Рефетека.ру / Литература и русский язык

Авторский материал: Образ Иисуса в Евангелиях

Образ Иисуса в Евангелиях

Абельтин Э.А.

Во всех евангелиях рассказу о деяниях Иисуса предшествует повествование об Иоанне Крестителе, который является как бы предтечей Иисуса.

Во время царствования Ирода праведной жизнью жили священник, по имени Захария и его жена Елисавета, которая была бесплодна. Они уже не ждали ребенка, поскольку оба достигли преклонных лет.

Однажды, когда Захария был на службе в храме, по правую сторону жертвенника появился архангел Гавриил и "благовестил" священнику, что у Елисаветы родится сын, которого назовут Иоанном и который будет по силе и духу похож на Илию. Захария, разумеется, усомнился в словах ангела, за что был "наказан молчанием" до момента рождения сына.

Елисавета действительно забеременела. В шесть месяцев ее навестила, нареченная Иосифа, также узнавшая от архангела Гавриила, что она зачала от Святого Духа и родит сына. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, то "взыграл младенец во чреве ее", и она приветствовала Марию как Мать своего Бога. Мария провела у сестры Елисаветы три месяца, а потом вернулась домой. Елисавета произвела на свет сына. На восьмой день над ним совершили обряд обрезания и хотели назвать Захарией по имени отца. Но родители назвали его Иоанном, хотя у него не было родственников с таким именем. После этого Захария заговорил и начал благословлять Бога.

Через тридцать лет Иоанн начал служение. До этого он находился в пустынях Иудеи, носил одежду из верблюжьего волоса, питался акридами и диким медом. Иоанн призывал людей к покаянию, пророчествовал о приходе Мессии. Те, кто верил в его пророчества и ждал прихода Мессии крестились в водах реки Иордан, каялись в грехах. Иисус также отправился к Иоанну, чтобы получить крещение.

Слушая проповеди Иоанна, народ решил, что он и есть долгожданный Мессия. Иоанн, однако, заявил, что истинный Мессия придет вслед за ним, сам же Иоанн недостоин развязать ремень обуви Мессии и указал на Иисуса "Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира... И я видел и засвидетельствовал, что сей есть Сын Божий".

Ирод (сын Ирода I Антипы) отнял у своего брата Филиппа жену Иродиаду, Иоанн же осуждал этот брак, так что у Иродиады были все основания ненавидеть Крестителя. Она хотела уничтожить Иоанна, но Ирод боялся, поскольку считал его пророком, и посадил в темницу.

Во время празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады исполнила прекрасный танец, за что царь обещал исполнить любое ее желание. Дочь спросила у матери, чего ей пожелать. Тогда Иродиада, пользуясь случаем, велела дочери просить голову Иоанна Крестителя. Ироду пришлось приказать отрубить голову Иоанну Крестителю и принести ее на блюде царевне. Она отнесла голову матери. Ученики Иоанна взяли его тело и погребли. Иоанн выполнил свою великую задачу - он подготовил народ к встрече со Спасителем.

Наиболее сложным для толкования из эпизодов жизни и служения Иоанна Крестителя является факт крещения им Иисуса Христа.

Почему Тот, Кто не нуждался в покаянии, настоял на принятии Им крещения, символизирующего очищение, исповедание и покаяние, нигде не объясняется. Распространенная точка зрения - необходимость "помазания" (благословения, возведения в определенный ранг) Иисуса для служения в качестве Человека, для воссоединения его с израильтянами, принявшими крещение от Иоанна.

Важно и то, что в момент крещения впервые во всей полноте проявляется Святая Троица: "и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Подтверждается и человеческое воплощение Иисуса и Его божественная слава.

Рождение Иисуса. О рождении Иисуса подробно рассказывается в двух евангелиях - Матфея и Луки.

В евангелии от Луки рассказывается, что благую весть о скором рождении Иисуса принес ангел Гавриил, тот самый, что благовестил Елисавете об Иоанне Крестителе. Бог послал Гавриила в город Назарет, к девушке из рода царя Давида, по имени Мария, обрученной с Иосифом. Ангел сказал Марии: "... благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами". Мария смутилась от этих слов, а ангел продолжал: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус". Мария спросила, каким же образом это произойдет, ведь она не познала мужа. Ангел сказал, что Святой дух найдет на нее, сила Всевышнего осенит деву, поэтому рожденный Ею Сын будет Сыном Божьим. Все это во власти Бога, ведь и бесплодная Елисавета зачала сына. Тогда Мария сказала: "се раба Господня, да будет мне по слову твоему".

Рассказывая о рождении Иоанна и Иисуса, евангелист Лука уже с самого начала подчеркивает, что Мессией будет Иисус, а Иоанн - Его предтечей.

В евангелии от Матфея учение о приходе Мессии излагается следующим образом: один из пророков (Исайя) предсказал, что Мессия будет рожден

Девой. Другими словами, если Иисус - Мессия - родится от Непорочной Девы, то отцом Его не мог быть обыкновенный человек. Иосиф, узнав о беременности Марии, хотел тайно отпустить ее, но к нему во сне явился ангел, который сказал, что ему нечего бояться принять в дом Марию, поскольку Она понесла от Святого Духа, а рожденный ею Сын будет Спасителем рода человеческого.

Лука сообщает, что Иосиф и Мария были жителями Назарета, им пришлось пойти в Вифлеем, откуда происходил их род, чтобы выполнить указ императора Августа о переписи населения. Мария была в это время на сносях. Здесь в Вифлееме, городе Давида, Мария родила Сына, запеленала Его, а поскольку "не было мест в гостинице", произошло это в пригороде Вифлеема, в пещере для содержания овец.

Неподалеку пастухи сторожили свои стада. Вдруг перед ними появился ангел, "и слава Господня осияла их". Пастухи испугались, но ангел успокоил их и сообщил радостную весть, что родился Спаситель, которого они найдут в яслях. Затем появилось огромное количество ангелов, которые пели гимны, славящие Бога. Когда ангелы "отошли на небо", пастухи пошли в Вифлеем на поклонение Божественному Младенцу.

Мария потом часто задумывалась над словами пастухов.

Восточные мудрецы (волхвы) по звездам вычислили время рождения Спасителя и вслед за появившейся новой (вифлеемской) звездой пришли на поклонение Христу. В Иерусалиме они встретились с Иродом и спросили: "Где родившийся Царь иудейский?" Ирод встревожился и просил волхвов на обратном пути сообщить ему о местонахождении Младенца.

Волхвы последовали за звездой, которая привела их к пещере, где находилось святое семейство. Пав перед Иисусом на колени, волхвы передали Ему дары: золото - символ власти, ладан - символ славы, смирну (миро) - символ смерти. Затем, получив во сне откровение, волхвы не пошли к Ироду, а вернулись в свои страны.

Когда они ушли, к Иосифу явился ангел и приказал ему бежать в Египет, т. к. Ирод замыслил убийство Младенца. Иосиф выполнил приказ ангела: Семейство оставалось в Египте до кончины Ирода. Ирод же, не найдя Иисуса, приказал перебить в Вифлееме всех младенцев до 2-х лет.

После смерти Ирода Иосиф, Мария и Иисус вернулись в Назарет, где и прошли детские и юношеские годы Спасителя.

Теперь обратимся к толкованиям некоторых сложных для понимания мест из евангелия от Луки и Матфея (выходные данные - в начале комментируемых цитат).

Лк. 1. 34-35. В вопросе Марии о рождении Младенца, "когда Я мужа не знаю", не содержится выражения сомнения, ни тем более неверия: это естественное желание узнать, как совершится такое необычайное рождение Царя-Мессии. Так как в это время Дева была уже обручена с Иосифом, то она этими словами показывает, что это обручение не повлечет никаких супружеских отношений между нею и Иосифом: это, так сказать, уже дело решенное.

В ответ на смиренный вопрос Девы ангел говорит, что она зачнет Сына по особому сверхъестественному действию Божию: на нее найдет Св. Дух и сила Всевышнего покроет ее. Образ заимствован от облака, закрывающего известное пространство своей тенью. Очевидно, что здесь идет речь об особом предочистительном действии духа Божия на утробу Пречистой Девы. Такое предочищение требовалось потому, что Дева, несмотря на свою чистоту, все-таки была не свободна от прародительского греха. Чтобы Сыну ее не был передан этот грех, для этого и нужно было перед зачатием очистить утробу Пречистой Девы, так, чтобы зачатый ею Младенец был безгрешен уже по началу Своей человеческой жизни.

Мтф. 2. 1. "...пришли в Иерусалим волхвы с востока..."

О происхождении волхвов, которые пришли на поклонение к Спасителю, ничего определенно не известно, кроме того, что они пришли из восточных стран по отношению к Иерусалиму. Если обратить внимание на то, что выражение ев. Матфея указывает на них как на магов-астрологов, то нельзя сомневаться, что волхвы пришли из какой-нибудь местности парфянского царства, господствовавшего тогда почти над всей Месопотамией - или из Вавилонии, или из какой-нибудь другой части Месопотамии. О вавилонских магах часто упоминается в Библии.

Мтф. 2. 2. Относительно звезды волхвов существует несколько мнений. Обратимся к убедительному мнению знаменитого астронома Кеплера (1571-1630), наблюдавшего в 1603-4 годах соединение планет Юпитера и Сатурна, к которым в следующем году присоединилась еще планета Марс, так что из трех планет составилась одна планета, светившая несколько времени (около 2-х лет).

Соединение это было, конечно, только видимое, оптическое, на самом деле планеты были так же отделены друг от друга, только глазу казалось, что они сошлись.

При помощи математических вычислений Кеплер нашел, что такое соединение планет бывает однажды в 800 лет. Если отчислить от 1604 года 800 и потом еще 800 лет, то окажется, что время соединения планет как раз падает на время Рождества Христова. На основании этих соображений Кеплер определил год рождение Христа 748 от основания Рима. Но другие ученые находили эту дату не вполне точной и не соответствующей евангельским рассказам - Христос родился незадолго до смерти Ирода в 750 году от основания Рима - и определяли год рождения Христа 25 декабря 749 годом от основания Рима. Эта дата хорошо согласуется и с мнением Кеплера и других ученых... Таким образом, звезда появилась приблизительно за два года до рождения Христа.

Движение же "вифлеемской звезды" большинство ученых объясняют чисто оптическими явлениями. Луна, например, во время движения человека кажется тоже движущейся.

Как же волхвы по звезде определили рождение Спасителя. Если "звезда" появилась за два года до рождения Мессии, и волхвы обнаружили это необычайное небесное явление, то, переговариваясь между собой, они не могли не соединить его с волнениями и ожиданиями в Иудее Спасителя. Поэтому они и двинулись в Иерусалим.

Придя же в Иерусалим, волхвы точно соединили факт "звезды" со слухами о чудесном рождении Младенца в Вифлееме.

Детство Иисуса О детстве Иисуса мало рассказывается в евангелиях. Но некоторые факты, свидетельствующие о Его неземном происхождении, все-таки приводятся. Уже в детстве над Ним нависла угроза смерти (как и над Моисеем) - пришлось спасаться в Египте. Уже в детстве Он поражал всех необыкновенной мудростью. Были и другие знамения.

В евангелии от Луки говорится о том, что на восьмой день, когда прошли дни очищения, предписанные законом Моисея, Младенца отвезли в Иерусалим, "чтобы представить перед Господом" (по закону женщина, родившая сына, сорок дней считалась "нечистой", затем она была обязана принести жертву в храме, чтобы вернуть чистоту).

В Иерусалиме жил человек по имени Симеон, праведный и благочестивый. Святой Дух предсказал ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Помазанника Божьего. Когда родители Иисуса принесли Младенца в храм, Симеон, по Божественному вдохновению, поспешил увидеть Его. Симеон взял Его на руки, сказав: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасения Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов".

Там же была пророчица Анна, вдова восьмидесяти четырех лет, которая никогда не отходила от храма, днем и ночью служила Богу и постилась. Она также присутствовала на церемонии представления Младенца Богу, "славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме".

Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, родители повезли Его в Иерусалим на Пасху. По окончании празднества Иосиф и Мария отправились домой, но Иисус остался в Иерусалиме. Родители думали, что Он идет со знакомыми и родственниками. На следующий день, спохватившись, они возвратились в Иерусалим и три дня искали Иисуса. Наконец, Мария и Иосиф обнаружили Его в храме среди учителей, слушавших Его и спрашивавших Его, дивившихся Его разуму и ответам.

Мария обратилась к Сыну: "Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" Но родители не поняли Его.

В книге Франсуа Мориака "Жизнь Иисуса" есть глубокие размышления по поводу этого эпизода: "И впервые Иешуа ответил не так, как ответил бы любой другой ребенок, отнюдь не тоном послушного ученика. Без дерзости, но так, будто Он не имел возраста, Он в свою очередь спросил их: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу моему?"

И далее: "Лука утверждает, что Иисус слушался родителей, но ни слова не говорит о том, что когда-нибудь Он бывал с ними ласков. В каждом обращении Христа к матери, о котором сообщают евангелисты (кроме самого последнего), неуклонно проявляется Его независимость по отношению к ней: как если б Он лишь воспользовался ею для Своего воплощения. Он вышел из этой плоти, и словно не было ничего общего между Ними. Тем, кто как-то сказал Ему: "Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят снаружи, желая говорить с Тобою... " - Он ответил: "Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?" Затем обвел взглядом сидящих вокруг и сказал: "Вот Матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь... "

Продолжим знакомство с интересными размышлениями Мориака о юности Христа: "Двенадцатилетний иудей считается уже вышедшим из детского возраста. Иисус, удивлявший учителей, в глазах назарян, должно быть выглядел очень набожным мальчиком, хорошо знающим Тору. Но между этим происшествием, случившимся во время посещения Иерусалима, и Его вступлением на широкое поприще служения людям проходят наиболее загадочные восемнадцать лет. Ребенка Иисуса можно представить, ибо детство бывает столь чистым... Но Иисус - юноша? Иисус - мужчина? Как проникнуть в эту тайну?

Он был всецело человеком и, кроме греха, облек Себя всеми нашими слабостями - и нашей молодостью тоже, но, конечно, без ее смут, бесплодной безудержности и сердечных тревог. В тридцать лет Ему достаточно будет сказать: "Оставь все и следуй за Мной", чтобы человек встал и пошел за ним. Женщины будут оставлять безрассудства, чтобы поклоняться Ему. Враги станут ненавидеть в нем человека, который очаровывает и соблазняет. Ведь люди, которых не любят, считают других обольстителями. Возможно, власть над сердцами еще не проявлялась в Юноше, строгавшем доски и размышлявшем над Торой среди близких Ему ремесленников, земледельцев и рыбаков... Но что мы знаем об этом? Как бы ни укрывал Иисус огонь, который пришел зажечь на земле, не пробивался ли он в Его взгляде, Его голосе? Может быть, тогда Он приказывал какому-нибудь юноше: "Нет, не вставай, не следуй за Мной".

Что говорили о Нем? Почему Сын плотника не брал Себе жены? Несомненно, набожность охраняла Его от пересудов. Непрерывная молитва, хотя и не выражается словами, создает вокруг святых атмосферу сосредоточенности и богопочитания. Мы все встречали людей, которые занимаясь повседневными делами, непрерывно находятся в присутствии Бога - и даже самые порочные чтут их, смутно ощущая это Присутствие.

И действительно, Тот, Кому будут повиноваться ветер и море, обладал властью воцарять в сердцах людей великий покой. Он обладал силой, запрещавшей женщинам испытывать волнение при Его виде. Он усмирял начинающиеся сердечные бури, ибо тогда в Нем поклонялись бы не Сыну Божьему, а человеку среди людей".

Служение Иисуса Христа. Два евангелия подробно рассказывают о начале служения Иисуса. В Евангелии от Иоанна Он появляется как Божественный Чудотворец, а в Евангелии от Луки - как обещанный Мессия.

Иисус вместе с Матерью и учениками, перешедшими к Нему от Иоанна Крестителя, принял участие в свадебном пире в Кане. Гости выпили все вино. Тогда Иисус велел запить водой каменные водоносы, служащие для ритуального очищения, и обнести водой гостей. Гости, попробовав, принялись упрекать жениха за то, что тот сберег хорошее вино к концу пира. Чудо в Кане было первым из дел Христа, о которых Он Сам говорил, что таких дел не совершал до Него никто. И только после этого чуда Он мог сказать о Своих учениках, что они уверовали в Него.

В Евангелии от Луки Была несколько иная цель - показать Иисуса как Мессию (Иоанн чудом в Кане подчеркивает божественное происхождение Христа): первое выступление Иисуса происходит в синагоге.

Вернувшись из пустыни после 40-дневного поста и искушения дьяволом, Иисус пошел в Галилею и начал проповедовать. Так Он попал в Назарет, где провел детство. В назаретской синагоге Иисус прочел место из книги пророка Исайи о Помазаннике Божием, который принесет благую весть нищим, освободит измученных и вернет зрение слепым. Прочитанное Он отнес к Себе, сказав: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами". Слушатели сначала удивились словам Иисуса, потом их охватил гнев. Это было началом непонимания и последующих гонений. Иисус убедился, что "никакой пророк не принимается в своем отечестве". Его изгнали из города, повели на вершину горы, чтобы сбросить в пропасть, но Иисусу удалось спастись. Мы видим своеобразное предсказание мученического пути Мессии, Его трагической судьбы.

Евангелисты отмечают, что Иисус начал привлекать к Себе учеников в самом начале Своего общественного служения. Так, у Генисаретского озера Он увидел двух братьев-рыбаков - Симона (Петра) и Андрея. Он обратился к ним со словами: "Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков". Братья бросили свои сети и присоединились к Иисусу. Неподалеку ловили рыбу еще два брата - Иаков и Иоанн, которые также оставили лодки, последовали за Иисусом.

Иисус призвал мытаря Левия (Матфея) последовать за Ним. Левий оставил свое занятие и устроил большой пир в честь Иисуса. На пиру присутствовали другие мытари, служившие римлянам, за что их все презирали. На упреки книжников и фарисеев Иисус ответил: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию".

По дороге в Галилею Иисус встретил Филиппа и позвал его идти с Ним. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (по традиции его отождествляют с Варфоломеем). Сначала Нафанаил засомневался в истинности Мессии: "Из Назарета может ли быть что доброе?" - но встретившись с Иисусом, признал в Нем Сына Божьего и Царя Израильского.

Постепенно число последователей Иисуса увеличивалось. Христос избрал Себе двенадцать учеников, которых назвал апостолами, дал им силу "над всеми бесами", научил "врачевать от болезней". Затем Он послал их проповедовать учение о Царстве Божьем. Иисус не обещал апостолам легкой жизни, Он предсказал, что их будут преследовать, но они должны собрать все свое мужество, ибо каждый упавший с их головы волос зачтется им на небесах.

В Евангелиях называются имена следующих апостолов: Симон (Петр), Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Каннанит и Иуда Искариот.

Три ученика Иисуса (Петр, Иаков и Иоанн) фигурирует в евангелиях как ближайшие сподвижники Спасителя, обладающие особыми привилегиями. Затем Иисус выбрал еще семьдесят учеников и разослал их в разные страны, поручив им проповедь христианства и наделив даром исцеления больных.

Три любимых ученика были единственными свидетелями Преображения Христова и Его предсмертных мук.

Преображение Господне. Однажды Иисус возвел Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору, где перед ними явились пророки Моисей и Илия и свершилось Преображение Иисуса: лицо Его сияло, как солнце, одежды сделались белыми. Из облака прозвучал голос Бога, который назвал Иисуса Возлюбленным Сыном, Здесь два пророка Ветхого завета и голос Всевышнего представляют Иисуса как Грядущего Мессию, как Сына Человеческого, чье появление предсказано Даниилом.

Обратимся к толкованиям этого эпизода Отцами Церкви:

Мтф. 17.2. Сцена Преображения содержит в себе все элементы будущего Царства Небесного на земле (после второго пришествия Христа):

Господь не в унижении, а в Славе.

Моисей, прославленный, представлял тех искупленных, которые вошли в Царство через смерть.

Илия, прославленный, представлял тех искупленных, которые пришли в Царство, будучи взяты в него при жизни (Илия был взят на небо живым).

Петр, Иаков и Иоанн, не прославленные, представляли (на тот момент) Израиль во плоти, в будущем Царстве.

Толпа у подножия горы представляла народы, которым предстоит взойти в Царство после того, как оно будет установлено над Израилем.

У евангелиста Луки сообщаются и некоторые подробности разговора, который вели Иисус, Моисей и Илия - об исходе Христа в Иерусалим. Еще Лука сообщает, что апостолы Христа в это время были отягчены сном и только проснувшись узнали Моисея и Илию (по их словам, конечно, изображения в то время делать было запрещено).

На какой горе было совершено Преображение? Исследователи называют два места - это гора Фавор или гора Ермон.

Нагорная проповедь Иисуса Христа. Возвестив, что "Царство Небесное приблизилось", Царь провозглашает принципы этого Царства. Нагорную проповедь следует рассматривать в двух аспектах:

В применении к Царству, ибо она провозглашает Божественную конституцию, которой станет следовать праведное правительство на земле. Когда бы ни было установлено Царство Божие на земле, его правительство будет действовать согласно этой конституции, расшифровывающей на практике слово "правда" или "праведность". В упомянутом смысле Нагорная проповедь представляет собой закон, осуждающий не только преступление, но и самое желание его совершить, Здесь-то и кроется одна из глубинных причин отвержения этого Царства евреями. Они низвели праведность до уровня простого ритуала, а осуществление Ветхозаветной идеи Царства не мыслили иначе, как в своем земном государстве будущего - исполненном величия и могущества.

Нагорная проповедь имеет применение и просто к верующим христианам, она может быть руководством для текущей земной жизни, давая необходимые нравственные идеалы.

Речь идет о переходе через Небесное Царство к Царству Божию.

Царство Божие (Мтф. 6. 33) - в будущем, и его следует отличать от Царства Небесного в пяти отношениях:

Царство Божие - всеобъемлюще и включает все нравственные и разумные существа, которые добровольно подчинились воле Божией, будь то ангелы, люди, составляющие Церковь или святые как прошлых, так и будущих времен; между тем как царство Небесное носит посреднический характер, оно призвано установить Царство Божие на земле.

В Царство Божие входят только путем духовного возрождения; Царство Небесное в этом веке выступает лишь надеждой для многих, но для некоторых надежды могут оказаться тщетными из-за низкого духовного уровня.

Поскольку Царство Небесное является земной сферой приложения Царства Божия, у них много общего. Но в Царстве Божием невозможны прямые заблуждения ("плевелы"), допускается лишь мысль о возможности "закваски" заблуждений типа учения фарисеев.

Царство Божие не придет приметным образом, но будет в основном духовного, внутреннего порядка, тогда как Царству Небесному предстоит проявиться во славе и величии на земле.

Царство небесное сольется с Царством Божьим, когда Христос, "низложив всех врагов под ноги Свои", "предаст Царство Богу и Отцу".

В евангелии от Матфея наиболее полно приведены начальные заповеди Нагорной проповеди - "заповеди блаженства" ("блаженный" - счастливый). Кратко изложим их, сопроводив комментариями св. отцов.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся.

Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Теперь комментарии к заповедям.

1. Здесь речь идет о соотношении уровня духовности толпы неразвитых иудеев и великого духовного смысла учения Христа. Господь, вероятно, посмотрел с сожалением на толпу, и приветствуя ее, назвал всех без исключения "нищими духом". Ясно, что это была просто характеристика людей, которые пришли к Христу слушать Его учение. Становясь, таким образом, лицом к лицу с учением Христа и Его личностью, которой свойственна необычайная "сила духа", и отдельный человек, и толпа чувствуют всегда и вполне свою духовную бедность, убожество и нищету. Господь называет стоявшую перед ним толпу счастливой именно вследствие ее христианской неразвитости ввиду предстоявших перед ней возможностей с полным и открытым сердцем и неповрежденным, неизвращенным умом воспринять христианские истины. Человек гордый, считающий, что он достиг совершенства в духовном развитии, не сможет усвоить глубину учения Христа, Который есть Истина.

2. Под "плачущими" подразумевается страдающие вообще. Уязвимость в мире, полном греха, доброты обусловливает страдания, в первую очередь, добрых людей. Страдания, "плач" не только от внешних причин, но и от внутреннего осознания своего несовершенства - показатель возможностей духовного развития и саморазвития. Это, безусловно, может завершиться спасением и "утешением" в будущей жизни.

3. Под словом "кроткие" подразумеваются "тихие", "смиренные", "незлобливые", "скромные", "смирные". Таким людям противоположны "суровые", "раздраженные", "дикие". По Августину "кроткие есть суть те, которые уступают бесстыдным делам и не противятся злу, но побеждают зло добром". Речь идет об истреблении на земле злодеев, нечестивые заменятся праведными и в этом смысле наследуют землю. Спаситель говорил не о том, что кроткие наследуют только святую землю, Палестину, а вообще землю, сделаются хозяевами всей земли, вселенной.

История оправдывает такое пророчество Христа - христиане, усвоившие себе идеалы кротости, незлобливости, смирения, постепенно наследуют землю, которая прежде была занята нечестивыми, язычниками; и неизвестно, когда этот процесс закончится.

4. Труднее здесь понять смысл слова "правда". В рассматриваемом месте вероятнее всего оно означает правду Божию, жизнь, согласную с данным Богом законами и повелениями. Что касается образа, использованного Христом, то он не является необычным в священном писании. Последователи Христа должны с такою же силою стремиться к правде перед Богом, с какою голодные стараются найти себе хлеб, а жаждущие воду. Возможно и более расширительное понимание слова "правда" как информация, адекватная явлению, что необходимо для принятия верных решений. Христианская нравственность дает уникальные условия и для такой "правды", более приближенной к бытовой человеческой жизни.

5. И здесь, как и во втором и четвертом блаженствах, награда поставлена в самое естественное соответствие с добродетелью. Слово милостивые употреблено в смысле вообще людей, оказывающих милосердие, благожелательность к ближним, и не к одним только бедным. В Ветхом Завете та же истина была выражена весьма сходно с заповедью Спасителя, но милость ограничена только по отношению к бедным.

Что касается помилования милостивых, то здесь, по мнению некоторых толкователей, разумеется помилование только на страшном суде. Но едва ли Спаситель имел в виду такое ограничение - это нисколько не мешает тому, чтобы они были помилованы и в здешней жизни.

6. Одна из глубочайших истин. Условием для видения Бога поставляется чистота сердца. Но термин, употребленный для обозначения этого видения (узрят), относится к глазу, означает оптическое видение, служит образом духовного. Что такое чистота сердца? Такое состояние человека, когда его сердце, источник чувств, не затемнено влиянием порочных страстей или греховных дел. Между абсолютной или полной и относительной чистотой сердца существует в людях множество промежутков, где наблюдается полуболезненность, полусовершенство, как и в глазе. Способность человека видеть (духовно) Бога увеличивается по мере очищения его сердца, его совести. Чистое сердце - чистой совести.

7. Едва ли можно сомневаться, что под "миротворцами" подразумеваются не одни так называемые мирные, спокойные люди, которые никого не трогают и их никто не трогает, но и люди, трудящиеся в целях достижения и водворения мира на земле. Иероним под миротворцами разумеет тех, "которые сперва в сердце своем, а потом и среди несогласных между собою братьев водворяют мир. Что пользы, если ты умиротворяешь чужих, а в сердце твоем борются пороки?" Почему миротворцы назовутся сынами Божиими? Объяснить трудно. Но вот мнение Иоанна Златоуста: "дело Единородного Сына Божия заключалось в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее". Следовательно, миротворцы назовутся сынами Божиими потому, что подражают Сыну Божию. Миротворцы суть те, которые своим учением врагов Божиих приводят к Богу. Ибо и Единородный примирил нас с Отцом".

8. Разумеются не просто изгнанные, но изгнанные за правду. "Многие терпят гонения из-за своих грехов, но не все суть праведные", - говорил Иероним. Люди, изгнанные за правду, встречаются часто и во всяком обществе. Правдивые бывают нетерпимы в дурном и порочном обществе. Под правдой можно разуметь вообще истину. Так как эти люди не находят себе спокойного места на земле, среди дурных и порочных, то получают обещание "царства" земного в духовном смысле и будущего - небесного.

9. Спаситель говорит здесь не о каком-то возможном особом случае, но относительно предстоящих Его ученикам мучений, поношений, гонений, злословия и называет людей, которые будут это переносить, счастливыми. Восьмая и девятая проповеди имеют и пророческий характер, ибо во время произнесения проповеди открытых гонений на христиан еще не было. Мысль о высшей небесной награде людям, не встречающим ради Христа в этом мире ничего, кроме злобы гонений и поношений, естественна и вполне отвечает требованиям здравой логики и нравственности. Что Его мысль не относилась только к ученикам, доказала история гонений на христиан в течение почти 300 лет.

Нагорная проповедь Христа не исчерпывается изложением заповедей блаженства. Остановимся на наиболее важных местах, продолжающих заповеди и, зачастую, конкретизирующих их.

С семнадцатого стиха 5 главы (ев. от Мтф.) начинается как бы новая речь. Если в предыдущих высказываниях люди познакомились с новым законом, новым заветом, то теперь Иисус Христос говорит об отношении Его учения к ветхозаветному закону, о том, что Он ставит Свои законы в генетическую связь с прежними. Но самый этот процесс исполнения ветхозаветных законов предполагает отмену ветхозаветной религии вообще. Она не могла теперь существовать независимо от Нового Завета. Своим искуплением Христос освободил верующих из под закона, и они перестали быть рабами его, получив сыновство, учредив "Христов закон" с его наставлениями и правилами высшего порядка, осуществить которые можно лишь силою Духа Святого, живущего в каждом верующем.

Возьмем для примера мысль Христа о Новом подходе к принципу "око за око, и зуб за зуб" (Мтф. 5. 38.). Христос говорит: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую... " Как это понять?

В Ветхом Завете, как и у многих других народов, существовал принцип возмездия, который применялся не только по суду, но и в частных отношениях. Златоуст и Феофилакт предполагают, что под "злым" разумеется здесь дьявол, действующий через человека. Феофилакт спрашивает: "неужели не следует противиться дьяволу?" И отвечает: "да, но только не нанесением ударов, а терпением. Потому, что огонь не угашается огнем, а водой. Но не думай, что здесь говорит Спаситель только об ударе по щеке; Он говорит и о всякой другой обиде и вообще просто об опасности".

Другие толкователи подразумевают здесь "злого человека". Морисон спрашивает: "должны ли мы никогда не противиться злому человеку?" И отвечает: "Да, должны противиться часто и до последней степени. Но это противление никогда не должно быть делом личной мести; а здесь Спаситель говорит именно о личной мести и только о ней".

По мнению Цана дело здесь в сопротивлении не дьяволу и не человеку, а существующему в мире злу, насколько оно обнаруживает перед нами свою силу. Сопротивление только увеличивает силу зла.

Эти толкования хороши, но невозможно представить, чтобы собравшиеся иудеи могли понять такие отвлеченные рассуждения. Христос в действительности указывает не способы непротивления, а способы противления злу терпением и кротостью. Пример отвлеченного понимания этого принципа дал Л. Толстой, за что подвергался критике со стороны христиан.

Если кратко выразить принципиальное учение Спасителя, можно сказать следующее: кто обижает, тот совершает грех; если кто противится обижающему, тот совершает такой же грех, как и он, потому, что хочет его обидеть. Кто не противится, тот свободен от греха и, следовательно, оправдывается Богом. Это должно иметь и всегда имеет огромное практическое значение, потому что в таких случаях Сам Бог является мстителем виновных и защитником невинных и побеждает зло, с которым отдельному человеку бороться трудно или невозможно.

Кроме всего прочего, Христос дает в Нагорной проповеди начальную и изначальную молитву: "Отче наш... " Это молитва всех молитв, превосходнейшая молитва. Ее изучение нужно, прежде всего, для каждого христианина, будет это взрослый или ребенок, потому что по своей детской простоте она доступна пониманию ребенка и может служить предметом глубокомысленных рассуждений для взрослого. Это детский лепет начинающего говорить ребенка и глубочайшее богословение взрослого мужа.

Молитва Господня не образец для других молитв и не может быть образцом - она неподражаема по своей простоте, безыскусственности, содержательности и глубине. Она одна достаточна для человека, не знающего никаких других молитв.

В конце для учителя, у которого найдется время рассмотреть Нагорную проповедь с учениками более обстоятельно, перечень тем, рассматриваемых Христом в их последовательности:

девять блаженств;

соль земли и свет мира;

отношение Христа к ветхозаветному закону;

заповеди: не убий, не прелюбодействуй, клятвы;

закон возмездия;

любовь к врагам;

о милостыне;

о молитве;

о прощении грехов ближним;

о посте;

о земных и небесных сокровищах;

о светлом и помрачненном глазе;

о невозможности служить двум господам;

о пище;

об одежде;

о надежде на Бога и искании Царства Божия;

осуждение ближних;

извращенная ревность к "святыне";

о молитве;

тесные врата и узкий путь, ведущий в жизнь;

ложные пророки;

заключительная притча;

общее впечатление у народа от проповеди Спасителя.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russofile.ru


Похожие работы:

  1. • Тайна четвертого Евангелия
  2. • Христианские доктрины
  3. • Догматы христианства
  4. • Новый завет - прошлое и настоящее
  5. • Монотеистическая религиозность
  6. • Монотеистическая религиозность
  7. • Христос в Масульманстве
  8. • Значение имени Бога в Библии и его произношение
  9. • Некоторые интертекстуальные связи стихотворения Б ...
  10. • Страдание святого священномученика Иринея, епископа Лионского
  11. • Богословско-историческое обоснование догмата ...
  12. • Характер героя и средства его создания в одном из ...
  13. • Концепция божественного провидения в Книге Деяния ...
  14. • Особенность духовной поэзии в русской литературе
  15. • Корни религии - в бессилии человека
  16. • Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А ...
  17. • Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого
  18. • Религия и философия в эпоху Возрождения
  19. • Византийская цивилизация
Рефетека ру refoteka@gmail.com