Рефетека.ру / Психология

Реферат: Коммуникативный подход Карла Роджерса


Оглавление.


1.Введение
2.КарлРоджерс–человекиегоидеи.
3.Свойстваотношений,которыеспособствуютличностномуросту.
4.4-екачества,необходимыедляразвивающегообщения.
а).Конгруэнтность
б).Принятиесебя.
в).Принятиедругого
г).Эмпатическоепонимание.
5.Сотрудничествоикооперациякакусловияразвивающегообщения.
6.Изменениемежличностныхотношенийвгруппе.
7.Овлияниируководителянаформированиеусловийразвивающегообщения.
а).ГотаммаБудда
б).ПреподобныйСергийРадонежский.
8.К.Роджерсогрупповойпсихотерапии.
а).Стадиигрупповогоразвития.
б).Изменениявовзаимоотношенияхврезультатегрупповойпсихотерапии.
в).Заключение
9.ГдеможетбытьиспользованаконцепцияразвитияличностиипомогающихотношенийК.Роджерса.
10.ЛичныемыслипоповодуобученияиученияК.Роджерса.
а).Учебныезаведения.
б).Усовершенствованныйпроект.
в).Будущеезависитотнас.
11.Заключение.


КоммуникативныйподходКарлаРоджерса.
Условияразвивающегообщения


Введение.

Тему«КоммуникативныйподходКарлаРоджерса.Условияразвивающегообщения»явыбралапотомучто,хочуизучить,азатемиприменятьнапрактикепринципымежличностногообщенияК.Роджерса.К.Роджерсмнеинтересен,какчеловекикакученый–исследовательвобластипсихотерапии.Онвыделилвсего4-екачества,необходимыхдляуспешногомежличностногообщения:конгруэнтность,принятиесебя,принятиедругогоиэмпатическоепонимание.Каждоекачествонепосредственновытекаетизпредыдущего,чтоспособствуетлегкомувосприятиюизапоминаниютеорииРоджерса.
МеняоченьрадуетоткрытиеРоджерса,котороеутверждает,что«самоеглубокоевнутреннееядрочеловеческойприродыдвижетеговперед».Этооткрытиесоответствуетрелигиозномуучению,вкоторомговорится,что«вседороги,независимочерезАдилиРай,ведуткБогу»,этозначит,чторазвитиечеловечествадвижетсявпередксовершенствучерезиспытанияитрудности,ошибкиивременнуюдеградацию.
СамК.Роджерсвыросврелигиознойсемье.Впоследствиеонотошелотрелигииивсвоихтрудахнеупоминалобиблейскихзаповедях.Коткрытиюзаконовчеловеческойприродыонпришелблагодаряисследованиямвобластипсихотерапиии1000-амчасам«интимногообщениявовремяпсихотерапевтическихсеансовссамымиразнымилюдьмисцельюпомочьимвихпроблемах».
Библейскиезаповедимневспомнились,когдаязнакомиласьсучениемРоджерса.Заповедь«Возлюбиближнего,каксамогосебя»вспоминается,когдачитаешьвкнигеРоджерса«Взгляднапсихотерапию»окачествахконгруэнтостиипринятиисебя.Принятиесебятаким,какойтыесть,(т.е.полюбитьсебя),атакжеумениебытьтем,ктотыестьнасамомделе(т.е.бытьконгруэнтным)-первыедвакачества,необходимыедляуспешногообщения.Есличеловекуудаетсяприобрестиэтидвакачества,тоестественнымобразомунеговозникаютследующиедвакачества:принятиедругогоиэмпатическоепонимание,т.е.человекстановитсяспособнымпонятьиполюбитьдругогочеловека.
ЧитаяобЭмпатическомпонимании,чтозначитпоРоджерсу«понятьстрах,гневилисмущениедругого,какбудтоонивашисобственные»,вспоминаетсябиблейскаязаповедь«Несудите,данесудимыбудете».«Наша1-яреакциянабольшинствоутвержденийдругихлюдей»–пишетРоджерс–«состоитскореевнемедленнойихоценке,чемвпонимании,мыпочтинемедленнодумаем:«Этоправильно»,«Этоглупо»,«Этоненормально»(1,с.60).К.Роджерсутверждает,чтоэмпатическоепониманиеведеткпозитивнымизменениямитого,ктопроявляетэтопониманиеитогоккомуоноотносится.
ЗнаменитаяфразаИисусаХриста«ЦарствиеБожиевнутринас»приходитвголову,когдачитаешьследующиестроки:«Однойизважныхконечныхцелейпсихотерапииявляетсято,когдаиндивидчувствует,чтооннравитсясебе,искреннеценитсебя,какцелостноефункционирующеесущество.Приэтомвозникаетчувствоспонтанногосвободногоудовольствия,примитивнаярадостьжизни,подобнаятой,котораявозникаетуягненка,пасущегосяналугу,илидельфина,резвящегосявводе.Эточто-тоестественноедляорганизмамладенца,что-топотерянноенамивдеформирующемпроцессеразвития».«Нашеобществозатираетнас»–говоритпациентканасеансепсихотерапииК.Роджерсуна33-йбеседе–«Возможно,детибогаче,чеммы.Можетбыть,эточто-то,чтомыпотеряли,вырастая».«Будьтекакдети»–говорилИисусХристос–«ВнихестьцарствиеБожие»НеэтулизнаменитуюфразуимелввидуРоджерс,когдаписалобощущениисебя«целостнымфункционирующимсуществом»?
Аможетбыть,научныйподходквопросамразвитиячеловекаимежличностногообщениябылдлянегоболееинтересенчемрелигиозный,ипричинасовпадениязаключаетсявдругом.
«Яочарован,когдачувствую,чтоблизоккпониманиюкаких-тозаконовприроды»–писалРоджерс–«Мненравитсяточностьиизяществонауки.Язабываюосебе,созерцаяэтуизящность»(Роджерс).
Извышесказанногоможнопредположитьвывод,чтонаукаирелигиядвижутсянавстречудругдругу.
Литературудлянаписанияданнойработыяподбиралатакимобразом,чтобыподтвердитьэтопредположение.Кроме3-хкнигК.РоджерсаяиспользовалакнигиК.Рудестама,П.Глоба,А.Клизовского,Р.Баха,Е.Рерих.

КарлРоджерс–человекиегоидеи.

«КарлРоджерс–одинизпатриарховпсихологическойнауки20-гостолетия.Вместестем,егофилософия,воплотившисьвличностномподходевпсихотерапии,длямногихегосовременников,коллегилюдейпрофессиональнодалекихотпсихологии,приобреламетафизическоезвучаниеизначимостьсистемыморальныхпринципов.
ВсянаучнаядеятельностьипрактикаКарлаРоджерсакакпсихотерапевтанапротяжениишестидесятилетий,начинаяссередины1920-хгодовивплотьдоегосмертив1987годуввозрасте85лет,былавсецелопосвященапроблемамчеловеческогообщенияипонимания,утверждениюпринципов,накоторыхдолжностроитьсясовершенноособое«терапевтическоеотношение»,выходящее,однако,запределысугуботерапевтическойситуации,поскольку,здесьречьидетобуниверсальноймоделираспределенияответственности,компетенции,инициативыврамкахподлинногопартнерства.
КарлРоджерсбылпионеромвразработкеновогоподходавобластипсихотерапии,известногокак«клиентоцентрированный»подход.Емупринадлежитбезусловноелидерствовразвитииираспространенииметодаинтенсивнойгрупповойпсихотерапии,основанногонавзаимодействиииндивидуальногоопытавгрупповомобщении».(3,с.5).
КарлРоджерсявляетсяоднимизоснователейгуманистическойпсихологии.
Чтожетакоегуманистическаяпсихология?
.«Гуманистическаяпсихология,или«третьясила»впсихологии,какнаучноетечениевозниклав50-хгодах20-говека,противопоставляясебядвумужесуществующимнаправлениям–бихевиоризмуипсихоанализу.Наосновегуманистическойориентациипоявилосьдвижениезаразвитиепотенциалачеловека,ценностикоторогоразделялиученые,педагоги,бизнесмены,священникиипредставителидругихинтеллектуальныхпрофессий».(1,Е.И.Исенина,предисловие,с.8).
К.Роджерс–выдающийсяисследовательразвитияличностичеловека.
«ТайнастановленияРоджерсакакпсихологагуманистическойориентации,вероятно,связанасеголичностьюитысячамичасовинтимногообщениявовремяпсихотерапевтическихсеансовссамымиразнымилюдьмисцельюпомочьимвучебных,профессиональных,личныхисупружескихпроблемах».(1,Е.И.Исенина,с.8)
«Явысокоценючеловека,-писалРоджерс.–Извсехневероятныхформживойинеживойприроды,существующихвоВселенной,уиндивида,мнекажется,самыйизумительныйпотенциал,самыебогатыевозможностидлявсеболееразностороннегоразвития,самаябольшаяспособностькосознаниюсвоейжизни.Ямогуутверждать–мойопытговоритотом,чтоиндивидпредставляетсобойглавнуюценность».(1,с.11)
Будучиувлеченпсихотерапией,Роджерссталнетолькопсихотерапевтом,ноивыдающимсяисследователемразвитияличностичеловека.Вероятно,восновеэтоголежалоегоособоеотношениекнауке:«Мненравитсяточностьиизяществонауки.Язабываюосебе,созерцаяэтуизящность.Мненравитсясоздаватьгипотезыипроверятьих,опираясьнасуровуюреальность.Яочарован,когдачувствую,чтоблизоккпониманиюкаких-тозаконовприроды».(1,с.9)
К.Роджерсупринадлежитоткрытиеположительнойсутичеловеческойличности.
«Одноизсамыхреволюционныхпредставлений,вытекающихизнашегоклиническогоопыта,заключаетсяврастущемпризнаниитого,чтосамоеглубокоевнутреннееядрочеловеческойприроды,самыеглубинныеслоиеголичности,основаего«животнойприроды»посуществусоциализированы,реалистичныидвижутеговперед.
Этаточказрениянастолькочужданашейсовременнойкультуре,чтояинеожидаю,чтоонабудетпринятабезтщательногоисследования».(1,с.135).

Свойстваотношений,которыеспособствуют
личностномуросту.
.
«Мойинтерескпсихотерапиипобудилуменяинтересковсемвидампомогающихотношений.Подэтимтерминомяпонимаюотношения,вкоторыхпокрайнеймереоднаизстороннамереваетсяспособствоватьдругойстороневличностномросте,развитии,лучшейжизнедеятельности,развитиизрелости,вуменииладитьсдругими.
Каковыжесвойстваотношений,которыедействительнопомогаютиспособствуютличностномуросту?
Вэтойобластинепроводилосьмногоисследований,ното,чтоесть,возбуждаетинтересивызываетнаразмышления.Интересныедоказательствасодержиттщательноеизучениеотношениймеждуродителемиребенком,проведенноенескольколеттомуназадБолдуиномидр.винститутеФелса.Извсехсочетанийразличныхотношенийкдетямнаиболееспособствуетразвитиюотношение«принятие–демократичность».Дети,имеющиесродителямитеплыеиравноправныеотношения,показалиускорениеинтеллектуальногоразвития(увеличение10),развитиетворчества,эмоциональнойзащищенностииконтроля;онименеевозбудимы,чемдети,неимеющиесродителямитакихотношений.Хотявначалеихсоциальноеразвитиешломедленно,кшкольномувозрастуонисталипопулярными,доброжелательными,неагрессивнымилидерами.
Втехслучаях,гдеотношениеродителейбылоопределенокак«активноотвергающее»,удетейнаблюдалосьнебольшоеотставаниевумственномразвитии,относительноплохоеиспользованиесвоихспособностейинекотороеотставаниевтворчестве.Онибылиэмоциональнонеустойчивы,непослушны,агрессивныисклонныссориться.Детиродителейсдругимивидамиотношенийпосвоимкачествамотносятсякгруппе,промежуточноймеждуэтимидвумя».(1,с.83-84)
«Другоеинтересноеисследованиепосвященотому,какчеловек,которомупомогают,воспринимаетэтоотношение.Хайне(11)изучалиндивидов,пришедшихзапсихотерапевтическойпомощьюкпсихоаналитику,напсихотерапиюАдлераинапсихотерапию,центрированнуюнаклиенте.Независимооттипапсихотерапииэтиклиентысообщалиосходныхизмененияхвсебе.Когдаихспрашивали,чемвызваныпроисшедшиевнихизменения,ониприводилиобъяснения,различающиесявзависимостиоториентациитераписта.Однакоболееважнымбылоихединодушноемнениеотом,какиеотношениясврачомпомоглиим.Ониуказали,чтоизменениявызваливнихследующиекачестваотношений:доверие,котороеоничувствоваликтераписту,пониманиеихврачом,чувствосамостоятельностиввыборахирешениях.Наиболееэффективнымбылметодобщениятерапистаспациентом,когдапервыйпрояснялиоткрытоговорилотехчувствахпациента,кпониманиюкоторыхпациентприближалсянеуверенноибезполнойясности.
Изэтихразличныхисследований,мыможемзаключить:важнееявляютсяотношенияичувстватераписта,чемеготеоретическаяориентация.Егометодыисредстваменееважны,чемегоотношениекклиенту.Такжестоитзаметить,чтонеменееважно,какклиентвоспринимаетотношениеиметодытераписта.Именноэтовосприятиеявляетсярешающим».(1,с.85-87)

4-екачества,необходимыедляразвивающегообщения.

КарлРоджерсвыделил4-екачества,которыенеобходимыдляуспешногоиразвивающегообщениялюдейдругсдругом.

1-екачество–конгруэнтность.

«Конгруэнтность–термин,которыймыиспользуемдляобозначенияточногосоответствиянашегоопытаиегоосознания.
Этозначит,чтомненужнознатьсвоисобственныечувстванастолькохорошо,насколькоэтовозможно,анепоказыватькакое-либоотношениекчеловеку,чувствуясовсемдругоенаболееглубокомилиподсознательномуровне.Откровенностьтакжевключаетжеланиевыражатьвсловахиповедениисвоиразличныечувстваиотношения.Толькотакмоиотношениямогутбытьправдивыми,аэтооченьважно.
Вкачественаглядногопримеравозьмемчеловека,которыйиспытываетгнев,участвуявгрупповойдискуссии.Еголицораскраснелось,веготонеслышангнев,онгрозитоппонентупальцем.Темнеменее,когдаегоприятельговорит:«Ладно,нестоитиз-заэтогосердиться»,онотвечаетсискреннимудивлением:«Аяинесержусь!Менявообщеэтонетрогает!Япростологичнорассуждал».Остальныечленыгруппыначинаютсмеяться,услышавэтозаявление.
Чтожездесьпроисходит?Кажется,ясно,чтонафизиологическомуровнеониспытываетгнев.Ноэтонесовпадаетсегосознанием.Науровнесознанияоннеиспытываетгневитакженесообщаетобэтом(посколькуонегонеосознает).Существуетреальноенесоответствиемеждуопытомиосознаниемимеждуопытомиобщением.
Вмоихотношенияхсдругимилюдьмияобнаружил,чтонеполучитсяничегохорошего,еслиябудупредставлятьизсебятого,кемнасамомделенеявляюсь.Налаживаниюотношенийнепоможетнимаска,выражающаяспокойствиеидовольство,еслизанейскрываетсязлостьиугроза;нидружескоевыражениелица,есливдушетывраждебнонастроен;нипоказнаяуверенностьвсебе,закоторойчувствуетсяиспугинеуверенность.Яобнаружил,чтоэтосправедливодажедляменеесложныхуровнейповедения.Непоможет,еслияведусебятак,какбудтояздоров,втовремякакячувствуюсебябольным.(1,с.58)
Еслиянеслышу,чтопроисходитвомне,невоспринимаюэтогоиз-замоейсобственнойзащитнойреакции,недающейвозможностьосознатьсвоичувства,тогдаипроисходитнеудача.
Висследованияхбылообнаружено,чтоименноэтосвойствоконгруэнтностинамисвязаносуспешнойпсихиатрией.Чембольшеискренениконгруэнтентерапиствотношенияхкклиенту,тембольшевероятностьтого,чтовличностиклиентапроизойдутизменения»(1,с.105).
«Конгруэнтность–этосоответствиенашегоопытаиегоосознание.Чтожетакоеосознаниеопытаилидаже«чувствованиеопыта»?
Частонаблюдаетсяследующаясхема:«Ятакой-тоитакой-то,ноятакиеиспытываючувства,которыесовсемнесоответствуюттому,чтояесть,ялюблюсвоихродителей,ноиногдаонивызываютуменятакое,удивляющееменя,горькоечувство.Ядействительноплохой,ноиногдамнекажется,чтоялучшедругих»
Такимобразом,сначалаговорится:«Мое«Я»отличаетсяотчастимоегоопыта.
Далее…:«Возможновомненесколько«Я»
Ещепозже…«Я–этовесьмойвнутреннийопыт»(1,с.107).

Из1-гокачества–конгруэнтности,необходимогодляуспешногообщения,непосредственновытекает2-е,аименно,

принятиесебятаким,какойтыесть.

«Мнесталолегчеприниматьсебякакнесовершенногочеловека,который,конечно,вовсенедействуетвовсехслучаяхтак,какбыонхотел.Возникаетлюбопытныйпарадокс–когдаяпринимаюсебятаким,каковяесть,яизменяюсь»
«Бытьтем,ктотыесть–значитполностьюстатьпроцессом.Толькокогдачеловекможетвбольшейстепенистатьтем,ктоонесть,бытьтем,чтоонотрицаетвсебе,возникаеткакаятонадежданаизменения.Подразумеваетлиэтобытьзлым,неконтролируемым,разрушительным?
Весьходпереживанийвпсихотерапиипротиворечитэтимстрахам.Чембольшечеловекспособенразрешатьсвоимчувствампринадлежатьемуитечьсвободно,темболееонизанимаютсоответствующееместовобщейгармониичувств.Онобнаруживает,чтоунегоестьидругиечувства,скоторымивышеназванныесмешиваютсяиуравновешиваютих.Ончувствуетсебялюбящим,нежным,внимательнымисотрудничающим,такжекакивраждебным,похотливымизлым.Ончувствуетинтерес,живость,любопытство,такжекакленьилибезразличие.Егочувства,когдаонживетрядомснимиипринимаетихсложность,действуютскореевсозидательнойгармонии,чемувлекаяегонакакой-нибудьдурнойпуть,неподдающийсяконтролю.Исходяизмоегоопыта,существоватьвовсейполноте,какуникальноечеловеческоесущество,вовсенеявляетсяпроцессом,которыйможноназватьплохим.Болееподходящееназвание–«положительный,конструктивный,реалистический,достойныйдоверияпроцесс»
Чтобыпринятьсебятакимкокойтыесть,Роджерспредлагаетвыполнятьнесколькоправил.Первоеизних:«Прочьотслова«должен».
«Некоторыеиндивидыс«помощью»своихродителейтакглубоковпиталивсебяпонятие«Ядолженбытьхорошим»или«Мнеследуетбытьхорошим»,чтотолькоблагодаряогромнойвнутреннейборьбеониуходятотэтойцели».
Другоеправило:«Прочьотсоответствияожиданиям».
«Одинизмоихпациентовговорилсбольшимпылом:«Ятакдолгопыталсяжитьсогласнотому,чтобылозначимодлядругихлюдей,адляменянасамомделенеимелоникакогосмысла!Ячувствовал,чтовкаком-тоотношениипредставляюсобойгораздобольшее».Онстаралсяуйтиотэтого–бытьтем,кемегохотеливидетьдругие».(1,c.218)
Третьеправило:«Веравсвое«Я».
«ЭльГреко,посмотревнаоднуизсвоихраннихработ,должнобытьосознал,что“хорошие”художникитакнепишут.Ноондостаточнодоверялсвоемусобственномупереживаниюжизни,процесссвоегочувствования,чтобысуметьпродолжатьвыражатьсобственноеуникальноевосприятиемира.Вероятно,онмогбысказать:“Хорошиехудожникитакнепишут,нояпишутак”.Иливзятьпримериздругойобласти.ЭрнестХемингуэй,конечно,осознавал,что“хорошиеписателитакнепишут”.Ноксчастьюонстремилсяскореектому,чтобыбытьХемингуэем,бытьсамимсобой,анесоответствоватьчьему-топредставлениюохорошемписателе.Кажется,иЭйнштейнпроявлялнеобычнуюзабывчивостьотносительнотогофакта,чтохорошиефизикинедумаюттак,какон.Вместотого,чтобыуйтиизнаукииз-занедостаточногообразованиявобластифизики,онпростостремилсястатьЭйнштейном,думатьпо-своему,бытьсамимсобойкакможноглубжеиискреннее».(1,с.234)
Четвертоеправило:«Положительноеотношениексебесамому».
«Однойизважныхконечныхцелейпсихотерапииявляетсято,когдаиндивидчувствует,чтооннравитсясебе,искреннеценитсебякакцелостноефункционирующеесущество.Приэтомвозникаетчувствоспонтанногосвободногоудовольствия,примитивнаярадостьжизни,подобнаятой,котораявозникаетуягненка,пасущегосяналугу,илиудельфина,резвящегосявводе».(1,с.131)

«Приуспешнойпсихотерапииизменяетсяотрицательноеотношениексебеиувеличиваетсяположительное.Этонелюбовьксебевсочетаниисбахвальствоминесамолюбованиеспретензией,этодовольно-такиспокойноесамоудовлетворениеоттого,чтотыесть.
ЭтокачествооченьявнопроявляетсяумиссисОуквтридцатьтретьейбеседе.
Клиент:«Менябеспокоитоднавещь…ияпоражаюсь,потомучтоявсегдамогувозвратитьсякэтому…чувству,откоторогонемогуизбавиться.Эточувствоудовлетворениясобой.Янемогусказать,чтоэтонеприятноечувство,ничеговысокомерного,нотолько…янезнаю,какбыприятное.
Терапист:«Выуверенны,чтодействительнооченьвнутреннебогатыйиинтересныйчеловек?»
Клиент:«Да,что-товродеэтого.Изатемяговорюсебе:«Нашеобществозатираетнас,имыэтопотеряли».Иопятьявозвращаюськсвоемучувству,касающемусядетей.Возможно,онибогаче,чеммы.Можетбыть,эточто-то,чтомыпотеряли,вырастая».
Терапист:«Можетбыть,унихестьмудрость,которуюмыпотеряли».
Клиент:«Верно».
ЗдесьмиссисОук,подобномногимдругимклиентам,сизвинениямиприходиткнеуверенномуосознаниютого,чтоначалаценитьсебя,нравитьсясамойсебе.Кажется,чтовозникаетчувствоспонтанногосвободногоудовольствия,примитивнаярадостьжизни,подобнаятой,котораявозникаетуягненка,пасущегосяналугу,илиудельфина,резвящегосявводе.МиссисОукчувствует,чтоэто–что-тоестественноедляорганизмамладенца,что-топотерянноенамивдеформирующемпроцессеразвития»(1,с.131).

3-екачество,ведущеекуспешныммежличностнымотношениям,этопринятиедругогочеловека.

«Чемболееяпринимаюдругогочеловека,чемболееонмненравится,темболееяспособенсоздатьтеотношения,которыеонсможетиспользовать.Подпринятиемяпонимаютеплоерасположениекнемукаккчеловеку,имеющемубезусловнуюценность,независимуюотегосостояния,поведенияиличувств.Этозначит,чтоонвамнравится,выуважаетеегокакиндивидаихотите,чтобыончувствовалпо-своему.Этозначит,чтовыпринимаетеиуважаетевесьспектрегоотношенийвданныймоментнезависимооттого,положительныеониилиотрицательные,противоречатегопрежнимотношениямилинет.Этопринятиекаждойменяющейсячастицывнутреннегомирадругогочеловекасоздаетдлянеготеплотуибезопасностьвотношенияхсвами,азащищенность,проистекающаяотлюбвииуважения,мнекажется,являетсяоченьважнойчастьюпомогающихотношений.
Янашел,чтоискреннеприниматьдругогочеловекаиегочувствавовсенетакпросто,вовсякомслучае,непроще,чемпониматьего.Действительнолиямогупозволитьдругомучеловекучувствоватьвраждебностькомне?Могулияприниматьегогневкакдействительнуюизаконнуючастьеголичности?Могулияпринятьего,еслионсмотритнажизньиеепроблемысовсемпо-другому,чемя?Могулияприниматьчеловека,которыйпрекрасноотноситсякомне,обожаетменяихочетбытьтаким,какя?Всеэтовходитвпринятиечеловека,ивсеэтонелегко.Ядумаю,чтовнашейкультуревсеподверженыследующемуштампу:каждыйчеловекдолженчувствовать,думатьиверитьтакже,какя.Мыобнаруживаем,чтонамоченьтруднопозволитьдетям,родителямилисупругамчувствоватьпо-другомувотношениикаких-либопроблем.Однакомнекажется,чторазличиямеждулюдьми,правокаждогочеловекареализоватьсвойжизненныйопытпо-своемуинайтивнемсмысл–всеэтобесценныевозможностижизни».(1,с.62)
Принять,понятьдругогочеловека,действительнооченьтрудно.Ещетруднееэтосделать,еслидругиетебянепонимают,ненавидятидажехотятуничтожить.ПоэтомуповодуестьпрекрасныйпримерРичардаБахавкниге«ЧайкапоимениДжонотанЛивингстон».(9,с.20)
-Джонотан,помнишь,какдавным-давнотыговорил,чтолюбвикСтаедолжнохватитьнато,чтобывернутьсяксвоимсородичамипомочьимучиться?
-Конечно.
-Янепонимаю,кактыможешьлюбитьобезумевшуюстаюптиц,котораятолькочтопыталасьубитьтебя.
-Ох,Флетч!Тынедолженлюбитьобезумевшуюстаюптиц!Тынедолженвоздаватьлюбовьюнаненавистьизлобу.Тыдолжентренироватьсяивидетьдобруючайкувкаждойизптиципомочьимувидетьтужечайкувнихсамих.Вотэтояназываюлюбовью.
Научитьсявидеть«добруючайку»вкаждомчеловеке,увидетьэто«позитивноетворческоеядро»внутреннейчеловеческойсущности,окоторомговорилРоджерс–наитруднейшаязадачадляобычногочеловека.Отакомвиденииещеодинпримеризтойжекниги:
«ИхотяФлетчерстаралсясмотретьнасвоихучениковсподобающейсуровостью,онвдругувиделихвсехтакими,какимионибылинасамомделе,увиделнамгновение,ноивэтомгновениеонинетолькопонравилисьему–онполюбилихвсех».

4-екачество,необходимоедляуспешногообщения–
эмпатическоепонимание,
чтоозначает«понятьстрах,гневилисмущениедругого,какбудтоонивашисобственные,новсежебезвашегособственногостраха,гневаилисмущения,связанныхсними».

«Хорошиеотношениясдругимчеловекомзначимылишьпостольку,посколькууменяестьпостоянноежеланиепониматьего–тонкаяэмпатияегочувствивысказываний,каконихпредставляетсебевэтотмомент.Принятиенестоитмногогодотехпор,покавнегоневходитпонимание.Толькотогда,когдаяпонимаючувстваимысли,которыекажутсявамтакимиужасными,такимиглупыми,такимисентиментальнымиилиэксцентричными,толькокогдаяпонимаюихтак,каквы,ипринимаюихтакже,каквы,-толькотогдавыдействительночувствуетевсебесвободуисследоватьвсеглубокоскрытыерасщелиныиукромныеуголкивашеговнутреннегоопыта».(1,с.76)

«…Исключительноважнопозволитьсебепониматьдругогочеловека.Нашаперваяреакциянабольшинствоутвержденийдругихлюдейсостоитскореевнемедленнойихоценке,чемвпонимании.Когдакто-товыражаеткакое-точувство,отношениеиливерование,мыпочтинемедленнодумаем:«Этоправильно»или«Этоглупо»,Этоненормально»,Этонеразумно»,«Этоневерно»,Этонехорошо».Оченьредкомыпозволяемсебеточнопонять,какойсмыслимеетэтоутверждениедлясобеседника.Еслибыяпозволилсебепонятьдругого,ямогбысамизменитьсяпослеэтогопонимания.Амывсебоимсяизмениться.Поэтомунелегкопозволитьсебепонятьчеловекадоконцаиполностью,понятьеготочкузренияичувства.Этотакжеслучаетсяредко.
Пониманиедругогообогащаетнассдвухсторон.Работаясклиентом,страдающимотличныхпроблем,чувствующим,чтожизньслишкомтяжела,чтобыеевынести,считающим,чтоонничегонестоитистрадающимотчувстванеполноценности,илиспсихопатомсегопричудливымвнутренниммиромипонимаяихвсех,-каждыйразчувствуешь,чтообогащаешьсебя.Воспринимаяихжизненныйопыт,яизменяюсь,становлюсьдругим,вероятно,болееотзывчивымчеловеком.Иболееважно,этото,чтомоепониманиедаетимвозможностьизмениться.Онодаетимвозможностьпринятьсобственныестрахи,причудливыемысли,чувствогоряиупадокдуха,такжекакисвоемужество,доброту,любовьинежность.Иихопыт,имойговорятотом,что,есликто-тополностьюпонимаетихчувства,ониспособнысамипринятьих.Ипослеэтогоклиентыобнаруживают,чтоичувстваионисами–изменяются».(1,с.60)
Итак,дляразвивающегообщенияРоджерссчитаетнеобходимымиследующиеусловия:
1.Конгруэнтность
2.Принятиесебя
3.Принятиедругих
4.Эмпатическоепонимание

Сотрудничествоикооперациякакусловия
развивающегообщения.

Жизньчеловека–явлениесоциальное.Человекунеобходимоощущатьсвоюпринадлежностьккакой-либогруппе.Вначалеэтойгруппойявляетсясемья,потомгруппавдетскомсаду,школеивнешкольномучреждении,впоследствиипоявляютсягруппыпоинтересам,группывтрудовыхколлективах,религиозныегруппы.«Любоеобщениевсегдабылополезноивыгоднодлялюдей,посравнениюсегоотсутствием.Известно,чтомладенцы,лишенныевтечениедлительноговременифизическогоиэмоциональногоконтактаслюдьмидеградируюти,вконцеконцовпогибают»(Э.Берн«Игры…»с.19).Погибаютбезобщениянетолькомладенцы.Безуменияладитьдругсдругомиобщатьсяпогибаютцелыегосударства.Известно,чтообщество,вкоторомсотрудничествоикооперациянеимеютместо,обреченонагибель.Достаточновспомнитьисторическийпримермонголо-татарскогонашествиянаРусь.200летРусьнаходиласьподгнетоммонголо-татарскогоига,поканеобъединиласьдляборьбысврагом.
А.Клизовскийвкниге«Основымиропониманияновойэпохи»(том1,с.242)пишет:«Развитиежизнивозможнолишьблагодарясотрудничествуикооперациивсехсилприродымеждусобою.Еслимыобратимсяотчеловеческойжизникжизнинизшихцарствприроды,товсюдуувидимцелесообразностьисогласованностьсобщимтечениемкосмическойжизни.Есливживотномирастительноммирахмывидимборьбуотдельныхвидовмеждусобою,тотакаяборьбаявляетсянеобходимойступеньюихэволюции,нокаждыйотдельныйвидневступаетвборьбуссебеподобнымиидлязащитысвоихжизненныхинтересовидостиженияболеесложныхзадачсобираетсявгруппы,встаи,встада.То,чтонедоступноодному,доступномногимприсотрудничестве.Стремлениенайтивдругомопорудлясвоейслабостивсегдапобуждалоболееслабыхвцеляхзащитысебяотболеесильныхдействоватьпротивнихсообща,организованно.Этобылопервойпобудительнойпричинойдлякооперативныхвыступлений.Вторыммотивомбыложеланиедостигнутьрезультатовнепосильныхинедоступныхдляодногочеловека.
Нодляистиннойкооперацииэтихдвухмотивовнедостаточно.Длясотрудничестваболеевысокогонеобходимаготовностьотказаотличногоэгоизма,личныхвыгодипреимуществдляобщейцелиипользы.Необходимажертвенностьисогласованностьсвоихжеланийистремленийсжеланиямиистремлениямидругих».
Какдостигнутьсотрудничестваикооперациивобществе?
Каксоздатьусловия,вкоторыхчеловекмогбыисправиться,получитьвозможностьразвиватьсяирастидуховно.
Ответынаэтивопросыяпопытаюсьдатьвследующихглавах.

Изменениемежличностныхотношенийвгруппе.

СогласнозороастрийскомуучениюсозданиенаЗемлеидеальногообщества,состоящегоисключительноизперевоспитанных,сознательных,бескорыстныхичестныхлюдейневозможно.
«Взороастризмесчитается,чтожизньчеловека,которуюондолженпройтиотначалаидоконца–эторабота,проверка,испытаниеи,самоеглавное,шансдляразвития.Атаработа,которуюмыздесьдолжныделать–этовыбор,выбормеждудобромизлом.
МирЗемли–местоочищенияинаправленымысюдаименнопотому,чтовпрошломмысделалинеправильныйвыбор,нарушивтемсамымизначальнуюгармониюмира.
Поканашмирвцеломнепреодолеетзаключенноевнемзло,онбудетиспользоватьсятолькокакместодляисправленияпровинившихся.Изначальночистыесущностивоплощаютсяунаскрайнередко,этоединичныеслучаи.Оченьмалотакжеитех,ктовтечениежизниосозналсвоиошибки,решительновсталнапутьзаметногопродвижения.Темболеенелепопытатьсявоплотитьсвоюголубуюмечтуобидеальномустройствеобществанасильственнымисредствами.Создатьтакоеобществоневозможно,егоможнотолькообъявить»(10,с.92).
Еслирассматриватьнашмиркакместодляисправленияиработы,тосамыйлучшийметодисправления–групповой.
«Обычнолегчеизменитьиндивидовсобранныхвгруппы,чемизменитьлюбогоизнихпоотдельности»(4,с.15,КуртЛевин).

«Постоянныйконтрольпоступков,словимысли,безкоторогонеможетбытьуспеханапутиксовершенствованию,почтинедоступендлянаходящихсявобычныхусловияхжизни,гдетысячивнешнихобстоятельствпостоянноотвлекаютстремящегосякцели.Жизньжесредилюдей,объединенныходнимустремлением,общимимыслямиипривычками,былавеликойпомощью,ибодавалавозможностьбезпотериэнергииразвиватьсявжелаемомнаправлении.».(Е.И.Рерих«ОсновыБуддизма»,с.30).

Возможно,поэтомусегодняогромнуюпопулярностьполучилигрупповаяпсихотерапияигруппыпсихологическойподдержки,возглавляемыеквалифицированнымипсихотерапевтамиипсихологами.«Основныезадачитакихгрупп–взаимноеисследование,получениезнанийособственнойличности,ееразвитиеираскрытие».(Barrett-Lennard,1975,4,с.15)
Целиразличныхгруппотличаютсядруготдруга.«Втерапевтическойгруппеилигруппеличностногоразвитияглавнымявляетсядушевныйкомфортихучастников.Цельюучастиявгруппахразвитияможетбытьпереживаниерадостиисамоудовлетворения.Впсихотерапевтическихгруппахзадачиобычносвязаныссамоисследованиемисамопознанием.Цельучастников–избавлениеотсерьезныхэмоциональныхпроблемилиихпредотвращение,атакжедостижениеопределенныхизмененийвповеденииипсихике».(Yalom,1975,4,с.17)
«Группывстреч-одноизвеличайшихсоциальныхизобретений60-хгодов–вбольшейстепениориентированынасозданиечувстваобщностииразвитияуучастниковспособностикустановлениюблизкихмежличностныхотношений».(KaplanandSadock,1972,.4,стр.82)

.Человекаформируетгруппа,онажеиспособнаегоизменить.
Вопрослишьвтом:«Как?»Ведьгруппасостоитизлюдейспроблемами.Чтоонимогутдатьдругдругу?Неслучайно,вобществетакмногоодинокихлюдей,которыечувствуютсебянесчастнымиибольнымиотнедостаткалюбвиитепла.
«ДэвидРизманокрестилцелоепоколение«толпойодиночек»,подчеркиваятемсамым,чтодажевприсутствиидругихчеловекможетчувствоватьсебяотрезаннымотних,изолированным,одиноким».(К.Рудестам«Групповаяпсихотерапия»)
Еслигруппа,действительно,можетизменитьчеловека,топочемужетогдачеловечествотакмалопреуспеловсвоемдуховномросте?Повидимому,главнуюпричинувпозитивномизменениилюдей,нужноискатьвповедениилидерагруппы,доказательстваэтомуяпопытаюсьдатьвследующейглаве.

Овлияниируководителянаформирование
условийразвивающегообщения.

«Втерапевтическихгруппахпредполагается,чтоквалификация,подготовкаиопытруководителянамноговыше,чемуостальныхчленовгруппы.Влияниеназначенногоруководителяогромно.То,насколькокрепкоондержитбраздыправлениявсвоихруках,сильноварьируетсяотгруппыкгруппе,норедкобывает,чтобыруководительотпустилихсовсем.Стремясьдобитьсямаксимальнойличнойответственностииавтономиичленовгруппы,руководителькакединственныйсрединихвтожевремяобязангарантироватьблагополучиекаждого.Вовсехролевыхвзаимоотношенияхповедениеруководителясводитсяквзаимодействиюсчленамигруппывтомсмысле,чтооказываемоеимвлияниезависитотготовностиилиспособностидругихвосприниматьэтовлияние».(Newcomb,TurnerandConverse,1965,К.Рудестам,Г.П.,с.33)
«Ниоднаизхарактеристикличностинегарантируетспособностистатьхорошимруководителем,хотячастовэтойсвязиупоминаютсятакиекачества,какэнтузиазм,умениедоминировать,уверенностьвсебе,развитыйинтеллект.Слэвсон(19620,специалистгрупповойтерапиифрейдистскоготолка,перечисляетследующиесвойстваличностируководителя:уравновешенность,рассудительность,зрелость,силаэго,отсутствиесклонностиктревоге,восприимчивость,развитаяинтуиция,способностькэмпатии,развитоевоображение,отсутствиесклонностикрефлексии,стремлениепомогатьдругимиустойчивостьпоотношениюксостояниямфрустрацииинеопределенности».(К.Рудестам«Г.П.,с.34)
ПоРоджерсу,мызнаем,чтонеобходимымикачествамидляпсихологаявляютсяконгруэнтность,принятиесебя,принятиедругихиэмпатическоепонимание.
«Оптимальныепомогающиеотношения–этовидотношений,создаваемыхтолькопсихическизрелымчеловеком.Или,выражаясьпо-другому,возможностьсоздатьотношения,способствующиеразвитиюдругихкакнезависимыхиндивидов,измеряетсямоимсобственнымдостигнутымразвитием»(К.Роджерс«Взгляднапсихотерапию»с.100)
«Человек,выполняющийрольпосредника(лидера),долженобладатьпреждевсегочеловечностью.Ичемболеечеловечнымбудутегоотношениясучастниками,темлучшебудутегорезультаты.
Иначеговоря,обстановкавгруппедолжнабытьнеофициальной,простой,арасстояниемеждупосредникомиучастниками–минимальным»(3,с.199)
Намойвзгляд,вкачествеидеальныхисторическихпримеровлидеровгруппможноназватьГотаммуБудду,жившегов5-омвекедонашейэрывИндии,иПреподобногоСергияРадонежского,жившегов12-омвекевРоссии.Иххарактеристикикакразсоответствуюттребованиям,которыепредъявлялисьК.Роджерсомклидерамгрупп,аименно:человечность.

ГотамаБудда.

ВеликийГотамаБудда,жившийв5-омвекедонашейэры,положилоснованиеобщине,предвидяторжествоОбщиныМира.Постоянныйконтрольпоступков,словимысли,которыйонтребовалотсвоихучениковибезкоторогонеможетбытьуспеханапутиксовершенствованию,почтинедоступендлянаходящихсявобычныхусловияхжизни,гдетысячивнешнихобстоятельствпостоянноотвлекаютстремящегосякцели.Жизньжесредилюдей,объединенныходнимустремлением,общимимыслямиипривычками,былавеликойпомощью,ибодавалавозможностьбезпотериэнергииразвиватьсявжелаемомнаправлении.
Дваправилабылинеобходимыдляпоступлениявобщину:полныйотказотличнойсобственностиинравственнаячистота;остальныеправилакасалисьстрогойсамодисциплиныиобщинныхобязанностей.Всяжизньобщиныбыластрогодисциплинированна,ибоосновойученияБуддыбылажелезнаясамодисциплинадляобузданиябеспорядочныхчувств,мыслейиразвитиянепоколебимойволи.Изтакихдисциплинированныхивоспитанныхнасуровомотказеотвсеголичного,следовательно,мужественныхибесстрашныхлюдейхотелГотамаБуддасоздатьработниковОбщегоБлага,творцовнародногосознанияипровозвестниковМировойОбщины
Общинапринималавсехбезразличиярас,каст,пола,исамыеразличныестремленияипоискиновыхпутейнаходиливнейудовлетворение.
Вобщинепроводилосьполноеравенствовсехчленов.Привыборестаршеговозрастнепринималивсоображение.Старшинствонеизмерялосьсединой.Отом,укоговседостоинствозаключалосьлишьвпреклонномвозрасте,говорилось,чтоонтщетностар.«Нотот,вкомговоритсправедливость,ктоумеетвладетьсобою,ктомудр,тотестьстарший».
Будданехотелустанавливатьслишкоммногоправил,онстремилсяизбежатьпедантичностииоднообразияуставов,избежатьсделатьобязательнымимногиезапрещения.
Всеправиластремилисьоградитьиохранитьполнуюсамостоятельностьученика.
Приемвобщинунесопровождалсяникакимиобетами.Приходящийлишьприносилготовностьслужитьучению.Когдажеэтаготовностьисчезала,ничтонесвязывалоегоостатьсявобщине.Выходизобщиныбылтакжепрост,какиприем.Многочисленныпримерылюдей,оставлявшихобщинуивозвращавшихсяпозднее.
Словоимощьубеждениябылиединственныморужием,применяемымУчителем,длявоздействиянаокружающих.Никогдаинигденевстречаеммыгневаилидажевозмущения,нолишьсуровоеутверждениеистины.«Бллагословенныйсовершененввежливостисвоейречи»–указываетученикШарипутра.
Онрассматривалдолгчеловекасточкизренияжизненнойполезности,старалсяприложитьутонченныеивозвышенныечувствакпрактическойжизни.Всегдаивовсемруководилаимцелесообразность.
ЧемглубжемывникаемвУчениеБлагословенного,темярчевыявляетсяегобеспредельноесостраданиеилюбовь,которымипреисполненывсеегомыслиидействия
«Любовь,освободительницаума,вмещаетвсебевсе,сияя,сверкаяиизлучая».
«Подобноматери,охраняющейсвоеединственноедитясвоеюжизнью,воспитывайтевсебетакуюлюбовьковсемсуществам».
ЛюбовьБудды,какнеизмеримыйпоток,немоглабытьисчерпананикакойненавистьюиливраждебностью.Напротив,враждебныевыпадыещевполневыявлялиее.Поэтомуонзавещалсвоимученикам:
«Чтобынеговорилилюдиовас,будьтосправедливо,учтивоилинеучтиво,умноилиглупо,сдобротоюилисозлобою,моиученики,выдолжныприучитьсебякэтому.Вашумдолженоставатьсячистым,незапятнанным.Такжеизлоесловонедолжноисходитьизвашихуст.Добрымиисострадательнымидолжнывыпребывать,сердцемлюбящимиинетаитьвсебененависти.Окружитетакогочеловеканепрекращающимсяпотокомлюбвеобильноймысли.И,продолжаяотнего,наполнитевесьмирпостояннымимыслямилюбвеобильнойдоброты,мыслямиширокимиирастущими,какмир,свободнымиотненависти,свободнымиотзлобы.Так,ученики,должнывывоспитыватьсебя».(МаджхимаНикая,стр.127.)
«Любовь,каконабылапреподанаБлагословенным,будучиосвобождениемума,лежалавоснованиивсегодействительновеликого».(Е.И.Рерих«ОсновыБуддизма»стр.30)


ПреподобныйСергийРадонежский.

Другойпримеррелигиозногообъединения,вкоторомбылисозданыусловияразвивающегообщения,этоБратскаяОбитель,возникшаяв12-омвекенаРусиподруководствомПреподобногоСергияРадонежского.
«ЧислоиноковвОбителидовольнодолгоограничивалосьдвенадцатьюпопричинетрудностидобываниясредствкпропитанию»
Число12неслучайно,апостоловтожебыло12.«Двенадцатигранникявляетсяоднимизсамыхсовершенныхобразований,такаядинамическаясиламожетпротивостоятьмногимнатискам.Систематическиспаяннаягруппаиз12человекможет,поистине,дажевладетьмировымиявлениями».(А.Клизовский«Основымиропониманияновойэпохи»1-йтом,с.242,«АгниЙога,с.137)
«УстановленныеПреподобнымправила,указываютнасуровостьдисциплины.Так,послевечернинеразрешалосьбратиивыходитьизкелииибеседоватьдругсдругом.Каждыйдолженбылпребыватьвсвоейкелиииупражнятьсявмолитве,вуединенномбогомыслиии,чтобырукиихнебылипраздны,заниматьсярукоделием,недаваявозможностиленостиовладетьтелом.
ЧастовглухиезимниеночиПреподобныйобходилтайнобратскиекелиидлянаблюденияисполненияправилего,иеслинаходилкогонамолитве,иличитающимкнигу,илизаручнымтрудом,радовалсядухомишелдальше;ноеслислышалпразднословящих,толегкимударомвоконцеподавалзнакопрекращениинедозволеннойбеседыиудалялся.Наутрожепризывалпровинившихсяинаставлялихкротко,носильно,иприводилкраскаянию.Приэтом,чтобынезадеть,ончастоговорилпритчами,пользуясьсамымипростымииобыденнымиобразамиисравнениями,которыеглубокозападаливдушупровинившегося.
ДругимзамечательнымправиломПреподобногобылозапрещениебратииходитьизобителиподеревнямипроситьподаяния,дажевслучаекрайнегонедостаткавпропитании.Онтребовал,чтобывсежилиотсвоеготрудаилиотдобровольных,невыпрошенныхподаяний.ТрудвегоУченииигралогромнуюроль.Самонподавалпримертакоготрудолюбияитребовалотбратиитакойжесуровойжизни,какуювелсам.Преподобныйносилводусдвумяводоносамидлябратии,мололручнымижерновами,пекпросфоры,варилквас,каталцерковныесвечи,кроилишилодежду,обувьиработалнабратию,повыражениюЕпифания,«какрабкупленный».Летомизимоюходилвтойжеодежде,ниморозегонебрал,низной,и,несмотрянаскуднуюпищу,былоченькрепок,«имелсилупротивдвухчеловек»,иростомбылвысок
Можноутверждать,чтоСергийнашелпутьксердцамнетолькопутемчудес,окоторыхзапрещалговорить,носвоимличнымпримеромвеликогосотрудничества,каквбольшом,такивмалом.Егословобылословомсердца,и,можетбыть,главнаясилаегоубежденийзаключаласьвтойнезримой,ноощутимойблагодати,котораяизлучаласьизвсегоегообаятельногооблика,умиротворяющеиободряющевлиявшегонавсехприходящихкнему»(6,с.25)
Изприведенныхпримероввидно,чтодуховноепреображениеиростчленовобществазависелвомногомотруководителя,которыйвдохновлялихнаэтиизменения.Но,какнамужеизвестно,«изначальночистыеличностирождаютсякрайнередко»,поэтомупримеров,подобныхэтим,висториичеловечествамало.Гораздобольшепримеров,когдалидерыспособствовалидуховнойдеградациисвоихпоследователей.(ДостаточновспомнитьименаНаполеона,Сталина,Гитлера.)Историческийопытучитлюдейраспознаванию.
Изэтихпримеровможносделатьзаключение,чтовыдающиесяруководителиобладалиобщимикачествами,которыеспособствовалиразвивающемуобщениюидуховномуростусвоихпоследователей,аименно::
1.Следованиепринципам,которыепроповедуешь,(самаялучшаяпроповедь–собственноеповедение).
2.Высокаятребовательностьксебеиподчиненным.
3.Строгаядисциплина.
4.Любовьклюдям.

КарлРоджерс.«Огрупповойпсихотерапии»

Более35летвцентремоейпрофессиональнойжизнибыликонсультированиеипсихотерапияиндивидов.Ипочти35летназадяпонял,чтоивгруппеможнодостичьнеменееэффективныхизмененийвустановкахиповедении.Стехпормойинтерескгруппеникогданеослабевал,нолишьпоследние7-8летяработаюнадгрупповойпсихотерапиейкакнадоднойиздвухосновныхпроблем,волнующихменявпрофессиональномсмысле(другая,по-моему,состоитвтом,чтонашимучебно-воспитательнымзаведениямкрайненеобходимабольшаясвобода).(2,с.3)
Втеоретическуюосновугрупповойпсихотерапиилегли,соднойстороныучениеЛевинаипсихологиягештальта,исдругой,-клиентоцентрированнаятерапия.Запоследнеевремятечениеобогатилосьновымитеориямииразработками(2,с.9).
Сегодня(1970г.)вСША,пожалуй,ненайдетсяболееилименеекрупногогорода,вкоторомнесуществовалибыгруппыпсихотерапиивкакой-либоформе.Чтожетолкаетлюдейвгруппыпсихотерапии?Видимо,психологическийголод–человекчто-тоищет,чегоникакнеможетнайтинисредисотрудников,нисредиединоверцев,темболеесредиоднокашников,ни,какэтонеприскорбно,средичленовсвоейсемьи.Этоголодпотеплым,теснымиискреннимвзаимоотношениям,прикоторыхможновыражатьнепосредственныепереживанияиэмоции,неподавляяине«обрабатывая»их,можноделитьсярадостямиипечалями,можнопробоватьизакреплятькакие-тоновыеформыповедения–словом,прикоторыхтебяпонимаютипринимаюттаким,какойтыесть,аотсюдапоявляетсявозможностьразвития»(2,с.15-17).

Стадиигрупповогоразвития.

К.Роджерс,врезультатемноголетнейпрактикивобластигрупповойпсихотерапии,пришелквыводу,чтокаждаягруппапроходитнесколькостадийсвоегоразвития.

1.Замешательство.Лидерилипосредникгруппыобъявляетучастникамвсамомначале,чтонесобираетсяуправлятьгруппойичтовсемпредоставляетсяполнаясвободадействий.Вполнеестественно,чтолюдипоначалутеряются,смущаются,наступаютнеловкиепаузы,разговорпочтинеподдерживается,общениеноситповерхностныйхарактер.
2Нежеланиераскрытьсяиливысказаться.Обычноучастникисначалапоказываютдругдругулишьсвою«оболочку»,ато,чтоспрятанозаней.проявляетсянесразу,сострахамииопасениями.
3Описаниепережитого.Людирассказываютофактахизсвоейбиографии.
4Выражениеотрицательныхэмоций.Первыеважныенепосредственныеэмоцииносятотрицательныйхарактериотносятсякдругимчленамгруппыиликпосреднику.
5Выражениеиисследованиеважногодляличностиматериала.Участникпонял:этагруппачастичнопринадлежитему.Ионможетпомочьразвитиюгруппы.Отрицательныеэмоциибыливыраженыиприняты,илинесовсемприняты,влюбомслучаебезкатастрофическихпоследствий.Азначитздесьесть,хотяирискованная,носвобода.Затемвгруппеустанавливаетсяатмосферадоверия,иучастникрешаетрискнуть-раскрытьхотьнемногодлядругихсвое«я».
6Выражениеспонтанныхчувствмеждуучастникамигруппы.Включениеучастникавжизньгруппыотмеченооткрытымвыражениемегонепосредственныхчувствипереживанийпоотношениюкокружающим.
7Развитиевгруппеспособностиисцелять.Однаизнаиболееудивительныхсторонжизнилюбойгруппыпсихотерапии–проявляющаясяестественнаяиспонтаннаяспособностьмногихучастниковоблегчатьиисцелятьбольистраданиеокружающих.(2,.30)

Терапевтическиевозможностигруппы.

Есливгруппевозникаетсерьезнаяситуация(например,кто-тооченьстранноведетсебя,проявляяэлементыпсихопатии),яполагаюсьнаучастников:онинеменее,аиногдаиболееменяспособныуспешнопроводитьтерапию.Профессиональныйвраччастомыслитшаблонноиемупрощеповеситьярлыкначье-топоведение,например:«Типичныйпараноик!»Врезультатеоннесколькоотстраняетсяотчеловекаисмотритнанегоскореекакнаобъекттерапии.Втожевремянеискушенныйучастникпродолжаетотноситьсякбольномукаккличности,инасколькомнеизвестно,подобноеотношениеприноситгораздобольшепользы.Поэтомуесливповедениикого-либоизучастниковнаблюдаютсяявныеотклонения,ябольшенадеюсьнамудростьгруппы.Этоиунижает,ивдохновляет.Ияубеждаюсь,какиеневероятныевозможностипомогатьдругимтаятсявкаждомобыкновенномчеловеке,икакуспешноонииспользуются,еслитолькодатьимсвободнопроявиться.(2,с.76)
8Самоприятиеиначалоизменений.Многиепонимают,чтопреждечемизмениться,имнадопройтиэтапсамоприятия.Пример:«Яоченьвластныйчеловекилюблюкомандовать.Мнедействительнонравитсяиспользоватьлюдейкакматериалдлясозданиякаких-тоновыхформ.Внутрименякакбыживетобиженныйизатравленныймальчишкаиемуоченьжалкосамогосебя.Внешнеязнающийиквалифицированныйруководитель,анасамомделе-–этомальчишка».
9Разрушениеоболочки.Постепенновгруппесоздаетсяатмосферанеприятиетогоизучастников,ктопродолжаетпрятатьсязамаскуилиширму.
10Налаживаетсяобратнаясвязьмеждуучастниками.Вовремясвободногонепосредственногообщенияучастникполучаетмассуинформацииотом,какимеговидятдругие.
11Столкновение.Хотястолкновениямогутбытьиположительными,гораздочащеонибываютотрицательными.
12Истинноеобщение.Болеетесныйипрямойконтактмеждуучастниками,-гораздорежевстречающийсявобычнойжизни.Одинмужчинасквозьслезыповедалнамосвоейтрагедии(унегоумерребенок),которуюонвпервыепережилпо-настоящему,отдавшисьгорюцеликоминесдерживаяникакихчувств.Другой,тожесполнымислезглазами,признался:«Яникогдаещенечувствовалчужуюбольтак,каксейчас–мнедажефизическибольно.Ястобой–одноцелое».Такогоистинноесопереживание,истинноеобщение.
13Выражениеположительныхчувствиблизости.Одинизучастников,пытаясьподвестисвоеобразныйитогвстречгруппы,такописалсвоиощущения:«…Этото,чтояназываюутверждением–некимутверждениемсебя,утверждениемуникальностии,одновременно,универсальностиличностныхкачествкаждого,утверждением,чточто-либопозитивноеможетпроизойтилишькогдамывместестанемчеловечнее…»
14Поведенческиеизменениявгруппе.Всамойгруппепроисходятбольшиеповеденческиеизменения.Меняютсяжесты.Меняетсятонбеседы–тотвердый,тонежный,почтивсегдаестественный,эмоциональный.Участникипроявляютудивительновдумчивоеизаботливоеотношениедругкдругу
Одинизучастниковдаетцелыйсписокизменений:«Яболееоткрыт,непосредственен,болеесвободновыражаюсвоимысли.Вомнебольшесочувствия,симпатии,терпимости.Яболееуверенвсебе,по-своемуболеерелигиозен.Болееискреннимисталимоиотношенияссемьей,друзьямиисотрудниками,яболееоткрытовыражаюсвоинастоящиечувства,симпатиииантипатии.Теперьяохотнеепредлагаюдругимсвоюпомощь».
Вототрывокиззаписейоднойженщины:«Приобретенныйвгруппеопытсразужесказалсянаотношенияхсдетьми,чтобыловажноидляменяидлямужа.Японяланасколькомнепомоглиприятиеилюбовьгруппынезнакомцев,ивернувшисьдомой,болееискреннеинепосредственновыражаласвоюлюбовькблизким.Аопытпониманияиприятиядругихоченьпомогмневотношенияхсблизкимиидрузьями.(2,с.22-50).

Изменениявовзаимоотношенияхврезультате
групповойпсихотерапии.

«Какиеизменениявовзаимоотношенияхлюдейвовремявстречилипослезамеченымною?Яличнознакомснекоторымиучастниками,укоторыхвследствиегрупповойпсихотерапиипроизошлиневероятныепеременывовзаимоотношенияхссупругом(супругой)идетьми.Мужчины,отцысемейств,впервыезамноголетнаходятобщийязыкссыновьями,материсосвоимидетьми.Преподавателииначесмотрятнастудентов,стремясьстроитьновыеотношениянаосновезаботы,участия,довериядругкдругуипредоставляястудентамвозможностьприниматьоткрытоеиполноправноеучастиевсоставлениипрограммызанятийирешениидругихвопросовобучения.Слушателидуховнойсеминарии,гделюбовьибратствосуществовалилишьнасловах(анаделе-полнаяпротивоположность:равнодушиеипочтиполноеодиночество,отчуждение),создалиатмосферуподлинногоединстваизаботыдругодруге»(2,с.94-95).


Заключение.
«Групповаяпсихотерапия,намойвзгляд,одноизсамыхуспешныхсовременныхизобретений,созданныхдлярешенияпроблемобезличивания,потерииндивидуальностиичувствареальности,отчужденностииразъединенности–этихпечальныхспутниковмногихимногихлюдей,живущихвсовременноммире(2,с.156)

«Групповаяпсихотерапияоказываетвлияниенамногиестороныжизни:отдельныхлюдей,целыеучреждения,межличностныеотношения,социальнуюсреду,расовуюнетерпимость,международнуюнапряженность,философию,ценности,нашепредставлениеосамомчеловеке».

ГдеможетбытьиспользованаконцепцияразвитияличностиипомогающихотношенийК.Роджерса

«ТеоретическиеидеиРоджерса,егоконцепцияразвитияличностиипомогающихотношениймогутиспользоватьсявсюду,гдеобщаютсялюдиигруппылюдей:вменеджменте,медицинскойпрактике,вотношенияхмеждугосударствами.Начинаяс60-хгодовидонастоящеговремениегоидеиоказываюточеньбольшоевлияниенаметодыипрактикуобразования.ИзвсехпредставителейгуманистическойпсихологииК.Роджерсбылединственным,ктосоздалсвоюсобственнуюконцепциюобучения.ВсистемевзглядовнаобучениеК.Роджерсаработаучителясравниваетсясработойтераписта,которыйнеформируетчеловека,стараясьотлитьеговформу,задуманнуюранее,апомогаетученикунайтивсебетоположительное,чтовнемужеесть,ноискажено,забито,спрятано».(1,предисловие,Е.И.Исенина,с.31)

«Значимоедляклиентаиученикаучениепоявляетсятогда,когдасоблюдаютсяперечисленныеусловия.Аименно:
1.Когдатерапист(учитель)вотношенияхсклиентом(учеником)–конгруэнтнаяличность,могущаябытьименнотемчеловеком,каковонесть.
2.Когдатерапист(учитель)чувствуетбезусловноеположительноеотношениекклиенту(ученику).
3.Когдаутераписта(учителя)наблюдаетсятонкоеэмпатическоепроникновениевовнутренниймирклиента(ученика),котороеонможетемувыразить.
4.Когдаклиент(ученик)донекоторойстепениощущаетконгруэнтность,принятиеиэмпатиютераписта(учителя)».

ЛичныемыслипоповодуобученияиученияКарла
Роджерса.

1.Мойопытпоказал,чтоянемогунаучатьдругогочеловека,как
обучать.Всемоипопыткисделатьэтовконцеконцовоказываютсятщетными.
2.Мнекажется,чтовсе,чемуможнонаучитьдругого,относительноневажноималоилисовсемневлияетнаповедение.
3.Япочувствовал,чтозначительновлияетнаповедениетолькотознание,котороеприсвоеноучащимсяисвязаносоткрытием,сделаннымимсамим.
4.Знание,котороедобытоличнотобой,истина,котораятобойдобываетсяиусваиваетсявопыте,неможетбытьпрямопереданадругому
5.Вследствиетого,очембылосказановыше,японял,чтоуменяпропалинтересбытьучителем.
6.Когдаяпытаюсьучить,какиногдаяэтоделаю,яужасаюсь,чтодостигнутыерезультатынастольконезначительны,хотяиногдакажется,чтообучениепроходитуспешно.Когдаэтослучается,обнаруживается,чтоврезультатеприноситсявред.Кажется,чтообучениеприводитчеловекакнедовериюксвоемусобственномуопытуиразрушениюзначимогодлянегознания.Поэтомуяпочувствовал,чторезультатыобучениялибонеявляютсяважными,либовообщевредны.
7.Когдаяоглядываюсьназад,вспоминаюмоеобучениевпрошлом,кажется,чтоистинныерезультатыаналогичны–либонанесенвред,либоничеговажногонеслучилось
8.Вследствиеэтогояпонимаю,чтомнеинтереснообучатьсясамому,предпочитаяизучатьто,чтодляменяимеетсмысл,чтооказываетзначимоевлияниенамоеповедение.
9.Янахожу,чтооченьполезнообучаться–всоставегруппы,вотношенияхсоднимчеловеком,каквпсихотерапии,илисамостоятельно,одному.
10.Янахожу,чтоодинизлучших,нонаиболеетрудныйдляменяпутьобучения–этоотброситьсвоесобственноезащитноеповедение(хотябывременно)ипопытатьсяпонять,какпереживаетсядругимчеловекомегоопытикакоеонимеетдлянегозначение.

«Еслибыопытдругихлюдейбылбыаналогиченмоемуиеслибыониобнаружиливнеманалогичныйсмысл,изэтоговытекалобыследующее:
1.Такойопытподразумевалбы,чтомыотказалисьотобучения.Людисобиралисьбывместе,еслибыоченьхотелиучиться.
2.Мыотказалисьбыотэкзаменов.Ониизмеряютнетотвидзнания,которыйважендлячеловека,добывающегознания.
3.Последствиясостоялибывтом,чтомыотказалисьбыототметокизачетовпотойжепричине.
4.Мыотказалисьбыотстепенейкакмерилакомпетентности,частичнопотойжепричине.Другаяпричинавтом,чтостепеньотмечаетконецилизавершениечего-либо,атот,ктоучится,заинтересовантолькововсепродолжающемсяпроцессеучения.
5.Мыотказалисьбыотпредставлениярезультатов,таккакмыосозналибы,чтониктонеможетхорошоизучатьчто-то,исходяизрезультатов».(1,с.107).
«Еслибыопытдругихлюдейбылбыаналогиченмоемуиеслибыониобнаружиливнеманалогичныйсмысл,изэтоговытекалобыследующее:
1.Такойопытподразумевалбы,чтомыотказалисьотобучения.Людисобиралисьбывместе,еслибыоченьхотелиучиться.
2.Мыотказалисьбыотэкзаменов.Ониизмеряютнетотвидзнания,которыйважендлячеловека,добывающегознания.
3.Последствиясостоялибывтом,чтомыотказалисьбыототметокизачетовпотойжепричине.
4.Мыотказалисьбыотстепенейкакмерилакомпетентности,частичнопотойжепричине.Другаяпричинавтом,чтостепеньотмечаетконецилизавершениечего-либо,атот,ктоучится,заинтересовантолькововсепродолжающемсяпроцессеучения.
6.Мыотказалисьбыотпредставлениярезультатов,таккакмыосозналибы,чтониктонеможетхорошоизучатьчто-то,исходяизрезультатов».(1,с.107).
7.
Учебныезаведения.

«Чтокасаетсявнутреннейжизнивучебныхзаведениях,тоужедавноназреланеобходимостьрасширитьучастиевнейобучаемых,установитьтесныесвязимеждупреподавателями,администрациейистудентами».

Усовершенствованныйпроект.

«Экспериментыпроводилисьвшколахг.Луисвилла,шт.Кентукки.Ввидутяжелогоположения,создавшегосявсистемеобразованиягорода,фактическикризиса(большевсегонеуспевающих,большевсегоисключенныхизшкол,осужденныхнесовершеннолетнихправонарушителей,наивысшийпоказательнеустойчивостисоставаучителейиучащихся,большевсегобезработныхит.д.),былиразработаныновыесмелыепланы.
Вкратцепроектможноохарактеризоватьследующимобразом:онразделенна2составныеитесносвязанныемеждусобойчасти.Первая–программапоразвитиюорганизации,предусматривающаясериювстречгруппыпсихотерапииввыходныедни(сденежнойкомпенсацией).Вгруппувходятдиректора,учителя,попечителиинесколькородителей.Цель–укрепитьсвязимеждувсемисотрудникамишкольнойорганизацииилицами,связаннымисошколой,стимулироватьихактивностьвразработкеиобсужденииновыхпрограмминаправлений.Втораячасть–стимулированиеактивностипреподавателейместныхшкол.Однойизглавныхцелейпрограммыявляется«повышениеквалификацииучителей,т.е.,обучениеихиспользованиюнавыковмежличностногообщениядляустановленияболеедоверительных,эмпатическихотношенийсучениками»(2,с.194).

Будущеезависитотнас.

«Еслимыстарательнопытаемсяпонятьнашиобязанностиуправляющих,учителей,консультантоввобразовании,профконсультантов,терапистов,значитмыработаемнадпроблемой,котораяопределитбудущеенашейпланеты.Потомучтонашебудущеебудетзависетьнеотестественныхнаук.Онозависитотнас,тех,ктопытаетсяпонятьииметьделосовзаимодействиямимеждулюдьми,оттех,ктосоздаетпомогающиеотношения».(1,с.101).







Списоклитературы.

1.РоджерсК.Р.«Взгляднапсихотерапию.Становлениечеловека».Пер.сангл.Общ.ред.ипредисл.Исениной–М.:Издательскаягруппа«Прогресс,1994г.
2.РоджерсК.Р.«Огрупповойпсихотерапии».Пер.сангл.,Москва,Гиль-Эстель,1993г.
3.РоджерсК.Р.«Клиентоцентрированнаяпсихотерапия».Издательство«Рефл-бук»,Москва,1993г.
4.РудестамК.Групповаяпсихотерапия»-СПб:Питер.Ком,1999г.(Серия«Мастерапсихологии»)
5.БернЭ.«Игры,вкоторыеиграютлюди».Пер.сангл./Общ.ред.М.С,Мацковсого.–М.:Лист-Нью;Центробщечеловеческихценностей,1997г.
6.«ЗнамяПреподобногоСергияРадонежского».СоставителиЮ.М.Ключников,Е.А.Данилов.ОчеркН.Яровской(Е.И.Рерих)«ПреподобныйСергийРадонежский».Сибирскоерериховскоеобщество.Издательство«Сибирь.21век».Новосибирск,предприятие«Гемеос».1991г.
7.РерихЕ.И.«ОсновыБуддизма».Талин.1990г.
8.КлизовскийА.«Основымиропониманияновойэпохи,том1.Издательство«Виеда»,г.Рига,1991г.
9.БахР.«ЧайкапоимениДжонотанЛивингстон».Повесть–притча.Москва,ГП«Малоярославскаятипография».1994г.
10.ГлобаП.«Живойогонь.Учениедревнихариев».Издательство«Вагриус»1995г.
26




Похожие работы:

  1. • Коммуникативный подход Карла Роджерса
  2. • Коммуникативный подход Карла Роджерса
  3. • Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной ...
  4. • Представление К. Роджерса о самоактуализации
  5. • "Я-концепция" как социально-психологический феномен
  6. •  ... понятия психологические защиты в концепциях Фрейда и Роджерса
  7. • Человекоцентрированный подход в психотерапии
  8. • Теория личности (К.Роджерс)
  9. • Формационный подход Карла Маркса
  10. • Формирование личностных качеств (откуда и как ...
  11. • Гуманистическая психология (К.Р.Роджерс)
  12. • Психотерапія. Професія - психотерапевт
  13. • Психология личности
  14. • Образ "Я" и проблемы идентификации
  15. • Гуманистическая психология
  16. •  ... и изменения личностного статуса К. Роджерса и А. Маслоу
  17. • Гуманистический подход в психологии и его применение ...
  18. • Психологическая помощь при переживании горя
  19. • Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса
Рефетека ру refoteka@gmail.com