Рефетека.ру / Психология и педагогика

Авторский материал: Воспитание чувства красоты

Воспитание чувства красоты

Соловьев В., педагог, г. Москва

Что такое призвание? Это когда мы, увидев или услышав что-то красивое и полезное, стремимся показать (и, возможно, рассказать) об этом всем другим людям. Такая черта характера может считаться признаком нормальности человека, если угодно. То есть, когда испытывающий радость хочет поделиться этой радостью с другими.

Кто-то скажет: "Ну и что в этом такого? И что дальше?" А дальше идет проблема (у дилетантов) – или решение вопроса (у профессионалов). В чем проблема? Если педагогом становится человек, не видящий красоты мира и не стремящийся эту красоту показать другим, – то какую такую радость он может передать другим людям, включая и детей, и взрослых?

А если с этим все в порядке, далее наступает время другого вопроса: о технологиях и процедурах работы - или, более традиционно, методиках. Мы с Вами много раз видели, как человек, вроде бы любящий детей, мучает их – не имея техники работы, а имея одно лишь голое желание.

Возможно, я говорю банальности. Но если бы эти банальности соблюдались! А люди, к сожалению, очень часто забывают о том, что "Волга впадает в Каспийское море". Да и о многом другом. Поэтому я поддерживаю идею обмениваться письмами о методиках работы.

И на одно из главных мест я ставлю воспитание – как воспитание у ребенка (можно и у взрослого) чувства красоты. Кто-то сказал: "Красота живет в глазах того, кто ее видит".

То, что предлагаю я, можно назвать методикой с некоторой натяжкой – очень уж просто. Сложно другое – любить и уважать детей, воспринимая их, как более достойных или, как минимум, равных. И без этого метод не работает. Процедурно же метод очень прост. Он называется "Воспитание чувства красоты у детей – с помощью музыки". В первую очередь, данная тематика заинтересует, я надеюсь, тех энтузиастов, которые превыше всего ценят способность и умение ребенка и человека вообще видеть красоту.

Я вообще-то, работаю помощником у одного предпринимателя. Но воспитание для меня - проект гораздо более главный и значимый, чем бизнес. (Бизнес - это просто зарабатывание необходимого минимума денег (которых, как известно, всех не заработаешь). Ведь ни за какие деньги нельзя купить любовь ребенка или женщины, знающей, что такое достоинство и целомудрие.

Любовь к детям - это талант и может быть, даже Божий дар. Если в педагоге есть это, все остальное – всего лишь дело техники, то есть наработанных методик. Если - нет, то педагогическая работа превращается в мучение и для ребенка, и для самого взрослого. И чем профессиональнее бессердечный педагог, тем больше вреда он принесет ребенку.

Нужно просто-напросто сделать, чтобы дети очень внимательно послушали ту музыку, которую Вы им хотите показать. Все остальное сделает гений композитора - и талант исполнителей, конечно.

Вовлечение. Простое и понятное слово. Этот процесс происходит постоянно. Вопрос только в одном: в хорошее или плохое вовлекается ребенок. К чему он привыкает – к каким процессам – внешним и внутренним, протекающим в нем самом. К каким ощущениям.

В первую очередь, данная методика предназначена именно для воспитания чувства красоты – как Вы, вероятно, уже догадались, через слушание. Далеко не все дети – и не только в России, так как есть много бедных стран (как правило, с порочными и богатыми правителями) – могут учиться музыке. Но слушать музыку могут почти все.

Основа метода – много разной хорошей музыки. В малых дозах – максимум 3-5 минут. При минимуме (лучше полном исключении) умных пояснений – типа "что хотел сказать композитор этим своим высоким духовным произведением" (это, я считаю, иногда вообще превращается в пошлость).

Очень важный вопрос подбора музыкальных отрывков. Слушайте вместе с ребенком – и с любым человеком, который более или менее Вам симпатичен – любую и РАЗНУЮ хорошую музыку. Обязательно – ту, которая нравится Вам самому.

Очень важно – не торопиться, не давить на ребенка слушать много. Вообще многое зависит от нашего умения создать хорошую, спокойную обстановку – доброжелательность и любовь наша играет роль. И вообще, построение жизни – это искусство. И об этом можно говорить отдельно. И, конечно же, нужно любить и уважать детей – понимая, что в них лучшего больше, чем в нас, взрослых. Хотя бы потому, что дети это хорошее еще не растеряли (ну и конечно, еще не набрали плохого). И нужно помочь им это хорошее не растерять. Нужно ценить это хорошее – как, впрочем, и во всех остальных людях.

Основа, как видите, проста. Вообще-то здесь есть тонкости. Но это – при более подробном разговоре. Когда будут вопросы.

Музыкально-эстетическое воспитание – название, пожалуй, на сегодняшний день самое верное. Можно применять этот метод и при обучении музыкантов – на любом уровне владения инструментом. Что и делается в хороших учебных заведениях. Например, в большинстве американских музыкальных колледже студенты, обучающиеся джазу, в обязательном порядке проходят и другие стили и жанры.

Можно также совмещать слушание музыки с другим творчеством – рисованием и другим – только подбирать музыку нужно очень тщательно. Чтобы не было перегрузки информацией. Что делается, к сожалению, уже очень давно.

В моей работе особого новаторства нет. Помните, как выразился Шурик в фильме "Кавказская пленница": "А что? Часовню – тоже я?" "Нет – это было до Вас в XY веке".

Собственно, и то, что я называю методикой – скорее всего, и методикой-то назвать трудно. И наверняка это использовалось очень давно и много. Но почему-то очень редко используется сейчас. Может быть, дело не в отсутствии методов – а в состоянии общества, при котором некоторые мамы и папы считают работу и секс (они его называют "личная жизнь") важнее, чем воспитание детей. Поэтому то, о чем говорится, скорее всего, строго говоря, не метод – а объяснение и обоснование необходимости применения его. Я всего лишь предлагаю использовать некоторые открытия на практике. И это всего лишь вопрос проявления воли и высоты помыслов.

Вообще-то дети – это, безусловно, лучшая часть Человечества. Цветы – которыми большинство взрослых просто любоваться почему-то не хочет. Продолжая аллегорию – они не хотят поливать эти цветы. Вовремя и правильно – и тем, чем нужно. Почему-то взрослые предпочитают срезать их и поставить в вазу – которую ОНИ предпочитают выбирать за детей.

Позволю себе также высказать идею, которая может осчастливить довольно много людей. Не слушайте тех, кто хочет внушить нам, что деньги – это базис, и смеется над словами о бедных и гордых. Я предпочитаю жить по принципу – достоинство выше, чем деньги. Важно подчеркнуть следующее: это – МОЯ правда. И вовсе не значит, что моя правда так же хороша для других (для Вас например).

Совет первый: не слушайте циников – именно так они называются (а вовсе не реалисты, как они себя любят называть). МОЖНО быть счастливым без денег. Об этом еще Конфуций говорил (да и до Конфуция было много благородных людей на этом свете). У Учителя спросили: "Как Вы оцениваете тот случай, когда человек в бедности не пресмыкается, а, разбогатев, не зазнается?" Учитель ответил: "Это хорошо. Но гораздо лучше, когда человек в бедности испытывает радость, а, разбогатев, питает склонность к ритуалу и традициям предков".

Современный массовый маркетинг – это формирование спроса. Из людей формируют потребителей и покупателей, одновременно подстегивая их суетность зарабатывать больше, чтобы покупать больше. И большинство из того, что мы покупаем, нам не нужно – это излишества. А ведь на зарабатывание этих излишеств мы тратим свою жизнь, отрывая это время от своих близких.

Вы спросите: "Причем тут методика?" А притом, что потребление – или вещизм – разъедает души наших детей, да и наши тоже. И превращает людей в баранов. А Красота – и созерцание ее – помогает лечить души детей. И удерживать их от массы плохих поступков в ближайшем и отдаленном будущем (например, от бандитизма и проституции).

Есть еще один плюс. Данный метод (музыкально-эстетическое воспитание) – как раз из тех, которые не требует особых финансовых затрат. Более того (вы можете мне не верить) в последнее время я все более сочувствую обеспеченным и богатым людям. Присмотритесь к ним – ведь счастья там, около тугих кошельков, очень мало. Еды много, автомобилей и квартир, особняков – а счастья мало. За лишние деньги – особенно когда их много и они заработаны нечестно – приходится платить здоровьем детей. Это только у демократических журналистов "сын за отца не отвечает". А в жизни еще как отвечает – и дочь тоже.

Люди, умеющие видеть красоту мира и восхищаться ею - и, тем более, умеющие показать ее другим (и способные обучать этому всему других) - не очень-то удобны политикам-бизнесменам-военным. Последние и по сути, и по жизни – одни и те же.

Скорее всего, данная тематика не вызывает интереса у тех частных лиц и организаций, которые - называясь независимыми учебными заведениями или гуманитарными и общественными - на самом деле выполняют социально-коммерческий и политический заказ, обучая профессиям, которые при работе "на дядю" приносят "дяде" весьма хорошие деньги. А также – предельно исполнительных и, безусловно, профессиональных сотрудников, которые к тому же гарантированно исполнительны - по той причине, что их (как бы "так само получилось") просто-напросто не научили ни другим профессиям, ни тому, что называется умением жить и выживать (в первую очередь, духовно).

Пример. Какую прибыль банку – спонсору гимназии – принесут люди с развитым чувством красоты и собственного достоинства? Понятно же – гораздо меньшую, нежели те, кто знает банковское дело, иностранные языки и компьютер.

Или государство. Ему нужны – для "разборок" (в которые уже армия вовлекается) люди, умеющие одним нажатием кнопки отправить на тот свет половину чеченского села с населением в 3 тысячи человек? Самые большие преступники – это те, кто отдает приказы, то есть политики. Кто выполняет – то же хороши. Вспомним Нюрнберг – все они говорили, что "только выполняли приказы". Так что понятно, какая "музыка" им нужна – и в каком воспитании наших детей они заинтересованы.

У замечательного писателя по имени Ричард Бах есть одна книга. Там юный военный летчик встречается с самим собой – после того, как он сбросил атомную бомбу на Хиросиму. И он говорит: "Неужели это сделаю я?!" А ему отвечают: "Если бы все военные думали перед тем, как делать – все президенты были бы сумасшедшими одиночками в своих дворцах. Они и есть сумасшедшие". Не может человек на вершинах власти оставаться нормальным – за очень редким исключением.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/


Похожие работы:

  1. • Авторская методика музыкально-эстетического ...
  2. • Гуманистическое направление в воспитании и образовании в ...
  3. • Классическая немецкая философия
  4. • Иоганн Вольфганг Гёте
  5. • Методика проведения занятий по художественной ...
  6. • Формирование и развитее коммуникативных качеств ...
  7. • Проблемы эстетического воспитания
  8. • Особенности эстетического воспитания средствами ...
  9. • Аппликация из бумаги как средство эстетического ...
  10. • Развитие образной выразительности у детей на занятиях по ...
  11. • Особенности воспитания детей
  12. • Особенности эстетического воспитания дошкольников
  13. • Семья, как социокультурная среда воспитания
  14. • Природа как средство эстетического воспитания в детском саду
  15. • Герман Августович Ларош - музыкально-литературный критик
  16. • Высшие чувства личности, их формирование в современных ...
  17. • Роль уроков музыки в формировании экологической ...
  18. • Роман И.С. Тургенева. Образ Базарова.
  19. • Эстетическое воспитание в процессе физического ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com