Рефетека.ру / Психология и педагогика

Реферат: Деструктивность семейных отношений как фактор нарушений психического развития у детей

Деструктивность семейных отношений как фактор нарушений психического развития у детей

В.Б.Никишина

В настоящее время педагоги и психологи все большее внимание уделяют изучению влияния внешней среды, в том числе семьи, на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Однако в течение длительного времени в истории исследования проблем причинной обусловленности отклонений в развитии психической сферы детерминантами большая часть работ была посвящена определению доли генетических и средо-вых компонентов изучаемых признаков. Все негенетические факторы оценивались суммарно, недифференцированно и объединялись в группу средовых. Однако невозможно оценить всю структуру причин формирования патологии, не учитывая различий средовых условий. Поэтому необходимо выделять у каждого обследуемого ребенка общую и различающуюся среду.

Общая среда - это те внешние условия, которые совпадают у обследуемых (сравниваемых родственников): образование родителей, их социальный статус, материально-экономические условия семьи, психологические особенности родителей и т.д.

Различающаяся среда - это те внешние условия, которые у обследуемых (сравниваемых родственников) не совпадают: они могут обучаться в разных школах, разных классах, ходить в различные секции и т.д.

Для оценки влияния генетических и средовых составляющих в формировании когнитивной и личностной сфер ребенка важными являются также параметры семейной конфигурации: количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка, интервал между рождениями и т.д.

Согласно предположению ряда исследователей, тип семейных отношений определяется степенью их конфликтности, способами разрешения конфликтов. В частности, родители, которые не могут разрешить существующие между ними проблемы другими способами, используют свои отношения с детьми как возможность выхода из конфликтной ситуации. Степень включенности детей в эту ситуацию обуславливает различия в их семейной среде. С другой стороны, дети могут разрешать свои собственные конфликты, изменяя степень близости друг с другом, с родителями, и, таким образом, увеличивать значимость различающейся среды.

Следовательно, условия развития детей в одной и той же семье могут оказаться в значительной степени не похожими: к ним по-разному относятся окружающие, они имеют разных друзей и разные интересы, по-разному реагируют на одни и те же события и по-разному относятся друг к другу. Важно отметить, что многие особенности среды, которые, на первый взгляд, могут показаться «общими», при более тщательном анализе оказываются «различающимися». Так, одно и то же семейное событие, например, развод родителей, может быть совершенно по-разному воспринято двумя детьми и иметь для них совершенно разные последствия.

Можно сделать вывод, что различающаяся среда, или среда, не совпадающая у членов одной семьи, в значительной степени определяет вариативность показателей личностной сферы и влияет на вариативность показателей интеллекта.

Д. Роу показал, что некоторые сре-довые условия развития могут зависеть от генотипа: чем больше генетическое сходство между родственниками, тем более похожим образом они оценивают условия, в которых живут.

Наиболее последовательно генетический анализ средовых показателей был проведен в исследовательском проекте «Различающаяся среда и развитие подростков», выполненным под руководством Девида Рисса. В работе сравнивалось сходство пар подростков, живущих в одной семье и имеющих разное количество общих генов - МЗ и ДЗ близнецы, сибсы (родные братья и сестры, живущие в одной семье) и дети, живущие в сводных семьях (сибсы, имеющие одних и тех же родителей, но живущие с матерью и отчимом или с отцом и мачехой; полусиб-сы, у которых совпадает только мать или отец; сводные братья и сестры). Полученные результаты свидетельствуют о том, что параметры взаимодействия подростков с родителями (вариативность этих параметров) оказываются связанными с генотипом. Особенно это касается показателей эмоциональности общения, настойчивости, включенности, асоциального и просоциального поведения, более четверти вариативности которых определяется генотипом. Поведенческие характеристики, которые отражают менее общие переменные и связаны с разрешением проблемных ситуаций, как оказалось, не испытывают влияния генотипа. Средние для всех переменных показатели наследуемости равны 0,21 (отношение к матери) и 0,23 (отношение к отцу).

Еще большее внимание средовым условиям развития придает Р. Кейрнс. В своих работах этот ученый подчеркивает, что исследование именно средовых условий является ключом для понимания механизмов генотип-средового взаимовлияния.

В целом эти данные показывают, что исследование роли генотипа и среды в развитии некоторой психологической характеристики должно учитывать условия, в которых происходит развитие и в которых могут возникать разнонаправленные влияния, изменяющие как абсолютную величину изучаемой характеристики, так и соотношение генотипиче-ских и средовых факторов в детерминации ее вариативности.

Чем больше выражена генетическая детерминированность изучаемой характеристики, тем в большей степени вариабельность развития зависит от фиксированных параметров генофонда. Чем более значительны тенденции в социальных влияниях, тем в большей степени средовая детерминанта определяет тип и характер развития.

Если для задержанного типа развития вклад генетической составляющей − 0,698, то степень выраженности генетической детерминированности при У/О выше (0,872). Для умственной отсталости, как формы психического недоразвития, характерно более выраженное влияние генотипа.

Исследования роли параметров общей среды в семьях детей с нарушениями умственного развития, а именно: образование родителей, их социальный статус, род деятельности, место жительства и т.д. − достаточно подробно представлены в работах Г.Б. Шаумарова и других. Однако содержательное исследование параметров образа жизни с позиции оценок одних и тех же характеристик одновременно и детьми, и родителями не проводилось.

Для исследования роли параметров образа жизни семьи, имеющей детей с различным типом развития, была составлена анкета. В анкетировании принимали участие дети с умственной отсталостью и задержкой психического развития, а также их родители. Аналогичная процедура исследования проводилась и в группе детей с нормальным развитием. Анкета была составлена с использованием вопросов закрытого типа и проводилась в двух вариантах: для детей и для родителей. В первой части анкеты содержались вопросы, касающиеся характера внутрисемейных отношений, семейных привычек и традиций. Во второй части анкеты включались вопросы об особенностях отношений родителей и детей. В исследовании принимали участие 182 ребенка, из них 60 - с нормальным развитием, 62 - с ЗПР (задержкой психического развития) и 60 - с У/О (умственной отсталостью), а также 182 родителя (в таком же количественном соотношении). Полученные результаты представлены в табл. 1,2:

Таблица 1

Результаты исследования параметров образа жизни в семьях, имеющих детей с нормальным развитием, задержанным и недоразвитием (F* - Фишер; α = 0,05)

№ п/п

Параметры образа жизни

Норма (1)

F*

ЗПР (2)

F*

У/о (3)

F*

Дети (п)

Род. (п)

Дети (п)

Род. (п)

Дети (п)

Род. (п)

1.

Эпизодическое употребление алкоголя одним или двумя родителями

15

11

0,89*

31

20

2,02*

40

29

2,04*

2.

Регулярное употребление алкоголя одним или двумя родителями

4

2

0,85*

13

6

1,77*

31

19

2,24*

3.

Частые конфликты, ссоры в семье, в отношениях между родителями

16

12

0,87*

32

21

2,08*

48

32

3,16*

4.

Отношения родителей и детей отстраненные, эмоционально холодные

11

9

0,49*

34

20

2,56*

42

30

2,25*

5.

Отношение родителей попустительское, они не знают, где большую часть времени проводят их дети.

10

6

1,08*

36

25

1,99*

39

19

3,73*

6.

Отношение родителей к ребенку агрессивное.

9

5

1,15*

31

22

1,64*

43

31

2,27*

7.

Отношение родителей к ребенку придирчиво требовательно

12

15

0,66*

41

32

1,65*

43

26

3,19*

Условные обозначения:

1 — группа детей с нормальным развитием и их родители

3 — группа детей с УО и их родители;

2 — группа детей с ЗПР и их родители;

- различия статистической достоверности.

Таблица 2

Результаты значимости различий характера социально-семейных отношений в группах детей с различными типом развития и их родителей (F* - Фишер; α = 0,05)

№ п/п

Параметры образа жизни

F*(в группах детей)

F* (в группах родителей)

1-2

1-3

2-3

1-2

1-3

2-3

1.

Эпизодическое употребление алкоголя одним или двумя родителями

2,89*

4,73*

1,88*

1,78*

3,57*

1,82*

2.

Регулярное употребление алкоголя одним или двумя родителями

2,37*

5,93*

3,60*

1,47*

4,57*

3,02*

3.

Частые конфликты, ссоры в семье, в отношениях между родителями

2,86*

6,18*

3,38*

1,74*

3,89*

2,18*

4.

Отношения родителей и детей отстраненные, эмоционально холодные.

4,32*

6,01*

1,74*

2,28*

4,25*

2,00*

5.

Отношение родителей попустительское, они не знают, где большую часть времени проводят их дети.

4,92*

5,66*

0,79*

4,05*

3,02*

0,99*

6.

Отношение родителей к ребенку агрессивное.

4,28*

6,70*

2,48*

3,81*

5,44*

1,49*

7.

Отношение родителей к ребенку придирчиво требовательно.

5,37*

5,98*

0,66*

3,07*

2,00*

0,91*

Условные обозначения:

1 — группа детей с нормальным развитием и их родители;

 3 — группа детей с УО и их родители;

2 - группа детей с ЗПР и их родители;

На основании полученных результатов можно отчетливо выделить следующие тенденции:

1) Выделенные параметры неблагополучия в характере образа жизни семей значимо отличаются в семьях, в которых формируются дети с нормальным, замедленным типом развития и с недоразвитием. Так, установлено, что по эпизодическому и регулярному употреблению алкоголя одним или двумя родителями (и по ответам детей, и по ответам родителей) фиксируется значимо более высокая частота употребления в семьях с низкими показателями умственного развития детей, чем в семьях нормально развивающихся детей. Эта тенденция проявляется тем более значительно, чем глубже форма умственного недоразвития детей. Данные результаты показывают, что данную характеристику можно включить в качестве количественной и качественной характеристики таких форм психического дизонтогенеза, как ЗПР и У/О.

2) Высокая конфликтность отношений устойчиво проявляется в оценках родителей и их детей с ЗПР, У/О. Это свидетельствует о том, что высокую конфликтность в отношениях можно включить в устойчивый средовой фон формирования детей таких категорий.

3) В системе отношений родители -ребенок отчетливо проявляются деструктивные тенденции в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Так, в семьях детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития дети значительно чаще определяют их отношения с родителями как безразличные, дистанцинированные, равнодушные, включающие агрессивные способы решения проблем со стороны родителей. В то же самое время и родители детей с У/О, и родители детей с ЗПР указывают на малую осведомленность о режимных моментах в отношениях с их детьми, говорят о том, что не осведомлены о школьных проблемах, друзьях и образе жизни, круге интересов собственных детей.

4) Анализ социально-семейных отношений в семьях детей с нарушением умственного развития позволяет выявить деструктивные тенденции, которые одновременно можно включить в комплекс неблагоприятных социально-средовых влияний.

В последние десятилетия проявляется все больший интерес исследователей к таким схемам анализа, которые позволяют не только оценить отдельные компоненты фенотипических дисперсий, но и понять, какие качественные особенности стоят за формальными показателями, определяющими долю средовых дисперсий в общей фенотипической дисперсии признака. Этот интерес стимулирует исследование различающейся среды, которая определяет значительную часть вариативности психологических характеристик.

Результаты исследования различающейся среды показывают, что некоторые средовые параметры необходимо включать в анализ детерминирующих механизмов, опосредующих развитие и формирование психологических характеристик ребенка в норме и при нарушении развития.

Все описанные тенденции имеют под собой экспериментальные обоснования, но, поскольку исследование новой проблематики только начинается, эти обоснования можно рассматривать скорее как иллюстрации, чем как исчерпывающие экспериментальные доказательства, и вряд ли механизмы среды в формировании разнообразных типов развития можно свести только к описанным параметрам. Скорее, вопрос надо ставить шире: какое соотношение средовых взаимодействий определяет данный конкретный тип развития.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Похожие работы:

  1. • Задержка психического развития
  2. • Пограничные психические расстройства у детей ...
  3. • Дефектология
  4. • Игра - ... интеллектуальных нарушений у детей с ...
  5. • Коррекционная педагогика. Возрастная психология
  6. • Семья как источник психической травмы у ребенка
  7. • Теоретический анализ к подходу изучения детей с ...
  8. • Системный анализ особенностей фонематического ...
  9. • Связная речь младших школьников с общим ...
  10. • Исследование уровня субъективного контроля
  11. • Детский аутизм
  12. • Психическое развитие слепого ребенка
  13. • Особенности внимания у детей с задержкой психического ...
  14. • Психологические условия коррекции нарушений пространственного ...
  15. • Ранний детский аутизм
  16. • Ненормативное развитие и развитие, осложненное дефектом
  17. • Методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с ...
  18. • Специальная психология
  19. • Межличностные отношения детей с задержкой ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com