Рефетека.ру / Издат. дело и полиграфия

Статья: Производственные мощности федеральной полиграфии

Т.В. Нархова

Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии на основании данных форм официально утвержденной статотчетности N БМ, представленных полиграфическими предприятиями федерального уровня, подготовлен по состоянию на 1 января 2004 года сводный баланс производственных мощностей. К предприятиям федерального уровня отнесены предприятия, перешедшие в ведение Федерального агентства по печати и массовых коммуникаций России, а также прошедшие стадию акционирования с сохранением всего пакета акций за государством.

Количественные показатели и структура мощностей

По представленным данным общая производственная мощность полиграфических предприятий федерального уровня на 01.01.2004 г. составила по печати более 49,1 млрд. приведенных краскооттисков,

По отношению к отчетным данным за 2002 год по рассматриваемой труппе полиграфических предприятий в 2003 году произошло увеличение производственной мощности на 9,156 млрд. приведенных краскооттисков. Динамика роста мощностей показана в табл. 1.

Производственные мощности федеральной полиграфии

Структура производственных мощностей предприятий федерального уровня представлена в табл. 2.

Свыше 90% потенциала федеральной полиграфии используется для производства книжно-журнальной и газетной продукции. Почти 40%-ный рост мощностей в газетном производстве определяется вводом в эксплуатацию целого ряда цветных многополосных ротационных мошин на предприятиях, бывших в ведении МПТР России, который привел к структурным изменениям: несмотря на абсолютный рост мощности по книжной и этике-точной продукции их доля в общем объеме мощностей уменьшилась.

Следует обратить внимание на качественные изменения производственных мощностей газетных предприятий. После ввода в эксплуатацию новых ротационных машин возможности по красочности печати возросли с 1,1В до 1,44. Красочность собственно новых газетных мощностей составляет 3,23, т.е. идет четкая ориентация на многокрасочную печать газет, что подтверждает общемировые и общероссийские тенденции и повышает конкурентоспособность федеральных предприятий но внутреннем рынке полиграфических работ. Распределение производственных мощностей по способам печати (табл. 3) приводится по состоянию на 01.01.2004 г. Подтверждается доминирующая роль офсетной технологии. Высокая печать сохраняется еще в книжном и бланочном производстве. Заметное место в зыпуске изобразительной и прочей продукции занимает глубокая печать ("Советская Сибирь". "Чеховский полиграфический комбинат").

Использование производственных мощностей

По отчетным данным за 2003 год уровень использования производственных мощностей по печати на федеральных полиграфических предприятиях составил -73,2% (справочно: в 2002 году по группе предприятий МПТР России уровень использования производственных мощностей по печати -73,6%). Показатели уровня использования мощностей по видам продукции и их динамика представлены в табл.4.

Производственные мощности федеральной полиграфии

* в расчет не принимается, т.к. данный показатель мал

Производственные мощности федеральной полиграфии

* Приводиться сводное значение, т.к. отчетность по форме N БМ в 2002 и 2001 г.г. включала данную номенклатуру продукции.

Производственные мощности федеральной полиграфии

* брайлевская печать

** флексографская печать

*** глубокая печать и ризография

Если в 2002 году по отчетным данным полиграфических предприятий уровень использования производственных мощностей по основным видам продукции по сравнению с 2001 годом имел в основном некоторый стабильный прирост, то в 2003 году по книжно-журнальной и бланочной продукции по уровню использования производственных мощностей произошел определенный спад (соответственно: на -4,5 и на -18,7). Это объясняется прежде всего падением тиражей и количества заказов на производство книжно-журнальной и бланочной продукции. Следует отметить также возрастающую конкуренцию со стороны развивающихся современных полиграфических производств различных форм собственности в большинстве регионов России, что позволяет заказчикам полиграфической продукции сделать свой выбор с учетом требований кок к качеству полиграфического исполнения заказов на издания, так и к сроком их выполнения и к стоимости полиграфических работ,

В 2003 году произошло дальнейшее увеличение уровня использования производственных мощностей по газетной продукции (на +4,7). В 2002 году увеличение уровня использования производственных мощностей по газетной продукции составляло +11,5. Это в первую очередь связано с продолжающимся процессом технического перевооружения предприятий и переводом печати газетной продукции на офсетный (в т.ч. и многокрасочный) способ печати в соответствии с подпрограммой "Поддержка полиграфии и книгоиздания России в 2002-2005 годы" Федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".

В сравнении с 2002 годом произошло значительное увеличение уровня использования производственных мощностей по изобразительно-эти-кеточной и упаковочной продукции (на +16,9), что также связано с процессом технического перевооружения предприятий, и в первую очередь, оснащением предприятий современным парком многокрасочных листовых машин офсетной печати.

В табл. 5 дона дифференцированная картина использования производственных мощностей по способам печати и видам оборудования.

Анализируя данные табл. 5 и принимая во внимание данные табл. 2, можно сказать, что уровень использования производственных мощностей в целом не очень высок, но в тех секторах, где федеральная полиграфия занимает ведущие позиции на рассматриваемом рынке полиграфических работ (книжный, газетный, журнальный), он заметно выше, чем в тех секторах, где преобладают частные предприятия.

Производственные мощности федеральной полиграфии

Производственные мощности федеральной полиграфии

Производственные мощности федеральной полиграфии

Полиграфические предприятия, как правило, печатают различные виды продукции. Поэтому на уровень использования интегральных производственных мощностей оказывает влияние то, насколько успешно реализуются возможности печатной техники при выпуске той или иной продукции. В табл. 6 и на рис. 1 показано распределение рассматриваемой совокупности в целом и отдельно книжно-журнальных и газетных предприятий по величине уровня использования интегральной производственной мощности, который рассчитывается по формуле:

Производственные мощности федеральной полиграфии

В табл. 7 и на рис. 2 представлено распределение книжно-журнальных и газетных предприятий по показателю уровня использования специализированных производственных мощностей, который вычисляется по формуле:

Производственные мощности федеральной полиграфии

Для наглядности на рис 2 сохранена кривая распределения всех предприятий по интегральному уровню использования производственной мощности.

Из полученных данных следует, что доля газетных предприятий с высокими значениями уровня использования как интегральной, так и специализированных производственных мощностей (от 80,1 до 100%) выше, чем по всей совокупности предприятий, и тем более, чем по книжно-журнальным предприятиям. Очень мало газетных типографий с низким (до 40%) значением использования специализированных газетных мощностей. Это свидетельствует о неплохой загрузке газетных предприятий.

Обратная картина наблюдается по книжно-журнальным предприятиям. Максимум кривой распределения приходится для случая интегральной производственной мощности на диапазон 60,1-80.0%, но, если говорить о специализированной именно для выпуска книг мощности, кривая распределения выглаживается. Это означает, что меньше трети книжных типографий имеют достаточную загрузку, каждое пятое работает в половину своих возможностей, а каждое шестое хронически недогружено.

Все это является следствием раз но на правленных тенденций: количественный рост и качественные сдвиги в газетном производстве, обусловленные ростом российского рекламного рынка, с одной стороны, и стагнация с признаками деградации книжного рынка, обусловленная иной системой ценностей, пришедших в Россию с рыночными отношениями.

Похожие работы:

  1. • Перспективы развития отрасли печати
  2. • Производство печатной продукции федеральными ...
  3. • Процесс формирования производственных затрат на предприятиях ...
  4. • Полиграфия сегодня
  5. • Оперативная полиграфия - как бизнес
  6. • Полиграфическая промышленность как материально-техническая ...
  7. • Территориальные особенности организации ...
  8. • История полиграфии в Российской империи
  9. • Рекламная полиграфия: основные носители, разработка дизайна
  10. • Особенности верстки
  11. • Копировальные аппараты
  12. • Что считать браком в полиграфии?
  13. • Анализ полиграфической рекламы на примере ...
  14. • Информационная система отдела маркетинга
  15. • Миф о "евростандарте". Есть ли в полиграфии ...
  16. • Управління системою маркетингової діяльності на підприємтсві
  17. • Металлы применяемые в полиграфии
  18. • Управление системой маркетинговой деятельности на предприятии
  19. • Фотоформы в полиграфии
Рефетека ру refoteka@gmail.com