Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Речевые характеристики в комедии «Недоросль»

Речевые характеристики в комедии «Недоросль»

Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии «Недоросль», — это фамилии действующих лиц. «Говорящие» фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. Самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было сказано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Действующих лиц можно разделить на три группы: отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин), положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум), в третью группу входят все остальные персонажи — это главным образом слуги и учителя. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». И гордится этим: «Ну, будь я свиной сын, если...»

Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее «дурак бессчетный» и ей приходится всем заниматься самой. Но корни ско-тининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — «скот». Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», «Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?» И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: «Экое скотское рассуждение».

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как «дурака бессчетного», безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда в отличие от отца он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.

Здороваются:

Кутейкин: «Дому владыке мир и многи лета с чады и домочадцы».

Цыфиркин: «Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать...»

Прощаются:

Кутейкин: «Нам восвояси повелите?»

Цыфиркин: «Нам куда поход, ваше благородие?»

Ругаются:

Кутейкин: «Меня хоть теперь шелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!»

Цыфиркин: «Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!»

У всех действующих лиц, кроме положительных, речь очень колоритная, эмоционально окрашенная. Можно не понимать значения слов, но всегда понятен смысл сказанного.

Например:

— Я вас доеду.

— У меня и свои зацепы востры.

Речь положительных героев такой яркостью не отличается. У всех четверых в речи отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.

Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Старо дума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым «любочестивый человек» должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдивым. А разговор Стародума с Софьей — это свод правил, и «...всякое слово врезано будет в сердце».

В итоге получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей. Человек изображается объемно, идеал — в плоскости.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru


Похожие работы:

  1. • Речевые характеристики в комедии "Недоросль"
  2. • Речевые характеристики в комедии "Недоросль"
  3. • Комическое и трагическое в комедии "Недоросль" (мини ...
  4. • Добро и зло в комедии Фонвизина "Недоросль"
  5. • Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина "Недоросль"
  6. • Письмо Стародума другу
  7. •  ... Фонвизин. Сатирическая направленность комедии "Недоросль"
  8. • Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
  9. • Образы бытовых героев в комедии Д.И. Фонвизина ...
  10. • Денис Иванович Фонвизин 1745-1792
  11. • Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в ...
  12. • "Друг свободы", "Сатиры смелый властелин" Фонвизин
  13. • Идеи русского просвещения в пьесе Фонвизина "Недоросль"
  14. • Фонвизин Денис Иванович
  15. • Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина
  16. • Денис Иванович Фонвизин
  17. • Фонвизин Д. И.
  18. • Литература XVIII века
  19. • Сатиры смелой властелин
Рефетека ру refoteka@gmail.com