Рефетека.ру / Эргономика

Шпаргалка: Основы менеджмента

Курс лекций Содержание: Введение. Основные понятия.bsp;
Принятие решения в организации.
Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.
Построение организации.
Мотивация в менеджменте.
Понятие групповой динамики
Производственная группа = Руководитель + Подчинённый
Модель Команса
Руководство: власть и личное влияние
Понятие баланса власти
4 системы в стиле лидерства Лайнерда
Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона
Ситуационная модель Фидлер
Теория "жизненного цикла". Поля Херси и Кена Бланмара.
Модель принятия решений Врума-Йеттона
Конфликт. Управление конфликтом в организации.
Понятие стресса.
Обеспечение эффективной деятельности организации.
Управление производством. Основные понятия.
Цепь производственных потребностей потребителя.
Автоматизированные склады и ГПС.
Планировка в производстве
Нормирование труда.
Планирование выпуска продукции.
Планирование материальных потерь по системе MRP.
Учётно-плановые графики Ганта.
Управление производительностью (комплексный подход).
Сетевые графики
Поиск резервов производительности труда.
Способы поиска резервов производительности труда.
Оптимальное управление трудовой нагрузкой.
Имитационное моделирование в менеджменте.
Интенсивное и экстенсивное развитие организации.
Введение. Основные понятия.

Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

финансовые ресурсы;
материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
людские ресурсы;
информационные ресурсы;
временные ресурсы.

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.

Дерево иерархии:

Основы менеджмента

Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления. Основы менеджмента

Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.

Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).

Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.

Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.

В теории менеджмента существуют следующие школы управления:

Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;
"Доктрина человеческих отношений" (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда;
"Эмпирическая школа управления": Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;
"Школа социальных систем": Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;
"Новая школа управления": Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.

Существует несколько подходов в управлении:

процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;
системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели: Основы менеджмента

система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;

ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.

Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.

Основы менеджмента

Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:

по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;
коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;
коммуникации между руководителями;
неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);
невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).
Принятие решения в организации.

Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.

Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.

Пример:

  Вероятность 0,6 вероятность 0,4
  Р1 Р2
А1 5 3
А2 4 1
А3 2 1

Балл обозначает эффективность.

Показатель:
Е1=5*0,6+3*0,4=4,2
Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально.
Е3=2*0,6+1*0,4=1,6

Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то применяют критерии из теории игр:

Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij ;
Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;
Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.

б*max max aij+(1-б)*max min aij

где ? – коэффициент значимости;

Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.

Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.

Основы менеджмента Фиксируем множество Парето.
Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.
Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.

Для принятия решений часто используются:

теория массового обслуживания;
методы линейного программирования;
методы нелинейного программирования;
метод динамического программирования;
анализ безубыточности;
причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);
измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);
измерение мнения торговых агентов.

Выгоды от использования информации могут быть:

Основы менеджмента

Чем площадка ?Р уже, тем сложнее управлять такой системой.

Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.

Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.

Стратегия планирования делится на:

Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).
Стратегия планированного роста (назначается прирост %).
Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).

Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.

При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.). Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.

Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.

Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.

Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий.

Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное.

Краткосрочное планирование:

Основы менеджмента

Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания ?. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого ?. Находим теоретический ряд с оптимальным ?, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта.

Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой скоропортящихся товаров.

Долгосрочное прогнозирование:

Основы менеджмента

Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда.

Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.

Организация взаимодействий осуществляется с помощью полномочий, делегирования ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на n подчинённых.

Типы полномочий:

Аппаратные (штабные) – связаны с колинеальными решениями штаба или какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультативно;
Рекомендательные – полномочия экспертов, аналитиков, помощников и т.п.;
Обязательное согласование штаба с линейными руководителями;
Параллельные – с правом отклонения решения линейного руководства, служат для уравновешивания власти и исключения ошибок;
Функциональные – предлагают или запрещают какие-либо действия;
Линейные – внутри аппарата.

Основными являются линейные полномочия.

Принцип соответствия: полномочия и власть должны соответствовать уровню ответственности за выполнение задач

Построение организации.

Бюрократия – это чётко отлаженная форма разделения труда с иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров.

Департаментализация – процесс деления организации на части с определением задач, прав и обязанностей. Типы структур организаций:

Функциональная (деление по функциям).
Дивизиональная (организация делится на дивизионы по типу выпускаемой продукции, по регионам и т.д.).
Структуры, ориентированные на покупателей (универмаг, центры обслуживания).
Адаптивная и органическая (структура, быстро приспосабливающаяся к меняющимся условиям потребности на рынке).
Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не думая о взаимосвязи с другими субъектами).
Проектная организация – это временная структура для решения конкретной задачи, реализации какого-либо проекта.
Матричная организация – это организация, которая обеспечивает однотипное управление и последовательности работ для разных проектов.
Организация конгломератного типа – это структура смешанного типа, возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорциум, ассоциация, союз, и т.д.).
Централизованная организация – это многоуровневая иерархическая структура, управляемая из центра посредством скалярной цепи команд, оставляющая за собой большую часть полномочий.
Децентрализованная организация – это организация с автономными подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило, самостоятельно и питающееся частью ресурсов из центра; взаимодействие и распределение прибыли с центром регулируется с помощью договоров и контрактов. Основные полномочия – у автономии.

Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подразделений; достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого подразделения. Таким образом, наблюдается взаимозависимость результатов работ подразделений.

Классификация структур управления:

а) Линейная структура управления:

Основы менеджмента

б) Линейно-функциональная структура:

Основы менеджмента

в) Линейно-штабная структура:

Основы менеджмента

Причины организации штаба: 1) для организации выпуска новой продукции; 2) для реализации инновационных проектов; 3) для реализации стратегии повышения качества, и т.д.

г) Матричная структура.

Остальные структуры – комбинация предыдущих.

На выбор структуры управления влияют: 1) стоящие задачи; 2) имеющиеся в наличии ресурсы; 3) окружающая среда (поставщики, конкуренты), и т.д.

Мотивация в менеджменте.

Мотивация – процесс побуждения к труду.

Теории мотивации:

"Политика кнута и пряника": Сторонники этой теории придерживались мнения, что человек по своей природе ленив, хитёр, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять. Таким образом, необходимо заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за хороший труд.
"Содержательная теория мотивации": Потребности заставляют человека действовать, работать.
"Процессуальная теория мотивации": Мотивация возникает в процессе труда.

Разновидности теории:

"Теория мотивации Врума":
Рефетека ру refoteka@gmail.com