Рефетека.ру / Менеджмент

Авторский материал: Проблемы становления отделов маркетинга на промышленных предприятиях

Проблемы становления отделов маркетинга на промышленных предприятиях

Антропова Ася

Маркетинг является неотъемлемым элементом рыночной экономики и одним из самых модных и быстроразвивающихся разделов экономической науки. Но поскольку на необъятных просторах России экономическая наука стала нормально развиваться относительно недавно, и многие ее разделы до сих пор находятся в зачаточном состоянии, а наша экономика до сих пор не является полноценно рыночной, комплексное восприятие маркетинга как понятия, как религии бизнеса отсутствует, а этот термин ассоциируется либо с рекламой - т.е. маркетинг сводится исключительно к рекламе, либо со сбытом - в этом случае на сбытовой отдел вешают новую табличку с модным словечком и : формирование нового структурного подразделения заканчивается. Собственно говоря, именно на проблеме организации отдела маркетинга особенно на промышленных предприятиях и особенно на периферии - мне бы хотелось заострить Ваше внимание.

Когда маркетинг начал свое неспешное шествие по стране, многие руководители с какой-то непонятной целью и маниакальной настойчивостью стали клепать так называемые отделы маркетинга, которые формировались преимущественно из технарей или из сбытовиков. В лучшем случае подобные <специалисты> имели за плечами общеэкономические курсы сомнительного качества - отсутствие научной базы сказывалось очень сильно -, и с весьма сомнительной пользой - за пару-тройку месяцев сложно сменить у человека, всю жизнь прожившего при административно-командной системе, его мировоззренческую позицию, его восприятие свободной экономике. Но даже в случае, когда привлекались действительно специалисты (редкие в то время), или же новоиспеченные <маркетологи> интуитивно предлагал что-то дельное, непонимание высшим руководством самой сути маркетинга, его идей, его места в стратегии и тактике предприятия сводило на нет все позитивные тенденции и благие начинания. Маркетинг душили по-разному: отсутствием финансирования - на обучение специалистов и на какие-то конкретные маркетинговые мероприятия; делегированием не относящихся к нему функций, сбыта например, простым игнорированием конкретных предложений.

Когда спустя пару лет волна увлечения <маркетингом> докатилась до российской провинции ситуация в точности повторилась: образование новых модных отделов из людей без специального образования и знаний, не поручая им при этом собственно маркетинговых функций или крайне ограничивая их. В худшем и наиболее распространенном случае маркетинговый отдел становился маленькой копией, придатком отдела сбыта.

На основе своего собственного жизненного опыта замечу следующее: на всех отечественных промышленных предприятиях, с которыми я так или иначе была связана: пивзавод <Степан Разин>, оскольский электрометаллургический комбинат, АОЗТ <Трибуна> (женское белье), и которые позиционируют себя как чисто российские предприятия (без привлечения иностранных инвестиций), маркетинг оставляет желать лучшего. И напротив, у той же <Балтики>, где около половины всего количества акций принадлежит иностранным инвесторам, отдел маркетинга считается очень сильным (по непроверенным данным ). Выводы делайте сами. По моему же мнению у нас есть два пути: первый - ждать, пока уйдет старое поколение управленцев и потом догонять цивилизованный мир ; и второй - доказать нынешним псевдопатриотичным боссам, что если без финансовых иностранных инвестиций мы может быть и обойдемся, то без интеллектуальных - нам просто никак, да и незачем.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketing.spb.ru/


Похожие работы:

  1. • Задачи маркетинга
  2. • Создание отдела маркетинга на АО "ДСК"
  3. • Особенности международного маркетинга товаров промышленного ...
  4. •  ... потенциалом промышленного предприятия на принципах ...
  5. • Совершенствование модели управления промышленным ...
  6. • Промышленный маркетинг
  7. • Эффективность работы отдела маркетинга
  8. • Разработка структуры управления, распределение ...
  9. • Промышленный маркетинг: понятие и его роль в экономике
  10. • Внедрение отдела маркетинга на предприятие
  11. • Стратегический маркетинг на промышленном предприятии: подходы ...
  12. •  ... управления маркетингом предприятия сферы услуг
  13. • Вопросы обеспечения качества управления ...
  14. • Формирование службы маркетинга на предприятии
  15. • Разработка программы маркетинга на предприятии (на ...
  16. • Оптимизация работы подразделений отдела маркетинга
  17. • Разработка плана маркетинга на предприятии
  18. • Изучение состава кадров на промышленном предприятии
  19. • Коммерческая деятельность промышленного предприятия
Рефетека ру refoteka@gmail.com