Рефетека.ру / Языкознание и филология

Доклад: Словообразование

Словообразование

Литневская Е. И.

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.

Основные понятия словообразования:

- производная (ПН) основа,

- производящая (ПЩ) основа (или основы),

- средство словообразования,

- способ словообразования,

- процессы, сопровождающие словообразование.

Средство и способ словообразования

Понятия средства и способа словообразования используются для описания того, как от основы одного слова (или нескольких основ) образуется основа другого слова. Первая основа называется производящей, вторая - производной. Производящая основа - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик > стол, столик - 'маленький стол' (о производной и производящей основе и критерии мотивированности см. также в разделе "Морфемика").

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), а также их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т .п.

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист < спец;

2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин < универмаг;

3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная - только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать < земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

Характеристика средства словообразования, используемого для образования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

1. Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:

1) приставочный: делать < пере-делать;

2) суффиксальный: синий < син-ев-а;

3) постфиксальный: мыть < мыть-ся;

4) приставочно-суффиксальный: стакан < под-стакан-ник;

5) приставочно-постфиксальный: бежать < раз-бежать-ся;

6) суффиксально-постфиксальный: гордый < горд-и-ть-ся;

7) приставочно-суффиксально-постфиксальный: говорить < пере-говар-ива-ть-ся.

2. Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования:

1) сокращение: заместитель < зам,

2) сложение:

а) сложносоставной способ: диван + кровать < диван-кровать,

б) сложение: лес + степь < лес(о)степь.

Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший < сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший.

в) сложение с сокращением (аббревиация): сберегательный банк < сбербанк, Московский государственный университет < МГУ.

При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования < гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство < торгпредство).

3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация - переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) < столовая (сущ.).

3. Смешанные способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить < орден(о)нос-ец (сложение производящих основ + суффиксация).

Случаи типа бежать < бег, называемый в в школьной грамматике бессуффиксным словообразованием, относятся к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег-#> бежа-ть.

В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:

1) чередование гласных и согласных: кошка < кошеч-к-а (чередования к/ч, (/е), лев < льв-иц-а (чередования в/в', е/(#),

2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса): пар + ходить < пар(о)ход-#,

3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть < рез-к-а,

4) в некоторых случаях во избежание повтора одинаковых сегментов может происходить наложение морфем: лилов-ый + -оват-< лиловатый (вместо *лилов-оват-ый).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Похожие работы:

  1. •  ... по совершенствованию словообразования глаголов у ...
  2. • Обучение словообразованию детей дошкольного возраста ...
  3. • Комплексные единицы системы словообразования
  4. •  ... пунктуационным способом словообразования, в средствах ...
  5. •  ... первого года обучения способами словообразования посредствам ...
  6. • Преодоление нарушений словообразования у детей ...
  7. • Словообразование. Имя числительное
  8. •  ... 6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в ...
  9. • Особенности навыков словообразования у детей 6 лет с ...
  10. •  ... по формированию навыка словообразования на этапе ...
  11. • Способы словообразования в немецком языке
  12. • Основные понятия словообразования
  13. • Морфологические способы словообразования
  14. •  ... словоизменения и словообразования у детей старшего ...
  15. • Аббревиация как способ словообразования во ...
  16. • Женская проза
  17. • Активные процессы современного словопроизводства
  18. • Сложение в текстах рекламных объявлениях
  19. • Словообразование в современном китайском языке
Рефетека ру refoteka@gmail.com