом народовластии. Совет революционного командования и правительство распускались. Вместо них создавались новые институты, соответствующие "джамахирийской" системе. Всеобщий народный конгресс объявлялся высшим органом законодательной, а образованный им вместо правительства Высший народный комитет - исполнительной власти. Министерства заменялись народными секретариатами, во главе которых создавались органы коллективного руководства - бюро. Посольства Ливии в зарубежных странах также преобразовались в народные бюро.

В соответствие с популистским принципом прямого народовластия, роль лидера страны формально как бы выводилась за рамки политической системы. Кстати, еще в 1974 году Каддафи был освобожден от "политических, протокольных и административных обязанностей", чтобы полностью посвятить себя "идеологической и теоретической работе в деле организации масс". Однако, вплоть до 1977 года он оставался главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. С провозглашением Джамахирии он формально уже не мог выполнять какие-либо государственные функции. Ведь "джамахирийская" система официально отрицала государство как форму политической организации. Отныне Каддафи объявлялся лишь лидером ливийской революции. И этим якобы определялась его подлинная роль в политической системе страны.

Тем не менее, реальное идеологическое и направляющее воздействие не только Каддафи, но и других бывших членов СРК на дальнейшее развитие и функционирование новой системы власти еще более возросло.

Разъясняя суть происшедших в политической системе Ливии изменений, Каддафи в марте 1977 года на массовом митинге в Триполи указал на постоянно сохранявшуюся опасность завоеваниям ливийской революции. В связи с этим он призвал, чтобы ее защиту осуществлял весь "вооруженный народ". Однако, провозглашенная цель "замены армии вооруженным народом" оказалась на практике неосуществимой.

Себхская декларация 1977 года фактическим заменила прежнюю конституцию 1969 года, хотя сама по себе не носила конституционного характера, поскольку "Зеленая книга" вообще отрицала роль конституции как основного закона общества.

- Подлинным законом общества является обычай, либо религия, - говорит Каддафи и обязательно уточняет: - Религия включает в себя обычай, а обычай есть выражение естественной жизни народов. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, специально создаются человеком против человека. И в силу этого неправомерны, поскольку они не основываются на естественном источнике - обычае и религии.

Политическое и законодательное оформление "джамахирийской" системы создавало лишь надстройку нового здания на старом фундаменте. Экономическая структура оставалась в своей основе той же, что существовала до провозглашения Джамахирии. Ливийское руководство осознавало это достаточно отчетливо и вело активную подготовку для наступления и на экономическом фронте. Внедрение "джамахирийских" принципов в этой сфере проводилось длинным путем сложных экспериментов, сопровождавшихся не менее длинным рядом проб и ошибок.

В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы развития хозяйственной жизни принцип "самоуправления в экономике" В соответствие с этим принципом предусматривался переход предприятий в коллективное управление тех, кто там работает. Провозглашенный им впоследствии лозунг "Партнеры, а не наемные работники", нашел теоретическое обоснование во второй части "Зеленой книги" и с ноября того же года начал внедряться на ряде производственных предприятий.

В развитие той же популистской идеи Каддафи выдвинул новый лозунг: "Жилище - собственность его обитателя". То есть, человек, живущий в доме, хозяин, а не его арендатор. В мае 1978 года был принят закон, в соответствии с которым сдача жилых помещений в аренду запрещалась, а бывшие арендаторы становились собственниками арендуемых квартир и домов.

Проводя в жизнь лозунг "Партнеры, а не наемные работники", рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только производства, но и торговли, а также различных служб обслуживания. Бывшие владельцы получали вместе с компенсацией и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах "равного партнерства с производителями". Эта кампания "народного захвата", как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной собственности крупной и средней буржуазии.

Функционирование политической системы "Джамахирии" на местах и особенно на производстве затруднялось как из-за саботажа буржуазных слоев, так и по причине недостаточной подготовленности осуществляемых мероприятий, неспособности нового управленческого аппарата руководить хозяйством. Все это вызвало недовольство и брожение среди части населения. Против политических и экономических новаций ливийского руководства выступила и некоторая часть мусульманского духовенства. Она обвинила Каддафи в "отступлении от положений Корана".

В ответ власти пошли на серьезные меры, направленные на ограничение влияния духовенства. Оппозиционно настроенным "хранителям чистоты ислама" Каддафи устроил по телевидению публичный экзамен на знание Корана. Богословы не смогли ответить на вопросы лидера ливийской революции, и были скомпрометированы в глазах верующего населения. Это дало Каддафи основание лишить впоследствии некоторых из них права вести религиозную службу.

В марте 1979 года Каддафи выдвинул новую идею - "отделение революции от власти". Было образовано Революционное руководство СНЛАД, которое стало опираться на сеть революционных и народных комитетов. По мысли Каддафи, создание новых комитетов должно было вовлечь в функционирование "джамахирийской" системы на местах как можно большее число граждан. Популистский принцип прямого народовластия, таким образом, приобрел всеохватывающий масштаб.

Формально Революционное руководство СНЛАД не участвовало в управлении государством. Фактически оно стало играть еще более важную роль в политической системе Ливийской Джамахирии. Каждый член Революционного руководства имел определенный круг обязанностей. Например, Каддафи, сохранив за собой пост верховного главнокомандующего вооруженными силами, являлся одновременно и генеральным секретарем Всеобщего народного конгресса.

Не находя в так называемом "исламском социализме" конкретных рецептов преобразования общества, Каддафи постоянно вносил поправки в свою теорию. Если до "Зеленой книги" ислам считался одним из идейных источников официальной идеологии, то в вышедшей летом 1979 года третьей части этой книги "истинность третьей мировой теории" уже не измерялась постулатами ислама. Напротив, "истинность" самих исламских положений стала оцениваться с точки зрения их соответствия самой этой теории. Движущей силой истории объявлялась национальная и общественная борьба. Вместе с тем, уточнял Каддафи, "если бы мы ограничились только поддержкой мусульман, то показали бы пример фанатизма и эгоизма: Истинный ислам - тот, который выступает в защиту слабых, даже если они не мусульмане".

В последующих пояснениях и комментариях к "Зеленой книге" многие ее положения подвергались значительной корректировке. Но эта книга по-прежнему остается как бы основополагающим катехизисом официальной идеологии в Ливии.

Трансформация ливийского общества в современную политическую систему, названную Джамахирией, сопровождается многими зигзагами и проходит медленнее, чем того хотел бы Каддафи. Но созданная им система, несомненно, пробудила ливийский народ к политической активности. Однако, как он вынужден был признать, "участие народа в управлении страной было не полным".

Поэтому на состоявшейся 18 ноября 1992 года в городе Сирт сессии ВНК было принято решение о создании в Ливии новой политической структуры. Она предполагала переход страны на высшую ступень народовластия - образцовой Джамахирии. Речь идет о создании вместо первичных народных собраний полутора тысяч коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств.

Необходимость реорганизации прежней политической системы, как пояснил Каддафи, объяснялась, прежде всего тем, что она "не смогла обеспечить подлинного народовластия в силу сложности структуры, что создало разрыв между массами и руководством, страдала излишней централизацией".

В целом Социалистическая Народная Арабская Джамахирия продолжает курс на построение нового "исламского социалистического общества", где господствует лозунг - "Власть, богатство и оружие - в руках народа!"

ДЕМОКРАТ И ПРИМЕРНЫЙ СЕМЬЯНИН

Когда Каддафи пришел к власти, он ездил без охраны на скромном "фольксвагене" и вместе с женой закупал продукты в местном супермаркете. Однако, после нескольких покушений на его жизнь (в результате одного из них он был ранен в руку) образ жизни ливийского лидера резко изменился. Каддафи свел до минимума прямые контакты с массами и избрал местом своего постоянного проживания Азизию - военную базу, где размещается главное командование и палаточный бедуинский городок, который служит ему резиденцией.

Только очень узкий круг ливийцев видит своего лидера. Усиленные посты контролируют любые подходы к месту, где в данный момент находится Каддафи. В свою очередь, и за каждым из охранников ведется постоянная персональная слежка. Когда он выезжает из Азизии в Триполи, одновременно трогаются две-три колонны автомашин в сопровождении бронетранспортеров. Никто не знает, в какой именно колонне едет лидер ливийской революции Муаммар Каддафи. Этот же принцип распространяется и на полеты полковника: если ему надо лететь в другое государство, в воздух поднимаются два самолета. Причем, перед вылетом они в течение нескольких часов кружат в воздухе, проверяя, не заложена ли бомба.

Журналисты до сих пор вспоминают парадоксальную ситуацию в диспетчерской международного аэропорта Туниса, куда должен был прибыть из Триполи с официальным визитом ливийский лидер. На запрос с земли оба пилота ответили, что на борту находится "очень важная персона". Причем, оба были уверены, что говорят правду...

Однако, несмотря на затворнический образ жизни, Каддафи настойчиво навязывает всему миру свой имидж простого человека, демократа и примерного семьянина.

Кстати о семье. Первый брак Каддафи был неудачным. Он женился на Фатиме - дочери генерала Халида, заместителя начальника генерального штаба королевской армии, одного из приближенных бывшего ливийского монарха Идриса. После переворота сразу же расторгнул брак, оставив себе сына, который сейчас работает инженером.

Одиночество полковника длилось недолго. Холостяцкая жизнь закончилась через два месяца после развода, когда он женился на Сафие - медсестре из военного госпиталя, с которой он по сей день. От этого брака у Каддафи пять мальчиков и девочка. Еще одна дочь (приемная) погибла в апреле 1986 года во время налета американской авиации на Триполи.

Западная пресса утверждает, что за Каддафи длинным шлейфом тянется репутация "изрядного повесы и дамского угодника". Из представителей средств массовой информации он предпочитает беседовать в первую очередь со слабым полом. Тем самым он стремится показать миру, что женщина в Ливии занимает равное с мужчиной положение в обществе.

Как бы то ни было, но Каддафи не раз заявлял, что "мужчина должен довольствоваться только одной женой". И хотя ислам разрешает иметь четырех, полигамные браки в Ливии почти не практикуются. Может быть, ливийцы берут пример со своего лидера?

Журналисты, общавшиеся с ним в последнее время, рассказывают, что со своими домочадцами Каддафи весьма строг. Например, он уступил настойчивым просьбам дочки Айши и разрешил ей учиться игре на фортепиано. Однако, инструмент так и не купил. Сыновей полковник тоже воспитывает в строгости, но без излишних нравоучений и ограничений.

Рабочий день ливийского лидера длится 16-18 часов. Но пара часов сна и несколько физический упражнений делают чудо - он бодр и свеж.

Причем, в течение дня Каддафи занимается не только "джамахиризацией" Ливии, но и самообразованием. Злые языки утверждают, что его настольной книгой является "Хижина дяди Тома". А он, между тем, хорошо знает (и это признают его оппоненты) историю стран Старого и Нового света, любит цитировать мировых классиков литературы, в том числе и русских - Л.Толстого и Ф.Достоевского. По его указанию, в конце 70-х годов были переведены на арабский язык сочинения известных русских теоретиков анархизма М.Бакунина и П.Кропоткина. Больше того, он с карандашом в руках проработал собрание сочинений В.И.Ленина и многие идеи использовал при написании "Зеленой книги".

В быту Каддафи неприхотлив, ведет жизнь аскета. Одно время даже увлекался вегетарианством. Он не пьет кофе, чая и алкогольных напитков, не курит, ест очень мало, в основном простую пищу.

Он не занимается накопительством, его семья не владеет недвижимостью. Даже его отец (по настоянию сына) до конца жизни жил в бедуинской палатке. Впрочем, и сам Каддафи нередко месяцами живет в бедуинском шатре.

И все-таки у Каддафи, как у любого человека, есть свои слабости. Он любит красиво одеваться и часто меняет наряды. В основном это национальные одежды. Но его самая большая страсть - мундиры. Он появляется на людях то в кителе морского офицера, то в погонах полковника ВВС, то в форме сухопутных войск. При этом экипировку всегда дополняют темные, абсолютно скрывающие глаза, очки.

Каддафи очень набожен, исправно отправляет все мусульманские обряды, следует всем заповедям Корана, который еще в детстве выучил наизусть. Совершил паломничество в Саудовскую Аравию и в Мекке поцеловал священный Черный камень. Но он весьма своеобразен в трактовке ислама.

В Ливии пять раз в день звучит призыв муэдзина на молитву. Введен сухой закон, запрещены азартные игры. Театров в стране нет, а в кинотеатрах крутят в основном нравоучительные арабские картины и индийские мелодрамы. Концерты и спортивные соревнования не проводятся. Жизнь на стадионах оживает лишь во время военных парадов.

С некоторых пор действуют законы шариата: "всем ворам и бандитам" Каддафи пообещал "отрубать руку и ампутировать ногу".

По свидетельству хорошо знающих Каддафи людей, он обладает феноменальной памятью на лица, имена, цифры. Досконально знает все подробности о людях из своего окружения, об их детях, родственниках, друзьях. Но наряду с незаурядным природным умом, огромной волей и трудолюбием в нем уживаются такие черты, как высокомерие, излишняя эмоциональность и вспыльчивость. С другой стороны, при встрече он первым подает руку, почти по-детски приветливо улыбается и тут же становится серьезным, как только разговор приобретает деловой характер. Принимая гостей, он никогда не отвлекается на посторонние дела. В это время его никто не беспокоит, как и он сам никого не вызывает к себе.

Каддафи - трудный собеседник, не любит пустословия. Он любит выслушать все, что говорят ему, но также любит, чтобы слушали и его, причем, не перебивая.

Считая себя "отцом нации", Каддафи очень любит выступать перед своим народом. Как правило, его речи длятся 2-3 часа. Причем, всем заранее известно, что именно он скажет, какой проблемы коснется, на какую тему пошутит. Западные дипломаты в Ливии, неизменно присутствующие на всех публичных выступлениях лидера Джамахирии, заключают пари, пытаясь угадать, сколько раз в своей речи Каддафи проклянет США или Израиль.

Впрочем, ненависть ливийца номер один, которого Запад считает "костью в горле", к оплоту "мирового империализма" выражается не только в его пламенных выступлениях перед экзальтированными массами. Нет такой террористической группировки, действующей против Израиля, которой неистовый полковник не помог бы деньгами и оружием. Каддафи превратил Ливию в гигантский тренировочный лагерь для террористов со всего света.

Завоевать благосклонность Каддафи нетрудно. Достаточно лишь доказать ему свою ненависть к государственным структурам Запада и готовность сражаться против них с оружием в руках. Отсюда и столь пестрая смесь деструктивных сил, проходящих в Ливии специальную диверсионно-террористическую подготовку.

Известно ли все это простым ливийцам? Разумеется! Но они предпочитают закрывать глаза на "проделки" своего лидера в награду за довольно высокий уровень жизни. К чести Каддафи надо признать, что немалую часть нефтедолларов он действительно расходовал на нужды своего народа. И добился того, что в таком социально-экономическом показателе, как среднегодовой доход на душу населения (минимальная заработная плата простого рабочего составляет 6 тысяч фунтов стерлингов, а доходы руководителей предприятий достигают 30 тысяч), Ливия сумела обойти даже Великобританию.

В стране практически нет безработицы, большинство граждан имеет свои квартиры, телевизоры, видеомагнитофоны. Построены университеты и больницы, отвечающие мировым стандартам.

В числе последних популистских акций Каддафи - закупка в Южной Корее дорогих автомобилей и продажа их ливийцам за четверть цены. Он объявил о своем решении по новому распределять получаемые страной доходы от нефти, которые составляют около 10 миллиардов долларов в год. Половина этой суммы идет на нужды государства, друга - распределяется между ливийцами. В результате около 600 тысяч семей получили от 7 до 10 тысяч долларов. По мнению Каддафи, это позволяет, во-первых, реализовать на практике выдвинутый им лозунг "Богатство - в руки народа!", а, во-вторых, уравнять доходы бедных и зажиточных граждан. Правда, Каддафи предупредил, что семьи, получившие деньги, не могут распоряжаться ими по своему усмотрению: они могут тратить их лишь на самые необходимые нужды, а не на приобретение дорогих импортных потребительских товаров.

Судя по тому, что сегодня Ливия занимает первое место среди арабских стран по количеству спутниковых антенн на душу населения, ливийцы игнорировали предупреждение своего лидера. Больше того, в последнее время ливийцы стали отдыхать на людях: выезжать семьями на пикник, к морю или в лес...

Из увлечений Каддафи известны его страсть к лошадям и охоте (последняя - результат общения с бывшим румынским диктатором Чаушеску), интерес к различным видам оружия и средствам спецсвязи.

* * *

О полковнике Каддафи рассказывают разные небылицы. Называют его, кто гением, кто демоном, а кто и сумасшедшим. Распускают слухи, что он-де регулярно консультируется у психиатров Египта, Югославии и Швейцарии. Но он - неординарная личность в постмонархической Ливии, альтернативы которой в Ливийской Джамахирии пока нет...

Похожие работы:

  1. • Третья мировая теория Муаммара Каддафи
  2. • Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте ...
  3. • Региональный аспект турецко-сирийских отношений
  4. • Мусульманская социальная революция
  5. • Історія сучасної філософії
  6. • Основные направления внешнеполитического курса Украины на ...
  7. • Африкано-азиатское направление во внешней политике АРЕ
  8. • Формы правления
  9. • Ирано-Иракская война 1980-1988 годов
  10. • Место и роль арабских государств в разрешении "иракского ...
  11. • Исламский фундаментализм и революция
  12. • Союз арабского Магриба в современной перспективе
  13. • Міжнародний тероризм
  14. • Анализ эволюции политико-религиозных отношений в ...
  15. • Экология культуры
  16. • Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой ...
  17. • Сопротивление армян геноциду в годы первой мировой ...
  18. • Идеологические и политические установки палестинского ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com