Рефетека.ру / Психология и педагогика

Реферат: Мотивационная сфера современного предпринимателя

Министерство Образования и Науки Украины

Киевский Национальный Экономический Университет

Крымский Экономический Институт

Кафедра  Общественных дисциплин

Курсовая работа

на тему: «Мотивационная сфера современного предпринимателя»

Выполнил:

Анохин Юрий Вячеславович

39 группа, 3 курс,

Менеджмент организации

Научный руководитель

Варфоломеева О. В.

г. Симферополь, 2001.

Содержание

Введение        3

глава I. особенности мотивационной сферы современного предпринимателя 4

1.1. Мотивация в структуре личности        4

1.2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи       8

1.3. Психологические особенности современного предпринимателя     10

Глава II. Экспериментальное исследование          14

2.1. Методика диагностики  личности  на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса            14

2.2. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта          17

Заключение    18

Резюме           19

Литература     20

Приложения  21

Введение

Как известно, основным двигателем развития и обновления экономичес­кой жизни на современном этапе являются инициатива и творчество частного предпринимателя. Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование и анализ мотивационной сферы современного предпринимателя.

Главная цель данной курсовой работы  - экспериментально исследовать мотивационную сферу современного предпринимателя.

Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:

изучить теоретический материал по общей психологической проблеме, которая раскрывает мотивационную сферу современного предпринимателя;

спланировать психологическое исследование мотивационной сферы современного предпринимателя, подобрав адекватные психодиагностические методики;

провести психодиагностическую процедуру, описать ее ход, интерпретировать ее результаты;

определить особенности мотивационной сферы современного предпринимателя;

сделать выводы.

Для решения вышеперечисленных задач были использованы: теоретический материал по общей психологической проблеме, которая раскрывает мотивационную сферу современного предпринимателя; методика диагностики  личности  на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;  методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

Предметом исследования является мотивационная сфера современного предпринимателя.

 При проведении данного исследования были использованы следующие приемы и методы:

тестирование,

анализ данных,

системный анализ,

сравнительный анализ.

глава I. особенности мотивационной сферы современного предпринимателя

1.1. Мотивация в структуре личности

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности лич­ности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессии так называемого социономического типа, где главным объектом труда является человек (предприниматели, руково­дители, врачи, педагоги, менеджеры,  и т. д.). По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком  невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т. е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной[1].

Однако прежде чем перейти к раскрытию конкретных фактов и закономерностей, необходимо определить основное понятие. В современной психоло­гии при сходности общего подхода к пониманию мотива, существуют значитель­ные расхождения в некоторых деталях и конкретике определения этого поня­тия. Можно даже сказать, что само определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, другие — осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков лично­сти[2]. Считают также, что мотив — это то, что, отражаясь в голове человека, по­буждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной по­требности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (А. Н. Леонтьев). Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотивации происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную деятельность[3].

 В теории мотивации, разрабатываемой в отечествен­ной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. Таким образом, резкое противопоставле­ние категорий «потребность» и «предмет» в вопросе о моти­вах вряд ли целесообразно. Автор психологической концепции деятельности А. Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.         

 Итак, под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлет­ворением определенной потребности[4].

Исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности[5].   

Таким образом, мотивация выступает тем сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д. В этой связи необходимо упомянуть о треугольнике потребностей Абрахаама   Гарольда  Маслоу[6].

А. Маслоу  сформулировал позитивную теорию мотивации, при построении которой были учтены эмпирические данные, полученные как клиническим, так и экспериментальным путем[7].  По мнению самого Маслоу, эта теория, продолжая функционалистскую традицию Джемса и Дьюи, вобрала в себя лучшие черты хо­лизма Вертхаймера и Гольдштейна, а также динамического подхода Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Именно поэтому данная теория называ­ется еще и холистическо - динамической.

В рамках своей теории Маслоу выделяет пять базовых потребностей [Приложение 1]. Между ними устанавливается достаточно четкая иерархия.

Физиологические потребности. При выделении физиологических потребно­стей (в пище, воде, удовлетворением сексуальных потреб­ностей) Маслоу опирается на концепцию гомеостаза, суть которой состоит в том, что организм совершает определенные действия, направленные на поддержание определенного внутреннего постоянства. По мнению автора теории, физиологические потребности — самые мощные, самые насущные из всех потребностей, и до тех пор, пока они не удов­летворены, потребности более высокого уровня, социальные потребности, как правило, не будут актуализированы.

Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности. Потребность в безопасности — это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в ста­бильности и защите; в структуре, порядке, законе. Актуализация потребности к. безопасности, ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потребности будет подчинено все поведение личности.           

Потребность в принадлежности и любви. После того как удовлетворены по­требности двух предыдущих уровней, актуализируется потребность в принад­лежности, любви, привязанности. Она включает в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе, желание дружеских отношений и любви.

Потребность в признании. Эта потребность включает в себя как желания и стремления, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости; уверенности, самоуважения), так и достижение уважения других (завоевание статуса, признания, престижа). Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности. В результате запускаются компенсаторные и невротические механизмы.

Потребность в самоактуализации. Самоактуализация в рамках данной кон­цепции рассматривается как стремление к самовоплощению человека, к актуа­лизации заложенных в нем потенций. Суть этой потребности может формулироваться так: человек обязан быть тем, кем он может быть; человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе.

Позднее, уже вслед за предложенной пятистадиальной моделью потребнос­тей и после описания потребности в самоактуализации, Маслоу представляет еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он также относит к базовым, фундаментальным.

Потребность в познании и понимании. Стремление к познанию и пониманию  есть когнитивная потребность человека. Эта потребность связана со стремлени­ем к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному. Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, т. е. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию.

Эстетические потребности. По мнению Маслоу, эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка и взрослого человека. Свидетельства существования этих потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии раз­вития человечества, начиная с первобытных племен[8].

1.2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи

Толчком к деятельности в равной степени могут стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Итак, мы очертили кон­туры двух важных типов мотивации — мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.                                     

А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказа­ния. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятель­ность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Анализ многочисленных экспериментов, касающихся этой проблемы, позво­ляет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентиро­ванных, соответственно, на успех и на неудачу.

Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внеш­него контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны пла­нировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижи­мые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. В значительной степени (более, чем у противоположного типа) выражен эф­фект Зейгарник*. Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых ус­пехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В осо­бенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обя­зательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне.

Мотивация боязни неудачи. Малоинициативны. Избегают ответственных за­даний, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита вре­мени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время — это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени[9].

Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:

степени предполагаемого риска;

преобладающей мотивации;

опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два об­стоятельства:   

первое, когда без риска удается получить желаемый ре­зультат;

второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рис­кованном поведении, наоборот, ослабляет установку на за­щиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач[10].

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом, хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то). Если говорить о диагностике мотивации успеха и .мотивации боязни неудачи, то в арсенале современной психодиагностики имеется множество специальных методик, позволяющих диагностировать рассматриваемые типы мотивации личности[11].

1.3. Психологические особенности современного предпринимателя

После многих лет экспериментирования с государственно-бюрократической экономикой наше общество приходит к осознанию давно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развития и обновления экономичес­кой жизни являются инициатива и творчество частного предпринимателя.

Говоря о предпринимателе, мы имеем в виду, прежде всего предпринимателя-производителя, «организатора производства», а не спекулянта-перекупщика. Как по своей функциональной роли в экономике, так и по психологическому складу эти два типа не имеют между собой ничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление к самостоятельной творческой и созидательной деятельности, у вторых — желание быстро и легко обогатиться[12].

Одним из стимулов развития предпринимательской деятельности нередко оказываются ситуативные обстоятельства, затрагивающие судьбы отдельных людей, побужда­ющие их решать свои жизненные проблемы вступлением на путь предпринимательст­ва[13].

Психологические особенности предпринимателя определяются, прежде всего, содержанием его мотивационной сферы. В мотивации предпринимателя ведущей всегда является потребность в самоактуализации, направленной на реализацию своего личностного потенциала. Этим подлинный предприниматель отличается от человека, единственным стремлением которого является лишь обогащение, а также от мелкого бизнесмена, для которого предпринимательство — лишь способ поддержания определенного уровня существования. В предпринимательство идут люди, обладающие высоко развитой потребностью в достижениях, но если у них нет объективной возможности ее реализовать, она начинает постепенно угасать.

Мотивации достижения удачи противостоит боязнь неудачи. Принятие ответ­ственных решений зависит от соотношения этих мотиваций. Если вторая превос­ходит первую, то человек вряд ли станет преуспевающим предпринимателем. Когда обстановка в обществе слишком нестабильна или острота конкуренции очень велика, и, следовательно, в обоих случаях риск неудачи весьма высок, то от предпринимательства могут отказаться люди даже с высокой мотивацией достижения и умеренной боязнью неудач. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на вовлечение в предпринимательскую деятельность, является обста­новка стабильности в обществе и, в первую очередь, политика государства по отношению к предпринимательству.

С мотивационной сферой личности неразрывно связаны и такие ее компонен­ты, как самооценка, уровень притязаний, способность принимать решения и идти на риск. Хороший предприниматель обычно отличается высокой, но достаточно объективной, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, самокритично и продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях. Специфичность уровня притязаний успешного предпринимателя заключается, прежде всего, в готовности его к автономной дея­тельности, в которой можно полагаться только на себя и свои возможности.

Принятие решений — это выбор между несколькими альтернативами действий для достижения цели. Необходимость такого выбора возникает в ситуациях неопре­деленности[14]. Подобного рода ситуации в деятельности предпринимателя постоянны и в них проверяется его способность идти на риск. Специальные исследования показали, что заниженный уровень притязаний ведет к излишней осторожности при принятии решения, избеганию риска, а в конечном итоге, к значительным потерям в прибылях или в других показателях успешности деятельности.

«Идеальному» предпринимателю свойственна способность реалистично оценивать ситуацию, свои возможности и притязания, и идти при этом  смелый, но разумный риск.

Современный преуспевающий предприниматель ориентируется, прежде всего, на собственный анализ и оценку информации, мало подвержен конформистским влияниям, способен преодолеть узкоконъюнктурные оценки, стремится прог­нозировать развитие событий. Он обладает обычно хорошим природным интел­лектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма, а нередко и широкой эрудицией. Необходимой чертой предпринимательского мышления является творческий характер, стремление к инновациям, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных, стандартных решений и находить выходы из ситуаций неопределенности.

Комплекс отмеченных выше личностных свойств и поведенческих особенностей предпринимателя в их единстве позволяет ему занять в обществе положение лидера. Причем показатели «потребности во власти» у крупных преуспевающих предпринима­телей вполне умеренные, в то время как показатели потребности в достижениях всегда на очень высоком уровне, т. е. власть для предпринимателя не является самоцелью, она нужна ему как инструмент в реализации свободы деятельности[15].

Большая увлеченность предпринимателя своим делом позволяет некоторым западным специалистам утверждать, что предпринимательство не просто профессия или род деятельности, а особый образ жизни[16].

Американский психолог Р. Хисрич сделал сопоставительное сравнение психологических и поведенческих качеств «традиционного менеджера», предпринима­теля и «внутреннего предпринимателя» («интрапренёра») [Приложение 2]. Под «традиционным менеджером» имеется в виду управленец, который не обладает свойствами предпринимателя, а просто исполняет свои обязанности как слу­жащий. «Интрапренёр» — это человек, работающий в организации, но обладающий наклонностями и способностями предпринимателя. Слева в таблице указа­ны те действия и обстоятельства, по отношению к которым сравниваются ориентации и поведение трех названных представителей современного бизнеса. Как наглядно видно из таблицы, предприниматель и «внутренний предприниматель» обладают, примерно, одинаковыми наборами психологических свойств и поведенческих характеристик. Различия возникают лишь в связи с тем, что внутреннему предпринимателю постоянно приходится считаться с нормами и ограничениями корпорации, в которой он работает, и приспо­сабливать к ним свое поведение[17].

Мы рассмотрели ряд психологических свойств, которые в полном объеме и при достаточно высоком уровне их развития могли бы характеризовать «идеального» предпринимателя. Естественно, что в жизни такое психологическое совершенство встречается не часто, но, тем не менее, многим предпринимателям удается достичь весьма значительных успехов. В стратегии и тактике таких предпринимателей проявляется, прежде всего, их общий психологический склад личности, но вместе с тем у каждого есть и свои особенности.


Глава II. Экспериментальное исследование

2.1. Методика диагностики  личности  на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Исходя из поставленных целей и задач исследования, были выбраны и использованы следующие психологические тесты и методики: методика диагностики  личности  на мотивацию к успеху Т. Элерса [Приложение 3];   методика диагностики  личности  на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса [Приложение 4]; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта [Приложение 5] которые, в некоторой степени, могут раскрыть мотивационную сферу современного предпринимателя.

В исследовании приняло участие 10 предпринимателей. Для более удобного описание испытуемых их данные занесены в таблицу.

 

Похожие работы:

  1. • Мотивационная сфера современного предпринимателя
  2. • Мотивация предпринимательской деятельности
  3. • Особенности развития мотивационной сферы старших ...
  4. • Развитие мотивационной сферы человека
  5. • Особенности эмоционально-мотивационной сферы ...
  6. • Исследование мотивационно-потребностной сферы ...
  7. • Мотивационная сфера личности
  8. • Особенности формирования ценностно-мотивационной ...
  9. •  ... на потребностно-мотивационную сферу потребителей
  10. • Мотивация поведения военных
  11. • Развитие мотивационной сферы детей старшего ...
  12. • Формирование познавательного интереса младших ...
  13. • Исследование профессиональной мотивации студентов ...
  14. • Мотивационный тренинг
  15. • История развития понятия мотивация
  16. • Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы ...
  17. • Оценочная деятельность учителя как средство ...
  18. • Коммуникативные и мотивационные особенности лиц ...
  19. • Мотивация учения младших школьников
Рефетека ру refoteka@gmail.com