Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Проблема личности в художественной культуре Западной Европы и русского средневековья XVII века

Проблема личности в художественной культуре Западной Европы и русского средневековья XVII века

Ю.П. Кондратьев, С.-Петербург

В понятие «художественная культура», как правило, включают многообразные группы процессов и явлений. В данной статье рассматривается аспект развития социального субъекта-личности в мироощущении западноевропейской интеллигенции XVII столетия и русского средневекового сознания.

Антитезой гармоничности Возрождения в понимании идеала нормативности Человека явился обнаруженный философией Нового времени драматизм существования личности в зыбком, меняющемся мире. Психологическое знание мыслителей-естествоиспытателей, раскрывающее природу психического, касалось учений о живом человеке как механической системе (Декарт), о его чувствах и аффективных переживаниях в процессе интроспективного потока сознания. Так, Лейбниц вплотную подходит к раскрытию бессознательных психических актов, рефлекторной природы активности нервной системы. Складываются своеобразные взгляды на сенсорно-ассоциативные процессы (Гоббс, Локк). Методологическая работа, проделанная западноевропейскими мыслителями XYII века, явилась естественнонаучной основой понимания и отражения нормативности личности в художественной культуре того времени.

Ряд исследователей (Б.Р. Виппер, Г.Н. Бояджиев, М.С. Каган и др.) отмечает, что в XVII веке образ человека, его место в мире не столь самоуспешно, как в эпоху Возрождения. Человек в значительной мере зависит от обстоятельств, глубоко чувственен. Его мироотражение порой иррационально, иллюзорно (Рембрандт, Веласкес, Шекспир).

Своеобразие светскости процесса художественного творчества и понимания психического мира личности в Западной Европе XVII века достаточно ярко обнаруживается при сопоставительном рассмотрении этого хронологического ряда в позднем русском средневековье (см.: Кондратьев Ю.П. Проблема художественного образа в эстетико-педагогических воззрениях русского средневековья (XVII в.). СПб., 1992. Рук. деп. в ИНИОН РАН № 47237 от 03.11.1992). Художественное мышление развивалось на Руси в эпоху средневековья в рамках строгой, канонической теории образа, разработанной византийской теологической гносеологией. В процессе творческого созидания русское средневековое художественное мышление отличается стремлением к самобытности, поскольку религиозный канон содержал лишь «отворческие» требования к пониманию личности - тройственность в отражении «по образу, подобию и по существу» (М.В. Бражников, В.В. Бычков, А.П. Валицкая и др.).

Таким образом, диалог психологизма личности в художественных культурах Западной Европы и русском средневековье XVII века был значительно затруднен - в силу разной направленности в отражении основных представлений о природе психического в Бытии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


Похожие работы:

  1. • Художественная культура стран западной Европы времен ...
  2. • Русская средневековая эстетика
  3. • Восприятие русскими иностранцев по русским источникам ...
  4. • Литература Западной Европы XVII века
  5. • Эстетика русской культуры
  6. • Философско-эстетические следствия научной революции и ...
  7. • ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры
  8. • Искусство Москвы 17 века
  9. • Русская архитектура XVII века
  10. • Быт русского народа XVI - XVII веков
  11. • Сравнительный анализ русских храмов домонгольского периода и ...
  12. • Средневековая культура западной Европы
  13. • Древнерусский костюм до XVII века
  14. • Европейская культура нового времени
  15. • Средневековая культура Западной Европы
  16. • Особенности развития и влияние экономики США ...
  17. • Особенности культуры средневековья
  18. • Социально-экономическое развитие России во II половине XVII ...
  19. • Художественная культура в работе библиотек с ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com