Рефетека.ру / Эргономика

Курсовая работа: Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы

Введение

В наше время, кажется, нельзя прожить и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борются, ее боятся. Что же такое - инфляция?

Актуальной данная работа является именно потому, что тема эта столь популярна в наши дни, я остановился на ней как на предмете своего исследования. Я хотел бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; столь ли он опасен для экономики, как это говорят. Я хотел бы отметить, что мои стремления были направлены на то, чтобы установить, как все это бывает обычно.

Прежде чем говорить о многочисленных противоядиях, необходимо выяснить, что же это за яд, что за ужасное явление. Обратимся к Большой советской энциклопедии: "Инфляция (от лат. inflatio – вздувание), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежному товару – золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени".

Цель курсовой работы – определить понятие инфляции, показать способы её измерения и методологические проблемы, возникающие при этом.

Задачей данной работы является анализ влияния инфляционных процессов на результаты финансовой деятельности предприятия.

В первой главе данной работы дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая, галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.

Во второй главе приведен анализ влияния инфляции на деятельность ОАО "АвтоВАЗ".

В третье главе раскрыты вопросы, связанные с государственным регулированием инфляционных процессов, методы борьбы с ней и антиинфляционная политика государства.

Для написания работы были использованы теоретические материалы, а также статистические сборники, статьи из интернета, личные исследования и наблюдения.

Глава 1. Теоретические основы и особенности влияния инфляции на предприятие

1.1 Определение инфляции

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Есть и другие определения инфляции:

Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.

Другие считают, что инфляция – это рост цен, вызванный переполнением денег, сфер обращения бумажными деньгами сверх их нормальных потребностей.

Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.

Инфляция – это социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства.

Инфляция – это превышение количества денежных единиц в обращении над суммой товарных цен.

Инфляция - есть многофакторное явление, обусловленное действием ряда причин, ведущих к росту диспропорций общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.

Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

1.2 Виды инфляции и ее особенности

Классификация видов инфляции происходит по различным основаниям.

1) В зависимости от экономической системы государства выделяют:

а) открытая инфляция – в рыночной экономике. В условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен.

б) скрытая (подавленная) инфляция – характерна для экономики с регулируемыми ценами и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Развивается вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен рыночного равновесия.

2) В зависимости от темпов развития выделяют:

а) умеренная (ползучая) инфляция – темпы до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах.

б) галопирующая инфляция – ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться.

в) гиперинфляция – в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше сто процентов в год. Для стран с неустойчивой экономикой этот критерий значительно выше. Рабочий показатель гиперинфляции для многих экономистов – тысяча процентов в год.

3) В зависимости от соотношения роста цен по различным товарным группам:

а) сбалансированная инфляция – цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами.

б) несбалансированная инфляция – цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. В одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться.

4) В зависимости от степени ожидаемости выделяют:

а) непредвиденная инфляция – доходы произвольно перераспределяются за счет получателей фиксированного дохода, кредиторов и владельцев сбережений.

б) ожидаемая инфляция – лица и фирмы могут принять меры, чтобы уменьшить или полностью исключить ее негативные последствия.

1.3 Инфляция спроса

Если равновесие нарушается со стороны спроса, то возникает «инфляция спроса». В этом случае инфляция вызывается неудовлетворенным спросом на товары. Потребители хотят приобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

К такого рода инфляции приводят следующие факторы:

1) Низкий уровень безработицы. Если уровень безработицы высок, то на увеличение совокупного спроса экономика отвечает увеличением объема производства, привлекая бездействующие трудовые и материальные ресурсы по существующим ценам. По мере дальнейшего увеличения спроса экономика приближается к уровню полной занятости, а затем и преодолевает его. Некоторые отрасли полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее повышение спроса на свои товары увеличением производства. Поэтому цены на них растут.

2) Сверхэмиссия денег. Увеличение платежеспособности может возникнуть из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно. Причины сверхэмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения:

а) к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением зарплаты для привлечения государственных служащих.

б) финансирование военных заказов и расширение ВПК. Деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной, так как продукция этого сектора не является объектом потребительского спроса. Создается давление на цены в сторону их повышения.

в) чрезмерное повышение трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.)

3) Стимулирующая кредитно-денежная политика Центрального банка в случае продажи облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежной массы, а инвестиционные проекты реализуются через определенный лаг времени, за период которого и может произойти инфляционный всплеск.

4) Обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобно дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса.

Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос.

1.4 Инфляция предложения

Второй тип инфляции – инфляция предложения (инфляция издержек) – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.

Основные источники инфляции издержек:

1) повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.

2) импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.

3) монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным объемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития.

4) административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливает административные издержки в частности и транзакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.

Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

1.5 Стагфляция

Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.

Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.

Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.

Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.

1.6 Причины возникновения инфляции

Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. Как уже говорилось ранее, инфляция – результат нарушения равновесия между спросом и предложением. Поэтому для более детального изучения воздействия инфляционных факторов на экономику их делят на две категории: на факторы, лежащие на стороне совокупного спроса и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения. На этой основе экономисты различают два типа инфляции.

1.7 Последствия инфляции

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.

В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, я уже затронул вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначитель-ная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3-4%), сопр овождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.

При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства.

Глава 2. Анализ влияния инфляции на деятельность предприятия на примере ОАО "АвтоВАЗ"

2.1 Факторный анализ влияния инфляции

В методологической схеме измерения и анализа влияния инфляции на результаты коммерческой деятельности предприятия – прибыль и рентабельность – являются результативными показателями, а показатели, определяющие их поведение (изменение "продажных цен", "покупных цен", изменение заработной платы и другие) – факторными показателями.

Применение факторного метода предполагает выделение следующих основных этапов проведения данного анализа: выбор базовых показателей; расчёт относительных показателей прибыли и рентабельности и факторов, влияющих на их величину в фактически действующих ценах; расчёт индексов инфляции; измерение влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия в отдельности и на общее финансовое положение в целом.

Базовыми показателями являются: выручка от реализации продукции, работ, услуг; себестоимость реализованной продукции; прибыль от реализации продукции, работ, услуг; балансовая прибыль; материальные затраты; зарплата с начислением; амортизационные отчисления; средняя стоимость производственных фондов; средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов; денежные средства; собственный капитал; рентабельность капитала; рентабельность собственного капитала.

Основные факторы, воздействующие на прибыль и рентабельность, могут быть сгруппированы таким образом: рост (снижение) выручки от реализации продукции в сопоставимых ценах; изменение себестоимости продукции; изменение цен на товары и услуги предприятия; изменение цен на покупные товарно-материальные ценности; изменение оценки основных средств и капиталовложений; изменение оплаты труда в связи с инфляцией; изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций; изменение стоимости активов предприятия; рост (снижение) собственного капитала. Эти факторы при необходимости могут быть дополнены, детализированы или сгруппированы.

Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции необходимо выделить хотя бы четыре группы условных индексов цен, которые применяются в расчётах: индекс изменения "продажных цен" для продукции товаров и услуг, производимых предприятием; индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием; индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке; индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией.

Располагая подготовленной информацией о значимости каждого фактора, воздействующего на величину прибыли и рентабельности, а также данными об индексах инфляции на соответствующие факторы, можно переходить к измерению влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыльности и рентабельности.

1)Влияние изменения цен на стоимость продукции товаров и услуг. Пересчитывается в постоянные цены объём выручки от реализации путём деления данного в фактически действующих ценах на индекс оптовых цен предприятий.

2)Изменение себестоимости продукции под влиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимости продукции: материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты. Все эти элементы переоценивают в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен.

Таким же образом определяется влияние инфляции и на другие показатели. В результате можно оценить влияние на прибыль и рентабельность.

Основным источником статистической информации являются формы №1-ф "Отчёт об основных показателях финансовой деятельности предприятия", №2-ф "Отчёт о составе средств предприятия и источниках их образования", №1-ПД "Показатели производственной деятельности предприятий".

При анализе инфляции, на мой взгляд, наибольший практический интерес представляет изучение изменения финансовых результатов деятельности предприятия под влиянием инфляционных процессов (это важно как для правильной оценки деятельности, так и при планировании на будущие периоды).

Применим факторный анализ на примере ОАО "АвтоВАЗ".

Информация о предприятии

Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы

Полное фирменное наименование эмитента

Открытое акционерное общество ''АВТОВАЗ''

PublicJoint-Stock Company ''AVTOVAZ''

Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы

Сокращенное наименование

ОАО ''АВТОВАЗ''

JSC ''AVTOVAZ''

Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы

Место нахождения, почтовый адрес 445633, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36

Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы

Дата государственной регистрации 5 января 1993 г., регистрационный номер - 2925

Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы

Орган, осуществивший государственную регистрацию Администрация Автозаводского района г. Тольятти

Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы

Аудитор общества

ЗАО ''ПрайсвотерхаусКуперс Аудит''

113054, Москва, Космодемьянская наб. 52, стр. 5

Тел. (7-495) 967-60-00

Факс (7-495) 967-60-01

Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы

Держатель реестра акционеров

ОАО ''Центральный Московский депозитарий''

105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, дом 34, стр. 8

Тел. (495) 221-1333

Web-сайт: www.mcd.ru

Анализ влияния инфляции на коммерческую деятельность фирмы

ОАО "АВТОВАЗ" - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%.

За период 1970 – 2002 годов предприятием выпущено более 21 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год.

ОАО "АВТОВАЗ" является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО "АВТОВАЗ" организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают "Оку" ВАЗ-1111.

АВТОВАЗ всегда был и остается локомотивом технического прогресса для многих отраслей отечественной промышленности.

Таблица 1

Применение факторного анализа

Базовые показатели Величина показателя, млн. руб.
2003 год 2004 год
Выручка от реализации продукции, работ, услуг 130772 160536
Себестоимость реализованной продукции 110120 133687
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг 20652 26849
Балансовая (валовая) прибыль, включая амортизацию 20652 26849
Структура себестоимости реализованной продукции (%): 100 100
промежуточное потребление (материальные затраты) 80 80
зарплата с начислением 7 8
амортизационные отчисления 13 12
прочие затраты - -
Средняя стоимость производственных фондов 101454 103158
Средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов 11334 13758
Средняя стоимость материальных оборотных средств 19060 20742
Денежные и прочие средства 71060 68658
Отношение стоимости всех активов предприятия к собственному капиталу, раз 1,91 1,99
Рентабельность всего капитала (%) 20,4 26
Рентабельность собственного капитала (%) 39 51,7

Источник информации: форма № 1-ф

Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятия в данном условном примере необходимо выделить четыре группы условных индексов цен (инфляции), которые применяются в расчетах:

индекс изменения "продажных цен" для продукции, товаров и услуг, производимых предприятием: I1=1,2;

индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием: I2=1,18;

индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке: I3=1,21;

индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией: I4=1,17.

Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре продукции и затрат. Важно лишь постоянство наблюдения и выделение для этого достаточно представительной группы товаров и затрат на обследуемом предприятии.

2.2 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия с учетом инфляции

В таблице 2 показано изменение различных показателей финансовой деятельности предприятия под влиянием инфляции с учетом индексов инфляции, рассчитанных выше:

Таблица 2

Показатели, отражающие финансовое состояние предприятия с учетом и без учета инфляции за 2004 год (млн. рублей и %)

Показатели Код

Отчетная величина (с учетом

инфляции)

Метод пересчета Пересчитанная величина (без учета инфляции)
Выручка от реализации продукции, работ, услуг 01 160536 160536/1,2 133780
Материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции 02 123137 123137/1,18 104353,39
Амортизационные отчисления 03 6379 6379/1,21 5271,9
Зарплата с начислениями, включаемая в себестоимость 04 4171 4171/1,17 3564,96
Себестоимость реализованной про-дукции – всего (02+03+04) 06 133687 113190,25
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг (01-06) 07 26849 20589,75
Балансовая (валовая) прибыль(07) 09 26849 20589,75
Немобильные активы предприятия 10 13758 13758/1,21 11370,25
Материальные активы (запасы и затраты) 11 20742 20742/1,18 17577,97
Денежные средства и дебиторская задолженность 12 68658 68658/1,2 57215
Общая стоимость активов предприятия (10+11+12) 13 103158 86163,22
Рентабельность к общей стоимости активов, в% 14 20,4 43960,58/ 86163,22х100 51,02
Рентабельность к стоимости собственного капитала 15 39 51,02х1,99 101,53

В результате воздействия инфляционных факторов рентабельность предприятия увеличилась по отношению к общей стоимости активов на 30,62 пункта (табл.2 стр.14 – 51,02-20,4), коэффициент инфляционного роста составил 1,197 (табл.2 стр.13 – 103158:86163,22). Особенно существенно инфляционные факторы повлияли на валовую прибыль – коэффициент инфляционного роста достиг 1,637 (табл.2 стр.09 – 43960,58:26849).

На основе данных таблицы 3 можно определить влияние инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия:

Таблица 3

Факторы изменения прибыли и рентабельности предприятия под воздействием инфляции (млн. руб.)

Наименование фактора Код

Отчетная

Величина

Пересчитанная величина Величина фактора (04-05)

Доля инфляции,

в %

(06/04)

1 Изменение цен на продукцию предприятия 01 160536 133780 26756 16,67
2 Изменение цен на материальные затраты 02 123137 104353,39 18783,61 15,25
3 Изменение оценки основных фондов и капиталовложений 03 6379 5271,9 1107,1 17,36
4 Изменение средней заработной платы в связи с инфляцией 04 4171 3564,96 606,04 14,53
5 Себестоимость – всего 05 133687 113190,25 20496,75 15,33
6 Прибыль от реализации продукции 06 26849 20589,75 6259,25 23,31
7 Доля прибыли в себестоимости продукции, в % (стр.06/стр05) 07 20,08 18,19

Из данной таблицы вытекает, что в отчетном периоде под влиянием инфляции прибыльность предприятия повысилась на 1,89 пунктов (табл.3 стр.07 – 20,08-18,19). Отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции в размере 20496,75 млн. рублей было меньше, чем положительное влияние инфляции на изменение цен на продукцию предприятия в размере 26756 млн. рублей.

Изложенный выше метод анализа инфляции хорош тем, что он имеет широкий круг применения: его можно использовать в проведении подобного анализа на всех предприятиях и в организациях, включенных по международной концепции СНС ООН в сектор "Нефинансовые предприятия".

Глава 3. Государственное регулирование инфляционных процессов

3.1 Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика.

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы

Косвенные методы включают в себя:

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование цен;

3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

3.2 Первоочередные антиинфляционные методы.

Сбивать темпы инфляции – значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольствен-ного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприя-тиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Заключение

Подведем итоги работы.

Инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В отличие от Запада в России, осуществляющей преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический повсеместный характер, вызываемый денежными и не денежными факторами, а чаще политическими. Полностью исключить инфляцию даже при рыночной экономике невозможно, речь может только идти об управлении инфляцией.

Таким образом, задачи работы решены, цель курсовой работы достигнута.

Список литературы

Долженкова В.Г. Статистика цен. Учебное пособие. - М.: Информационно - издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000.

Жуков Е. Ф. "ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ И КРЕДИТА"-, М.: ЮНИТИ, 2000.

Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002.

Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2002.

Чепурина М.Н.“КУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ” Киров.: Аса 2001.

www.lada-auto.ru – официальный сайт ОАО "АвтоВАЗ"

www. history.vaz.ru – Корпоративная история АвтоВАЗа

Похожие работы:

  1. • Анализ влияния инфляции на финансовые результаты ...
  2. • Влияние инфляции на доходы фирм
  3. • Организация коммерческой деятельности на предприятии
  4. • Оценка эффективности коммерческой деятельности
  5. • Влияние инфляции на финансовое состояние ...
  6. • Статистический анализ инфляции и методы ее измерения
  7. • Совершенствование коммерческой деятельности ...
  8. • Организация коммерческой деятельности предприятия на ...
  9. • Коммерческая деятельность
  10. • Коммерческая деятельность ОАО СТЗ
  11. • Организация коммерческой деятельности предприятия
  12. • Совершенствование организации коммерческой ...
  13. • Коммерческая служба ОАО "Игристые вина"
  14. • Коммерческая деятельность фирмы
  15. • Технология управления коммерческой деятельность ...
  16. • Принципы и методы организации коммерческой деятельности
  17. • Влияние инфляционных процессов на оценку инвестиционных ...
  18. • Коммерческая деятельность ООО "Яковлевская ...
  19. • Анализ влияния внешней среды на деятельность ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com