Рефетека.ру / Эргономика

Реферат: Основные этапы проведения аудита

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

НОРИЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Реферат

по предмету Аудит

На тему:Основные этапы проведения аудита.

2001 год

Содержание.

Методологические подходы к технике проведения аудита.                                

Методические приемы и технические способы проведения аудита                

Задача.                                                                                                                             

Список литературы.                                                                                                    

Методологические подходы к технике проведения аудита.

Одна из важнейших функций аудита заключается в том, что­бы своевременно выявить негативные явления в хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации и способ­ствовать их корректировке до того, как эти проблемы перерас­тут в кризис (до даты составления аудиторского заключения). Поэтому в аудиторской практике возникает необходимость ис­пользования различных форм осуществления — во времени и в пространстве — контроля с целью своевременной выработки для клиента направлений управления финансами и способов ис­пользования ресурсов, а также своевременного предупрежде­ния допущения ошибок и их исправления.

Форма осуществления контроля характеризует методологи­ческие аспекты и означает технику его проведения. В зависимос­ти от признака, лежащего в основе того или иного методологи­ческого подхода, выделяют различные формы проведения кон­троля. К таким признакам относятся время проведения контро­ля, источники контрольных данных, способы и приемы осуще­ствления контроля.

В зависимости от времени проведения аудита можно разли­чать предварительный, текущий и заключительный (последую­щий) контроль.

Предварительный аудиторский контроль осуществляется до начала работ, совершения хозяйственных операций, подвер­гавшихся проверке, и направлен на предупреждение незакон­ности и нецелесообразности выполнения работ, проведения хозяйственных операций в организации. В организациях пред­варительный контроль используется в ключевых областях — по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресур­сам. Форма предварительного контроля играет важную роль в повышении уровня знаний хозяйственных кадров, их профес­сионализма, ответственности за соблюдение законности, це­лесообразности и эффективности использования хозяйствен­ных ресурсов.

Предварительный контроль чаще всего проводится внутрен­ними аудиторами и специалистами организации. За последние годы предварительный контроль проводится также внешними независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами путем про­ведения консультационной работы в данной организации, экс­пертизы различных схем, проектов бизнес-планов и т.п.

Особенно широко предварительный контроль должен при­меняться для проверки качества материальных ресурсов до их производственного использования, а также планируемых инве­стиций, финансовых вложений и финансовых операций. Эта форма контроля необходима также для разработки проектов и экспертизы уже готовых договоров различного характера для зак­лючения с юридическими и физическими лицами, для разра­ботки схем и проектов организации бухгалтерского учета, опти­мизации учетной политики, производства продукции (работ, услуг), маркетинга, налогооблагаемых баз, бюджета и других планов организации. В аудиторской практике предварительный контроль может быть использован также для оценки существен­ности (материальности) в аудите. Путем предварительного об­следования и контроля отдельных систем хозяйственного меха­низма организации аудиторы оценивают их эффективность и устанавливают уровень аудиторского риска. (1:18)

Текущий аудиторский контроль проводится непосредственно в ходе осуществления работ или в процессе совершения хозяй­ственных операций и направлен на оперативное устранение не­достатков, распространение (внедрение) научно обоснован­ного положительного опыта.

Преимущества данной формы техники проведения контроля заключаются в возможности своевременного выявления и уст­ранения допущенных ошибок в бухгалтерских проводках, при нарушении положений законодательных и нормативных актов, связанных с начислением налогов, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. Текущая аудиторская про­верка позволяет устранить «наследственные» (типичные для дан­ной организации) ошибки и способствует недопущению таких или аналогичных ошибок в дальнейшем, а также позволяет све­сти до минимума «наследственный» (присущий) и контрольный риски при последующем аудировании финансовой  отчетности организаций.

Текущие проверки проводят как внутренние аудиторы, так и внешние независимые аудиторы и аудиторские фирмы по­средством наблюдения, обследования объектов контроля, кон­сультирования специалистов и руководителей организаций пу­тем абонентского обслуживания по возникающим правовым, управленческим, налоговым, аналитическим и другим пробле­мам. Кроме того, текущий аудиторский контроль может прово­диться аудиторами, аудиторской фирмой на данном экономическом субъекте по договоренности с ним поэтапно, например, помесячно, поквартально и т.д., т.е. не ожидая конца года, ког­да хозяйственные операции уже завершены и на некоторые из них повлиять фактически уже невозможно. Текущий аудиторс­кий контроль может быть использован как при инициативном, так и при обязательном аудите с целью подтверждения досто­верности данных финансовой отчетности организации в конце проверяемого года.

Заключительный (последующий) аудиторский контроль осуще­ствляется после выполнения работ и совершения хозяйствен­ных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на про­блемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организа­ции информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем. Сравнивая фактичес­ки полученные и требовавшиеся результаты работы, руковод­ство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обо­снованно были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также полу­чить информацию в возникших проблемах и сформулировать новые направления действий, чтобы избежать этих проблем в будущем.

Заключительный (последующий) контроль обеспечивает так­же объективную оценку деятельности организации и проводит­ся аудиторами, аудиторской фирмой с целью подтверждения достоверности данных периодической, и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Данная форма контроля для отдельных организаций обяза­телен (согласно законодательству), то есть эти организации под­вергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году.

Она может быть проведена также по поручению органов доз­нания, следствия при наличии санкции прокурора, суда и ар­битражного суда в соответствии с процессуальным законода­тельством Российской Федерации.

Заключительный (последующий) аудиторский контроль мо­жет быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении и по другим проблемам (проведение анализа финансового состояния и платежеспособности, прогнозирование развития ос­новных видов деятельности организации и т.д.).

Отличительным свойством заключительного (последующего) аудиторского контроля является полнота охвата им проверяе­мых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации, но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности, наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля (в рамках поставленной договором цели проверки) достигается путем разумного и четкого сочетания всех форм — по времени проведения контроля и использования организационных систем обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. (1:20)

Документальным называется контроль (проверка), осуществ­ляемый по документальным данным с целью установления сущ­ности проверяемой хозяйственной операции и хозяйственной деятельности в целом. Источниками контрольных данных явля­ются при этом первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, планы и от­четы организации, и другие источники (договоры, учредитель­ные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика источников документального контро­ля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что, безусловно, ска­зывается на выборе аудитором методических и технических при­емов его осуществления, которые связаны, главным образом, с проверкой документов.

Фактический контроль заключается в установлении действи­тельного, реального состояния объекта проверки и правильно­сти ее оценки путем пересчета, взвешивания, обмера, лабора­торного анализа и иных приемов. Фактический контроль в ауди­торской практике применяется с целью установления факти­ческого наличия имущества, его состояния и правильности оценки. Так, путем проведения фактического контроля уста­навливают наличие денежных средств и ценных бумаг в кассе организации, товарно-материальных средств на складах и при­лавках организации, состояние эксплуатационной стоимости основных средств, а также достоверность и объективность оценки имущества, дебиторских и кредиторских задолженностей организации.

Фактический контроль сам по себе не дает полного пред­ставления о состоянии объекта проверки.

Количественную и качественную характеристику объекта можно получить, использовав данные его документального кон­троля. Например, при проверке сохранности денег в кассе в ре­зультате фактического контроля будет установлена их общая сум­ма. А сколько должно быть денег на момент проверки? Нет ли недостачи или излишка денег в кассе? На эти вопросы проверки можно ответить лишь после осуществления документального контроля и установления им остатка денег в кассе на момент проверки. Сопоставив фактическое наличие денег в кассе с ос­татком, устанавливают их сохранность.

По способам осуществления контроля различают следствие (расследование), хозяйственный спор, проверку (обследование), экономический анализ и ревизию.

Следствие (расследование) представляет собой такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля в аудиторской проверке заключается в том, что он может осуществляться аудиторами и аудиторскими фирмами по поручению судебно-следственных органов в соответствии с про­цессуальным законодательством Российской Федерации.

Хозяйственный спор — это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения, законных прав в хозяйственных взаи­моотношениях организаций и учреждений. Хозяйственный спор может возникнуть между отдельными организациями по расчет­ным взаимоотношениям за реализованные (купленные) товар­но-материальные ценности, выполненные работа, оказанные услуги, а также между организациями и органами Государствен­ной налоговой инспекции по дона численным последними налогам и взыскиваемым финансовым санкциям. Иногда подоб­ные хозяйственные споры стороны решают «мирным» путем, то есть без обращения в суд, при помощи объективного и квалифицированного заключения аудитора по спорным вопросам. В то же время хозяйственные споры в большинстве случаев решают­ся в судебном порядке. Поэтому для разрешения этих споров аудиторская проверка, с целью получения независимого заклю­чения по ним, может быть проведена по поручению судебно-следственных органов при назначении ими судебно-бухгалтерской экспертизы. Аудитор или аудиторская фирма такой контроль может провести также по заказу одной из спорящих сторон с целью защиты (представления) законных имущественных прав своего клиента на суде или в арбитражном суде.

Обследование применяется в практике аудита при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Результаты такого об­следования могут оформляться справками, рекомендациями, разработками для данной организации. (1:21)

Экономический анализ представляет собой один из важней­ших способов контроля, заключающийся в выявлении влияния различных факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности организации. В результате проведения экономичес­кого анализа выявляют резервы повышения эффективности про­изводства, определяют финансовое состояние и платежеспособ­ность, ликвидность имущества, перспективность организации или различных видов ее деятельности и т.д. Результаты эконо­мического анализа оформляются таблицами, графиками, фор­мулами, текстовыми описаниями, рекомендациями, разработками.

Ревизия — важнейший способ и форма осуществления эко­номического контроля. При проведении ревизии аудиторы мо­гут использовать различные формы контроля в сочетании, что существенно повышает эффективность аудита и действенность

его результатов.

К сожалению, слово «ревизия», ранее ассоциировавшееся в сознании людей с понятием «власть», рождает прежде всего, от­рицательные эмоции. Это связано с историческим обозначени­ем словом «ревизор» государственного служащего в органах го­сударственного контроля. На самом же деле ревизия — это не вид экономического контроля, а универсальный способ и фор­ма проведения экономического контроля.

Поэтому этим способом и формой осуществления контроля могут пользоваться как государственные контрольные органы, так и органы независимого контроля — аудиторы. При этом все указанные органы контроля, естественно, выполняют (преследуют) различные цели. - Именно цель контроля и определяет его вид — кем и зачем он проводится. Следует также отметить, что попытки отдельных авторов сравнивать аудит с ревизией и давать им разные характеристики в литературных источниках являются не совсем обоснованными: аудит — это вид финансового контроля и сложный вид деятельности аудиторов (аудиторских фирм), а ревизия — способ и форма осуществления контроля.

По времени проведения ревизия могут быть предваритель­ные, текущие и заключительные (последующие). В зависимости от источников контрольных данных ревизии могут быть факти­ческими и документальными. По объему вопросов и в зависимос­ти от цели проведения аудиторские ревизии могут быть полными и частичными. Полные ревизии охватывают все стороны хозяйствен­но-финансовой деятельности организации и направлены на вы­явление общего состояния производственной и финансовой ус­тойчивости, сохранности и использования средств организации. Такая ревизия проводится аудиторами или аудиторскими фирма­ми по заказу экономического субъекта. Иногда такие ревизии про­водят внутренние аудиторы организации, если они способны са­мостоятельно, без внешней помощи, выполнить все работы про­верки для достижения поставленной цели.

Частичные ревизии заключаются в проверке отдельных сто­рон хозяйственной деятельности организации. Например, это проверка состояния бухгалтерского учета или проверка соблю­дения налогового законодательства и т.п., проведенные аудито­рами по инициативе экономического субъекта — заказчика.

По охвату единичных объектов контроля аудиторы могут ис­пользовать сплошные и выборочные ревизии. Сплошные ревизии характеризуются изучением всех объектов контроля путем сплош­ной проверки. Например, сплошной проверке в ходе аудита чаще всего подвергаются операции по учету денежных средств, рас­четные и кредитные операции. Выборочные же ревизии ограничи­ваются изучением отдельных объектов контроля. Например, вы­борочная проверка сохранности и движения скота и птицы, товарно-материальных ценностей, правильности начисления амортизации по основным средствам и т.д.

По составу специалистов, осуществляющих аудит, выделя­ют комплексные и некомплектные ревизии. Комплексные ревизии проводятся специалистами различных профессий. При этом про­веряются все объекты организации комплексно. Для прове­дения такой проверки аудиторская фирма может дополнительно привлекать по трудовым соглашениям высококвалифицирован­ных специалистов различных профессий, например агронома, зоотехника, товароведа, инженера-механика и т.д., с целью про­верки соответствующих объектов контроля. Не комплексные реви­зии осуществляются аудиторами учетного, правового и финансового профилей и предусматривают проверку финансовой дея­тельности и соблюдения действующего законодательства с це­лью подтверждения достоверности финансовой отчетности. (1:23)

По характеру проведения аудиторские проверки можно раз­делить на сквозные и комбинированные ревизии. Сквозные реви­зии характеризуются проверкой объектов контроля на всех эта­пах их движения, начиная от их структурных подразделений (це­хов, бригад, ферм, представительств, дочерних обществ) орга­низации и кончая проверкой головного предприятия.

Комбинированные проверки заключаются в использовании при аудировании организации нескольких способов ревизии.

Использование того или иного вида ревизии зависит от мно­гих факторов: отраслевого характера видов деятельности орга­низации, размера организации, наличия структурных подразде­лений и места их расположения, уровня специализации деятель­ности и квалификации специалистов организации, уровня эф­фективности работы внутреннего аудита организации, целей аудиторской проверки, определенных предметом договора меж­ду аудитором и заказчиком (организацией) и др. (1:23)

Методические приемы и технические способы проведения аудита.

В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятель­ности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методические приемы и технические способы аудирования. Так, например, аудиторы при выполнении процедур контроля могут пользоваться приемами фактического кон­троля, к которым относятся инвентаризация, лабораторный ана­лиз, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос.

Инвентаризация означает проверку объектов в натуре органолептическим путем. Сущность этого приема состоит в том, что наличие тех или иных объектов контроля устанавливается с помо­щью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешива­ния и пересчета. При инвентаризации данные о наличии хозяй­ственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях, сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления недостач или излишков средств. При помо­щи инвентаризации устанавливают также состояние и правиль­ность оценки имущества и обязательств экономического субъекта.

Аудитор может наблюдать или участвовать в инвентаризации различных активов клиента, в результате которой он получает ценные и достоверные доказательства о реальности и точности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций.

Участив в инвентаризации или наблюдение за ее проведени­ем помогут правильно оценить организацию бухгалтерского уче­та и системы внутрихозяйственного контроля в организации. Порядок проведения инвентаризации регламентируется Мето­дическими указаниями по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года № 49.

Лабораторный анализ представляет собой выявление необхо­димых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биоло­гического) анализа в лабораторных условиях. Например, лабораторным анализом проверяется влажность зерна, жирность молотка, качество заготовленных и используемых кормов и т. д. Данный прием может быть использован также при проведении судебно-бухгалтерских экспертиз с целью установления подлин­ности документов.

Экспертная оценка применяется для получения квалифицированного заключения по какому-либо вопросу — например, для выявления профессионального уровня и ценности выпол­няемых работ путем их фактической экспертизы соответствую­щими высококвалифицированными аудиторами (специалиста­ми). Экспертизе могут подвергаться выполненные (разработан­ные) отдельными лицами или организациями различные про­екты, схемы, бизнес-планы, изделия, строительные, ремонт­ные и другие работы, а также бухгалтерские документы, дого­воры, документы внутренней регламентации.

Устный опрос означает фактическую проверку объектов конт­роля путем опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах. Устный опрос в ауди­торских проверках используется путем проведения устного тести­рования персонала, руководства организации и независимой (тре­тьей) стороны по принципу «вопрос — ответ — результат». Как правило, эта процедура используется на начальной стадии ауди­та, когда аудитор, аудиторская организация (фирма) знакомится с проверяемым субъектом и планирует проверку. Для проведения устного опроса могут быть предварительно подготовлены вопросники по различным проблемам (например, по оценке учета дви­жения материалов, учета движения и амортизации стоимости основных средств и т.п.), в которых аудиторы могут отмечать от­веты опрошенных лиц. Проведение устных опросов рекомендует­ся также на других этапах аудиторской проверки. (2:36)

В ходе аудиторско-ревизионных процедур широко использу­ют обследование, контрольный обмер, контрольные дойки (сбор яиц, стрижка овец), контрольную уборку урожая, контрольный запуск сырья и основных материалов в производство, наблюде­ние за выполнением отдельных хозяйственных и бухгалтерский операций.

Обследование объектов контроля обычно проводится в нача­ле аудита, в результате чего можно выявить недостатки в орга­низационно-производственной деятельности и по обеспечению сохранности имущества непосредственно на производственных участках. При необходимости обследование может включать: на­блюдение за процессами выполнения работ, фото хронометраж, анкетирование работников отдельных рабочих мест и участков организации.

Контрольный обмер чаще всего применяется для определения массы грубых и сочных кормов (в буртах, стогах, скирдах, тран­шеях, башнях), объема выполненных работ с целью проверки обоснованности предъявленных к оплате документов по строи­тельным, ремонтным и другим работам. В ходе проверки уста­навливается и качество выполнения работ.

Контрольные дойки (сбор яиц, стрижка овец) используются для проверки полноты оприходования продукции собственного производства и для наблюдения за полнотой скармливания и соблюдения рациона кормления. Чаще всего применяются во внутрихозяйственном аудите (контроле), но эффективны и в ходе проведения внешних проверок.

Контрольная уборка урожая применяется во многих органи­зациях при проведении внутрихозяйственного аудита (контро­ля) для установления реальной урожайности данной сельскохо­зяйственной культуры, а также для определения количества па­стбищных кормов, скормленных на корню. При помощи конт­рольной уборки урожая могут быть определены причины низко­го качества уборки, а также установлены факты хищения гото­вой продукции.

Контрольный запуск сырья и основных материалов в производ­ство используется для проверки правильности применения норм удельного расхода сырья и материалов на производство опреде­ленного вида продукции (в промышленных производствах, це­хах по переработке кормов, овощей, фруктов, в столовых и др.). Это дает возможность проверить также фактический выход го­товой продукции при соблюдении технологических норм сырья, материалов и других компонентов.

Полезны также наблюдения за выполнением отдельных хо­зяйственных и бухгалтерских операций. Эта процедура важна, прежде всего для оценки организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности дости­гается путем проведения документальных проверок. Поэтому ауди­торы с целью установления сущности, законности, целесооб­разности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

Среди них следует выделить: проверку документов (формаль­ная проверка и проверка по существу), арифметическую или счетную проверку документов, сопоставление (сверку) докумен­тов, письменный запрос и экономический анализ.

Проверка документов означает, что в первую очередь доку­менты изучаются с формальной стороны, с тем чтобы устано­вить; составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли, все необходимые подписи должностных лиц, заполнены ли другие обязательные реквизиты (наименование документа, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении), нет ли в нем подчисток и не оговоренных исправлений, имеются ли надлежаще оформленные приложения, на которые дана ссылка в доку­менте, и др.

Подлинность документов устанавливается путем проверки реальности имеющихся в них подписей должностных лиц и со­ответствия составления документов датам отражения в них опе­раций.

При чтении документов, после установления их подлиннос­ти, проверяют документы по существу, то есть с точки зрения достоверности, законности и экономической целесообразности отраженных в них хозяйственных операций. (2:38)

Достоверность операций, зафиксированных в документах, про­веряется изучением этих и взаимосвязанных с ними документов, опросом соответствующих должностных лиц, осмотром объектов в натуре и т.д. Законность отраженных в документах операций уста­навливается путем проверки их соответствия действующему законо­дательству. Достоверность и ценность информации, полученной в ходе такой проверки, во многом зависит от качества системы внут­реннего контроля клиента. Арифметическая (счетная) проверка сво­дится к проверке правильности подсчетов в документах приведен­ных наценок (скидок, накидок), выделения сумм налогов и т.д.

Арифметическая (счетная) проверка дополняется аналитичес­кой проверкой регистров бухгалтерского учета, балансов и от­четности.

Изучаются соответствие показателей отчетности данным ана­литического и синтетического учета, согласованность показате­лей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в учетных регистрах и первичных документах.

Арифметической проверке подвергаются также данные спра­вок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с ис­правлением ошибок, расчетами по распределению фонда опла­ты труда, начислению амортизации по основным средствам, распределению косвенных расходов, калькулированию себесто­имости продукции и т.д.

В зависимости от плана проверки, оценки системы внутрен­него контроля и аудиторского риска она может быть выбороч­ной или сплошной. Если клиент использует программное обес­печение бухгалтерского учета, то проверка расчетов должна соответствовать специальному стандарту.

Сопоставление документов заключается в том, что достовер­ность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления данных разных до­кументов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Оно может произ­водиться по документам, находящимся в бухгалтерии организа­ции или организаций, с которыми проверяемый экономичес­кий субъект вступил в хозяйственную связь.

Встречной проверкой документальных данных или сопостав­лением документов вскрываются случаи хищения, которые скры­ваются путем исправления данных в отдельных документах, со­ставления новых, подложных документов и замены ими настоя­щих, подлинных документов, неправильного отражения на сче­тах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.

Необходимо в указанных случаях применять сопоставление плановых и учетных, учетных и нормативных, внутренних и внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучения объек­та контроля.

Письменный запрос представляет собой получение необходи­мых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса. Данный методический прием широко используется для получе­ния исчерпывающих аудиторских доказательств от соответству­ющих специалистов и должностных лиц организации в ходе про­ведения аудиторской проверки. По всем фактам нарушений, хи­щений, растрат, недостач, излишков ресурсов организации, а также выявленным существенным ошибкам в бухгалтерском учете имущества, обязательств и хозяйственных операций соответствующие ответственные лица обязаны по запросу аудитора давать не только устные, но и письменные объяснения. Лишь при наличии таких письменных доказательств можно точно установить причины и объективно оценить обстоятельства тех или иных нарушений и недостатков в хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также степень их влияния на достоверность показателей финансовой отчетности. Письменные представления клиента должны быть составлены на бланках и заверены подписями руководителей организации.

Аудиторы, при проверке достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций, могут получать письменные подтверждения от треть­их лиц. Письменное подтверждение должна получать аудиторс­кая фирма, а не клиент, хотя с просьбой о таком подтверж­дении к третьей стороне должен по согласованию с аудитором обращаться клиент. (2:40)

Экономический анализ — один из наиболее широко применя­емых методов в аудиторской деятельности. При помощи при­емов экономического анализа аудиторы устанавливают финан­совое состояние и платежеспособность организации, выявляют влияние различных факториальных признаков на результатив­ные показатели производства, реализации продукции (работ, услуг) и т.д., определяют резервы повышения экономической эффективности и направления развития деятельности органи­зации, стратегию и тактику управления ее финансовыми ресур­сами и финансовыми отношениями.

Анализ и оценка полученной аудитором информации, иссле­дование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления различных факторов и показателей, а также ис­следование причин их возникновения достигаются путем исполь­зования в аудиторской деятельности различных аналитических про­цедур: сопоставления остатков по счетам за различные учетные периоды; сопоставления показателей учета финансовой отчетнос­ти с плановыми показателями; оценки соотношений между раз­личными статьями отчетности и сопоставления их с данными пре­дыдущих периодов; сопоставления финансовых показателей дея­тельности организации со среднеотраслевыми; сопоставления фи­нансовой и нефинансовой информации и др. Здесь необходимо руководствоваться требованиями российского правила (стандар­та) аудиторской деятельности <Аналитические процедуры».

Полезной процедурой проверки может стать также абстракт­но-логический метод исследования отдельных операций клиен­та. Логический анализ может быть использован, если, напри­мер, нормативная база не дает ответа на вопрос о законности проведения какой-либо операции, то есть с точки зрения буквы закона, тогда аудитор должен обдумать целесообразность дан­ной операции с точки зрения здравого смысла. Однако логичес­кому анализу в данном случае должны предшествовать норма­тивный и научный анализ.

Кроме вышеперечисленных методов и приемов в аудиторс­кой практике могут быть использованы другие способы получения аудиторских доказательств. К ним относятся пересчет (проверка арифметических расчетов клиента); проверка: соблюдения правил учета отдельных хозяйственный операций, прослежива­ние; сканирование; подготовка альтернативного баланса.

Пересчет заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполне­нии независимых подсчетов. Пересчет, как правило, осуществ­ляется выборочно в соответствии с требованиями российского аудиторского стандарта «Аудиторская выборка».

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций означает контроль за учетными работами, выполняе­мыми бухгалтерией. Информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент ис­следования операций.

Прослеживание (трассирование) представляет собой процедуру, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных докумен­тов в регистрах синтетического и аналитического учета, находи! заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете.

Сканирование означает изучение нетипичных операций, от­раженных в документации клиента. Сканирование в аудиторс­кой практике применяется по направлениям — например, ска­нирование кредитовых записей счетов расходов и подтвержде­ние их данными первичных документов. Цель сканирования — найти что-либо нетипичное.

Подготовка альтернативного баланса используется для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете гото­вой продукции (работ, услуг) путем составления баланса израсхо­дованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (работ, услуг). Это позволяет ауди­торской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции (работ, услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

В процессе аудиторской проверки для получения аудиторс­ких свидетельств и доказательств аудиторского заключения це­лесообразно осуществить процедуры с использованием незави­симых тестов и тестов на соответствие. Эти тесты могут быть разработаны заранее или установлены в стандартной форме.

Независимые тесты предназначены для проверки операций и остатков на счетах, а также для осуществления других проце­дур с целью получения сведений о полноте, правильности и законности операций, содержащихся в бухгалтерских записях и финансовой отчетности.

Тесты на соответствие применяются для проведения про­верки с целью выявления соответствия процедур внутреннего контроля установленным нормам. (2:43)

Абсолютно все аудиторские тесты классифицируются в со­ответствии с процедурой их осуществления. Ротационные тесты представляют собой процедуры, в соответствии с которыми объекты, подлежащие аудиторской проверке, выбираются ауди­тором поочередно, на принципах ротации. Выборка, как прави­ло, осуществляется произвольно.

Глубинные тесты представляют собой определенную выбор­ку операций, проверяемых на всех стадиях соответствующего учетного цикла.

Тесты слабых мест (по болевым местам) предназначены для проверки конкретного аспекта внутреннего контроля, где пред­полагаются ошибки. При установлении несостоятельности внут­реннего контроля базу проверки следует расширить.

Направленные тесты применяются с целью последователь­ного контроля за осуществлением операции.

Сквозные тесты — это ограниченная форма глубинного те­ста, используемая, например, для характеристики системы

учета.

Большое значение для получения аудиторских свидетельств имеет выборочный метод исследования (обследования). Такое ис­следование может быть статистическим, когда характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, ото­бранной случайно. При этом для определения размеров выбор­ки, оценки выборочного обследования и размеров возможного риска используются теория вероятности и методы математичес­кой статистики. Здесь могут быть использованы также экономи­ко-математические методы исследования.

Практикуется также оценочное обследование, то есть нестати­стический метод выборочной проверки. Здесь выборка может быть как случайной, так и неслучайной (систематический отбор, ком­бинированный отбор), но при этом дальнейшая обработка вы­борки с применением теории вероятности не производится.

Различают два вида выборочных проверок: выборочные про­верки для тестирования процедур внутреннего контроля и вы­борочные проверки оборотов и сальдо счетов.

 Проверки первого вида по своей сути относятся к проверкам по качественным признакам, а проверки второго вида - к про­веркам по количественным, стоимостным признакам; Общим для обоих видов проверок является генеральная совокупность, пред­ставляющая собой набор всех элементов проверяемого счета, из которых в определенном порядке осуществляется выборка. Ге­неральная совокупность и выборка из нее должны соответство­вать конкретным (контрольным) направлениям проверки. Важ­ное значение имеет также определение необходимости и доста­точного количества элементов выборки. Аудиторское выбороч­ное обследование необходимо проводить последовательно: пла­нирование выборки, отбор объектов для тестирования, провер­ка объектов, оценка результатов тестирования.

Результаты выборочного обследования отражаются в специ­альных таблицах (регистрах), где указываются: цель аудита; способы определения генеральной совокупности и единицы выбор­ки, размеры выборки, выявления ошибок, использованный метод отбора объектов для обследования; приводятся характе­ристики отобранных объектов, проведенные тесты, заключение по результатам выборки и дальнейшие действия (по мере необ­ходимости). Выборку данных из проверяемой совокупности и оценку результатов полученной информации необходимо осу­ществлять в соответствии с требованиями российского правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка». (2:46)

Для получения аудиторских свидетельств большое значение имеет методика аудита с использованием компьютеров. Относи­тельно недавно в практику компьютерного аудита вошли два новых Понятия: «аудиторская проверка без использования ком­пьютерной техники» и «аудиторская проверка с использовани­ем компьютера». Аудиторский подход в соответствии с первым понятием базируется на воспринимаемом визуально фактичес­ком материале, таком как исходные данные, распечатки отче­тов об ошибках, сведения по этапам контроля и подробные рас­печатки выходных данных. Второе понятие связано с аудиторс­кой проверкой простых компьютерных систем, при которой ис­пользуют аппаратные и программные средства проверяемой организации. При этом необходимо иметь компьютерные про­граммы, используемые для проверки содержания файлов кли­ента; контрольные данные, применяемые аудитором с целью проверки функционирования компьютерных программ клиента. Процедуры сбора информационного материала включают: на­блюдение за проводимым клиентом Контролем; проверку его документальных свидетельств; повторный контроль; проверку отдельных частей программы; проверку общего контроля;

Особенно эффективно использование компьютеров и про­граммного обеспечения аудита при выборочном обследовании и аналитической проверке.

Эффективным приемом для получения аудиторских свиде­тельств является использование ПК с пакетами прикладных программ. Особую роль среди этих программ играют табличные процессоры, в основе которых лежит «электронная» модель обыч­ной таблицы, разделенной на столбцы (колонки), строки и клет­ки. Применение электронных таблиц создает возможность со­ставления программ проверок. Для этого аудитору следует выб­рать нужные клетки таблицы, определить необходимые данные, вводить, редактировать, формировать и осуществлять другие подобные действия, которые должны быть выполнены для по­лучения выходной информации. В модели табличные данные могут быть представлены числами и текстами, формулами, функция­ми и другими операциями с данными.

Табличный процессор не только позволяет быстро пересчи­тывать таблицу, выполняя довольно сложные расчеты, но и дает возможность аудитору анализировать проблемы и делать соот­ветствующие выводы.

В настоящее время многие аудиторы используют экспертные системы в проведении аудита. Экспертные системы представля­ют собой компьютерные программы, использующие уникаль­ные методы программирования с целью представления инфор­мации пользователю. Они используются при планировании ауди­та, проверок и подготовке заключений финансовых отчетов.

Экспертные системы оказывают воздействие при изучении системы внутреннего контроля, сборе фактических данных о системе контроля, деталях хозяйственных операций, остатках на счетах, помогают оценить риск аудита, уточнить его данные, с их помощью осуществляется экономический анализ. Системы подтверждают аудитору, что все его требования были удовлет­ворены.

Экспертная система решает один из следующих типов задач: интерпретация, оценка ситуации, прогнозирование, выдача инструкции, контроль и наблюдение, планирование.

Основными компонентами экспертной системы являются информационная база и механизм выдачи рекомендаций пользо­вателю. Информационная база содержит правила и информа­цию, используемые при решении проблем и оказании помощи пользователям ЭВМ в достижении поставленных целей. Другим компонентом системы является механизм выдачи рекоменда­ций пользователю, представляющий собой компьютерную про­грамму, выдающую советы пользователю.

В экспертных системах используются интерфейс пользова­теля и механизм объяснений. Интерфейс пользователя обеспе­чивает сопровождение между механизмом компьютерных про­грамм и системой пользователя. Механизм выдачи рекоменда­ций пользователю применяет интерфейс пользователя для до­ступа к базе данных, поиска заключений в соответствии с ме­ханизмом объяснений, который, в свою очередь, помогает пользователю понять причины задаваемых вопросов и опреде­ленных выводов.

При использовании экспертных систем стратегия поиска за­ключается в описании требуемого решения, а также целей и набора возможных мер, ведущих от начальных условий к конеч­ной цели. Поиск осуществляется через набор определенных ре­шений, удовлетворяющих поставленной цели.

Экспертные системы облегчают труд аудитора на стадиях пла­нирования, оценки аудиторского риска, определения набора ста­тистических данных для проведения аудита, осуществления аналитических процедур. Они используются для оценки структуры расходов с помощью тестов контроля, оценки риска, проверки сведений о производственных операциях и расчетных балансах, для оказания помощи аудитору в определении производственно­го потенциала организации путем построения модели докумен­тооборота и контроля за осуществляемыми процедурами. (2:48)

Такие системы сокращают затраты труда аудитора по про­верке данных на стадии оценки дебиторской задолженности, анализа обоснованности краткосрочных и долгосрочных обяза­тельств. На заключительной стадии проверки экспертные систе­мы помогают определить оценку, которая должна быть дана в заключении аудитора.

Экспертные системы могут быть использованы для финан­сового прогнозирования, определения стратегии и тактики уп­равления финансами, надежности и точности обработки инфор­мации в компьютерных системах, выявления финансовых нару­шений в сделках

 За послание, годы в аудиторской деятельности широкое ис­пользование получили микрокомпьютеры - например, для под­готовки пробных балансов, отправки входных сообщений о кор­ректировке данных, группировки учетных записей по разделам финансового отчета в электронных таблицах, составления срав­нительных таблиц финансовых отчетов за ряд лет и расчета от­носительных показателей для анализа, а также составления про­ектов финансовых отчетов. Многие крупные аудиторские фир­мы применяют микрокомпьютеры для оценки риска неэффек­тивности контроля, выполнения сложных аналитических функ­ций, получения доступа к базе данных в случае нестандартных проблем аудита и бухгалтерского учета и, кроме того, для про­граммной поддержки процесса принятия решений в ходе комп­лексной оценки.

В ближайшее время можно ожидать появления мощных высоко интегрированных аудиторских систем на базе микрокомпьютеров, которые позволят в будущем проводить и документиро­вать аудиторские проверки, начиная со стадии подготовки письма с обязательствами и кончая аудиторским заключением с сопро­вождающей его финансовой отчетностью. Однако внедрение и использование любых аудиторских систем на практике проведения аудита зависят от состояния информационной базы — бух­галтерского учета. Поэтому требуется дальнейшее совершенство­вание бухгалтерского учета как информационной базы аудита. Использование аудиторских систем зависит также от условий систем компьютерной обработки данных (КОД), функциониру­ющих у проверяемого экономического субъекта.

Компьютерная обработка данных экономического субъекта оказывает воздействие на следующие основные аспекты аудита:

планирование и проведение аудита; оценку рисков, связанных с проведением аудита; сбор фактических данных и оценку со­стояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Поэтому уровень подготовки аудитора должен быть доста­точно высоким для достижения основных целей проверки, ко­торую он может проводить вместе со специалистом (экспертом) в области компьютерного аудита (или информационных техно­логий) в условиях компьютерной обработки данных проверяе­мого экономического субъекта. Здесь следует пользоваться требованиями российского правила (стандарта) аудиторской дея­тельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».

Так, компьютерная обработка данных экономического субъек­та имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной тех­нологии осуществляется обработка значительных объемов учет­ной информации независимо от следующих факторов:

   компьютер используется экономическим субъектом самостоятельно или по договору с третьей стороной;

   компьютер используется экономическим субъектом для обработки экономической информации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным видам операций хозяйственной жизни, отдельным участкам учета.

Экономический субъект обязан представить аудиторской орга­низации необходимый доступ к системе КОД. При назначении эксперта он должен оказать помощь аудитору при проведении проверки: оценке надежности системы КОД в целом; оценке законности приобретения и лицензионной чистоты бухгалтерс­кого программного обеспечения; проверке алгоритмов расчетов;

формировании на компьютере необходимых аудитору регистров бухгалтерского учета и отчетности.

Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего доку­мента все существенные вопросы организации учетных данных в системе КОД экономического субъекта. (2:50)

Организация данных бухгалтерского учета у клиента в среде КОД оказывает влияние на профессиональный риск аудитора. Поэтому необходимо учитывать факторы, влияющие на профес­сиональный риск, и оценить надежность системы внутрихозяй­ственного контроля.

Основные аспекты и характер выполнения аудиторских про­цедур с использованием КОД должны быть отражены в доку­ментах по планированию аудита.

В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных и ручных процедур. Машинно-ори­ентированные процедуры должны включать: программные сред­ства, используемые аудиторами для проверки содержания компьютерных файлов экономического субъекта; контрольные при­меры, используемые аудитором для тестирования алгоритмов КОД.

Аудитор может проводить машинно-ориентированные про­цедуры в отношении компьютерных файлов, полученных от третьего лица, осуществляющего по договору КОД экономическо­го субъекта. (3:78)

Таким образом, использование в практике проведения аудита различных методических приемов технических способов или процедур зависит в основном от действующих организацион­ных, методологических и технических аспектов бухгалтерского учета в проверяемом экономическом субъекте. В отдельных слу­чаях при проведении аудита могут быть использованы: статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый и экономико-математический методы исследования.

Задача.

Фирма “Заря” по результатам финансово – хозяйственной деятельности за 2000год, имеет выручку от реализации продукции 83млн. рублей. Сумма активов баланса на 01.01.2001года составила 24,7 млн. рублей. Минимальный месячный размер оплаты труда за 2000год. Составляет 150рублей.

Определить, подлежит ли обязательной аудиторской проверке бухгалтерская отчетность фирмы за 2000год.

Ответ.

В соответствии законом РФ, большинство экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке если:

выручка от реализации продукции за год больше чем 500тыс. МРОТ

если сумма активов баланса на конец года больше 200тыс МРОТ

500.000*150 = 75.000.000 (возрастающая).

- допустимая норма, сумма выше которой подлежит обязательная аудиторская проверка.

200.000*150 = 30.000.000 (падающая)

Список литературы.

Ю.А.Данилевский “Общий аудит” изд. Москва “БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ”  1995г.

“Аудит” изд. Москва “Учитель” 1997г.

“Аудит в таблицах” изд. Москва “Проспект”

Список источников.

Указ президента РФ об аудиторской деятельности в РФ 22.12.93 №2263

Временные правила аудиторской деятельности в РФ, указом президента РФ 22.12.93 №2263


Рефетека ру refoteka@gmail.com