Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Авторский материал: Двигательная самореабилитация лиц, перенесших травму позвоночника

Двигательная самореабилитация лиц, перенесших травму позвоночника

Ю.Г. Михайлова, Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта

Движение - важнейший естественнобиологический стимулятор жизнедеятельности человека, и особенно инвалида, вынужденные гиподинамия и гипокинезия которого являются причинами огромного количества болезней и расстройств самых различных его функций, органов, систем. В связи с отсутствием необходимой инфраструктуры жизнедеятельности инвалидов в России, слабой материально-технической базой для осуществления физкультурно-спортивной деятельности, а также малой вероятностью положительных сдвигов в этом вопросе в ближайшем будущем представляется актуальной разработка теоретических и практических вопросов двигательной самореабилитации инвалидов в реально существующих условиях. Данная проблема стала темой диссертационного исследования автора настоящей статьи, основная цель которой состоит в описании некоторых результатов использования самореабилитации в автоэксперименте.

Автор данной статьи - инвалид 1-й группы. В 1990 г. она получила травму, выполняя соскок с батута. В клинику нейрохирургии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова поступила с диагнозом "закрытая травма позвоночника и спинного мозга". Полный передний вывих 5-го позвонка с повреждением спинного мозга на этом уровне.

В январе 1996 г. Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, в частности кафедра "Теории и методики адаптивной физкультуры", предложила больной консультативную и методическую помощь в занятиях ЛФК. Упражнения подбирались таким образом, чтобы больная могла выполнять их самостоятельно. Методика получила название двигательной самореализации,

В течение года по мере восстановления двигательной активности парализованных мышц увеличивалось количество выполняемых упражнений.

Методика двигательной самореабилитации и первые результаты. Прежде всего были подобраны и стали применяться упражнения, направленные на стимуляцию активных движений с посылом импульса. Они активизируют двигательные центры коры головного мозга и способствуют более правильной и точной оценке получаемых ощущений от работы с той или иной группой мышц. Можно сказать, что эти упражнения не только способствуют улучшению двигательных функций, но и тренируют мышечную память.

Очень важным вопросом самореабилитации для лиц со спинномозговой травмой позвоночника является увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). С этой целью выполнялись упражнения для активизации дыхательных и стимуляции работы межреберных мышц, а также осуществлялась тренировка диафрагмального дыхания. Большое внимание уделялось упражнениям в сопротивлении. Благодаря им восстановлена функция плечевого сустава.

Следующим этапом самореабилитации стало восстановление функции трехглавой мышцы плеча, в результате чего движения в локтевом суставе стали выполняться в полном объеме. Основой для этого послужила методика, применяемая с постинсультными больными.

В настоящее время больная активно занимается восстановлением функций в лучезапястном суставе. При этом разгибатели кисти по лучевому краю оцениваются в 5 баллов, по локтевому - в 3 балла, а сгибатели кисти - в 1 балл.

В процессе самореабилитации частично восстановлены некоторые мышцы туловища, производящие сгибание, разгибание и скручивание позвоночного столба, что, в свою очередь, улучшает работу внутренних органов, в частности кишечника. Это способствует облегчению акта дефектации, что, как известно, является одной из основных и труднорешаемых проблем у спинальных больных.

Работа с пораженными мышцами: пальцами рук, некоторыми мышцами туловища и ног - имеет ряд особенностей, так как активные движения в них на данном этапе невозможны. Поэтому работа включает в себя в основном идеомоторную тренировку, рефлекторные упражнения и пассивные упражнения, доступные для самостоятельного выполнения.

Самореабилитация включает в себя также разнообразные упражнения на растягивание, профилактику контрактур, увеличение мышечной силы, выносливости, на улучшение кровообращения, улучшение трофики и т.д. Так как методика рассчитана на самостоятельную работу больного, он должен уметь сам контролировать свое состояние, следить за пульсом, дыханием, прислушиваться к внутренним ощущениям, т.е. уметь "слушать" свое тело. Для этого необходимо регулярно выполнять идеомоторные упражнения с посылом импульса. Очень важно при этом посылать импульс в точно определенную мышцу или группу мышц. Поскольку из-за повреждения спинного мозга двигательный импульс сильно искажен, легче напрячь всю ногу, чем только, например, четырехглавую мышцу бедра. При работе импульс постепенно становится более сильным и точным, появляется возможность работать с любой мышцей.

Занимаясь самостоятельно, больной должен научиться правильно распределять нагрузку, следя за своим состоянием, чтобы избежать перетренировки. При этом количество повторений каждого упражнения со временем должно увеличиваться до 20-30 раз. Упражнения могут выполняться в любом удобном для больного положении.

Одной из основных особенностей самореабилитации является то, что человек, зная закономерности построения комплекса упражнений, может самостоятельно подбирать движения, самостоятельно корректировать комплекс и добавлять свои упражнения. Все это способствует ощущению независимости, повышает самооценку, что очень важно для людей с ограниченными возможностями.

Завершая рассмотрение первых результатов исследования проблемы двигательной самореабилитации лиц с травмами позвоночника, можно предположить, что ее решение позволит предложить инвалидам данного профиля действенное средство саморазвития и самосовершенствования.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Похожие работы:

  1. • Дифференцированный подбор мазей ОАО "Нижфарм" в реабилитации ...
  2. • Социореабилитация
  3. • Анализ социальной деятельности социальной службы
  4. • Применение аэро- и гелиотерапии в климатотерапии
  5. • Бизнес-планирование как инструмент совершенствования ...
  6. • "Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке ...
  7. • Возникновение педагогической профессии, её развитие
  8. • Теории и практике взаимной человечности
  9. • Влияние стиля родительских отношений на формирование личности ...
  10. • Педагоги-новаторы
  11. • Мобилизация личностных сил как психотерапевтическая стратегия
  12. • Психология уголовного судопроизводства
  13. • Этика общения слепоглухих со зрячеслышащими
  14. • Класний керівник у сучасній школі
  15. • Место реабилитационной педагогики среди наук ...
  16. • Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка
  17. • Здоровьесберегающая деятельность в школе
  18. • Детско-родительские отношения и их влияние на ...
  19. • Праграма "Пралеска"
Рефетека ру refoteka@gmail.com