Рефетека.ру / Культура и искусство

Авторский материал: Иконография Богоматери «Скоропослушница» из Воскресенского Новодевичьего монастыря

Иконография Богоматери «Скоропослушница» из Воскресенского Новодевичьего монастыря

Фролова Ю. В.

Образ "Скоропослушницы" Новодевичьего монастыря является списком чудотворной афонской иконы. Многочисленные копии святыни из монастыря Дохиар появляются в русских храмах в 19 веке и происходят из Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне.2

Живопись иконы Новодевичьего монастыря свидетельствует о том, что скорее всего она была выполнена в первой половине – середине 19 века. Конечно, иконописание 19 века во многом утрачивает образно-символическое содержание византийского времени. На древних греческих иконах мы не встретим на голове Богоматери короны, как явного указания на то, что перед нами Царица Небесная. Цвет одеяний Христа и Богоматери, также утрачивает свое символическое и богословское значение. Лики исполнены скорее, как лица земных персонажей.

Вместе с тем, несмотря на позднее время написания иконы, она во многом сохраняет то богословское содержание, присущее древнему образцу, дохиарской иконе 10 века, к которой восходит образ из Новодевичьего монастыря.

Икона Богоматери "Скоропослушницы" принадлежит к самому торжественному, иератическому типу – "Одигитрии". Перед нами наиболее распространенная композиция. Младенец Христос держит в левой руке свернутый свиток, а правой – благословляет. Богоматерь изображена с легким наклоном головы, чуть повернутой вправо к Младенцу и поддерживающей Его левой рукой.

Десница Богоматери довольно высоко поднята и указывает на Христа, как истинный путь спасения. Такое положение правой руки Богоматери не характерно для других списков икон, принадлежащих к типу "Одигитрии". Богоматерь как бы вкладывает свою руку в благословляющую десницу Христа, едва не касаясь ее.

Эта необычная особенность жеста Богоматери, по-видимому, отражает то скорое моление, "скорое услышание" о котором говорит название иконы.  Необычно и положение ног Богомладенца: они скрещены и напоминают нам о Христе, как о закланном Божественном Агнце, принесенном в жертву за грехи человечества. Таким образом, Христос предстает на иконе и как Архиерей (на что указывает Его одеяния и благословляющая десница), приносящий жертву, и в то же время Сам является той Жертвой, приносимой за падший человеческий род.

Список литературы

Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне. /Сост. О.В. Орлова – М.,1997 – С.42

"О Тебе радуется". Чудотворные иконы Божией Матери. / Сост. Н.Дмитриева – М.,2004 – С.321. 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Похожие работы:

  1. • Иконография "Казанской" иконы Богоматери ...
  2. • Дочь самурая - японская иконописица
  3. • Новодевичий монастырь
  4. • Особенности организации и перспективы развития ...
  5. • Санкт-Петербург. Две столицы: Духовное величие
  6. • Политическая философия Аполлона Майкова
  7. • Историко-архивный музей "Новодевичий монастырь"
  8. • Аполлон Майков: поэт великой империи (к 185-летию со дня ...
  9. • Преподобный Серафим Вырицкий
  10. • Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на ...
  11. • Санкт-Петербург в правление Елизаветы Петровны
  12. • Архитектура Санкт-Петербурга: Ленинград до Великой ...
  13. • Период европеизации России
  14. • Адольф Федорович Маркс - один из крупнейших издателей России
  15. • Московская школа иконописи
  16. • Завершение политической централизации Руси
  17. • Русская гимназия 19 века
  18. • Строительство и архитектура Санкт-Петербурга в XVIII веке
  19. • К.П. Победоносцев его жизнь и деятельность
Рефетека ру refoteka@gmail.com