Рефетека.ру / Право и юриспруденция

Авторский материал: Правила налогового контроля, действующие в 2007 году

Правила налогового контроля, действующие в 2007 году

Зарипов, руководитель аналитической службы, юртдическая компания "Пепеляев, Гольцблат и партнеры",г. Москва

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

Почему налоговая проверка теперь может длиться 12 месяцев.

Какую информацию вправе требовать налоговики от Вашей компании, а какую - нет

Когда Вашему предприятию грозит конфискация имущества

В каком случае Генерального Директора могут привлечь к уголовной ответственности

Что поручить юридической службе и бухгалтерии, чтобы избежать проблем с налоговой инспекцией

Обратите внимание: из Налогового кодекса исключен термин «встречная проверка», в то же время в новой статье 93.1 НК РФ предусмотрен порядок истребования документов не у налогоплательщика, а у контрагентов и иных лиц в цепочке сделок (см. ниже пункт 3: Налоговые органы вправе запрашивать у Вашего предприятия информацию о других компаниях).

Ст. 88 НК РФ. В статье 34.2 НК РФ указано, в каких случаях следует обращаться в Минфин России.

Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2005 № А42-2698/2005-5 и ФАС Московского округа от 12.10.2004 № КА-А40/9226-04.

Совместный приказ МВД России от 22.01.2004 № 76, МНС России № АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

2007 год обещает быть интересным, по крайней мере, в налоговой сфере. Так, с 1 января часть первая Налогового кодекса начинает действовать фактически в новой редакции. В отношениях налогоплательщика с государством будет чуть больше определенности. Однако не следует рассчитывать на серьезные послабления - еще Бисмарк говорил, что налоговый сюртук всегда тесен. Снизив за последние годы ставки налогов, государство требует платить их не в размерах, доступных для налогоплательщика, а в строгом соответствии с законом. Предполагается, что установленное налоговое бремя посильно для предприятий.

Будет ли законодательство о налоговом администрировании работать на благо налогоплательщиков? Что ожидает Генеральных Директоров и их компании? На эти вопросы я постараюсь ответить в статье (см. также: Планы законодателей).

Планы законодателей

Во-первых, в следующем году Минфин намерен переписать статью 40 НК РФ так, чтобы она заработала.

В том, что это будет сделано, сомнений не возникает. В послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2007 году» говорится, что «следует совершенствовать налоговый контроль за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения», для чего требуется подготовить изменения в Налоговый кодекс. Скорее всего, новый порядок налогового контроля за ценами начнет функционировать с 2008 года.

Во-вторых, в 2007 году планируется провести налоговую амнистию. Вслед за амнистией обычно следует ужесточение налогового режима. Так, не исключено усиление контроля за выводом прибыли в оффшоры, а также введение эффективного механизма контроля за расходами граждан.

Вместе с тем нельзя не отметить, что государство предоставляет значительные налоговые льготы и послабления, чтобы стимулировать инвестиции в развитие высокотехнологичного производства:

с 2006 года введен ускоренный порядок вычета НДС при капитальных вложениях, десятипроцентная амортизационная премия, участникам особых экономических зон предоставлены льготы по ЕСН, налогу на имущество, на землю;

с 2007 года компании при исчислении налога на прибыль вправе списывать расходы на НИОКР и убытки прошлых лет за один год, для IT-компаний значительно снижена ставка ЕСН;

готовятся изменения в амортизационной политике - она должна быть более гибкой и ускоренной для некоторых видов оборудования;

готовится закон об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых от дочерних компаний;

решается вопрос об учете расходов на приобретение земельных участков;

разрабатывается пакет предложений по налоговому стимулированию инновационной деятельности, рассматривается введение «дедушкиной оговорки» - гарантии от повышения налоговой нагрузки на инвестиционный проект.

По материалам, предоставленным автором статьи

1. Расширены сроки проведения выездной налоговой проверки

Теперь в Налоговом кодексе четко прописано, что срок проведения выездной налоговой проверки «исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке» (п. 8 ст. 89 НК РФ). Напомню, что до 2007 года началом проверки считалась дата, когда руководителю компании вручалось решение о проверке. Чтобы отложить срок начала проверки, налогоплательщики использовали разные ухищрения, например, говорили, что Генерального Директора нет и решение о проведении проверки вручить некому. Отныне эта уловка бесполезна.

Как и раньше, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Но, начиная с 2007 года, указанный период может быть продлен до четырех, а иногда и шести месяцев. Основания для продления срока проверок должна установить Федеральная налоговая служба России. Скорее всего, такими основаниями послужат наличие филиалов, задержка в предоставлении истребованных документов, статус налогоплательщика как крупнейшего.

И еще одно нововведение: руководители налоговых инспекций получили право приостанавливать выездную проверку на шесть месяцев. Это может произойти в следующих случаях:

необходимость истребования документов у контрагентов и других лиц (то, что раньше называлось встречной проверкой);

необходимость проведения экспертиз и перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Если же потребуется информация от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, то инспекторы смогут приостановить проверку и на девять месяцев.

Таким образом, Генеральные Директора должны быть готовы к тому, что общий срок выездной проверки компании может составить 12, а в некоторых случаях и 15 месяцев. В этой ситуации все будет зависеть от грамотных действий Вашей финансовой службы и юриста (см. Как подготовиться к проверкам по новым правилам).

Как подготовиться к проверкам по новым правилам

Проследите, чтобы все сотрудники, контактирующие с проверяющими, ознакомились с новыми правилами проверок (посетили семинары, изучили новую редакцию НК РФ, комментарии к нему).

Поручите юридической службе совместно с бухгалтерией разработать инструкции и регламенты действий сотрудников компании в ходе проверки, поскольку реагировать на те или иные действия контролеров необходимо будет быстро и решительно (Более подробно о том, как подготовиться к проверкам, читайте в журнале «Генеральный Директор» в первом полугодии 2007 года).

Поручите юридической службе и бухгалтерии подготовить заранее шаблоны следующих документов:

письмо с просьбой исправить ошибку в платежном поручении;

письмо с просьбой освободить другие расчетные счета;

уведомление с просьбой отсрочить представление документов (с указанием возможных причин);

ходатайство о замене одного вида обеспечения на другое;

заявление о сверке;

приказ или доверенность на представителя с полномочиями на подписание декларации;

ответ на требование представить документы на основании статьи 93.1 (встречные проверки).

2. Установлены новые правила камеральной проверки

Теперь в ходе камеральной проверки налоговые инспекторы вправе потребовать от Вашего главбуха дополнительные документы только в трех случаях: если Ваша компания

применяет налоговые льготы;

претендует на возврат НДС из бюджета;

уплачивает налоги, связанные с использованием природных ресурсов.

Еще одно новшество - инспекторы должны сообщать Вашей бухгалтерии об ошибках и противоречиях, которые они обнаружили в ходе проверки деклараций. Ваша финансовая служба может внести исправления или дать пояснения в течение пяти дней. При этом главный бухгалтер по своему усмотрению определяет состав подтверждающих документов. Если после разъяснений налоговые инспекторы все равно посчитают, что Ваша компания совершила налоговое правонарушение, то они должны будут составить акт. Данный документ поможет Вам оценить как работу бухгалтерии, так и правомерность претензий налоговых контролеров.

Изменился и порядок рассмотрения результатов камеральной проверки. Точнее, он стал таким же, как и для выездных проверок. После того как проверяющие составят акт, они будут ждать Ваших возражений и затем вынесут решение. Если Вы будете не согласны с их решением, то сможете его оспорить. Это уже задача Вашего юриста или главбуха.

Говорит Генеральный Директор

Владислав Брызгалин | Директор ООО «Агентство правовой безопасности «Налоговый щит», Москва

Агентство правовой безопасности «Налоговый щит» создано в 2002 году практикующими налоговыми юристами и экономистами. Компания специализируется на предоставлении юридических услуг в области налогового, хозяйственного, бухгалтерского и других отраслей права, защиты интересов клиентов в государственных и судебных органах по налоговым спорам.

Существенное новшество касается оформления результатов камеральной проверки. С 1 января 2007 года в случае выявления правонарушения по итогам камеральной налоговой проверки инспекторы обязаны составить акт. Если Ваш юрист или главный бухгалтер будет не согласен с фактами, изложенными в этом документе, то в течение 15 дней со дня получения акта они вправе представить в налоговую инспекцию возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (ст. 100 НК РФ). То есть теперь компании могут более эффективно отстаивать свои права.

Говорит Генеральный Директор

Дмитрий Родичев | Генеральный Директор консалтинговой группы «Родичев и партнеры», Москва

Консалтинговая группа «Родичев и партнеры» создана в 1998 году. Сегодня она включает в себя аудиторскую фирму «Родичев Консалтинг» и юридическое бюро «Родичев и партнеры». Компания имеет большой опыт практической деятельности в области подготовки и внедрения правовой документации, регламентирующей различные сферы деятельности организаций любых размеров и организационно-правовых форм.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс, более четко регулируют цели и порядок налоговых проверок. Указан перечень документов, которые исследуются при камеральной проверке. Это должно сделать такую проверку менее обременительной, потому что сегодня истребование документов - один из самых спорных и сложных моментов взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков.

3. Налоговые органы вправе запрашивать у Вашего предприятия информацию о других компаниях

Налоговые инспекторы имеют право потребовать у Вашей компании документы, которые относятся к деятельности проверяемой ими компании (ст. 93.1 НК РФ). Это может быть Ваш контрагент или предприятие, у которого Ваш партнер закупал сырье, материалы, оборудование. Аналогично другие компании, с которыми у Вас были партнерские отношения, могут представить налоговикам информацию о Вашей деятельности.

Документы Ваша финансовая служба или юрист должны представить в виде заверенных копий. С 2007 года заверять копии (подписью и печатью) вправе не только Генеральный Директор (его заместитель), но и любое уполномоченное им лицо - главбух, юрист, руководители соответствующих подразделений, секретари и т. п. Передать полномочия Вы можете доверенностью или приказом. Это значительно сэкономит время - Вам не нужно будет заверять подписью бесчисленное количество документов для налоговых органов.

Рассказывает практик

Артем Родионов | Главный редактор журнала «Современный предприниматель», член рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате России; Москва

Артем Родионов - практикующий налоговый эксперт, автор статей по налогообложению, книг «Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского» и (в соавторстве с Ю.В. Виткиной) «Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они?». Главный редактор журнала «Современный предприниматель» - практического издания, предназначенного для индивидуальных предпринимателей.

Новое право инспекции - требовать от компании любую информацию об известных сделках (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Контролеры станут чаще спрашивать, кто из Ваших сотрудников участвовал в переговорах с контрагентами, также будут выяснять, с кем из работников партнера велись переговоры. Именно поэтому я рекомендую Генеральному Директору издать приказ о сборе данных. Фиксировать информацию (кто вел переговоры, когда, с каким предприятием) поручите руководителю отдела по работе с клиентами или поставщиками. Если юристу понадобится информация, он напишет запрос в соответствующий отдел. Надо добавить, что фиксация данных удобна и для управленческих целей - как страховка от потери связей при уходе сотрудника.

Следующее новшество - чиновникам разрешено на шесть месяцев приостанавливать выездную проверку (п. 9 ст. 89 НК РФ). За это время они сопоставят показатели из учета Вашей компании и Ваших контрагентов. О приостановке проверки налоговики обязаны Вам сообщить. Получив такую информацию, поручите финансовой службе или менеджеру по закупкам и сбыту сверить расчеты с основными партнерами. Надо решить две задачи. Первая - выявить случайные расхождения, которые вызваны ошибками в учете. Вторая - выяснить, нет ли разночтений из-за того, что часть операций не показана официально. Обо всех нестыковках исполнители должны сообщать своему прямому руководителю, а тот - Генеральному Директору. Дальше нужно устранять ошибки. Конкретные способы обычно предлагают юрист и главбух. Если Ваша компания работает с аудиторами, то Вы можете обратиться к ним.

С 2007 года главному бухгалтеру желательно чаще обращаться в Минфин России либо его подразделения (региональные и муниципальные) за налоговыми консультациями. Ведь компания, которая следует этим разъяснениям, освобождается не только от штрафов, но и от пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ).

4. Штрафы будут взыскивать по-новому

Штрафы независимо от размера будут взыскиваться в безакцептном порядке (кроме случаев, когда налогоплательщик подает апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган или исковое заявление в суд - см. ниже пункт 5). Таким образом, порядок взыскания штрафов приравнен к порядку взимания недоимок и пеней (ст. 46 НК РФ).

А вот штрафовать компанию за нарушения, которые были выявлены во время повторной проверки (то есть в случаях, если инспекторы в первый раз не заметили нарушений), теперь запрещено (подпункт 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

5. Появилась возможность досудебного обжалования действий налоговиков

Впервые вводится процедура апелляционного обжалования (ст. 101.2 НК РФ).

Решение, которое вынес руководитель налогового органа, вступает в силу через 10 дней. В течение этого срока компания вправе подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган (жалоба подается через налоговый орган, который вынес решение). Данное действие приостановит вступление решения в силу и, как следствие, взыскание недоимок, пеней и штрафов. Вовремя подать жалобу - задача Вашего юриста или главного бухгалтера.

Говорит Генеральный Директор

Дмитрий Родичев | Генеральный Директор консалтинговой группы «Родичев и партнеры», Москва

На мой взгляд, порядок внесудебного взыскания недоимок, пеней и штрафов неблагоприятно отразится на работе предприятий. Теперь им придется активнее отстаивать свои права и заявлять о несогласии при помощи апелляционной жалобы или в судебном порядке. Доказать незаконность внесудебного списания будет очень тяжело. Суды же в свою очередь надеются, что новый порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов уменьшит количество судебных разбирательств.

6. Налоговики могут арестовать имущество Вашей компании

Теперь в Налоговом кодексе указаны обеспечительные меры, которые может принять руководитель налоговой инспекции, если посчитает, что ее решение по каким-либо причинам компания не выполнит (п. 10 ст. 101 НК РФ). Обеспечительные меры следующие:

Запрет на отчуждение имущества (такая мера может быть применена в отношении недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и др.). Иначе говоря, Ваша компания не сможет распоряжаться этими активами без ведома налоговых органов.

Приостановление операций по счетам в банке.

Можно прогнозировать большое количество конфликтов из-за того, что контролеры будут неоправданно часто применять меры, определенные статьей 101 НК РФ.

Говорит Генеральный Директор

Владислав Брызгалин | Директор ООО Агентство правовой безопасности «Налоговый щит», Москва

Имейте в виду: указанные меры налоговые органы могут использовать как механизм давления, чтобы заставить Вашу компанию «досрочно» выполнить их решение. Иными словами, чтобы Вы заплатили все спорные налоги до использования Вами допустимых на данной стадии средств защиты, предусмотренных законодательством.

Если в отношении Вашей компании все-таки примут обеспечительные меры, Вы можете обратиться в инспекцию с просьбой заменить их банковской гарантией, залогом ценных бумаг или иного имущества, поручительством третьего лица (п. 11 ст. 101 НК РФ). Вам как Генеральному Директору нужно провести переговоры с банками, имеющими высокий инвестиционный рейтинг, о возможной выдаче гарантии. Это позволит избежать простоев в работе компании даже при наличии неприятностей с налоговой инспекцией.

Рассказывает практик

Артем Родионов | Главный редактор журнала «Современный предприниматель», член рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате России; Москва

С 2007 года инспекция сможет без суда взыскивать с организации штрафы за налоговые нарушения вне зависимости от их суммы. Поручите юристу и финансовой службе выработать стратегию поведения Вашей компании в случае, если это произойдет. Я советую обращаться в суд. При этом сразу просите арбитраж об обеспечительных мерах, а именно - о запрете налоговикам списывать деньги со счета и блокировать его. Ваши юристы должны убедить суд, что изъятие средств причинит значительный ущерб предприятию. К примеру, оно не сумеет погасить долги перед поставщиками или сорвет бизнес-планы. Чтобы подкрепить слова доказательствами, юристу нужна информация из бухгалтерии, от снабженцев, из других отделов. Лучше, если Вы как Генеральный Директор издадите приказ о передаче этой информации в юридический департамент. Одновременно назначьте ответственных за исполнение приказа: руководители отделов отвечают за передачу сведений, глава правового департамента - за их использование.

Компании легче добиться обеспечительных мер, демонстрируя свою лояльность. Следует указать: налоги вносились в срок, не было значительных штрафов, на счете хватит денег для погашения доначислений (если их признают законными). Подобными данными располагает главный бухгалтер. Ему и поручите сбор доказательств налоговой дисциплины предприятия. Чем больше аргументов, тем выше шансы на победу в суде. Ясно это из арбитражной практики, например, дел «Апатита» и «Аэрофлота». Их опыт полезен и Вашей компании.

Доказательства нужны не только для суда, но и для инспекции. С 2007 года она, закончив проверку, вправе арестовать имущество. Это не так страшно, как звучит. Арест лишь запрещает отчуждение активов. Их текущая эксплуатация не ограничена. Кроме того, отчуждение допустимо, когда организацию подозревают в намерении скрыть собственность. Задача Вашего юриста - доказать отсутствие таких помыслов. И, безусловно, плюсами будут налаженность бизнеса, хорошая налоговая репутация, владение недвижимостью. Пусть юрист и бухгалтерия сведут эти данные и составят письмо о необоснованности ареста. Затем этот документ, подписанный Вами, нужно приложить к возражениям по акту проверки и передать налоговикам.

7. Изменен порядок передачи информации в органы внутренних дел

С 1 января 2007 года передавать документы в «налоговую милицию» для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (против руководителя или главного бухгалтера) налоговые инспекторы могут лишь в случае, если компания не погасила недоимку по налогам в течение двух месяцев (п. 3 ст. 32 НК РФ). Напомню, что ранее контролеры передавали документы в МВД сразу же после составления решения по итогам проверки.

На первый взгляд, новая норма улучшает положение налогоплательщиков. Однако не исключено, что контролеры будут использовать ее как средство «выбивания долгов» из компаний. Как вариант можно предложить уплатить сумму налога (речь идет не о пене и штрафе), а затем обратиться в суд с заявлением о признании решения и требования недействительными, так как уплата налога не означает признание налогоплательщика и не лишает права оспорить уплаченные суммы. Незаконно взысканные суммы подлежат возврату с процентами.

Органы внутренних дел по-прежнему могут возбудить уголовное дело о налоговом преступлении самостоятельно, например, по заявлению бывших сотрудников. Одна из основных причин повышенного риска Генеральных Директоров в этих вопросах - низкий уровень критического порога, предусмотренного в уголовном законодательстве. Так, неуплата (в том числе по техническим причинам - ошибке или неосторожности) налога на сумму 1,5 млн. руб. служит формальным поводом для возбуждения уголовного дела. Такая твердо установленная сумма не учитывает масштаб компании и размер уплачиваемых ею налогов и создает повышенный риск для растущего бизнеса.

8. Возможность конфискации имущества сохранится

Законодатели внесли поправки не только в Налоговый кодекс, но и в закон о налоговых органах. Депутаты еще раз подтвердили, что налоговые органы имеют право признать сделку недействительной и взыскать в пользу государства все полученное по такой сделке. На практике налоговые органы подают подобные иски при выявлении «налоговых схем». Они ссылаются на Гражданский кодекс: в статье 169 указано, что сделка, совершенная с целью, противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна, а все полученное по такой сделке при наличии умысла сторон взыскивается в доход государства.

Сохранение за налоговыми органами права на подачу конфискационных исков и неоправданный риск уголовной ответственности не позволяет сказать, что отныне налогоплательщик будет чувствовать себя защищенным от налогового террора.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gaap.ru/


Похожие работы:

  1. • Контроль: принципы, субъекты и виды
  2. • Организация налогового контроля
  3. • Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его ...
  4. • Проблемы налоговых органов. Меры по повышению эффективности ...
  5. • Виды и формы проведения налогового контроля
  6. • Проведение выездной налоговой проверки
  7. • Налоговый контроль за фактическими расходами физических лиц
  8. • Анализ деловой активности ЗАО "Сибирская птицефабрика ...
  9. • Налоговый контроль, методы, формы и пути ...
  10. • Финансовый осмотр предприятия
  11. • Организация налогового контроля в РФ
  12. • Экономический анализ предприятия
  13. • Налоговый контроль: понятие, задачи, формы, виды ...
  14. • Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля
  15. • Федеральная налоговая служба
  16. • Расчет налоговой нагрузки физических лиц
  17. • Анализ использования трудовых ресурсов ОАО "Нефтяная ...
  18. • Формы проведения налогового контроля: проблемы ...
  19. • Правовое государство. Налоговый контроль
Рефетека ру refoteka@gmail.com