Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Авторский материал: Эволюция и перспективные направления развития классификационных программ по художественной гимнастике

Эволюция и перспективные направления развития классификационных программ по художественной гимнастике

Нестерова Т.В.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Введение.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что регулярные изменения правил соревнований FIG стимулируют национальные федерации к совершенствованию структуры и содержания классификационных программ.

Классификационные программы - важнейший регламентирующий документ, посредством которого регулируется система повышения спортивно-технического мастерства спортсменок в стране с позиций антиципации изменений правил соревнований FIG и тенденций развития художественной гимнастики в мире. От того насколько полно в них отражены современные тенденции развития художественной гимнастики [1], в какой мере, согласно принципу опережения, учтены перспективные направления развития соревновательных программ [2] и актуальные аспекты содержания этапов многолетней подготовки [6], основанные на передовых представлениях о системе подготовки спортсменов в олимпийском спорте [4], зависит эффективность и конкурентоспособность национальной системы подготовки спортсменок [3].

В связи с этим, видится актуальным анализ структуры и содержания восьми классификационных программ действовавших в СССР, стране - родоначальнице художественной гимнастики, и пяти классификационных программ периода независимости Украины, для определения приоритетных направлений совершенствования нормативов, регламентирующих подготовку и эффективное управление развитием украинской школы художественной гимнастики.

Работа выполнена в соответствии со Сводным планом научно-исследовательской работы Комитета Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 гг. по теме 2.1.6. "Рациональное построение тренировочного процесса в спортивных видах гимнастики на этапах многолетней подготовки".

Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

Формулирование целей работы.

Целью данной работы являлось определение перспективных направлений совершенствования классификационных требований по художественной гимнастике в Украине на основании анализа закономерностей развития разрядных классификаций с 1947 года по настоящее время. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научной и специальной литературы, анализ 13 классификационных программ по художественной гимнастике, сопоставление, системный анализ.

Результаты исследования.

В результате исследований было установлено, что в художественной гимнастике первую разрядную классификацию и нормативы разработали в 1947 году Роза Варшавская, Анна Ларионова, Юлия Шишкарева [5]. Обязательная программа состояла из композиций без предмета, произвольная - из композиций с предметом на выбор, составленных с учетом подготовленности группы: IV разряд - несложная массовая пляска составленная тренером; III разряд - коллективная пляска поставленная тренером совместно с гимнастками; II разряд - групповой этюд на предложенную музыкальную тему. Гимнастки могли выполнять этюд парами, тройками, четверками; I разряд - самостоятельно составленный индивидуальный этюд.

Для обязательных упражнений было подобрано музыкальное сопровождение, а для произвольных композиций дан перечень рекомендуемых музыкальных произведений. Максимальная оценка за выполнение обязательной комбинации (технический уровень, выразительность и музыкальность исполнения) - 10 баллов.

В произвольном упражнении оценивались: замысел, композиция, разнообразие форм движений - 5 балов; соответствие характера упражнений и средств выразительности выбранному музыкальному произведению - 5 баллов; качество исполнения - 10 баллов как максимум. У спортсменок, выступавших по I разряду, оценочная комиссия должна была за 5 дней до начала соревнований определить коэффициент трудности упражнений. Наивысший коэффициент - 2 балла - присуждался при наличии следующих требований: трудность упражнения не меньше чем в обязательной комбинации; музыкальное произведение должно соответствовать замыслу, тематике комбинации; наличие в упражнении новых оригинальных движений, использование новых предметов. Разряды присваивались спортсменкам, набравшим 75% возможной суммы баллов. К соревнованиям в личном первенстве допускались девушки не моложе 18 лет.

Новая программа, вошедшая в действие в 1950 году, предусматривала выполнение обязательного упражнения без предмета (музыка Шумана "Порыв"), произвольного упражнения с предметом с обязательными элементами, произвольного акробатического упражнения с обязательными элементами и гимнастического прыжка через планку. По четырехборью определялось командное первенство. Тем, кто боролся за личное первенство, предстояло дополнительно выступить с двумя произвольными комбинациями - без предмета и с предметом. Так впервые появилось шестиборье (табл.1).

Таблица 1

Классификационная программа (1950 - 1953 гг.)

Разряд

Обязательные упражнения

Произвольные упражнения с обязательными элементами

Произвольные упражнения

Прыжок

без пред-

мета

с пред-

метом

с элемен-

тами акроба-

тики

с пред-

метом

акроба-

тики

без пред-

мета

с любым пред-

метом

в высоту через планку

с пружин-

ного мостика

I

+

-

-

+

+

+

+

-

+

II

+

-

+

+

-

-

-

+

-

III

+

+

+

-

-

-

-

+

-

В 1954 году был введен норматив мастера спорта по художественной гимнастике. Программа мастеров включала шестиборье и состояла из 4 обязательных упражнений: без предмета и с предметом (один по жребию из шести), акробатического упражнения с обязательными элементами, прыжка с пружинного мостика через планку высотой 150 см (один по жребию из трех), - 2 произвольных: без предмета и с любым предметом. Все упражнения выполнялись индивидуально. Для выполнения норматива нужно было набрать 54,0 балла (только на чемпионате СССР).

В 1960 году в СССР была введена в действие новая классификационная программа. Для её составления был объявлен конкурс, в программу вошли упражнения ленинградских, московских, украинских и эстонских авторов. В классификационной программе появились юношеские разряды и новые предметы: вымпелы и две ленты (табл. 2).

Таблица 2

Классификационная программа 1960 - 1964 гг.

Разряд

Обязательные упражнения

Прыжок

Произвольные упражнения

БП

с предметом

с элементами акробатики

в высоту через планку

с пружинного мостика

без предмета

с предметом

МC

+

+

+

-

+

+

+

I

+

+

+

-

+

Одно, по выбору

II

+

+

+

-

+

-

-

I

+

+

+

+

-

-

-

Юн.

+

+

+

+

-

-

-

Примечание. БП - упражнение без предмета

Обязательное упражнение с предметом выполнялось одно, по жребию: юношеский разряд - из 2 упражнений (со скакалкой, либо мячом); III разряд - из 3 упражнений (со скакалкой, малым мячом, обручем); II разряд - из 4 упражнений (со средним мячом, вымпелами, лентой, обручем); I разряд - из 6 упражнений (со средним мячом, вымпелами, лентой, обручем, шарфом, скакалкой); мастер спорта - из 6 упражнений, как и у I разряда, но вместо упражнения с одной лентой - с двумя.

В 1964 году прыжки были исключены из программы и дополнительно введено обязательное упражнение с предметом, а с 1965 года для разряда мастеров спорта вступила в силу новая классификационная программа. В ней впервые была дана классификация гимнасток по возрастному признаку. Программа кроме взрослых разрядов дополнялась двумя юношескими разрядами (табл. 3).

Таблица 3

Классификация спортсменок по возрастному (лет) и спортивному (баллы) признаку в художественной гимнастике (1950 - 1992 гг.)

Классификационная программа, год

Вид программы

Спортивные звания, разряды

МС

КМС

I

II

III

I юн.

II юн.

юношеский

1950-1953

И.У.

-

-

48,0

30,0

30,0

-

-

-

1954-1964

И.У.

54,0

-

40,0

30,0

30,0

-

-

30,0

1965-1968

1969-1972

И.У.

54,0

16 лет

-

43,0

14 лет

32,0

13 лет

30,0

12 лет

32,0

11 лет

30,0

10 лет

-

1973-1984

И.У.

45,0

16 лет

43,0

15 лет

43,0

14 лет

32,0

13 лет

24,0

12 лет

32,0

10-11 лет

32,0

8-9 лет

-

1985-1987

И.У.

55,0

14 лет

45,0

13 лет

44,0

12 лет

36,0

10-11

лет

24,0

9-10

лет

34,0

9-10

лет

32,0

8-9

лет

-

1988-1992

И.У.

55,0

14 лет

53,0

12 лет

52,0

10 лет

50,0

9 лет

48,0

8 лет

Юношеские разряды упразднены. Введена программа категории "Б"

Г.У.

38,4

14 лет

37,2

12 лет

37,2

10 лет

36,0

9 лет

-

-

-

-

Примечание: И.У - индивидуальные упражнения; Г.У. - групповые упражнения

Стремительное развитие художественной гимнастики в стране и успешные выступления советских гимнасток на мировой арене привели к введению с 1969 года классификационных требований к спортивному званию "Мастер спорта международного класса" (табл. 4).

Данное звание вначале присваивалось за высокие результаты в индивидуальных соревнованиях, а с 1985 года в групповых упражнениях. Анализ показывает, что с ростом конкуренции на международной арене расширялись перечень соревнований и требования к соревновательному результату претенденток на звание "Мастер спорта международного класса".

Под влиянием международного развития художественной гимнастики в 70 - 80 годы существенное изменение претерпевает программа для мастеров спорта. В 1970 году для программы мастеров спорта устанавливается пятиборье: два обязательных упражнения (без предмета и с предметом) и три произвольных: со скакалкой, с обручем и с мячом. В том же году вводится норматив "кандидат в мастера спорта": три обязательных упражнения (без предмета, со скакалкой и лентой) и два произвольных упражнения (без предмета или с предметом по выбору).

Таблица 4

Классификационные требования для присвоения звания "Мастер спорта международного класса" по художественной гимнастике (1969-1992 гг.)

Классификационная

программа, год

Вид

программы

Требования

место

соревнования

1969-1972

И.У.

1-3

1-6

- чемпионат страны

- чемпионат мира

1973-1984

И.У.

1-3

1-6

- чемпионат страны

- чемпионат мира

Г.У.

1

чемпионат мира

1985-1987

1988-1992

И.У.

1-8

1-5

1-6

1-3

- Игры Олимпиад, чемпионат мира

- кубок мира и Европы

- Спартакиада народов СССР

- чемпионат и кубок страны

Г.У.

1-2

1

- чемпионат мира и Европы, кубок мира

- Спартакиада народов СССР и чемпионат страны

Примечание: И.У - индивидуальные упражнения; Г.У. - групповые упражнения

В 1973 году классификационная программа была усовершенствована. Высшие разряды разработаны с учётом развития художественной гимнастики на международной арене (табл. 5).

Таблица 5

Классификационная программа (1973 - 1984 гг.)

Разряд

Обязательные упражнения

Произвольные упражнения

БП

мяч

скакалка

обруч

лента

акробатика

мяч

скакалка

обруч

булавы

лента

БП

II юн.

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

I юн.

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

II

+

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

II

+

-

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

I

+

+

-

+

-

+

одно на выбор (БП или с предметом)

КМС

+

-

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

МС: *1

*2

+

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

+

+

-

+

+

-

-

Примечание: БП - упражнение без предмета; *1 - программа МС в период 1981 - 1982 гг.; *2 - программа МС в период 1983 - 1984 гг.

В 1988 году в СССР вошла в действие последняя классификационная программа. В ней элементы акробатики были исключены из программы всех разрядов и заменены полуакробатическими элементами. Для перспективных гимнасток, начиная с III разряда, можно было составлять произвольные упражнения с обязательными элементами. Введенные с 1982 года парные упражнения с одним из предметов программы многоборья (I разряд, КМС, МС) с 1987 года были заменены упражнением с булавами. Впервые в истории художественной гимнастики нашей страны были разработаны классификационные требования по программе групповых упражнений для II, I разрядов, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Вся программа мастеров спорта была произвольной - 6 видов, групповое упражнение - 2 вида. На чемпионате и Кубке страны - 5 видов (кроме упражнения без предмета), для подтверждения и выполнения норматива мастера спорта гимнастки должны были выполнять 6 видов, включая упражнение без предмета (табл. 6).

Таблица 6

Классификационная программа 1988 года

Разряд

Обязательные упражнения

Произвольные упражнения

БП

скакалка

обруч

мяч

булавы

лента

БП

скакалка

обруч

мяч

булавы

лента

III

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

II

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

I

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

КМС

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

МС

Элементы

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

Примечание. БП - упражнение без предмета.

С 1993 года в Украине была утверждена и действовала до 1997 года обязательная программа для спортивных разрядов, разработанная заслуженным тренером Украины В.В. Любимовой. Однако программа не оправдала возлагавшихся на неё ожиданий. Под влиянием тенденций развития художественной гимнастики в мире произошел отказ от обязательных программ в пользу произвольных.

В настоящее время классификационные программы в виде обязательных упражнений больше не используются, они заменены нормативными требованиями к гимнасткам разных разрядов (табл. 7).

Таблица 7

Классификация спортсменок в художественной гимнастике по возрастному (лет) и спортивному (баллы) признаку в Украине

Классификационная программа, год

Вид программы

Спортивные звания, разряды

МС

КМС

I

II

III

I юн.

II юн.

юношеский

1993-1996

И.У.

56,0

15 лет

55,0

12 лет

54,0

10 лет

53,0

9 лет

51,0

8 лет

-

-

24,0

7 лет

Г.У.

37,5

15 лет

36,5

12 лет

-

-

-

-

-

-

1997-1998

И.У.

91,0

15 лет

108,0

12 лет

52,2

10 лет

51,0

9 лет

49,8

8 лет

-

-

24,0

7 лет

Г.У.

37,5

15 лет

-

-

-

-

-

-

-

1999-2001

И.У.

55,2

15 лет

54,0

12 лет

52,8

9 лет

51,0

8 лет

32,0

7 лет

-

-

-

Г.У.

37,5

15 лет

36,5

12 лет

-

-

-

-

-

-

2002-2004

И.У.

141,0

15 лет

123,0

12 лет

72,0

10-11 лет

68,0

8-9 лет

50,0

7-8 лет

-

-

32,0

6-7 лет

Г.У.

*1-3 место

**1-5 место

-

-

-

-

-

-

2005-2008

И.У.

96,0

16 лет

90,0

13 лет

72,0

11-12 лет

63,0

10-11 лет

52,0

9-10 лет

-

-

35,0

7-8 лет

Г.У.

* 2-3 место

**1-5 место

-

-

-

-

-

-

Примечание: И.У - индивидуальные упражнения; Г.У. - групповые упражнения; * - соревнования группы I (чемпионат Украины, Кубок Украины, чемпионат Украины среди клубных команд); ** - соревнования группы II (первенство Украины, чемпионат и первенство Украины среди ДСО и ведомств, чемпионаты областей, чемпионат г. Киева)

В настоящее время существенно возросла конкуренция в мире, что обусловлено увеличением количества стран с высоким уровнем развития художественной гимнастики, к числу которых относится и Украина. Это послужило основанием для изменения требований к присвоению звания "Мастер спорта Украины международного класса" в направлении расширения перечня соревнований и увеличения диапазона требований к соревновательному результату (табл. 8).

Вместе с тем, как показывает сравнительный анализ современных классификационных программ по художественной гимнастике разных стран, в Украине имеются существенные резервы к ее совершенствованию. В первую очередь это касается состава программы. В настоящее время большинство европейских страны, в том числе и Россия, отказались от упражнения без предмета для гимнасток, выступающих по программе мастеров спорта, максимально приблизив ее к программе FIG (четырехборье). Классификационными нормами вводятся групповые упражнения в программу младших разрядов.

В связи с этим видится целесообразным пересмотр консервативного подхода при определении разрядных нормативов, когда норматив "Мастера спорта" составляет 80% от максимальной суммы баллов (табл. 7).

Таблица 8

Классификационные требования к званию "Мастер спорта Украины международного класса" по художественной гимнастике

Классифика-

ционная

программа, год

Вид

программы

Требования

место

Соревнования

1993-1996

И.У.

 

1-8

1-6

1-3

1-4

1-6

1-3

Многоборье:

- Игры Олимпиад, чемпионат мира

- чемпионат Европы, кубок мира и Европы

- первенство Европы

- соревнования категории "А"

Отдельные виды:

- чемпионат мира и Европы, кубок мира и Европы

- первенство Европы

Г.У.

1-6

1-3

Многоборье:

- Игры Олимпиад, чемпионат мира и Европы, кубок мира и Европы, первенство мира

Отдельные виды:

- чемпионат мира и Европы, кубок мира и Европы

1997-2001

И.У.

Г.У.

1-8

1-6

1-3

1

Многоборье и отдельные виды:

- Игры Олимпиад

- чемпионат мира

- чемпионат Европы, *соревнования категории "А", кубок мира

- кубок Европы, первенство Европы

2002-2004

И.У.

Г.У.

1-8

1-5

1-3

Многоборье и отдельные виды:

- Игры Олимпиад, чемпионат мира

- чемпионат Европы, кубок мира и Европы

- кубок Европы, *соревнования категории "А"

2005-2008

И.У.

Г.У.

1-8

1-5

1-3

1

Многоборье и отдельные виды:

- Игры Олимпиад, чемпионат мира

- чемпионат Европы, кубок мира и Европы

- кубок Европы, *соревнования категории "А"

- чемпионат Украины

Примечание: И.У - индивидуальные упражнения; Г.У. - групповые упражнения; * соревнования категории "А" - международные соревнования, включенные в календарь FIG при условии участия в них не менее трех стран, команды которых заняли не ниже 5 места на прошедших Играх Олимпиады или чемпионате мира

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что возросшие требования к техническому и исполнительскому мастерству гимнасток, а так же детализированная система судейства привели к существенному снижению оценок на соревнованиях различного ранга и в первую очередь на официальных соревнованиях FIG. В качестве примера приводим результаты призеров чемпионата мира 2005 года, относительные показатели которых составляют 81,5 - 84,5% от максимальной суммы баллов (табл. 9).

Таблица 9

Результаты призеров чемпионата мира 2005 года

по художественной гимнастике

Место в

многоборье

Результат,

баллы

Средняя оценка на виде,

баллы

% от максимальной

суммы баллов

1

50,750

12,687

84,5%

2

49,500

12,375

82,4%

3

48,925

12,231

81,5%

Учитывая, что уровень требований к содержанию соревновательных программ кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта Украины полностью соответствуют требованиям FIG, нормативы для мастера спорта - 80% от максимальной суммы баллов и 75% для кандидатов в мастера спорта, на наш взгляд, завышены и находятся практически на одном уровне с международными показателями. Поэтому они вряд ли будут стимулировать развитие художественной гимнастики и объективное судейство соревнований в стране.

Выводы.

1. Система подготовки гимнасток совершенствовалась принятием единых типовых учебных программ для физкультурных коллективов (начиная с 1947 года и заканчивая 1991 годом); классификационных программ с записью, рисунками и нотами обязательных упражнений для всех разрядов в 1950, 1954, 1960, 1972, 1988 гг.

2. В процессе эволюции художественной гимнастики разрядная классификация изменялась в направлении увеличения числа разрядов и установления возрастных критериев для отдельных разрядов, уточнения содержания соревновательных программ, максимального приведения видов многоборья к международным стандартам, постепенного сокращения обязательных программ в пользу произвольных упражнений.

3. Принимая во внимание тенденцию дальнейшего повышения требований к композиционной и технической трудности, исполнительскому мастерству гимнасток, а так же к качеству судейства, одним из направлений совершенствования классификационных требований для гимнасток старших разрядов в Украине, согласно современным особенностям развития художественной гимнастики в мире могли бы стать нормативы, установленные относительно к модельным показателям (например, результаты призеров чемпионата мира или Игр Олимпиады), а не максимальная сумма баллов.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения изменений правил соревнований и системы судейства в художественной гимнастике.

Список литературы

1. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис… канд. пед. наук. - Санкт-Петербург: ГАФК им. Лесгафта, 2003. - 25с.

2. Нестерова Т.В., Ященко А.Г., Тайболина Л.А. Анализ итогов участия сборной команды Украины по художественной гимнастике в Играх XXVI Олимпиады: Брошюра. - К.: ГНИИФКС, 2000. - С. 60.

3. Нестерова Т.В. Совершенствование системы многолетней подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике // Тези доповiдей IX Мiжнародного наукового конгресу "Олiмпiйський спорт i спорт для всiх". - К.: Олiмпiйська лiтература, 2005. - С. 389.

4. Платонов В.Н., Саид Масри. Направления совершенствования системы олимпийской подготовки // Наука в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 2004. - С. 3-10.

5. Поэзия движения: К истории создания художественной гимнастики в Ленинграде / Сост. И.Н. Ионина. - Л.: Лениздат, 1987. - 159 с.

6. Художественная гимнастика / Под общ. ред. Л.А. Карпенко. - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003. - С. 201 - 213.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Похожие работы:

  1. • Методика проведения занятий по художественной ...
  2. • Проектирование базы данных для учета занятий и ...
  3. • Художественная гимнастика
  4. • Техника упражнений с лентой в художественной гимнастике
  5. • История развития гимнастики
  6. • Искусство в гимнастике
  7. • Спортивная гимнастика
  8. • Значение гимнастики в физическом воспитании
  9. • Место гимнастики в системе физического воспитания
  10. • История развития спортивной гимнастики
  11. • Гимнастика
  12. •  ... возраста средствами художественной гимнастики
  13. • Партерная гимнастика как средство развития природных ...
  14. • Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у ...
  15. • Совершенствование координации и ритмичности детей 7 ...
  16. • Перспективные направления развития услуг ...
  17. • Физкультурно-спортивные виды гимнастики
  18. • Исследование развития силы у старших школьников ...
  19. • Основы методики развития гибкости и координации движения у ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com