Рефетека.ру / Эргономика

Курсовая: Информационное обеспечение, как необходимая услуга для функционирования экономики в современных условиях

План

 

1.Введение

2. Кто есть что и что есть где, или информационное пространство бизнеса

3.Новая роль библиотеки

4.Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы

5.Технологии коммерческого распространения информации

6.Правовая среда информационной деятельности

7.Выводы и предложения


1. Введение

В рыночной экономике независимые, самостоятельные производители   товаров и услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла   "наука - техника - производство - сбыт - потребление"  не смогут успешно   действовать на рынке,  не имея информации. Предпринимателю нужна ин  формация  о  других  производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об   общей экономической и политической конъюнктуре не только в  собственной  стране,  но и во всем мире,  о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах,  о правовых условиях хозяйствования и т. п. В связи с этим целесообразно проанализировать информационный рынок, значительная часть услуг которого относится к сфере   деловой информации.

В развитых странах значительная часть  информационной  деятельности  в течение последних двух десятилетий вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов  рыночной  инфраструктуры  по  обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как  самостоятельный  специализированный  сектор   рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.

Современный информационный рынок включает три взаимодействующих   области:   - информацию;   - электронные сделки;   – электронные коммуникации.

В области  электронных  сделок  рынок  информации выступает непосредственным элементом рыночной инфраструктуры,  область электронной коммуникации находится на стыке с отраслью связи,  а информация,   относится к нематериальному производству.

Рынок электронных   сделок  (операций,  transactions)  включает   системы резервирования билетов и мест в гостиницах,  заказа, продажи   и обмена товаров и услуг, банковских и расчетных операций.

На рынке  электронных  коммуникаций  можно  выделить  различные   системы современных средств связи и человеческого общения:  сети передачи данных, электронную почту, телеконференции, электронные доски   объявлений и бюллетени, сети и системы удаленного диалогового доступа к базам данных и т. п.

На мировом  рынке информации принято различать следующие основные сектора, которые также характерны и для России:

 

1. Сектор деловой информации

2.  Сектор информации для специалистов охватывающий:

3. Сектор массовой, потребительской информации, охватывающий:

Предпринимателю нужна информация из всех 3-х секторов, но успех   его деятельности определяется, прежде всего, своевременным использованием деловой информации.

 

 

 2.Кто есть что и что есть где, или информационное пространство бизнеса

Современный информационный рынок  по  характеру  данных  можно разделить на несколько основных секторов:

1.  Сектор ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  представлен  такими  видами   и источниками, как:

1.1. БИРЖЕВАЯ и ФИНАНСОВАЯ информация -  информация  о  котиров­ках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров  и капиталов, инвестициях, ценах. Источниками такой информации  являются биржи и обслуживающие их специальные  службы  биржевой  и  финансовой информации. Главным фактором,  обеспечивающим  коммерческую  ценность такой информации, являются ее полнота, точность и оперативность.

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и СТАТИСТИЧЕСКАЯ информация -  числовая  эко­номическая, демографическая и социальная информация.  Предоставляется органами   управления    экономикой     и     службами     Статистики (государственными и негосударственными)  в  виде  динамических  рядов, отчетов,  оценок,  прогнозов и т.п.  Наряду  с такими   факторами, обеспечивающими коммерческую ценность   информации,   как   полнота, точность  и   оперативность,   особое   значение   имеет   доступность (не засекреченность) ее потребителю.

1.3. КОММЕРЧЕСКАЯ информация  -  адресно-реквизитные  данные  об отраслях, • предприятиях  и их  ответственных  сотрудниках   (включая данные  о  направлениях   деятельности,   ассортименте   выпускаемой продукции, ценах и т.п.). Источники ее - государственные и целый  ряд негосударственных   организаций.   Многие   подборки     коммерческой информации,  предлагаемые  на   информационном   рынке   в   качестве самостоятельных   продуктов,   являются    вторичной     переработкой информации,   собираемой   различными    государственными     (обычно отвечающими за регистрацию, лицензирование и/или  проверку  различных аспектов  деятельности  предприятий   и   организаций   разных   форм собственности).  Главным фактором,  определяющим  товарную  ценность информации, является полнота  и точность  (адекватность  происходящим изменениям) данных.                             .

1.4 Информация  по  КОММЕРЧЕСКИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ^поступает   от специализированных фирм  -  информационных  торговых  посредников.  В простейших случаях (например, при исследованиях рынка, не предполага­ющих в качестве неотъемлемой части немедленной купли-продажи)  доста­точно  только  информации  о  товарах  и  ценах.  В   большинстве   же коммерчески значимых случаях  потенциальных  продавцов  и  покупателей интересуют еще и адресно-реквизитные данные контрагентов, без  которых контакт межу  ними  и,  следовательно,  сделка  просто  не  состоятся.  Сегодня неотъемлемой частью услуг, связанных с  предоставлением такой информации, становится возможность немедленного заключения  сделки  по результатам поиска/отбора данных. Качество этой  сопутствующей услуги определяет успех в этом секторе информационного рынка.

1.5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ВОЕННЫЕ и т.п.  НОВОСТИ,  ин­тересующие представителей различных социальных  групп,  в  частности, предпринимателей. Главным фактором успеха здесь служит оперативность ('завтрашние данные  должны  быть  опубликованы  вчера"),   точность (соответствие  фактам,   отсутствие   искажений)   и   достоверность прогнозной  составляющей   (покупают  линь  те  прогнозы,   которые сбываются).

2. Сектор ЮРИДИЧЕСКОЙ (НОРМАТИВНОЙ)  информации  с  подразделами по видам законодательных и подзаконных (ведомственных) документов  по различным аспектам хозяйственной деятельности;

2.1. ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АКТЫ (гражданское, арбитражное, налоговое право).

2.2. АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (на­пример, внешнеэкономическую, торговую, банковскую, биржевую,  лицен­зирование различных видов деятельности, таможенные проблемы,  защита авторских прав и т. п.).

2.3. АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ  в переходный период (приватизация средств производства, земли и т.п.).

-2.4. НОРМАТИВНЫЕ и РЕКОМЕНДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, включая порядок сертификации  изделий,  проблемы ответственности  за несоблюдение стандартов и проблемы, связанные с  увеличением спроса на те товары, качество которых сертифицировано надлежащим образом и т.п.

Главные факторы во всех подразделах данного сектора - это:

- возможность получить не только метаданные (данные  о содержа­нии, и  местонахождении  интересующих  потребителя  данных,  например, библиографию), но и сами тексты соответствующих актов",

- отслеживание  поставщиками  данных  многочисленных  изменений, пополнений  к  изменениям  и  поправок  к  дополнениям;   возможность получить  сводный  документ,  в  который  внесены   все   действующие модификации документа;

- отслеживание не только  законодательных,  но  и  ведомственных актов, которые не доводятся до сведения тех, кого  наказывают  за  их нарушение.

3. Сектор  ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (библиография  и  первоис­точники). Отличие  ее от деловой и  нормативной  информации,  отвечаю­щей на вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и НА  КАКИХ  УСЛОВИЯХ  состоит  в том, что она отвечает на вопросы  ЗАЧЕМ,  КАК  и  ЧТО  БУДЕТ,  ЕСЛИ  и предназначена  не  для  предпринимателей  и  работников   коммерческих служб, а для сотрудников функциональных (в том числе  -  инженерных  и научно - исследовательских) служб.

4. Сектор СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ  (СЕРВИСНОЙ)  информации  предназна­чен  (в  отличие  от  предыдущих  видов)   обслуживать   личностные потребности людей.         -

5. Сектор ТЕХНИЧЕСКИХ и ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ  для  автоматизации офисной   и  управленческой   деятельности   (сбора,   обработки   и использования данных) вплотную примыкает к четырем вышеуказанным.

Следует учитывать,  что  пользователю  нужна  не  МЕТАИНФОРМАЦИЯ с данными о том, где и как он может сам  найти  и  собрать  необходимые ему данные, а ИНФОРМАЦИЯ, СОБРАННАЯ  И  ПЕРЕРАБОТАННАЯ  ИСПОЛНИТЕЛЕМ (часто объем пожеланий достигает уровня  информационно-маркетингового исследования).

Комплекс пожеланий потенциальных пользователей:

» ГЛУБИНА ПОИСКА и ОБЪЕМ собранных/переработанных данных  должны быть МАКСИМАЛЬНЫ;

» ВРЕМЯ СБОРА/ПЕРЕРАБОТКИ данных и ЦЕНА оплачиваемых услуг - МИ­НИМАЛЬНЫ;

* РЕЗУЛЬТАТ ДОСТАВЛЕН "НА СТОЛ"  в  согласованном  (либо  все  в машиночитаемом, либо все в  печатном)  виде  по  принципу:  "максимум информации  от  производителя  при   минимуме   затрат   со   стороны потребителя".

Пожелания эти возникают со стороны покупателя вовсе не оттого, что он не  понимает  трудоемкости  исполнения  заказа  и/или  высокой коммерческой ценности добытых данных. Наоборот, многие хорошо понима­ют ценность информации. Но именно эти, наиболее цивилизованные, груп­пы   предпринимателей   испытывают   сегодня   наибольший     дефицит инвестиционных ресурсов. Они четко сознают,  что  их  первоначального капитала просто не хватит, чтобы  извлечь  из  полученной  информации заложенную в ней потенциальную прибыль.

3. Новая роль библиотеки

Специалисты из Центральной специальной библиотеки Исследова­тельского центра в г. Юлихе (Германия) попытались понять, распо­лагает ли современная библиотека перспективной концепцией: какие информационные потребности общества и возможности самой ин­формации предстоит ей учитывать и соответственно какие инфор­мационные сети надо создавать. Эти вопросы они обсуждали с библиотекарями Великобритании, США и других стран. Было решено провести серьезные исследования и затем — по их резуль­татам — организовать "мозговую атаку" по созданию модели би­блиотеки будущего.

В 1991 году аналогичное исследование предложил провести не­зависимый консалтинговый и исследовательский центр Comedia в Великобритании. В рамках исследования предстояло рассмотреть возможности создания библиотечной сети. Через год к центру Comedia присоединились семь экспертов в области библиотечного дела и двадцать сотрудников библиотек. В итоге было проведено общенациональное исследование Будущее публичных библиотек, и предоставляемые ими услуги.

Публичная библиотека в Великобритании рассматривается как некий информационный центр и местный архив. В то же время это место, где можно пообщаться с друзьями, спокойно посидеть с книгой, полистать газету или журнал — бесплатно и без всякого давления с чьей-либо стороны. Библиотека, по сути, нейтральная и вполне демократичная территория, открытая для каждого. Она позволяет ощутить себя не потребителем, а гражданином. Здесь стираются грани между учебой и отдыхом, просвещением и раз­влечением, случайным чтением и углубленным изучением какого-либо предмета.

Исследование Будущее публичных библиотек и предоставляе­мые ими услуги учитывало всю совокупность внешних условий, способных полностью изменить облик библиотеки. Влиятельные силы общества требуют, чтобы ее Деятельность обрела новый ра­зумный смысл, наполнилась новым содержанием. Это вызвано иным уровнем функциональной грамотности населения и ощутимым вторжением рынка в сферу свободного времени людей. Кажется, что, над традиционным местом библиотеки в обществе нависла угроза. Однако установка на непрерывное образование множества людей и важность информационных технологий для экономического развития предоставляет библиотеке новые возможности.

 

4. Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы

Сложно сделать полный обзор информационных продуктов и услуг в странах Центральной и Восточной Европы. Однако запад­ные поставщики информации, полагает Э. Симон, должны знать, что:

• существует огромная осознанная потребность в деловой ин­формации;

• информационная сеть должна создаваться внутри каждой отдельной страны. И лишь потом выходить на международ­ный уровень, а не быть столь глобальной, как была Восточная Европа;

• при создании информационной сети придется сотрудничать с местными поставщиками информации.

Международная конференция в Щецине (октябрь 1994) позна­комила участников с работой агентств в Праге, Санкт-Петербурге и Москве, в Польше (при содействии Великобритании) и в Литве. Общие сведения об этих агентствах таковы:

• их нельзя отнести к частным — за некоторым исключением (в Праге) они возникли на базе библиотек и информацион­ных центров;

• они вполне уместны в рамках возникающих экономических структур, но зависят от частной инициативы, к тому же им приходится преодолевать множество препятствий. Деловая информация существовала и до 1989 года, но между экономической информацией и информацией в условиях жесткого планирования есть значительная разница. Часто имеющаяся инфор­мация была просто неверной, что, например, вылилось в полное незнание в Западной Германии реального состояния экономики ГДР. Доступ к информации об экономике стран Центральной и Восточной Европы был закрыт, а значит, и конкуренция была невозможна и нежелательна.

Теперь важно наладить централизованную информационную си­стему, что приведет к появлению новых фирм. Ряд информацион­ных агентов независимы и самостоятельно зарабатывают деньги, некоторые предлагают платные услуги, получая при этом средства из бюджета. Одни разоряются, другие объединяют свои усилия, третьи преуспевают. Хорошо работают агентства с профессиональ­ным штатом. Библиотеки участвуют в этом процессе, поскольку им приходится зарабатывать деньги. Свои услуги они оценивают по-разному, порой слишком высоко, так как бюджетные ассигнования постоянно уменьшаются, а средства для развития необходимы. Значительный разброс цен на информационные услуги говорит о том, что эти службы не умеют пока оценивать ситуацию на рынке. Многие также надеются на бюджет.

Библиотеки могут конкурировать на информационном рынке, так как имеют компетентных, эрудированных специалистов, кроме того, международные связи в библиотечной среде более развиты, чем в частном информационном секторе.

 

5. Технологии   коммерческого распространения информации

Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продук­тов. При этом данные определяются как события, записи или ин­струкции, представленные в любой конвенциональной форме, вы­ражающие любую информацию и поддающиеся компьютерной обработке.

 Совокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет собой информа­ционный продукт, или продукт информационной деятельности, который может существовать как в вещественной, так и в неве­щественной форме. Таким образом, информационный продукт отражает информационную модель производителя, в ко­торой воплощены в первую очередь его собственные представле­ния о некоторой предметной области. Однако ценность информа­ционного продукта для пользователей, а следовательно, и его коммерческий успех зависят от того, насколько он сможет удов­летворить потребности пользователей. При этом получаемая ин­формация воспринимается как первичные данные, которым еще только предстоит стать информацией, будучи воспринятой в рам­ках информационных моделей пользователей (представлений пользователей об интересующей их предметной области).

Разумеется, производители коммерческих продуктов стараются учесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менее информационные модели производителей и пользователей никогда не могут полностью совпасть, так как

пользователи часто не оформляют (явно или неявно) свои до­статочно смутные представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационные модели, что препятствует учету этих представлений в концепции продукта;

если даже такие модели каким-то образом и существуют, то, во-первых, производитель может о них не знать и/или неверно их воспринимать и, во-вторых, эти модели у разных пользователей могут не совпадать друг с другом, делая тем самым построение абстрактной информационной модели «пользователя вообще» трудноразрешимой, а нередко — и не имеющей практического смысла, задачей.

Несовпадения информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользо­вателю нужны данные в другом объеме и в другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. При традиционных информационных технологиях такие несовпа­дения обычны, что может быть проиллюстрировано следующим примером. Допустим, некий пользователь (читатель), решающий кроссворд, желает узнать название озера в штате Иллинойс (США) из семи букв (первая—«М>>). Его информационной мо­дели в наибольшей степени соответствовала бы специальная бро­шюра, содержащая 51 раздел (по числу штатов США), в каждом из которых находился бы алфавитный указатель озер (и только он!), расположенных в этом штате. Поскольку данная конкретная потребность нетипична, то такой брошюры может не быть вообще либо она есть, но надежно погребена под ворохом изданий, отвечающих сходным потребностям (типа «Пустыни США», «Горные массивы США» и т. п.). В любом случае, если только подобной брошюры нет под рукой, читателю ничего не остается, как обра­титься к энциклопедии, воплощающей представления ее создате­лей о мироздании (большая часть этих представлений гипотети­ческого читателя, естественно, не интересует). В результате дол­гих поисков читатель останавливается на статье «США», где после фактического переструктурирования данных (игнорирования всего, что не относится к озерам, а не относится к ним подавляю­щая часть статьи) он, наконец, не без труда находит ответ («Ми­чиган»).

Новые информационные технологии, в отличие от традицион­ных, предполагают предоставление пользователю не только ин­формационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т. п.). Эти средства позволяют пользователю не просто визуализировать содержание компьютер­ных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.

В идеальном случае средства доступа должны обеспечить по­иск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она ни находилась. В терминах приведенного выше примера это означает, что пользователь информационного продукта (электронного аналога энциклопедии) должен иметь возможность найти название озера, оперируя лишь терминами «озеро» и «штат Иллинойс» и не зная, что в действительности это название находится в статье «США». Подобная возможность тра­диционно связывается с понятием информационной услуги.

Появление информационных услуг расширило спрос на инфор­мационные продукты, так как способствовало индивидуализации предложения данных—его приближению к индивидуальным пред­почтениям отдельных пользователей, а также сближению инфор­мационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже обладать целиком информаци­онным продуктом, что при прочих равных условиях удешевляет реально полученную информацию.

Таким образом, информационная услуга является наряду с ин­формационным продуктом важнейшей характеристикой новых информационных технологий (это единство отражается и в вошед­шей за последнее время в обиход аббревиатурой «ИПУ»—«ин­формационные продукты и услуги»). Поэтому дальнейший анализ, предлагаемый в данном параграфе, будет связан в основном с выявлением специфики ИПУ, вытекающей из особенностей той или иной технологии коммерческого распространения информации. Различия между технологиями с точки зрения применяемых технических и программных средств будут рассматриваться в гораздо меньшей степени.

В наиболее общем виде современные технологии коммерческо­го распространения информации подразумевают, что пользователи со своего терминального устройства «общаются» с информацион­ными продуктами, основными из которых являются базы данных (БД) при помощи специальных программных средств. Поскольку подобное «общение», или сеанс, осуществляется по схеме «за­прос—ответ» и протекает в реальном времени (т. е. отклик на запросы появляется непосредственно в ходе сеанса, а не по его окончании, как при пакетном (batch) режиме), о соответствую­щих технологиях говорят как о диалоговых, или интерактивных (online). Основные их виды—удаленные банки данных, ИПУ на технических носителях, видеотекс.

Удаленные банки данных. Этот вид технологии предполагает коллективный доступ пользователей к информационным продук­там, сосредоточенным на едином компьютере, или хост-ЭВМ (host computer), в диалоговом режиме по сетям передачи данных.

Информационными продуктами здесь выступают БД по раз­личным предметным областям, а также различные метаданные: директории, рубрикаторы и другие данные, облегчающие пользо­вателю поиск в БД. Информационные услуги предоставляются благодаря наличию разнообразных средств поиска, обработки и выдачи информации. Информационные продукты и программные средства являются главными элементами банков данных или ав­томатизированных банков данных (АБД) —основной организаци­онной формы, в которой развиваются современные технологии коммерческого распространения информации.

В соответствии с определением Международной конфедерации обществ авторов и создателей (International Confederation of Societies of Authors and Composers) банком данных назы­вается совокупность (ensemble) наборов данных, а также связан­ных и реляционных файлов. Однако не каждая совокупность дан­ных, занесенная в память компьютера, образует АБД. Для этого необходимо выполнение двух условий:

данные должны составлять некоторое единое целое, т. е. долж­ны быть отобраны на основании стабильного классификационного критерия;

к соответствующим информационным продуктам должен быть организован доступ определенного числа пользователей.

В результате АБД может быть определен как система специ­альным образом организованных данных, программных, техниче­ских, языковых и организационно-методических средств, предна­значенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования этих данных .

' Базами данных называются массивы машиночитаемой информации, отно­сящиеся к определенной предметной области и организованные на соответст­вующем логическом и физическом уровнях представления. Доступ к АБД осуществляется с терминалов пользователя, которыми могут быть какое-либо специальное оборудование, но чаще всего персональные компьютеры или другие интеллектуаль­ные терминалы, позволяющие пользователю производить после-сеансовую обработку найденной информации.

Основными особенностями данной технологии, определяющими во многом и ее достоинства, и ее недостатки, являются:

предоставление пользователю только информационных услуг, а не непосредственно информационных продуктов, в результате чего он получает (а часто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;

полнота информации, связанная с загрузкой на хост-ЭВМ больших массивов данных;, высокая скорость обновления информации;                  ' относительно развитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получать информацию, но и при необходи­мости осуществлять ее графическую, наукометрическую и эконометрическую обработку.

Услуги АБД, или интерактивные услуги, могут предоставлять­ся в локальном (local) и удаленном (remote) режимах. В первом случае пользователь работает с терминалов, напрямую подклю­ченных к хост-ЭВМ (пример: читатели библиотеки, осуществляю­щие поиск в АБД, расположенном на ее вычислительном центре, с терминалов, разбросанных по всему помещению библиотеки). Удаленный режим, напротив, предполагает, что АБД может фи­зически находиться сколь угодно далеко от пользователя, так что для их соединения требуются специальные сети ЭВМ (сети пере­дачи данных). Хотя в последнее время локальные услуги начина­ют активно конкурировать с удаленными, последние про­должают оставаться наиболее популярным видом интерактивных услуг.

Впервые система видеотекста была представлена на рынок в 1972 г. компанией Prestel (Великобритания). Учитывая высокий уровень обеспеченности населения телевизорами и телефонами, западные компании высоко оценивали емкость потенциального рынка, в результате чего индустрия видеотекса развивалась в 70-х—начале 80-х гг. достаточно быстрыми темпами. Так, систе­ма Minitel (Франция) —крупнейшая система видеотекса в мире, обслуживала к середине 80-х гг. 2,3 млн. домашних терминалов, устанавливаемых пользователям бесплатно (они должны были платить только за реальное использование системы). В Великобритании примерно в этот же период только у системы Prestel насчитывалось более 36 тыс. пользователей, работающих на условиях подписки. В США у каждой из восьми крупнейших систем видеотекса (из примерно 40 функционирую­щих) число подписчиков превышало 20 тыс..

Тем не менее, индустрия видеотекса существенно уступала ин­дустрии АБД по доходности. В США, например, валовой доход от услуг видеотекса составил в 1985 г. 75 млн. дол., что составляет всего около 5% от соответствующего показателя для АБД. Аналогичное соотношение (6%) отмечалось и в Великобритании.

Однако дальнейший ход событий не оправдал оптимистических прогнозов и ознаменовался провалом нескольких крупных проек­тов. Так, убытки только американских фирм составили: Knight— Ridder—50 млн. дол., Times/Mirror—30 млн. дол., American Express—20 млн. дол. Основная причина подобных неудач кроется, по-видимому, в переоценке желания «простых лю­дей» работать с такими системами. Причины этого нежелания лежат, во-первых, в неподготовленности значительной части по­тенциальных пользователей к работе в интерактивном режиме, даже в той упрощенной форме, которая предполагается техноло­гией видеотекса, и, во-вторых, в неготовности рядовых пользова­телей к восприятию ИПУ как товара. К тому же услуги видеотек­са, хотя и сравнительно дешевые (цена подписки в США, напри­мер, составляет в среднем 15—25 дол. в месяц), все же оплачиваются из личного дохода пользователей, а не из бюджета компаний, как это часто происходит в случае использования удален­ных банков данных.

И все же эксперты считают, что слухи о «смерти» видеотекса несколько преувеличены, связывая перспективы его разви­тия прежде всего с ростом квалификации рядовых пользователей, в настоящее время использующих видеотекс главным образом для игр; внедрением в профессиональный сектор; появлением недоро­гих и простых в обращении технических средств; снижением цен на передачу данных; еще большим упрощением процедуры поиска (в том числе за счет стандартизации команд).

Как отмечалось, рассмотренные технологии в той или иной степени направлены на предоставление пользователю интерактив­ных услуг, т. е. услуг по поиску, обработке и выдаче информации в режиме диалога. Первоначально этот термин («online», точнее «on-line») относился только к работе пользователей с удаленными банками данных на отдельных хост-ЭВМ, соединенных линией связи («on-line» и означает буквально «на линии»). Впоследствии он был распространен практически на все новые технологии. В широком смысле понятие «online» охватывает все случаи соеди­нения и общения в реальном времени между хост-ЭВМ и терми­налом вне зависимости от того, находятся ли они в одной комна­те. на разных этажах одного помещения или в разных точках пла­неты. Хотя в целом вопрос о границах индустрии «online» принадлежит к числу дискуссионных, подобное объединение различных видов технологий представляется оправданным, по­скольку

а) методы и приемы информационной работы, предполагаемые этими технологиями, достаточно схожи между собой;

б) конкурируя между собой, технологии в совокупности созда­ют единое информационное пространство: для производителей БД, например, они выступают как альтернативные и взаимодополняю­щие способы распространения информации, для пользователей— как разные возможности ее получения.

Большой интерес в качестве технологического средства информации представляет INTERNET. INTERNET - по определению - метосеть (совокупность взаимосвязанных сетей) со стандартизованным единым протоколом внутри- и межсистемного обмена. С точки зрения пользователей представляет собой ряд источников информации (хостов), каждый из которых имеет свой уникальный адрес. Благодаря новому протоколу хранения/просмотра информации удалось решить задачу организации доступа пользователей к информации в реальном масштабе времени (запрос-ответ). Информация может распространятся одним из следующих способов:

· электронная почта - это канал адресного распространения информации вне реального масштаба времени( без синхронизации отправителя и получателя). Самый старый метод внутрисетевого обмена, работает даже на очень плохих и очень низкоскоростных каналах связи. На сегодня является одним из основных методов распространения информации в группах по интересам, а также важным каналам межличностного обмена информацией, равно как и каналом получения ответа по запросу.

· FTP - средство передачи файлов вне зависимости от их структуры и содержимого. Поиск и пересылка файлов ведется в реальном масштабе времени. Возможность хотя бы частичного просмотра файлов до пересылки отсутствует. Файл (как правило в формате архива) пересылается как есть и (по получении) просматривается на машине получателя вне связи с хостом - передатчиком. Один из основных каналов свободного распространения информации и программного обеспечения. Работоспособен даже на среднескоростных каналах с высоким уровнем помех.

· WWW (World Wide Web) - совокупность связанных гиперссылками массивов данных. Доступ к информации, поиск и просмотр- в реальном масштабе времени. Работоспособен на средних, высокоскоростных каналах с высоким качеством. Работа ведется с помощью стандартизованной универсальной программы -клиента. Данное решение позволяет объединить в единое целое от разнообразно территориально и организационно разобщенных поставщиков. Однако из-за универсальности возможности взаимодействия оказываются ограниченными и пригодными не во всех случаях.

· Использование специальных программ-клиентов для доступа к узкоспециализированным источникам информации- это канал доступа к специальной, как правило платной, информации.

Технически возможен доступ через Internet  к любой информации, однако технологические особенности Internet, как канала доступа к информации делают наиболее предпочтительным использование Internet  в качестве средства эпизодического получения небольших объемов оперативной(быстро стареющей) информации. В этом случае использование альтернативных источников (CD-Rom, пресса, книги) экономически нецелесообразно. При необходимости получать большие (более 1 Мб) объемы медленно стареющей информации (энциклопедии, музейные коллекции, электронные варианты книг) использование Internet  при современном состоянии каналов связи является нецелесообразным. Экономически наиболее целесообразным каналом распространения такой информации являются CD-Rom. В многих случаях целесообразны комбинированные стратегии доступа к  большим массивам информации: базовый вариант информации закупается на CD-Rom вместе со специализированной оболочкой для манипулирования этой информацией; замена базового массива производится через равные интервалы времени; доступ к небольшим объемам оперативных изменений производится через Internet.

На сегодняшний день Internet является технологически наиболее совершенным каналом доступом к информации, однако резкое увеличение числа пользователей Internet, падение уровня их квалификации, увеличение объемов и номенклатуры поступаемой информации (особенно мультимедиа), создали критическое положение с каналами связи. Имеющиеся каналы, в т.ч. каналы из государственных резервов, перегружены выше всех допустимых пределов, состояние же каналов последней мили, связывающих пользователя Internet с провайдером,( как  правило по коммутируемым телефонным линиям общего пользования) в России является хуже чем катастрофическое. Несмотря на высокую относительную прибыльность телематических услуг, низкое качество каналов связи не дает возможности воспользоваться этими услугами широкому кругу потенциальных клиентов, уменьшая тем самым валовую прибыль. Как следствие объем собственных инвестиционных средств необходимых для модернизации каналов связи оказывается недостаточным.

 

6. Правовая среда информационной деятельности

 

6.1 Законодательная основа

Существующая в России правовая среда в целом может рассматри­ваться как благоприятная для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг. Основой 'законодательного регулирования информационной деятельности в России выступает ее Кон­ституция. Согласно п. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, произво­дить и распространять информацию любым законным способом. Пере­чень сведений, составляющих государственную тайну, определяется фе­деральным законом". Понятно, что такая конституционная формулировка. сочетающая максимальную свободу информационной деятельности с огра­ничением стремлений ведомств к закрытию информации, создает хорошую правовую среду для становления и развития информационного рынка.

В России 22 февраля 1995 г. вступил в действие Федеральный закон "(96 информации, информатизации и защите информации", регулирую­щий отношения в сфере создания и распространения информации. Законом была введена такая категория, как государственные информационные ре­сурсы. а на органы государственной власти была возложена обязанность и ответственность за сбор, хранение и предоставление людям социально и экономически значимой для общества информации, создаваемой и исполь­зуемой самой властью. При этом государственные информационные ресур­сы были объявлены открытыми и общедоступными. Кроме того. закон оп­ределил виды информации, на которые не могут распространяться ограни­чения по доступу, включая правовую информацию, информацию о чрезвы­чайных ситуациях, о деятельности органов государственной власти и мест­ного самоуправления, экологическую, демографическую и другую важную для общества информацию. Закон также определил основные положения режима работы с персональными данными, однако, ожидается, что эти вопросы станут предметом еще одного федерального закона. Исходя из ведущей роли баз данных в составе информационных ре­сурсов современного общества особый раздел российского законодательст­ва посвящен вопросам регулирования связанных с ними общественных отношений. Для регулирования этих отношений используется как издание специальных правовых актов (например. Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 г.). так и включение соответствующих норм в другие правовые акты.

Среди основных законов, определяющих правовой режим баз дан­ных можно назвать:

-Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый полно­стью в 1995 г.,

- Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый 9 июля 1993 г.

Имеющиеся законы и другие правовые акты по базам данных пока не решают многих проблем, выдвигаемых практикой. Для России одной т наиболее важных является проблема качества и. прежде всего, достоверно­сти информации в базах данных, а также степень ответственности за них различных участников рынка.

Анализ действующего законодательства показывает, что в России в настоящее время не существует практически никаких ограничений на пе­редачу открытой информации из России и в Россию в любой форме и на любом носителе Отработаны и соответствующие механизмы таможенного оформления, хотя они. так же как и меры по валютному контролю, порой кажутся излишне жесткими.

Определенные проблемы могут возникнуть в связи с ростом транс­граничных потоков информации в будущем, однако, пока в России они даже не осознаны. На практике для российских информационных служб важнейшими являются не специфически правовые проблемы, а общий правовой климат, для которого характерны постоянные изменения законо­дательства, регулирующего хозяйственную деятельность и. прежде всего. налогового.

В начале 90-х годов на информационные службы как на инноваци­онные организации был распространен режим льготного налогообложения на прибыль. Однако очень мало служб смогло воспользоваться этими льготами, так как процедура сертификации предприятий в качестве инно­вационных оказалась крайне сложной. То же самое касается льгот, полу­ченных в рамках законодательства о поддержке малых предприятий, число и доля которых в информационном бизнесе весьма велика. Правда, в данном случае основной причиной не использования льгот стали их отмены и восстановления в процессе многочисленных изменений законодательства.

Большое значение для развития российского информационного рын­ка имело то. что в соответствии с действующим налоговым законодатель­ством затраты на приобретение информационных услуг и продуктов пол­ностью относятся на себестоимость предприятий и организаций, в отличие, от затрат на рекламу или обучение персонала.

Важной областью, недостаточно регулируемой действующим зако­нодательством. а также подзаконными и ведомственными актами, является сфера закрепления прав владения и распоряжения базами данных, создан­ными государственными организациями. До сих пор практически никак не решены вопросы закрепления в договорах прав на использование государ­ственных информационных ресурсов, в частности, на их использование при создании новых баз данных, подготовке и оказании информационных услуг и продуктов.

Отсюда вытекает отсутствие правового регулирования приватизации информационных ресурсов, созданных государственными организациями. Применение общих норм оценки имущества при приватизации приводит к тому. что реальная стоимость баз данных в составе активов недооценива­ется, так как базы данных не входят в состав основных фондов и их стои­мость не переоценивается на регулярной основе. В результате националь­ные информационные ресурсы, созданные за счет средств налогопла­тельщика. нередко переходят в частное монопольное владение, и общество вынуждено снова выкупать их.

К недостаткам действующего российского законодательства, пре­пятствующим развитию информационного рынка в России, следует отне­сти и практическое отсутствие норм ответственности за то. что называется "компьютерными преступлениями", хотя иногда такого рода правонаруше­ния, совершаемые российскими гражданами, носят международных харак­тер.

6.2 Авторские права

Вопросы правового регулирования авторских и смежных прав на­шли отражение в Конституции Российской Федерации, Гражданском Ко­дексе. Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.. а также в других правовых актах, в том числе касающихся отдельных видов информационных продуктов и услуг. Следует отметить, что российский закон об авторском праве подготавливался с учетом европейского модельного закона в данной области.

Особенности баз данных как объектов авторских прав в сочетании с их ведущей ролью в составе информационных ресурсов современного об­щества привели к тому, что вопросы авторских прав в связи с базами дан­ных уточняются и развиваются Законом Российской Федерации "О право­вой охране программ для электронных вычислительных машин и баз дан­ных" от 9 сентября 1992 г.

По российскому законодательству на базы данных авторское право распространяется в полном объеме. При этом не имеет значения, считается ли база данных выпущенной или не вылущенной в свет и каково их каче­ство. Правовая охрана распространяется и на базы, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных.

Права всех, кроме автора, участников процесса создания (генера­ции) базы данных, выполняющих технологические и вспомогательные функции, права пользователей и покупателей базы данных и информаци­онных продуктов и услуг, подготовленных на ее основе, определяются на основе договорных отношений. В свою очередь, договорное право регули­руется Гражданским Кодексом. После принятия закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных была организована добровольная регист­рация баз и договоров на их передачу в Российском агентстве по правовой охране программ и баз данных (РосАПО).

Казалось бы, проблема установления прав собственника базы дан­ных могла считаться решенной, однако, на практике возник ряд важных обстоятельств. Суды и правоохранительные органы оказались в большин­стве случаев неготовыми к разбору достаточно сложных споров о правах собственности на базы данных и другие информационные продукты и ус­луги. В стране до сих пор практически отсутствуют государственные и об­щественные структуры, готовые осуществлять наблюдение и действенный контроль над соблюдением договоров по использованию баз данных.

В сочетании с низкой доходностью российского информационного рынка это не стимулирует авторов и создателей баз данных фиксировать свои права через РосАПО. Следует отметить, что факт вступления в реги­страционные отношения с этим центром не связан с распространением режима правовой защиты на базы данных, так как это противоречило бы Федеральному Закону от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах".

Законодательство в области авторских прав будет развиваться в тех же направлениях, что и в других странах, как в связи с присоединением России к новым международным соглашениям в этой области, так и благо­даря развитию общественных отношений, регулируемых данным законо­дательством. Согласно российскому закону, базы данных пользуются пра­вовой охраной как печатные сборники.

В России при подготовке баз данных часто используются другие ба­зы данных, различные справочники и т. п. При решении вопроса о воз­можности формирования баз данных на основе информационных масси­вов, полученных от других центров-генераторов и информационно-коммуникационных сетей, центры-генераторы имеют в виду следующие обстоятельства:

- в России и СНГ информационная культура и законодательство в области защиты баз данных как интеллектуальной собственности развиты так низко, несмотря на принятое законодательство в данной области, что информационные организации часто распоряжаются чужими базами дан­ных как своими собственными, не заботясь о правах и законных экономи­ческих интересах их генераторов,

- западные центры-генераторы и центры обработки баз данных, как правило, устанавливают в своих договорах ограничения на использование их информационных продуктов, по жесткости далеко превосходящие пре­делы, разрешенные законодательством, а также превышающие обычно принятую практику работы в информационной области. Изучение контрак­тов и договоров, предлагаемых своим пользователям зарубежными цен­трами наводит на мысль, что использование информации из баз данных для подготовки новых информационных продуктов и услуг вообще невоз­можно за исключением выполнения конкретных запросов для конкретных потребителей.

На самом деле как неограниченная эксплуатация чужих информаци­онных ресурсов, созданных в России и СНГ, так и жесткие ограничения, установленные западными центрами-генераторами и центрами обработки баз данных на использование их ресурсов, являются неоправданными. И в том и в другом случае должны полностью соблюдаться авторские права и правила обращения с продукцией интеллектуального труда. Однако значи­тельная часть информационных ресурсов вообще не может рассматривать­ся как объект интеллектуальной собственности, что, кстати, не учитывается недавно принятым российским законом

На Западе в последние 2-3 года в этих вопросах удалось достичь не­которой ясности. В сентябре 1991 г. Федеральный апелляционный суд США установил, что повторное использование справочной информации типа "желтых страниц" (справочной адресной информации по предприятиям и организациям) не является нарушением авторских прав. В решении суда установлено, что "желтые страницы" не могут быть объектом автор­ского права, и защищаться может и должна только форма организации и представления материала, например, предметные и тематические рубрики и их формулировки и расположение. Кроме того, составитель нового спра­вочника имеет право не проводить повторного исследования объектов справочной информации в отношении данных, содержавшихся в прежнем справочнике, так как исследование объектов для получения справочной информации не может рассматриваться как творческая деятельность, дающая в результате продукт интеллектуального труда.

Раисе, в начале 1991 г. аналогичное решение было принято Верхов­ным судом США в отношении справочной информации типа "белых стра­ниц" (справочная информация, изданная и представленная в том виде, как это предложено самими объектами описания), которые вообще не защи­щаются авторским правом.

В России можно ожидать аналогичных решений, так как базы дан­ных, пользующиеся правовой охраной как сборники, законом рассматри­ваются как результат творческого труда по подбору и организации данных, а не в соответствии с концепцией "затраченных усилий", которая как раз и потерпела поражение в США.

Американские эксперты считают, что оба этих решения представ­ляют собой победу в информационных войнах, которые несколько лет на­зад предсказал О. Тоффлер в своей книге "Сдвиг власти: Знания, богат­ство и насилие на рубеже XXI века". Отдельные специалисты уверены. что в результате данных решений в конечном счете выиграл потребитель, хотя коммерческие информационные службы и попытаются интерпретировать решение узко и всячески его ограничить, так как усилившаяся конку­ренция и разрушившиеся преграды, возведенные монополизмом, сущест­венно обогащают информационный рынок.

Эти специалисты считают, что решения суда неизбежно будут тол­коваться расширительно и. вероятно, затронут любую справочную инфор­мацию, рассматриваемую в виде сырья. На информационном рынке поя­вится возможность профессионально заниматься "рафинированием" (обогащением) информации, добавлением ее стоимости, реорганизацией данных, представлением информации в виде гипертекстовых и проблемно-ориентированных баз данных т.п. Возможно будет введено и закреплено новое понятие "информационное сырье", отражающее результат работы секторов "информационной промышленности", представленного крупными центрами-генераторами, и "оптовой торговли информационными ресурсами", представленного крупными центрами обработки баз данных, а также сектора "обогащения и рафинирования информации", отражающего ре­зультаты работы в сфере "розничной торговли" в информационной дея­тельности.

Российский закон о базах данных не вполне четко регулирует дан­ный круг вопросов. В отношении авторских прав на справочную информа­цию. вне зависимости от ее формы, печатной или машиночитаемой, можно применить подход фирмы "Gale Research Inc.". которая в своем справоч­нике баз данных указывает, что данный справочник является творческой работой, защищаемой всеми применимыми для защиты законами, включая законы о неправомерном использовании, коммерческой тайне, нечестной конкуренции. "Gale" подчеркивает, что авторы и редакторы справочника добавили стоимость к фактическому материалу, представленному в нем, путем собственного и оригинального отбора информации, координации материала, выражения, организации и классификации информации.

Приоритетное значение имеет четкое закрепление в законе (или за­конах) права граждан на свободный и равный доступ к любой информации созданной или накопленной за счет средств государственного бюджета, т е. денег налогоплательщиков. Это относится в равной мере как к инфор­мации правовой (о действующих законах и подзаконных актах), научно-технической (включая информацию о результатах НИР, ОКР и работ по совершенствованию производства, выполненных за счет государственного финансирования или дотаций из госбюджета), так и к информации стати­стической, отражающей реальные процессы социально-экономического и культурного развития. При этом ограничения на доступ к информации мо­гут основываться только на прямых указаниях в законе, но не на подзакон­ных актах.

К числу задач законотворчества, которые должны быть учтены в на­званной выше общей программе, относится также приведение правовой базы информационной деятельности в соответствие:

- реальностям, обусловленным переходом экономики России на ры­ночные основы.

- обязательствам, вытекающим из участия России в международных конвенциях и соглашениях (в частности, об охране интеллектуальной и промышленной собственности).

В процессе создания общей программы должна быть выявлена взаимосвязь между конкретными правовыми актами, как уже действую­щими. так и подлежащими разработке. Так, при подготовке закона, регу­лирующего информационную деятельность в области науки и техники, должны быть всемерно учтены уже действующие законы РФ "О средствах массовой информации". "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "Патентный закон РФ". Вопрос же о льготных условиях доступа к соответствующей информации при решении задач в области образования и культуры, здравоохранения, сельского хозяйства может с равным успе­хом найти свое решение как в специальных законодательных актах, так и в законе о Государственной системе научной и технической информации (ГСНТИ) РФ. Аналогичным образом информационная деятельность науч­ных, научно-технических и специальных библиотек может быть регламен­тирована как в законе "О библиотечном деле", так и в законе о ГСНТИ РФ. Решающим критерием, на наш взгляд, является продвинутость в раз­работке того или иного законопроекта. Если в нем не удается четко регла­ментировать "пограничные" проблемы, то во всяком случае его принятие не должно создавать препятствий для нахождения обоснованных решений по этим проблемам в последующих законах. Необходимой предпосылкой для этого является разработка общей программы.

Чем детальнее и тщательнее будет разработана общая программа, тем продуктивнее будет законотворческая деятельность и тем весомее га­рантии от возникновения коллизий законодательных актов. Создание та­кой общей программы позволит выявить и обосновать необходимость в уточнении (дополнении, корректировке) как уже действующих законов, так и разрабатываемых законопроектов, чтобы учесть специфику различных областей информационной деятельности при регламентации, к примеру, таких вопросов, как сертификация информационных продуктов и услуг. организация информационного обслуживания на бесприбыльной и ком­мерческой основах и др.

6.3 Международные аспекты

Следующий круг задач связан с законодательным регулированием трансграничных потоков информации (в том числе в электронной форме). обеспечивающим эффективное включение России во всемирные экономи­ческие и научно-технические связи с учетом взаимных интересов к специ­фики взаимодействия:

- со странами СНГ.

- с развитыми странами и странами Восточной Европы.

- с остальным миром.

Здесь должна быть. в частности, обеспечена "открытость" россий­ских информационных систем в смысле возможности обмена информацией с зарубежными партнерами на основе использования соответствующих международных стандартов. В России в настоящее время не существует практически никаких ограничений правового характера на передачу от­крытой информации из России в любой форме и на любом носителе. Отра­ботаны и соответствующие механизмы таможенного оформления. Факти­чески также нет и правовых проблем доступа из России к зарубежной ин­формации.

Более того. открытый Западом со второй половины 80 свободный и фактически бесплатный доступ в Internet для советских ученых и специа­листов оказал положительное влияние на открытие для широкого пользо­вателя российских ведомственных информационных сетей и систем, со­действовал формированию в обществе модели открытого и свободного обмена любой информацией как основы национальной информационной инфраструктуры, С другой стороны, проблемы трансграничных потоков информации, будоражившие мировую общественность с середины 70-х до середины 80-х годов, пока еще не осознаны Они неминуемо возникнут в связи с ростом объемов информационного обмена.

Негативное влияние на развитие международного обмена информа­цией имеют постоянные попытки ужесточения таможенного законодатель­ства и правил валютного регулирования и контроля. Понятно, что даже при самых высоких темпах развития международного сотрудничества в области информации, его доля в общем внешнеторговом обороте страны вряд ли превысит несколько процентов, однако таможенный и валютный контроль применяется к ним почти также жестко, как к экспортерам сырья или импортерам продовольствия.

Важной практической правовой проблемой для нарождающихся коммерческих и прежних некоммерческих служб в развитии рыночных отношений в информационной деятельности стали постоянные изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и, прежде всего, налогового. Анализ российского рынка информационных услуг и продуктов показывает, что он все еще развит слабо. Информационная дея­тельность в России в целом по-прежнему убыточна. Даже высокая рента­бельность коммерческих информационных служб не в состоянии улучшить результаты в целом, поскольку государственный сектор пока не преодолел границы плановой убыточности и не смог выйти хотя бы уровень беспри­быльной работы. Тем не менее, всего за несколько лет новые российские предприниматели проделали огромный путь от примитивной перепродажи государственных информационных ресурсов до инвестиций хотя бы части заработанных средств в развитие бизнеса. К сожалению, в информационной деятельности, в отличие от мно­гих других областей российской экономики, процесс образования единого предпринимательского сообщества, все более осознающего свои интересы и цели, происходит замедленными темпами. Анализ результатов послед­них лет показал, что, по существу, в российской информационной инфра­структуре не оказалось элементов (ни государственных, ни общественных. ни частных), которые могли бы взять на себя задачу реформирования -перевода информационной деятельности на рыночные рельсы. Эго усили­вает изоляцию данного сектора российского рынка от соответствующего сектора мирового рынка.

Ясно, что информационная деятельность в России уже не может дольше оставаться в состоянии свободного падения и изоляции. Имея в виду, что страна такого уровня просто не может развиваться без нацио­нальной информационной инфраструктуры, уже в ближайшее время необ­ходимо начать разработку разумной программы модернизации российской информационной инфраструктуры или хотя бы элементов такой програм­мы. При этом важно будет выйти за рамки уже привычных схем развития информационной деятельности и информатизации, так как только новые подходы смогут дать что-то, соответствующее новым реалиям.

В зарубежных, а часто и в российских публикациях проблемы обес­печения общества и экономики информацией и информационными услуга­ми трактуются слишком примитивно. С одной стороны, кажущаяся лег­кость замещения услуг и продуктов собственного производства импортны­ми создает видимость естественного, рыночного решения проблемы ин­формационного обеспечения. Пусть, мол, отечественная информационная инфраструктура сократится в меру се неэффективности и низкой конкурен­тоспособности. Тогда значительные бюджетные средства, направляемые на поддержку информационной деятельности, можно будет передать на другие, более приоритетные направления.

Есть и другая крайность, ориентирующая общество на своего рода информационную автаркию, опирающаяся на идею информационной неза­висимости страны. Действительно, замещение отечественных информаци­онных услуг импортными, или услугами, подготавливаемыми и оказывае­мыми в России филиалами западных компаний, наблюдающаяся в наибо­лее прибыльных секторах информационного рынка, нацеленных на обслу­живание предпринимателей, делает актуальным вопрос информационной безопасности страны. Государственные структуры не осознали, что их задача в информа­ционной деятельности заключается не только в поддержке старых институ­тов, но и в том, чтобы:

- отдать везде, где возможно по соображениям безопасности, реше­ние задач информационного обеспечения государственных информацион­ных потребностей частным структурам;

- поддержать становление новых частных информационных служб, работающих в направлениях точек роста сегодняшней российской эконо­мики (в основном это деловая и коммерческая информация) как за счет бюджетных средств, так и средств, получаемых по линии международных финансовых институтов и проектов.

При этом нельзя не учитывать, что в области научной и технической информации создателями баз и банков данных являются исключительно государственные структуры (ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦентр). Малые структуры часто пытаются использовать результаты этой деятельности, не вступая ни в какие правовые отношения с центрами-генераторами. Сегодня малым структурам просто не по силам создание и поддержка крупных баз данных типа создаваемых ВИНИТИ. Содействие же их распространению, доведению до конечных потребителей при отрегулированных на правовой основе взаимоотношениях, может и должно стать функцией малых струк­тур.

Понятно, что результаты первоначальной библиографической обра­ботки и сами первоисточники должны быть доступны всему обществу в современной форме, по крайней мере, в машиночитаемом виде. в том чис­ле и государственным и коммерческим информационным службам, рабо­тающим на конечного потребителя. При этом не требуется децентрализа­ции подготовки рефератов в отдельных областях, которые государство и общество в состоянии поддерживать. Инфраструктура и опыт существую­щих центров, таких как ВИНИТИ. ИНИОН, могут использоваться при фи­нансировании их в рамках специальных целевых программ или контрактов с коммерческими организациями. Примеры такого сотрудничества у ВИНИТИ уже есть в отношении электронных реферативных журналов.

Государство должно бы следить за тем, чтобы все программы по­мощи России по линии международного сообщества обязательно включали информационную компоненту, прежде всего, по приобретению первоис­точников информации и привлечению российских информационных орга­низаций в качестве соисполнителей этих программ. В связи с этим остано­вимся на состоянии российского законодательства в области информации. информатизации и информационной безопасности. За период 1991

Похожие работы:

  1. • Информационное обеспечение как необходимая услуга для ...
  2. • Информационное обеспечение муниципального управления
  3. • Информационное обеспечение управления в ...
  4. • Построение модели ИС
  5. • Особенности информационного обеспечения ...
  6. • Информационное обеспечение управления предприятием
  7. • Информационная экономика
  8. • Совершенствование информационного обеспечения ...
  9. • Информационно-консультационное обеспечение ...
  10. • Анализ информационного обеспечения управления ...
  11. • Внутримашинное информационное обеспечение ...
  12. • Государственная политика в информационной сфере
  13. • Информационное обеспечение управления персоналом
  14. • Информационные технологии управления
  15. • Совершенствование информационного обеспечения ...
  16. • Рынок информационных услуг
  17. • Анкета, як основний інструмент соціологічного ...
  18. • Информационная индустрия в экономическом развитии ...
  19. • Четвертичный сектор
Рефетека ру refoteka@gmail.com