Рефетека.ру / Эргономика

Реферат: Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в оптовой торговле и в целом по торговой организации

Товарные запасы – это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.

Товарооборачиваемость - время обращения среднего товарного запаса за определенный период. [1]

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий.

Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.

Товарные запасы анализируются в целом по предприятию и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Основной задачей анализа является проверка соответствия фактических товарных запасов установленным нормам и выяснение причин отклонений. На основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов. [10, c.24]

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях.

Один из наиболее используемых показателей - объем товарных запасов, может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:

минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов;

максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов;

резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях.

Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия. [6, c.141]

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам (1):

(1)

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в оптовой торговле и в целом по торговой организации
где

Утз- уровень товарных запасов в днях товарооборота;

ТЗ - товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);

Т / ОБобн - однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);

Т / ОБ - объем товарооборота за анализируемый период (руб.);

Д - количество дней в анализируемом периоде.

Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает - на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Еще одним важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

(2)

Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующим формулам (2):

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в оптовой торговле и в целом по торговой организации

где

ОБбн - товарооборачиваемость в днях товарооборота;

ТЗ - средний товарный запас за исследуемый период (руб.);

Т / ОБобн - однодневный товарооборот за тот же период (руб.);

Т / ОБ - объем товарооборота за указанный период (руб.);

Д - число дней в этом периоде.

(3)

Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда (3):

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в оптовой торговле и в целом по торговой организации

где

ТЗ - средний товарный запас за определенный период (руб.);

ТЗ1,ТЗ2, ... ,ТЗn - величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);

n - количество дат, за которые берется величина запасов. [4, c.67-68]

Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

(4)

Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам (4):

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в оптовой торговле и в целом по торговой организации

где

Обр - товарооборачиваемость в числе оборотов;

Обдн - товарооборачиваемость в днях товарооборота;

Т / Об - товарооборот за определенный период (руб.);

ТЗ - средний товарный запас за тот же период (руб.);

Д - число дней в указанном периоде.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период. [4, c.69]

Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшение расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитом и т.п.

В рознице традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:

инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует;

снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода - меньшая точность, чем при инвентаризации;

балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы товарных запасов. Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода - отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода не установленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.

Результаты анализа могут использоваться для планирования товарных запасов. Заметим, что директивного обязательного планирования товарных запасов на торговых предприятиях не существует. Мелкие предприятия торговли, исходя из объемов деятельности и численности персонала, вообще не планируют товарные запасы или планируют их очень приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия вынуждены постоянно следить за динамикой товарооборачиваемости, а следовательно, планировать и нормировать товарные запасы, что является основой для разработки заказов на закупки товаров в ассортиментном разрезе.

Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы. [2, c.87-88]

В заключение данного вопроса отметим, что любое торговое предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ее ускорения:

увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос;

уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль;

улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом;

увеличивается объем производства товаров.

Список литературы

СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения» (в ред. Постановления Белстандарта от 09.12.2003 № 49).

Агапова Т.Н. Оценка деятельности предприятия розничной торговли // Вопросы статистики. -2004 .-№ 8 .-C.87-88.

Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2003. -192с.

Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2003. -280c.

Бобров H.В. Анализ новых тенденций в развитии розничной торговли // Маркетинг. -2004 .-№ 2 .-C.83-87.

Виноградова С.Н., Пигунова О.В., Гурская С.П., и др. Организация и технология торговли -Мн.: Выш. шк., 2002. -460c.

Макарова Н. Поиск оптимальных путей. Некоторые аспекты анализа финансового состояния предприятий торговли // Гермес. -2004 .-№ 3 .-C.21-25.

Платонов В.Н. Организация торговли -Мн.: БГЭУ, 2002. -287c.

Сазанов А.С. Организация бюджетных процессов на предприятии оптовой торговли // Финансовый менеджмент. -2003 .-№ 2 .- C.3-7.

Ярных Э.А. Статистика финансов предприятия торговли -М.: Финансы и статистика, 2002. -352c.

Похожие работы:

  1. • Оценка эффективности управления товарооборотом и ...
  2. • Задачи и порядок проведения анализа оптового ...
  3. • Учет товарных запасов
  4. • Анализ товарных запасов
  5. • Анализ оптовой торговли
  6. • Оптимизация величины товарных запасов
  7. • Управление товарными запасами и потоками
  8. • Статистический анализ розничного товарооборота, запасов и ...
  9. • Товарное обеспечение. Рентабельность торгового ...
  10. • Концептуальные направления развития оптовой ...
  11. • Управление товарными запасами в розничной торговой ...
  12. • Организация оптовой торговли
  13. • Современное состояние и перспективы развития ...
  14. • Предприятия оптовой торговли: понятие, функции ...
  15. • Экономический анализ оптового товарооборота
  16. • Бухгалтерский учет на предприятиях оптовой торговли
  17. • Экономика торгового предприятия
  18. • Планирование товарного обеспечения оптового предприятия
  19. • Товарооборот
Рефетека ру refoteka@gmail.com