Рефетека.ру / География

Авторский материал: Уроки природоведения. Среди лесов

Уроки природоведения. Среди лесов

Алекандрова Н. В.

Средняя полоса. Бросив взгляд на север, юг, восток и запад, мы осмотрели края нашей карты. Теперь посмотрим на середину.

Все большое пространство между Черным и Белым морями, между Балтийским морем и Уралом занимает большая равнина. Равниной эту землю называют потому, что здесь нет больших гор, земля как бы лежит ровно. Ее называют Русской равниной, хотя ее занимает не только Россия, но и другие страны. Как мы уже убедились, Русская равнина очень велика, и, если путешествовать по ней, перед нами откроются самые разные картины природы.

Посмотрим сначала на среднюю часть равнины - в середине карты. Можно заметить, что здесь раскинулись леса - растут березы, рябины, осины. Леса светлые, полные шума листвы, с приветливыми полянами, на которых летом краснеет земляника. Эти леса расположились на карте как бы полосой, протянувшейся с востока на запад. Поэтому эти места часто называют Средней полосой России.

Березняк. Войдем в лес. Войдем тихо и будем глядеть со вниманием и уважением на все, что здесь живет и растет.

Хозяева леса, конечно, деревья: под всяким деревом растут свои травы и грибы, к нему придет свой зверь, прилетит своя птица и даже свои жуки и бабочки.

Самый светлый, приветливый лес - березовый. Мелкая, трепещущая на ветру листва берез пропускает много света. Потому-то здесь и растет много земляники и трав, которые любят свет. В самом начале лета цветут маленькие, белые с желтой серединкой, земляничные цветы, а вскоре уже повсюду в траве закраснеются душистые ягоды.

В июне среди берез белеют, как свечки, цветы ночной фиалки. Как только спустятся сумерки, они станут источать тонкий и сильный аромат, от которого кружится голова. Ночные фиалки не нужно собирать - не так много осталось настоящих березовых лесов с настоящими ночными фиалками.

Березняк - грибной лес, и грибы в нем растут разные: желтые лисички, крепенькие белые грибы с коричневой шляпкой, много разноцветных сыроежек. У березы есть и совсем "свой" гриб - подберезовик. Ножка у него даже похожа на березовый ствол: высокая, белая с черными пестринками, а шляпка - маленькая и аккуратно-круглая, словно выточенная.

Что же делает березу такой белой? Березовая кора - береста. Это необыкновенная кора - тонкая, но очень прочная. Она отслаивается листами, похожими на бумагу - и к тому же любой толщины. В старину на Руси даже писали на бересте. Из бересты сшивали туески - для ягод, для орехов, а из узких полосок плели солонки и погремушки. Положат в такую погремушку орешков, заплетут сверху - и готово. Берестой можно легко разжечь костер, даже в сырую погоду, потому что она пропитана горючей смолой, а горит она ярко, с треском.

Из-за того, что береста такая смолистая, погибшие стволы берез долго стоят и не падают. Внутри - совсем труха, а берестяная "трубка" все еще держится; качнешь легонько такой ствол - он тут же весь развалится на куски и упадет. В таких местах бывает много дятлов: они находят в березняке старые стволы и раздалбливают их своим крепким клювом - ведь в них живет очень много жучков и личинок, которых так любят дятлы. Ты, наверное, видел пестрого дятла с красной шапочкой - он, кстати, раскрашен так, что очень похож на березовую кору. А есть еще малый пестрый дятел - такой же, только не больше воробья. Есть и редкие дятлы - зеленый, с бархатистой спинкой, и совсем черный - самый большой и очень редкий.

В осиннике. А вот осиновый лес. Совсем другой - темноватый, сырой. Здесь растут зеленые мхи и папоротник - удивительное растение, которое никогда не цветет. Есть народное поверье, что папоротник цветет в ночь накануне летнего праздника Ивана Купалы, и счастье будет тому, кто его найдет. На самом деле папоротник никогда не цветет, потому что ему не нужны семена. У него вместо семян споры - мелкие, как пыль - и он прячет их на обратной стороне листьев. Перевернешь лист - а к нему снизу прикреплено много-много желтоватых "коробочек", и все они набиты спорами. Папоротник - очень древнее растение. Много миллионов лет назад на земле еще не было цветов, а росли папоротники, которые были большие, как деревья.

Летом в осиннике появляются грибы с красными шляпками - подосиновики. Срежешь ножку такого гриба - мякоть белая, но на глазах посинеет и станет совсем темной.

Подойдем и к самой осине. У нее очень красивый ствол с гладкой, желто-зеленой корой. А листья от малейшего ветра быстро трепещут и похожи издалека на монетки. В безветрие осина стоит зеленая, а на ветру становится серебристой: листья переворачиваются, а "подкладка" у них серебристого цвета.

Осиновая древесина очень легко раскалывается на щепки и горит с треском и искрами, поэтому из осины делают самые лучшие спички. В старину осиновой щепой - дранкой - крыли крыши. На воздухе дранка темнела, становилась серебристой, и такая крыша получалась очень красивой.

Вопросы и задания

1. Объясни название "Средняя Полоса".

2. Как людям помогала береза?

3. Что такое береста?

4. Какие грибы растут под березами и под осинами?

5. Зачем дятел стучит по березовому стволу?

6. Из какой древесины делают спички?

7. Почему у папоротника нет цветов?

8. Что такое дранка?

9. Найди листья березы и осины, их можно засушить и наклеить на бумагу, чтобы было красиво.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Похожие работы:

  1. • Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их ...
  2. • Методика преподавания познания мира
  3. • Проверка и оценка знаний на уроках природоведения
  4. • Развитие внимания младших школьников на уроках ...
  5. •  ... образование младших школьников в курсе природоведения
  6. • Использование проблемных ситуаций на уроках ...
  7. • Уроки природоведения. Вдоль по реке
  8. • Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений ...
  9. • Уроки природоведения. Что такое карта
  10. • Психолого-педагогическое обоснование урока
  11. • Уроки природоведения. Весна в лесу
  12. • Психолого-педагогическое обоснование урока
  13. • Формирование экологических понятий на уроках русского языка
  14. • Использование межпредметных связей как средство ...
  15. • Методика развития экспериментально-исследовательских ...
  16. • Педагогические условия, способствующие развитию ...
  17. • Комбинированный урок по природоведению
  18. • Дидактические основы интегрированных уроков в ...
  19. • Дидактический материал к урокам природоведения в 1 классе по ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com