Рефетека.ру / Эргономика

Реферат: Стандартизация предприятий

Стандартизация предприятий

1. Функции служб стандартизации предприятий

На предприятии все отделы выполняют определенный набор функций, который зафиксирован в положении по отделу. В основном, это стандартные функции, которые используется на каждом предприятии. На предприятии системой сертификации, стандартизации и метрологии занимается служба контроля качества либо специально созданная служба главного метролога.

Стандартизацией и сертификацией также занимается отдел технического контроля (ОТК) и коммерческий отдел. Контроль качества произведенной и приобретенной продукции, как правило, осуществляет лабораторией предприятия [8, с.56].

ОТК находится в подчинении главного инженера. В его подчинении находится ведущий инженер по стандартизации и сертификации продукции и контроллеры.

В функции, выполняемые данным подразделением на предприятии, входит непосредственно:

контроль технических показателей продукции,

составление сертификатов качества продукции на основании лабораторного заключению центральной лабораторией, а именно технические показатели произведенной партии продукции сравниваются с техническими условиями.

Лаборатория предприятия занимается исследовательской работой, направленной на освоение новых технологий, изобретение новых методов производства, пробированием произведенной и не предъявленной продукции для последующего сравнения лабораторных результатов с техническими характеристиками, установленными в технических условиях.

Коммерческий отдел осуществляет оформление сертификата о происхождении товара.

Таким образом, на предприятии системой сертификации, стандартизации и метрологии занимается служба контроля качества либо специально созданная служба главного метролога. В функции, выполняемые данными подразделениями на предприятии, входит контроль технических показателей продукции, а также составление сертификатов качества продукции на основании лабораторного заключению центральной лабораторией, а именно технические показатели произведенной партии продукции сравниваются с техническими условиями.

2. Государственные стандарты Республики Беларусь. Порядок разработки и применения

Государственные стандарты должны содержать:

требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

требования к технике безопасности и производственной санитарии;

требования к технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, а также правила оформления технической документации, допуски и усадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования ресурсов, повышения энергоэффективности и снижения энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-методические правила и нормы [6].

Требования к содержанию государственных стандартов, сфере их распространения и действия, дате введения определяются республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также другие требования, установленные законодательством Республики Беларусь, являются обязательными для выполнения органами государственного управления, субъектами хозяйствования.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам должны обязательно выполняться согласно договору или технической документации изготовителем (поставщиком) продукции, исполнителем работ и услуг [6].

Государственные стандарты вводятся в действие после их регистрации в республиканском органе по стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственные стандарты не являются объектами авторского права.

Классификаторы технико-экономической информации разрабатываются для объектов, подлежащих государственному учету. Порядок их разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения устанавливает республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

Нормативные документы по стандартизации, действующие на территории Республики Беларусь, должны применяться органами государственного управления, субъектами хозяйствования на стадиях разработки, подготовки к производству, изготовлению, реализации, использованию (эксплуатации), хранению, транспортированию и утилизации продукции, при выполнении работ и оказании услуг [5, с.99].

В договоре на разработку, изготовление, реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг стороны должны включать условия соответствия продукции, работ и услуг требованиям нормативных документов по стандартизации, применяемых в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь, кроме нормативных документов по стандартизации могут применяться признанные в установленном порядке международные (региональные) стандарты, нормы и правила, а также национальные стандарты, нормы и правила других государств, иные нормативные документы по стандартизации [6].

Правила применения международных (региональных) стандартов, норм и правил национальных стандартов, норм и правил других государств устанавливает республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

В заключение следует повторить, что требования к содержанию государственных стандартов, сфере их распространения и действия, дате введения определяются республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации. Нормативные документы по стандартизации, действующие на территории Республики Беларусь, должны применяться органами государственного управления, субъектами хозяйствования на стадиях разработки, подготовки к производству, изготовлению, реализации, использованию, хранению, транспортированию и утилизации продукции, при выполнении работ и оказании услуг.

3. Стандарты организаций. Порядок разработки и применения

Отраслевые нормативные документы по стандартизации при необходимости разрабатываются и утверждаются центральными органами государственного управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований, указанных в Законе «О стандартизации».

Отраслевые нормативные документы по стандартизации на поставляемую продукцию, работы и услуги не разрабатываются.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены этих документов устанавливается государственными стандартами.

Отраслевые нормативные документы по стандартизации не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, строительных норм. Ответственность за соответствие требований отраслевых нормативных документов по стандартизации обязательным требованиям государственных стандартов, строительных норм несут центральные органы государственного управления, утвердившие их [8, с.98].

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования самостоятельно исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований, указанных в законе, а также в целях совершенствования организации производства и управления им. Стандарты предприятий на поставляемую продукцию, работы и услуги не разрабатываются.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов предприятий устанавливается субъектами хозяйствования в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Стандарты предприятий не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Ответственность за соответствие требований стандартов предприятий обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйствования.

Технические условия разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования на продукцию, работы и услуги при отсутствии на них стандартов, а также при необходимости дополнения или уточнения требований, установленных в этих стандартах.

Порядок разработки, утверждения, регистрации, применения, контроля за выполнением обязательных требований стандартов, изменения, отмены технических условий устанавливается государственными стандартами.

Технические условия не должны нарушать обязательные требования

государственных стандартов. Ответственность за соответствие требований технических условий обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйствования.

Таким образом, стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования самостоятельно исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований, указанных в законе Республики Беларусь «о стандартизации», а также в целях совершенствования организации производства и управления им. Стандарты предприятий на поставляемую продукцию, работы и услуги не разрабатываются.

4. Государственный надзор за выполнением требований стандартов

Органами, осуществляющими государственный надзор за выполнением требований государственных стандартов, строительных норм и других нормативных документов по стандартизации, обязательность требований которых установлена законом Республики Беларусь «О стандартизации», являются республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации и подведомственные ему органы, а также другие органы государственного управления в пределах их компетенции [6].

Порядок осуществления государственного надзора устанавливается Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации и подведомственных ему органов, на которые возложены обязанности по осуществлению государственного надзора, являются государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений.

Руководитель республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации является по должности одновременно Главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений, а его заместители, ответственные за осуществление государственного надзора, - заместителями Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений [6].

Государственный инспектор по надзору за стандартами и средствами измерений имеет право:

беспрепятственно проходить на территорию субъектов хозяйствования, подлежащих проверке, с учетом режима их труда;

получать от субъекта хозяйствования документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;

привлекать по согласованию с субъектами хозяйствования технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;

проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для установления ее соответствия требованиям стандартов, строительных норм;

определять порядок отнесения стоимости израсходованных проб и образцов, а также затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйствования определяется Кабинетом Министров Республики Беларусь;

выдавать субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений стандартов, строительных норм, а также причин, вызвавших эти нарушения;

запрещать субъектам хозяйствования передачу заказчику и применение конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей обязательным требованиям стандартов и строительных норм;

запрещать субъектам хозяйствования в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям стандартов, строительных норм реализацию, использование (эксплуатацию) продукции, а также выполнение работ и оказание услуг;

запрещать субъектам хозяйствования реализацию продукции, в сопроводительной документации на которую или в маркировке которой не указано соответствие нормативным документам по стандартизации.

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений и его заместители наряду с правами, указанными в части первой настоящей статьи, имеют право [6]:

запрещать производство продукции, не обеспечивающее выполнение требований стандартов по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, а также в других случаях, предусмотренных законодательством;

выдавать предписания субъектам хозяйствования об изъятии у потребителей продукции, не соответствующей требованиям стандартов по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, в соответствии с действующим законодательством;

запрещать субъектам хозяйствования реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае их уклонения от предъявления продукции, работ и услуг для проверки в установленном порядке и создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении;

налагать штраф на субъекты хозяйствования за нарушение ими обязательных требований стандартов, строительных норм, а также за нарушение предписаний государственных инспекторов о запрещении реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг в пределах и порядке, предусмотренных законодательством.

Государственные инспекторы при осуществлении государственного надзора за стандартами должны защищать интересы потребителей и государства, строго руководствуясь при этом действующим законодательством.

Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Контроль за соблюдением органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями правил обязательной сертификации осуществляют должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации.

Контроль за сертифицированной продукцией осуществляют должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, а также органов по сертификации.

Контроль за выполнением изготовителями (продавцами) продукции требований законодательства Республики Беларусь об обязательной сертификации продукции осуществляют республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации и другие органы государственного управления и общественные организации в пределах своей компетенции.

Органы, осуществляющие контроль за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией имеют право вносить предложения в республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации о приостановлении либо запрещении деятельности в области сертификации и реализации сертифицированной продукции [10, с.106].

Должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, органов по сертификации продукции и других органов государственного управления, осуществляющие контроль за сертифицированной продукцией и выполнением требований законодательства Республики Беларусь об обязательной сертификации продукции, имеют право беспрепятственно посещать предприятия и учреждения с учетом режима их работы.

Таким образом, республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации имеет право приостанавливать либо запрещать деятельность в области сертификации при нарушении правил Национальной системы сертификации Республики Беларусь и реализацию сертифицированной продукции, не соответствующей требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или иных нормативных документов по стандартизации, по которым она сертифицирована .

5. Сущность и значение метрологии. Государственная стандартизация в области метрологии

Метрология — это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Термин «метрология» происходит от греческих слов «метро» — мера и «логос» — учение, то есть учение об измерениях. Современная метрология включает три составляющие: теоретическую (фундаментальную), прикладную (практическую) и законодательную метрологию.

Содержанием основных понятий фундаментальной и практической метрологии являются:

общая теория измерений;

определение физических величин объектов (физических систем, процессов и др.);

образование единиц физических величин и их систем;

методы и средства измерений физических величин;

методы определения точности измерений (теория погрешностей измерений);

основы обеспечения единства измерений, единообразия средств измерений (законодательная метрология);

создание эталонов и образцовых средств измерений;

методы передачи размеров единиц от эталонов образцовым и далее — рабочим средствам измерений [5, с.150].

Первоначально метрология занималась описанием различного рода мер (линейных, вместимости, массы, времени), а также монет, применявшихся в различных странах, и соотношений между ними.

Современная метрология опирается на физические эксперименты высокой точности. Она использует достижения физики, химии и других естественных наук, но вместе с тем устанавливает свои специфические законы и правила, позволяющие находить количественные выражения свойств объектов материального мира.

Общая теория измерений окончательно еще не сложилась. В нее входят сведения и обобщения, полученные в результате анализа измерений и их элементов: физических величин, их единиц, средств и методов измерений, получаемых результатов измерений.

И метрологии, как и в физике, физическая величина трактуется как свойство физического объекта (системы), общее в качественном отношении многим объектам, но в количественном отношении — индивидуальное для каждого объекта, то есть как свойство, которое может быть для одного объекта в то или иное число раз больше или меньше, чем для другого (например, длина, масса, плотность, температура, сила, скорость и др.). Каждый объект обладает определенной длиной, массой и т.д., для него понятие величины становится конкретным. Измерять можно только конкретные величины.

Для достижения единства измерений (независимо от времени, места и средств измерений) должна производиться правильная градуировка и периодическая проверка всех применяемых средств измерений. Для этого необходимы эталоны единиц и пары образцовых средств измерений. Метрология изучает способы воспроизведения единиц с помощью эталонов и пути повышения их точности, а также методы передачи размеров единиц (методы поверки) [5, с.152].

Одна из главных задач метрологии — обеспечение единства измерений физических величин — может быть решена при соблюдении двух условий, которые можно назвать основополагающими:

выражение результатов измерений в единых узаконенных единицах;

установление допустимых ошибок (погрешностей) результатов измерений и предметов, за которые они не должны выходить при заданной вероятности.

Погрешностью называют отклонение результата измерений от действительного (истинного) значения измеряемой величины. При этом следует иметь в виду, что истинное значение физической величины считается неизвестным и применяется в теоретических исследованиях, а действительное значение устанавливается экспериментальным путем в предположении, что результат эксперимента (измерения) в максимальной степени приближается к истинному значению. Погрешности измерений приводятся обычно в технической документации на средства измерений или в нормативных документах.

Единство измерений не может быть обеспечено лишь совпадением погрешностей. Требуется еще и достоверность измерений, которая говорит о том, что погрешность не выходит за пределы отклонений, заданных в соответствии с поставленной целью измерений. Существует также понятие точности измерений, которое характеризует степень приближения погрешности измерений к нулю, то есть к истинному значению измеряемой величины.

Для нахождения погрешностей измерений широко используется аппарат теории вероятностей и математической статистики, а иногда и другие разделы математики.

Обобщает все эти положения современное определение понятия «единство измерений» — состояние измерений, при котором их результаты выражены в указанных единицах, а погрешности известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы.

Мероприятия по реальному обеспечению единства измерений в большинстве стран мира устанавливаются законами и входят в функции законодательной метрологии. Для проведения в жизнь этих мероприятий организуются метрологические службы.

Законодательная метрология — это раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и кон тропе со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений. К области законодательной метрологии относятся испытания и утверждение типа средств измерений и их поверка, калибровка, сертификация средств измерений, государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений.

Метрологические правила и нормы законодательной метрологии гармонизованы с рекомендациями и документами соответствующих международных организаций. Тем самым законодательная метрология способствует взаимопониманию в международном метрологическом сотрудничестве.

Таким образом, метрология — это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Одна из главных задач метрологии — обеспечение единства измерений физических величин. Для достижения единства измерений должна производиться правильная градуировка и периодическая проверка всех применяемых средств измерений.

6. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь и ее цели. Структура системы и функции органов и служб по сертификации

Сертификация в переводе с латыни означает «стало верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанными способами такого доказательства служит сертификация соответствия.

Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона даёт письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям.

В системах сертификации третьей стороной (это лицо или орган, признанные независимыми не от поставщика (первая сторона), не от покупателя (вторая сторона) применяются 2 способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре.

Сертификат соответствия – это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу [7, с.205].

Выделяют следующие цели сертификации [11, с.159]:

создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке для участия в международном экономическом научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя;

контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;

подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;

обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

создание условий для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем.

Как обязательная, так и добровольная сертификация применяется в сфере производства и обращения продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в определен Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой системы создаются специализированные организации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в нормативно-технической документации (НТД) должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в том числе зарубежной.

Самостоятельная система сертификации продукции создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, самосертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Система сертификации продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды).

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца) за введение в обращение недоброкачественной продукции; а с другой - устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение [4, с.78].

Таким образом, устанавливается ограничение на введение в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.

Сертификация основывается на следующих принципах [7, с.209]:

обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;

добровольность либо обязательность;

объективность, то есть независимость от изготовителя и потребителя;

достоверность, то есть использование профессиональной испытательной базы;

предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;

установление ответственности участников сертификации;

правовое и техническое обеспечение, а также многофункциональность использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;

открытость информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификата;

разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной.

В случае получения положительного результата в процессе сертификации выдается документ, называемый «сертификат соответствия», подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

В заключение данного вопроса, необходимо повторить, что сертификация – это процедура, посредством которой третья сторона даёт письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Республике Беларусь определен Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.

7. Сертификационные испытания. Аккредитованные испытательные лаборатории

На уровне европейских стран взаимоотношения субъектов сертификации регулируются серией европейских стандартов EN 45 000. Многие органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие испытания в целях сертификации, проходят аккредитацию, то есть получают официальное признание того, что они могут проводить определенные виды деятельности. В частности, аккредитация может заключаться в том, что орган по аккредитации, руководствуясь стандартами EN 45 002 или EN45 010, проверяет выполнение испытательной лабораторией или органом по сертификации стандартов EN 45 001 или EN 45 011.

Для испытательной лаборатории результатом аккредитации является признание ее технической компетенции с проведением определенных видов испытаний, в то время как орган по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе сертификации продукции.

Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом:

повышение качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации;

признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечение конкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Системы сертификации пользуются услугами испытательных лабораторий (ИЛ). Такие лаборатории могут быть самостоятельными структурами либо составной частью органа по сертификации или другой организации.

Выделяют следующие общие требования к ИЛ: обладание статусом юридического лица; включение в организационную структуру системы обеспечения качества, позволяющей выполнять необходимые функции на соответствующем уровне; готовность продемонстрировать умение проводить испытания компетентному органу; исключение возможности оказания на сотрудников давления с целью влияния на результат испытаний; осведомленность каждого сотрудника о своих правах и обязанностях; наличие руководителя, отвечающего за выполнение всех технических задач; действие правил безопасности и мер, обеспечивающих соблюдение секретности информации и защиту прав собственности; соответствие образования, профессиональной подготовки, технических знаний и опыта сотрудников лаборатории возложенным на них задачам; обеспеченность оборудованием или доступ к оборудованию, необходимому для надлежащего проведения испытаний (измерительное и испытательное оборудование подлежит калибровке на соответствие общепризнанным эталонам, если таковые имеются; в других случаях ИЛ обязана представлять убедительные доказательства результатов испытаний) [5, с.101].

Испытательные лаборатории используют стандартные методы испытаний и процедур (если лаборатория вынуждена пользоваться нестандартными методами, они должны быть документированы), предоставляют результаты испытаний при оформлении отчета об испытаниях в ясной и понятной для заказчика форме.

Испытательная лаборатория имеет право проводить испытание в процессе сертификации только третьей стороной при условии ее полной независимости от поставщика (изготовителя) и потребителя объекта сертификации, а также официального признания ее компетентности. Для этого существует процедура аккредитации.

Аккредитация — это официальное признание прав ИЛ осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Термин «аккредитация лаборатории» применяется к признанию как технической компетентности и объективности, так и только технической компетентности.

Аккредитации предшествует аттестация — проверка ИЛ с целью установления ее соответствия критериям аккредитации. Она представляет собой оценку состояния дел в лаборатории по определенным параметрам и критериям, выбор которых базируется на рассмотренных выше общих требованиях к ИЛ.

Аккредитация лаборатории — это самостоятельная область деятельности, сопряженная с сертификацией. Существуют различные системы аккредитации, располагающие собственными правилами процедуры и управления. Системой аккредитации управляет орган по аккредитации, который может самостоятельно проводить аккредитацию ИЛ, а также передавать полностью или частично полномочия по аттестации агентству по аттестации или иной компетентной организации [5, с.103].

Аккредитация проводится в следующем порядке: сбор информации, необходимой для оценки аккредитуемой лаборатории; назначение одного или нескольких экспертов для проведения аттестации лаборатории; аттестация (оценка) ИЛ на месте; анализ собранных в результате аттестации данных по ИЛ; принятие решения об аккредитации. Аккредитуемая ИЛ должна представить соответствующему органу; свои реквизиты (юридический статус, основной вид деятельности, перечень проводимых испытаний); описание организационной структуры и действующей системы управления качеством; образцы протоколов испытаний, которые будут опубликованы в случае аккредитации и т.п.

Собранная информация используется для оценки деятельности лаборатории на месте и считается информацией секретного характера. Назначенный эксперт обычно заранее известен проверяемой лаборатории, причем последняя может воспользоваться своим правом отклонить его назначение. Отчет об аттестации доводится до сведения лаборатории. По завершении всей процедуры орган по аккредитации анализирует собранную информацию и принимает решение по аккредитации.

Для оценки компетентности ИЛ и их сотрудников, проверки качества проведения испытаний и эффективности используемых методов, установления степени точности определения отдельных характеристик изделий применяют межлабораторные сравнительные испытания (квалификационные). Эта Процедура заключается в организации и проведении оценки одних и тех же или аналогичных изделий несколькими лабораториями в соответствии с заранее установленными условиями.

Требования к ИЛ регулируются государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих руководящих документов ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к деятельности ИЛ (ЕМ 45001, ЕN 45002 в ЕМ 45003). Эти требования учитываются при создании, аккредитации и функционировании ИЛ; в процессе взаимодействия лаборатории с аккредитующим органом и с органами по сертификации; при заключении соглашений с зарубежными партнерами о признании протоколов испытаний; при инспекционном контроле за работой аккредитованной лаборатории.

Аккредитованная ИЛ обязана постоянно соответствовать требованиям государственного стандарта другим критериям, которые применены аккредитующим органом при ее аккредитации.

Таким образом, для испытательной лаборатории результатом аккредитации является признание ее технической компетенции с проведением определенных видов испытаний, в то время как орган по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе сертификации продукции. Испытательные лаборатории используют стандартные методы испытаний и процедур (если лаборатория вынуждена пользоваться нестандартными методами, они должны быть документированы), предоставляют результаты испытаний при оформлении отчета об испытаниях в ясной и понятной для заказчика форме.

Список литературы

Всеобщее управление качеством. / Под ред. Глудкина О.П. М.: «Радио и связь», 1997.

Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 535с.

Зайцев Н.Л. "Экономика промышленного предприятия", М., "Инфра-М", 1998.Медведев А.М. Международная стандартизация. М.: Издательство стандартов, 1988.

Менеджмент систем качества. / Круглов М.Г. и др. М.: Издательство стандартов, 1997.

Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 238с.

О стандартизации: Закон Республики Беларусь от 05.09.1995 г. N 3847-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусью – 1995. - № 31. - ст.409.

Прокопенко Н.Ф. и др. Управление качеством и сертификация в АПК: Учеб. пособие. – Мн.: Ураджай, 1991. – 295с.

Сертификация / В.Г. Гавриленко, Н.И. Ядевич. «Юридический справочник». – Мн., 1999. – 112с.

Современная экономика. Общедоступный учебный курс. / Научн. ред. О.Ю. Мамедов. - Ростов на Дону.: изд-во «Феникс», 1998. – 672с.

Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – 584 с.

Экономика предприятия и отрасли промышленности / под ред. Пелиха А.С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/


Рефетека ру refoteka@gmail.com