Рефетека.ру / Философия

Авторский материал: Соловьев В. С.

Соловьев В. С.

Кошелева А.Л.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) родился в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших времен". В семье было двенадцать детей, и многие стали известными в России. Старший брат Всеволод был известным в свое время историческим романистом. Одна из младших сестер писала стихи под широко известным псевдонимом Аллегро По материнской линии Соловьев вел происхождение от "украинского Сократа" - Григория Сковороды.

Свою жизненную задачу еще юный мыслитель В. Соловьев видит в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием. Будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, он покидает этот факультет и экстерном сдает за историко-филологический факультет и, получив диплом, поступает вольным счушателем в Духовную академию Его духовными наставниками становятся известные тогда философы Шеллинг, Спиноза, Шопенгауэр Но, вдумываясь в поставленные ими проблемы, он будет строить собственную систему взглядов.

Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной философии", где ой впервые сформулировал свою любимую идею всеединства - синтеза, слияния культур. Эту идею он пронес через вью жизнь. Вскоре после защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского университета и читал лекции по курсу истории новейшей философии. В эти же годы обнаруживается и поэтический дар философа После получения дополнительного образования в Англии и путешествия в Египет В. Соловьев возвращается в Россию и вновь читает по логике и истории философии. В 1880 году защищает докторскую диссертацию "Критика отвлеченных начал", в которой резке противостоит таким философским направлениям, как эмпиризм и идеалистический рационализм.

В начале 1878 года Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии, а затем публикует их под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный успех. Их посещали Ф. Достоевский, Л. Толстой. В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит на западное, и на восточное христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии. Задача Соловьева состояла в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа, воплотившихся в идее Запада о "богочеловеке" (Папа Римский) и Востока о человекобоге (Иисусе Христе). Таким образом родилась новая идея о создании так называемой Вселенской Церкви. На французском языке он издает фундаментальный труд "Россия и вселенская церковь". Папа римский Лев XIII одобрительно отзывается о проекте. Однако ортодоксальные паписты и православные иерархи видят в Соловьеве только еретика.

Так появились тревожные стихи:

...и, бедное дитя,

           меж двух враждебных станов

                 Тебе приюта нет.

Немалый интерес представляет учение Соловьева об этике и теории познания, изложенное в его докторской диссертации "Критика отвлеченных начал". Оно находит продолжение в многочисленных работах о проблемах эстетического освоения мира. Приведя формулу Шиллера-Достоевского "красота спасет мир", Соловьев восклицает: "Странно кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным..." Нет, Соловьев - не сторонник "искусства для искусства", он только противник того, "разрушения эстетики", которое привело к отказу от красоты как критерия художественности. Он писал: "...Искусство не для искусства, а для осуществления той полноты жизни, которая необходимо включает в себе и особый элемент искусству - красоту, но включает не как что-нибудь отдельное и самодавлеющее, а в существенной и внутренней связи со всем остальным самодержанием жизни".

Вот поэтому, вероятно, В. Соловьев положительно отзывался о диссертации Н. Г. Чернышевского "Эстетические, отношения искусства к действительности", назвав ее "первым шагом к положительной эстетике".

Попытки постичь тайны бытия, открыть пути привнесения в этот мир гармонии и красоты не покидают философа-поэта В. Соловьева на протяжении всей его творческой жизни. Так, еще в начале философской карьеры В. Соловьев пришел к идеалистической философии с идеей Третьего Завета и пришествия Вечной женственности. По крайней мере, духовное, обновление мира осуществится через Новое Пришествие - явление Жены, облаченной в Солнце. Это будет воплощение Красоты, Добра и Справедливости. Она даст миру нового Бога. Отсюда новое! понимание роли поэта в жизни общества как священнослужителя, а высшая задача искусства - "...создание вселенского духовного организма - изображение предмета и явления в свете будущего мира"2. Это ощущение связи двух миров проходит через всю поэзию В Соловьева, который мечтает, что приход Вечной женственности "Цепь золотую сомкнет, и небо с землей сочетается", а пока только избранным является ее виденье:

Вся в лазури сегодня явилась

Предо мною царица моя, -

Сердце сладким восторгом забилось,

И в лучах восходящего дня

Тихим светом душа засветилась...3

Именно эту идеалистическую идею о пришествии Вечной женственности взяли как основу своей эстетической платформы "младшие" русские символисты. А. Белый говорил об этом, как о "соединении вершин символизма-искусства с мистикой..."4. Глубоко и ярко эта идея воплотилась в творчеству А. Блока ("Стихи о прекрасной Даме"), А. Белого ("Золото в лазури"), Вяч. Иванова ("Прозрачность", "Эрос") и др.

Идея присутствия Высшего начала пронизывает все философские труды В. Соловьева как по эстетике, так и по этике: признание субстанциальности души, ее бессмертия и бытия Бога.

Однако отступлением от этого является один из последних трудов В. Соловьева - "Оправдание добра", в котором принят кантовский тезис об автономии нравственности и показано, как осуществляется этический синтез. Отдельные положения, выводы этой работы не менее актуальны для нашей действительности:

элементарное моральное переживание - жалость, сострадание, но одного сострадания для построения нравственности мало. Можно сострадать другим, но вести себя безнравственно - развратничать, пьянствовать и т. д.;

необходим еще один регулятор поведения - чувство стыда. Это важнейший первоэлемент морали, человечности вообще "Я стыжусь, следовательно, существую", - говорит Соловьев, перефразируя Декарта. Стыд удерживает человека на стезе умеренности и порядочности. (Последнее время мы много говорим о милосердии. Это хорошо. Пора громко заговорить и о стыде как об общественно необходимой эмоции);

третий важнейший компонент этического синтеза, по мнению В. Соловьева, - чувство благоговения. Быть нравственным, творить добро я могу только будучи убежденным в его обязательности, если я благоговею перед ним, обеспокоен его судьбой. Самоуспокоенный, самодовольный человек погиб для морали. Только постоянный суд над собой с позиций высшего авторитета, некоего абсолюта делает человека нравственным. Как назвать этот абсолют? Соловьев называет его Богом, а чувство благоговения - религиозным чувством. Надо полагать, что оно может носить и вполне светский характер. Благоговеть можно и не осеняя себя крестным знамением.

В. С. Соловьев хорошо понимал, что возникновение христианства означало величайший перелом в нравственном сознании человечества, именно тогда возникла общечеловеческая, единая для всех мысль, о возврате к которой мы сегодня мечтаем. Путь к которой ищем, В. Соловьев может нам помощь в его отыскании.

Если в двух словах попытаться передать суть учения Соловьева, то таковыми будут - Любовь и соборность. Любовь, говорит Соловьев, - преодоление эгоизма, смысл ее - создание нового человека, его рождение и преображение.

Соборность - ключевое понятие русской философии и Соловьева, в частности. Это единство общего и индивидуального. Соборность - это общее, которое включает в себя все богатство особенного и единичного. Соловьев, следуя давней русской традиции, перевел разговор в область этики, подав соборность, как интуитивную очевидность, веками воспитанную в народе.

Вот и сейчас нам нужна множественность усилий, знаний и мнений, устремленных к одной цели. Такой разумный плюрализм с оглядкой на других и на "общее дело" испокон веку назывался в России соборностью. Без этого понятия философия Соловьева неполна.

Философская культура России, воспринятая и развитая Соловьевым, обладает одной особенностью - это прежде всего культура нравственная. Сегодня, в условиях общественного обновления, ломки мертвых стереотипов мысли, такая сторона приобретает особое значение. Политика может быть плохой или хорошей, плохой морали быть не может, она просто отсутствует, если не хороша. Ныне, когда над человечеством нависла угроза самоуничтожения, необходимо вернуться к традиционному пониманию добра как единого для всех абсолюта. Русская философия и Соловьев дают здесь твердые ориентиры.


Похожие работы:

  1. • Соловьев В.С.
  2. • Соловьёва В.С. Три разговора
  3. • Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его критика ...
  4. • Этические воззрения В.С. Соловьева (по работе "Оправдание ...
  5. • Соловьев В.С. как основоположник концепции ...
  6. • Человек и человечество в учении В С Соловьева
  7. •  ... сознания в теоретической философии Вл. Соловьева
  8. • О первичных основаниях нравственности
  9. • Концепции культуры в российской общественной мысли ...
  10. • Жизнь души или размышления о философии В.С.Соловьева
  11. •  ... Богочеловечества" ("Богочело-века") В.С. Соловьева (1853-1900)
  12. • Теория стратегического управления
  13. • Проблемы цельного человека в русской религиозной философии ...
  14. •  ... понятия и их осмысление в творчестве Вл. Соловьева
  15. • ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ
  16. • Генезис общественно-политической концепции Н.Я ...
  17. • Анализ труда "Смысл любви" В. Соловьёва
  18. • Основные моменты "Чтения о богочеловечестве" В.С ...
  19. • Понятие о любви в учении Владимира Соловьева
Рефетека ру refoteka@gmail.com