Рефетека.ру / Литература и русский язык

Доклад: Человек из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы"

Человек из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы

Доклад выполнила студентка 511 группы Шахова М.Е.

Московский Государственный Педагогический Университет, дефектологический факультет

Москва 2005

Главный герой произведений Некрасова – русский народ, умный, умелый, трудолюбивый. В своих произведениях для детей он искал пути непосредственного общения с ними, прямого серьезного разговора о жизни, о народе, о русской природе.  

Главный герой стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» – Мазай. Немалое место в истории о Мазае занимает воспроизведение многообразной жизни природы. Дедушка Мазай не может мыслить себя вне природы. 

За день грибов насбираешь корзину,

Ешь мимоходом бруснику, малину;

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Много лет видит Мазай мощь природы в пору весенних разливов, щедрость и красоту – в летние месяцы, воспринимает ее перемены утром, вечером и ночью, опасается ее неожиданности при осенних охотах, знает ее неоглядные просторы, ибо «За сорок верст в Кострому Сбегать лесами ему нипочем:

За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем: 

"Лес не дорога: по птице, по зверю

Выпалить можно".- "А леший?"- "Не верю!

Раз в кураже я их звал - поджидал

Целую ночь,- никого не видал!

И не только видит, знает: « Старый Мазай любит до страсти низменный край».

Конкретно названы деревня Мазая: Малые Вежи (…около «Малых Вежей»); и большой город: Кострома, упомянуто расстояние между ними в верстах (За сорок верст в Кострому прямиком). Обозначены время охоты – и ее периодичность (В августе…, Каждое лето домой приезжая…) 

Отмечены неповторимые признаки деревеньки

Вся она тонет в зеленых садах;

Домики в ней на высоких столбах 

( Всю эту местность вода понимает,

Так что деревня весною всплывает, 

Словно Венеция) …

Мазай определяет свой край как «болотистый, низменный», он думает о его возможностях и природных ресурсах

«В нашем болотистом, низменном крае 

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили, 

Кабы силками её не давили;…

Часть известного Мазаю постигнута и автором как гостем («Я по неделе гощу у него»), как товарищем по охоте. Перед тем как рассказать о своих и Мазая впечатлениях («Я от Мазая рассказы слыхал. Дети, для вас я один записал…»), он, приступая к обязанностям писателя, повествующего, что-то укрупнил, что-то отсеял. В итоге такой многослойной оценки общее впечатление достоверности от рассказанного приумножается. Читатель получил возможность и подумать и поверить.

В прямом авторском повествовании характеризуются рассказы Мазая. Он вспоминает события, случившиеся с его знакомыми – тут включаются их реплики и даже рассказ - самопризнания одного из охотников о том, почему и зачем он берет с собой горшок с угольками. 

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков. 

«Что ты таскаешь горшок с угольками?»

Больно, родимый, я зябок руками;

Ежели зайца теперь сослежу,

Прежде я сяду, ружье положу,

Над уголечками руки погрею,

Да уж потом и палю по злодею!

«Вот так охотник!» – Мазай прибавлял.

 Я, признаюсь от души хохотал.

 

Впрочем, милей анекдотов крестьянских

 ( Чем они хуже, однако дворянских?)

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рисует яркую картину весеннего половодья и замечательный образ старика Мазая, спасающего зайцев. Здесь он осуждает мужиков, которые бессмысленно губят зайцев.  

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?..

В эпизоде с зайчишками открывается богатый нравственный мир одинокого старика, свойственные ему чувства справедливости и ответственности за слабого. Попавшие в половодье в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой невозможно. И он помогает, вытаскивая их из воды, подбирая с уцелевших бугорков, пеньков, кочек, зацепив багром бревно на котором спасались зайцы.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем собралися гурьбой

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

"То - то!- сказал я, - не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"

Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка.

Взял и его - тягота невелика!

Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха -

Еле жива, а толста как купчиха!

Я ее, дуру, накрыл зипуном -

Сильно дрожала... Не рано уж было.

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

Он понимает как опасна перегрузка лодки.

"Взял бы я вас - да потопите лодку!"

Жаль их, однако, да жаль и находку -

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...

Дедушка Мазай слышит как односельчане смеются над ним, но все таки он был решителен в своем намерении спасти зайчиков.

Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

"Глянь - ко: что делает старый Мазай!"

Наиболее обессиливших в борьбе со стихией он даже взял домой, дабы за ночь они «Высохли, выспались, плотно наелись».

Только на лодке две пары осталось -

Сильно измокли, ослабли; в мешок

Я их поклал - и домой приволок,

За ночь больные мои отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись.

В самые ответственные моменты спасения он настолько сроднился со страждущими зверьками, что начинает с ними говорить, надеясь поддержать их; он считал себя и их чем-то единым.

Мы за деревней в реке очутились.

И все это переживает заядлый охотник, который следуя внутреннему убеждению строго блюдет , в соответствии с его представлениями о живом, установленные сроки охоты: 

« Не попадайтесь зимой!»

Я их не бью ни весною, ни летом:

В некрасовских произведениях для детей устойчив присущий народному миропониманию мотив: живущий в природе человек осознает трудности, выпавшие на долю беззащитных существ, стремится вывести их из беды.

Неназойливо включенный в мир Мазая и его друзей, завороженный всем строем произведения Салтыков воспринимал его учительское начало, обязательное, с точки зрения автора, для народной книги, обращенной и к детям и взрослым.


Похожие работы:

  1. • Детская литература
  2. • Жизненный путь Н.А. Некрасова
  3. • Жизненный путь Некрасова
  4. • Формирование у младших школьников умения наблюдать в ...
  5. • Русское народное творчество и литература для детей
  6. • Гламур. Характер и родовые черты
  7. • Развитие творческих способностей на уроках физики ...
  8. • Боевая сатира
  9. • Мой Некрасов
  10. • Лирика Некрасова конца 60-х годов
  11. • Маска, дикость, рок (Перечитывая Вампилова)
  12. • Настоящее и будущее России в произведениях Н.А.Некрасова.
  13. • Настоящее и будущее России в произведениях Некрасова
  14. • Нарушенная трубная беременность слева по типу трубного ...
  15. • Израильское царство после распада единого еврейского ...
  16. • Русские былины как средство приобщения детей шести ...
  17. • Рубенс. Пир у Симона Фарисея
  18. • Фразеологические синонимы-антонимы со значением внешность ...
  19. • Русская фразеология и выразительность речи
Рефетека ру refoteka@gmail.com