Рефетека.ру / История

Реферат: Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII–начале XIX в.

ПолитическиеиправовыеучениявГерманиивконцеXVIII–началеXIXв.
План:
Введение……………………………………………………………………...3
§1.УчениеИ.Кантаогосударствеиправе………………………………..4
§2.Политико-правоваятеорияИ.Г.Фихте………………………………..9
§3.Историческаяшколаправа………………………………………………11
§4.УчениеГегеляогосударствеиправе………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………..21
Списоклитературы…………………………………………………………21
УчениеИ.Кантаогосударствеиправе
ПрофессорфилософииКенигсбергскогоуниверситетаИммануилКант(1724–1804)былвГерманиипервым,ктоприступилксистематическомуобоснованиюлиберализма–идейнойплатформыклассабуржуа,выделившихсяизконгломерататретьегосословия,осознавшихсвоеместовобществеистремившихсяутвердитьвстранеэкономическуюиполитическуюсвободу.И.Кантзадалсяцельюистолковатьэтуплатформувкачествеединственнойразумной,попыталсяподвестиподнееспециальныйфилософско-этическийфундаментитакимобразомоправдатьее.Кантовскоеучениеогосударствеиправе–итогрешениямыслителемуказаннойзадачи.Политико-юридическиевзглядыКантасодержатсяпреимущественновтрудах:
«Идеивсеобщейисториискосмополитическойточкизрения»,«Квечномумиру»,«Метафизическиеначалаученияоправе».
НавеяндухомПросвещенияиперекликаетсясиндивидуализмомшколыестественногоправакраеугольныйпринципсоциальныхвоззренийИ.Канта:каждоелицообладаетсовершеннымдостоинством,абсолютнойценностью;личностьнеестьорудиеосуществлениякакихбытонибылопланов,дажеблагороднейшихплановобщегоблага.Человек–субъектнравственногосознания,вкорнеотличныйотокружающейприроды,–всвоемповедениидолженруководствоватьсявеленияминравственногозакона.Законэтотаприорен,неподверженвлияниюникакихвнешнихобстоятельствипотомубезусловен.Кантназываетего«категорическимимперативом»,стремясьтемсамымсильнееподчеркнутьабстрактно-обязательныйиформалистическийхарактерданногопредписания.
Разумспонтаннотворитдлясебясобственныймыслимыйпорядок–миропределенныхидей;кнемуонстараетсяприблизитьреальныеусловияи,сообразуясьсегопараметрами,объявляетнеобходимымисоответствующиедействия.Последниесутьпроявлениятойспособности(тойволи),котораязаконсвоегоморальногобытиязаключаетвсебесамой.Втакомавтономно,изнутрирождающемсясамоограниченииполагаетонаисвоювысшуюсвободу,исвоенепререкаемоезначение.
Атрибутсвободыимманентенчеловеческойличности:даропределятьсамимсебецельивариантысообразногоснамеченнойцельюповеденияявляетсяврожденным.Индивид,поКанту,естьсущество,впринципеспособноестать«господиномсамомусебе»ипотомуненуждающеесявовнешнейопекеприосуществлениитогоилииногоценностногоинормативноговыбора.
Истинноепризваниеправа–надежногарантироватьморалитосоциальноепространство,вкоторомонамоглабынормальнопроявлятьсебя,вкоторомсмоглабыбеспрепятственнореализоватьсясвободаиндивида.Вэтомсутькантовскойидеиоморальнойподоплеке,моральнойобоснованностиправа.
Выводитьжеюридическиенормыизэтическихуфилософанамеренийнебыло.Онизбегалуказаннойдедукции.Емуонапредставляласьсвоегородасанкционированиемпревращенияделаморальнойсаморегуляцииповеденияличностивобъектпрямогогосударственноговоздействия.Случисьтакое,предпринимаемымгосударствомвотношенииподанныхмерамнизачтоуженельзябудетпридатьстрогоправовогохарактера.Егоониспособныприобрестииудержать,еслитолькоиздаваемыеорганамигосударстваюридическиеправилаостанутсяисключительновнешними,«легальными»нормативамиповедения,неразрушающимиморальнуюавтономиюличности.
Осуществлениеправатребуеттого,чтобыонобылообщеобязательным.Нокакимобразомдостигаетсяэтавсеобщаяобязательностьправа?Черезнаделениеегопринудительнойсилой.Иначенельзязаставитьлюдейсоблюдатьправовыенормы,нельзявоспрепятствоватьихнарушениюивосстанавливатьнарушенное.Еслиправонеснабдитьпринудительнойсилой,оноокажетсяневсостояниивыполнитьуготованнуюемувобществероль.Ноэтозначиттакже,чтоикатегорическийимперативвкачествевсеобщегозаконаправалишитсясвоейбезусловности.Вотпочемувсякоеправодолжновыступатькакправопринудительное.Сообщитьправустольнужноеемусвойствоспособнолишьгосударство–исконныйипервичныйносительпринуждения.ПоКанту,оказывается,чтогосударственностьвызываюткжизнииеебытиеоправдываютвконцеконцовтребованиякатегорическогоимператива.Таквкантовскомученииперебрасываетсяодинизглавныхмостовотэтикииправакгосударству.
Кантмногократноподчеркивалнасущнуюнеобходимостьдлягосударстваопиратьсянаправо,ориентироватьсявсвоейдеятельностинанего,согласовыватьснимсвоиакции.Отступлениеотэтогоположенияможетстоитьгосударствучрезвычайнодорого.Государство,котороеуклоняетсяотсоблюденияправисвобод,необеспечиваетохраныпозитивныхзаконов,рискуетпотерятьдовериеиуважениесвоихграждан.Егомероприятиямогутперестатьнаходитьвнихвнутреннийоткликиподдержку.Людибудутсознательнозаниматьпозициюотчужденностиоттакогогосударства.
Кантовскоетолкованиеприродыэтогодоговоратесносопряженосидеямиобавтономииволи,обиндивидахкакморальныхсубъектахит.п.Первоежеглавноеусловиезаключаемогодоговора–обязательстволюбойсоздаваемойорганизациивнешнегопринуждения(монархическойлигосударственности,политическиобъединившегосялинарода)признаватьвкаждоминдивиделицо,котороебезвсякогопринужденияосознаетдолг«неделатьдругогосредствомдлядостижениясвоихцелей»испособноданныйдолгисполнить.
«Общественныйдоговор»,поКанту,заключаютмеждусобойморальноразвитыелюди.Поэтомугосударственнойвластизапрещаетсяобращатьсяснимикакссуществами,которыеневедаютморальногозаконаинемогутсами(якобыпопричиненравственнойнеразвитости)выбиратьправильнуюлиниюповедения.Кантрезковозражаетпротивмалейшегоуподоблениявластигосударствародительскойопекенаддетьми.«...Правлениеотеческое,прикоторомподданные,какнесовершеннолетние,невсостоянииразличить,чтодлянихдействительнополезноиливредно-такоеправлениеестьвеличайшийдеспотизм.»
КритикаКантом«отеческогоправления»представляласобойоднуизформборьбы,которуювXVII–XVIIIвв.прогрессивныекрутиевропейскогообществавелипротивабсолютистско-монархическихрежимовиихидеологов.Приверженцылиберализмаотвергалиудушающуюрегламентациюобщественнойжизни,осуществляющуюсясамодержавнымиправителямиподпредлогом«заботы»государстваохозяйственномпреуспеяниииндивида,егокарьере,«правильном»образежизни,личномсчастьеит.д.Онивообщесчитали,чточрезмерноепопечениевластейо«благе»подданныхсковываетинициативуисамостоятельностьчеловека,снижаетсоциальнуюактивностьлюдей,притупляетчувствогражданскойответственностизавсепроисходящееистимулируетнастроенияиждивенчества,ведеткнравственномуперерождениюличности.
Итак,согласнообщественномудоговору,заключаемомувцеляхвзаимнойвыгодыивсоответствиискатегорическим(моральным)императивом,всеотдельныелица,составляющиенарод,отказываютсяотсвоейвнешнейсвободы,чтобытотчасжесноваобрестиее,однакоужевкачествечленовгосударства.Индивидынежертвуютчастьюпринадлежащейимсвободывоимяболеенадежногопользованияостальнойеечастью.Простолюдиотказываютсяотсвободынеобузданнойибеспорядочной,дабынайтиподлиннуюсвободувовсемееобъемевправовомсостоянии.
Чтокасаетсяправа,тоКантразличаетвнемтрикатегории:
естественноеправо,котороеимеетсвоимисточникомсамоочевидныеаприорныепринципы;положительноеправо,источникомкоторогоявляетсяволязаконодателя;справедливость–притязание,непредусмотренноезакономипотомунеобеспеченноепринуждением.Естественноеправо,всвоюочередь,распадаетсянадвеветви:частноеправоиправопубличное.Первоерегулируетотношенияиндивидовкаксобственников.Второеопределяетвзаимоотношениямеждулюдьми,объединеннымивсоюзграждан(государство),какчленамиполитическогоцелого.
ФеодальномубесправиюипроизволуКантпротивопоставляеттвердыйправопорядок,опирающийсянаобщеобязательныезаконы.Онпорицаетюридическиепривилегии,проистекающиеизобладаниясобственностью,инастаиваетнаравенствесторонвчастноправовыхотношениях.ОднакоКантделаетсерьезнуюуступкуфеодальнойидеологии,когдапризнаетобъектомчастногоправанетольковещииповедениелюдей,ноисамогочеловека.ПодобныйшагприводитКантакоправданиюзакрепленнойвзаконодательствевластимужанадженой,господинанадслугой.
Центральныминститутомпубличногоправаявляетсяпрерогативанародатребоватьсвоегоучастиявустановленииправопорядкапутемпринятияконституции,выражающейеговолю.Посуществу,этопрогрессивнаядемократическаяидеянародногосуверенитета.Однаизеесоставляющих–мысльотом,чтокаждыйиндивид(дажееслионнепосредственнонеявляется«человекомвласти»)самзнает,какимидолжныбылибыбытьакциивластипоегоделу,испособенсамостоятельноопределитьихтребуемоесодержание,недожидаясьподсказоксостороны.
Верховенствонарода,провозглашаемоеКантомвследзаРуссо,обусловливаетсвободу,равенствоинезависимостьвсехгражданвгосударстве–организациисовокупногомножествалиц,связанныхправовымизаконами.Выдвинувпринципсуверенитетанарода,Канттутжеспешитзаверить,чтоонвовсенепомышляетодействительноширокой,неурезаннойдемократии.Вподтверждениеэтогопредлагаетсяразделитьвсехгражданнаактивныхипассивных(лишенныхизбирательногоправа).Кпоследнимфилософотноситтех,ктовынуждендобыватьсебесредствасуществования,лишьвыполняяраспоряжениядругих,т.е.низыобщества.
УКантаимелисьсвоиоснованияподдерживатьверувнезыблемостьавторитетаверховнойвластиизакона.Скореевсего,онпомышлялонеобходимостиобеспечитьмаксимальнуюустойчивостьглавныхопоргражданскогосостояния,покончившегосостихиейдикостиипроизволавжизнилюдей.Можнодумать,чтоКантспециальнонепреследовалцелиоправдатьущемлениесвободыграждан,поколебатьидеюавтономииволиит.д.
Вкантовскомпониманиигосударь,правитель,«регент»поотношениюкподданнымполучаеттолькоправа,ноотнюдьнеобязанности.Кантоспариваетправонароданаказыватьглавугосударства,еслидажетотнарушаетсвойдолгпередстраной.Философомкатегорическиосуждаетсяправовосстанияидопускаетсятольколегальноеивнекоторомродепассивноесопротивлениесуществующейвласти.
Кантсчитал,чтоиндивидможетнечувствоватьсебявнутреннесвязаннымсгосударственнойвластью,неощущатьсвоегодолгапереднею,новнешнимобразом,формальноонвсегдаобязанвыполнятьеезаконыипредписания.Такимобразом,Кантоправдываетполитическоенеповиновениеособогорода.Явноипубличноононедискредитируетгосударство,нивкоеймеренеориентированонаниспровержениесуществующегогосударственногостроя.Подобногороданеповиновениевыступает,еслиследоватьходумыслейКанта,формойборьбызаправо–вотличиеотпрямыхреволюционныхдействий,которыепосутисвоейявляютсяоткрытойборьбойзавласть.
Кантвыдвигаетпроектустановления«вечногомира».Егоможнодостичь,правдавотдаленнейшембудущем,созданиемвсеохватывающейфедерациисамостоятельныхравноправныхгосударств,построенныхпореспубликанскомутипу.Поубеждениюфилософа,образованиетакогокосмополитическогосоюзавконцеконцовнеминуемо.Залогомтомудолжныбылиявитьсяпросвещениеивоспитаниенародов,благоразумиеидобраяволяправителей,атакжеэкономические,коммерческиепотребностинаций.
Политико-правоваятеорияИ.Г.Фихте
ВовзглядахвыдающегосяфилософаиобщественногодеятеляИоганнаГотлибаФихте(1762–1814)двойственностьипротиворечивостьполитическихтенденцийнемецкогобюргерствасказалисьгораздоотчетливее,ярче,разительнее,нежелиуКанта.
ОбщетеоретическиевзглядыФихтенагосударствоиправоразвиваютсявруслеестественно-правовойдоктрины.Своеобразиемотличаетсяметодологическая,философскаяосноваэтихвзглядов.Фихте–убежденныйсубъективныйидеалист,длякоторогоматериальныймирвовсехегобесчисленныхаспектахсуществуетлишькаксферапроявлениясвободычеловеческогодуха;внечеловеческогосознанияичеловеческойдеятельностинетобъективнойдействительности.
ИпоФихте,правовыводитсяиз«чистыхформразума».Внешниефакторынеимеютотношениякприродеправа.Необходимостьвнемдиктуетсамосознание,иботольконаличиеправасоздаетусловиядлятого,чтобысамосознаниесебявыявило.Однакоправобазируетсяненаиндивидуальнойволе.Конституируетсяононаосновевзаимногопризнанияиндивидамиличнойсвободыкаждогоизних.«Понятиеправа,–разъясняетФихте,–естьпонятиеотношениямеждуразумнымисуществами.Оносуществуетлишьпритомусловии,когдатакиесуществамыслятсявовзаимоотношенияхдругкдругу...»
Фихтесчитал,чтоправовыеотношения,аследовательносвободаиндивидов,незастрахованыотнарушений.Господствозаконаненаступаетавтоматически.Правовыеотношения,свободунадлежитзащищатьпринуждением.Другихсредствнет.Потребностьобеспечитьличныеправалюдейобусловливаетнеобходимостьгосударства.Принудительнойсилойвгосударственеможетявлятьсяиндивидуальнаяволя.Еюможетбытьлишьединаяколлективнаяволя,дляобразованиякоторойнадосогласиевсех,необходимсоответствующийдоговор.Илюдизаключаюттакойгражданско-государственныйдоговор.Благодаряемуиустанавливаетсягосударственность.Общаяволянародасоставляетстерженьзаконодательстваиопределяетграницывлияниягосударства.Так,демократФихтестремилсяпресечьпроизволабсолютистско-полицейскойвластинадсвоимиподданнымии,опираясьнаестественно-правовуюдоктрину,утвердитьполитическиеправаисвободыличности.
Фихтеубежденноотстаивалидеюверховенстванарода:«...народивдействительности,ипоправуестьвысшаявласть,надкоторойнетникакойинойикотораяявляетсяисточникомвсякойдругойвласти,будучисамаответственналишьпередБогом».Отсюдакатегорическийвыводобезусловномправенароданалюбоеизменениенеугодногоемугосударственногостроя,оправенародавцеломнареволюцию.
Фихтевиделвгосударственесамоцель,алишьорудиедостиженияидеальногостроя,вкоторомлюди,вооруженныенаукойимаксимальноиспользующиемашиннуютехнику,решаютпрактические,земныезадачибезбольшойзатратывремениисилиимеютещедостаточнодосугадляразмышленияосвоемдухеиосверхземном.ПоповодуназначениячеловекаисудебгосударстваФихтеписал:«Жизньвгосударственеотноситсякабсолютнойцеличеловека...приопределенныхобстоятельствахонаестьлишьналичноесредстводляоснованиясовершенногообщества.Государство,какивсечеловеческиеустановления,являющиесяголымсредством,стремитсяксвоемусобственномууничтожению:цельвсякогоправительства–сделатьправительствоизлишним».Фихте,правда,полагал,чтотакоесостояниенаступитчерезмириадылет.
ДляФихтехарактерно,чтонациональноевозрождениесвоейстраныонтесносвязываетсеесоциальнымобновлением:ссозданиемединогоцентрализованногогерманскогогосударства,котороедолжнонаконецстать«национальнымгосударством»,спроведениемсерьезныхвнутреннихпреобразованийнабуржуазно-демократическойоснове.ГлавнуюрольвдостиженииэтойцелиФихтеотводитпросвещениюивоспитаниюнародавдухелюбвикотчизнеисвободе.Вотпочемуончрезвычайновысокооцениваеттрудинтеллигенции,ученыхкакистинныхнаставниковнации,способныхдвинутьеепопутипрогресса.
Историческаяшколаправа
ВсамомконцеXVIIIв.вГерманиизародилосьивпервойполовинеXIXв.сделалосьвесьмавлиятельнымвизученииправаособоенаправлениеисследовательскоймысли.Вцентрсвоихтеоретико-познавательныхинтересовонопоставиловопросотом,какправовозникаетикаковаегоистория.
Основоположникомнаправлениявюриспруденции,получившегонаименованиеисторическойшколыправа,являетсяГ.Гуго(1764–1844)–профессорГеттингенскогоуниверситета,автор«Учебникаестественногоправа,какфилософиипозитивногоправа,вособенности–частногоправа».ВиднейшимпредставителемэтойшколыбылК.Савиньи(1779–1861),изложившийсвоивзглядывкниге«Правовладения»,вброшюре«Опризваниинашеговременикзаконодательствуиправоведению»ив6-томномсочинении«Системасовременногоримскогоправа».ЗавершаетэтугруппупредставителейисторическойшколыправаГ.Пухта(1798–1846),основныепроизведениякоторого–«Обычноеправо»и«Курсинституций».
Естественно-правовуюдоктринуивытекавшиеизнеедемократическиеиреволюционныевыводыисторическаяшколаправаизбралаглавноймишеньюдлясвоихнападок.Этадоктринавызываланедовольствосвоихпротивниковтем,чтодоказываланеобходимостькоренногоизменениясуществующегососреднихвековполитико-юридическогострояипринятиягосударствомзаконов,которыеотвечалибы«требованиямразума»,«природечеловека»,афактически–назревшимсоциальнымпотребностям,т.е.общественномупрогрессу.
Представителиисторическойшколыправаверноподметилиоднуизсущественныхслабостейестественно-правовойдоктрины–умозрительнуютрактовкугенезисаибытияправа.Всвоюочередь,онипопыталисьистолковатьстановлениеижизньюридическихнормиинститутовкакопределенныйобъективныйходвещей.Этотход,полагалГ.Гуго,совершаетсянепроизвольно,приноравливаясьсамсобойкпотребностямизапросамвремени,поэтомулюдямлучшевсегоневмешиватьсявнего,держатьсяисстаризаведенныхиосвященныхопытомстолетийпорядков.
Юристыисторическойшколыправавиделиназначениедействующихвгосударствеюридическихинститутоввтом,чтобыслужитьопоройвнешнегопорядка,какимбыконсервативнымпорядокэтотнибыл(Г.Гуго)Положительныезаконыбессильныборотьсясозлом,встречающимсявжизни.Влучшемслучаеониспособныпомочьупорядочениюобычногоправаиполитическойструктуры,которыеформируютсяестественно-историческиподвлияниемпроисходящихвнародном«духе»необъяснимыхпревращений(К.Савиньи).Законодательдолженстаратьсямаксимальноточновыражать«общееубеждениенации»,приэтомусловииправовыенормыбудутобладатьценностьюбожественногоипотомуприобретутсамодовлеющеезначение(Г.Пухта)
Консервативнаяпосвоимпрактически-политическимвыводам,историческаяшколаправатемнеменеепополниласоциологическуюиюридическуютеориюплодотворнымигипотезами,ценныминаблюдениямиметодологическогопорядкаВовсякомслучае,дальнейшийпрогресснаучногознаниявобластиправа,имевшийместовXIXв,труднопонятьбезучетадеятельностиэтойшколы.

УчениеГегеляогосударствеиправе
ГеоргВильгельмФридрихГегель(1770–1831)–гениальныймыслитель,творческиедостижениякоторогопредставляютсобойзаметнуювехувовсейисториифилософскойиполитическоправовоймысли.
ПроблемыгосударстваиправанаходилисьвцентревниманияГегелянавсехэтапахтворческойэволюцииеговоззрений.Этатематикаобстоятельноосвещаетсявомногихегопроизведениях,втомчислетаких,как.«КонституцияГермании»,«Онаучныхспособахисследованияестественногоправа,егоместевпрактическойфилософиииегоотношениикнаукеопозитивномправе»,«Феноменологиядуха»,«ОтчетсословногособраниякоролевстваВюртемберг»,«Философиядуха»,«Философияправа»,«Философияистории»,«Английскийбилльореформе1831г.»идр.
ФилософскийподходГегеляксфереобъективногодухапредполагаетповторениепринципов,моделейиправилегодиалектикивданнойпредметнойобластиисследования,поскольку,согласноГегелю,методразвертываетсявсистему.
Всфереобъективногодухасвободавпервыеприобретаетформуреальности,наличногобытияввидегосударственно-правовыхформообразований.Духвыходитизформысвоейсубъективности,познаетиобъективируетвнешнююреальностьсвоейсвободы:объективностьдухавходитвсвоиправа.ВфилософииправаГегелькакразиосвещаетформыобнаруженияобъективносвободногодухаввидеосуществленияпонятияправавдействительности.Таккакреализацияпонятиявдействительности,поГегелю,естьидея,предметомфилософииправаоказываетсяидеяправа–единствопонятияправаиегоосуществления,наличногобытия.Идеяправа,котораяиестьсвобода,развертываетсявгегелевскомучениивмиргосударстваиправа,исфераобъективногодухапредстаеткакидеальнаяполитико-правоваядействительность.
Право,поГегелю,состоитвтом,чтоналичноебытиевообщеестьналичноебытиесвободнойволи,диалектикакоторойсовпадаетсфилософскимконструированиемсистемыправакакцарствареализованнойсвободы.Свобода,поГегелю,составляетсубстанциюиосновноеопределениеволи.Речьприэтомидеторазвитой,разумнойволе,котораясвободна.Делообстоиттакимобразом,таккакмышлениеиволявгегелевскойфилософииотличаютсядруготдруганекакдверазличныеспособности,алишькакдваспособа–теоретическийипрактический–однойитойжеспособностимышления.
Превращениеправавсебевзаконпутемзаконодательствованияпридаетправуформувсеобщностииподлиннойопределенности.Предметомзаконодательствамогутбытьлишьвнешниесторонычеловеческихотношений,нонеихвнутренняясфера.
Различаяправоизакон,Гегельвтожевремястремитсявсвоейконструкцииисключитьихпротивопоставление.Каккрупноенедоразумениерасцениваетон«превращениеотличияестественногоилифилософскогоправаотположительноговпротивоположностьипротиворечиемеждуними».
Такимобразом,вгегелевскойфилософииправаречьидетоправеизаконевихразвитой(т.е.соответствующейихпонятию)форме.Темсамымвнеграництакогофилософского(логико-понятийного)анализаоказываютсявсеостальныеслучаииситуациисоотношенияправаизакона(противоправное,антиправовоезаконодательствоит.д.)какещенеразвившиесядоидеисвободы.
ПризнаваязаслугуМонтескьеввыделенииисторическогоэлементавположительномправе,Гегельвследзанимутверждает,чтовзаконахотражаетсянациональныйхарактерданногонарода,ступеньегоисторическогоразвития,естественныеусловияегожизниит.п.НоГегельвместестемотмечает,чточистоисторическоеисследование(исравнительно-историческоепознание)отличаетсяотфилософского(понятийного)способарассмотрения,находитсявнеего.Теилииныеобстоятельстваисторическогоразвитияправаигосударстванеотносятсянепосредственнокихсущности.Историческийматериал,небудучисампосебефилософскиразумным,приобретаетвгегелевскойконцепциифилософскоезначениелишьтогда,когдаонраскрываетсякакмоментразвитияфилософскогопонятия.
Вгегелевскомучениитремяглавнымиформообразованиямисвободнойволиисоответственнотремяосновнымиступенямиразвитияпонятияправаявляются:абстрактноеправо,моральинравственность.
Учениеобабстрактномправевключаетпроблематикусобственности,договораинеправды;учениеоморали–умыселивину,намерениеиблаго,доброисовесть;учениеонравственности–семью,гражданскоеобществоигосударство.
Абстрактноеправопредставляетсобойпервуюступеньвдвижениипонятияправаотабстрактногокконкретному.Это–правоабстрактносвободнойличности.Абстрактноеправоимееттотсмысл,чтовообщевосновеправалежитсвободаотдельногочеловека(лица,личности).Личность,поГегелю,подразумеваетвообщеправоспособность.Абстрактноеправопредставляетсобойабстракциюиголуювозможностьвсехпоследующих,болееконкретныхопределенийправаисвободы.Наэтойстадииположительныйзаконещенеобнаружилсебя,егоэквивалентомявляетсяформальнаяправоваязаповедь«Будьлицомиуважайдругихвкачествелиц».
Своюреализациюсвободаличностипреждевсегонаходит,поГегелю,вправечастнойсобственностиГегельобосновываетформальное,правовоеравенстволюдей:людиравныименнокаксвободныеличности,равнывиходинаковомправеначастнуюсобственность,ноневразмеревладениясобственностью.
СэтихпозицийонкритикуеткакпроектидеальногогосударстваПлатона,такиразличногородаиныетребованияфактическогоравенства.СвоепониманиесвободыиправаГегельнаправляеттакжепротиврабстваикрепостничества.Отчуждениеличнойсвободы,правоспособности,моральности,религиозностинесправедливоиподлежитпреодолению«Вприродевещей,–признаетГегель,–заключаетсяабсолютноеправорабадобыватьсебесвободу»
Преступление–этосознательноенарушениеправакакправа,инаказаниепоэтомуявляется,поГегелю,нетолькосредствомвосстановлениянарушенногоправа,ноиправомсамогопреступника,заложеннымужевегодеянии–поступкесвободнойличности.
Абстрактноеправоиморальявляютсядвумяодностороннимимоментами,которыеприобретаютсвоюдействительностьиконкретностьвнравственности,когдапонятиесвободыобъективируетсявналичноммиреввидесемьи,гражданскогообществаигосударства
ГегельразличаетгражданскоеобществоиполитическоегосударствоПодгражданскимобществомприэтомпосуществуимеетсяввидубуржуазноеобщество.«Гражданскоеобщество,–пишетГегель,–создано,впрочем,лишьвсовременноммире,которыйвсемопределениямидеипредоставляетвпервыеихправо»Гражданскоеобщество–сферареализацииособенных,частныхцелейиинтересовотдельнойличностиСточкизренияразвитияпонятияправа–этонеобходимыйэтап,таккакздесьдемонстрируютсявзаимосвязьивзаимообусловленностьособенногоивсеобщего.Развитостьидеипредполагает,поГегелю,достижениетакогоединства,врамкахкоторогопротивоположностиразума,вчастностимоментыособенностиивсеобщности,свободачастноголицаицелого,признаныиразвернутывихмощи.Этогонебылонивантичныхгосударствах,нивплатоновскомидеальномгосударстве,гдесамостоятельноеразвитиеособенности(свободаотдельноголица)воспринималоськакпорчанравовипредвестникгибелинравственногоцелого–государства.
Гегельизображаетгражданскоеобществокакраздираемоепротиворечивымиинтересамиантагонистическоеобщество,каквойнувсехпротиввсехТремяосновнымимоментамигражданскогообщества,поГегелю,являются,системапотребностей,отправлениеправосудия,полицияикорпорация
ВструктурегражданскогообществаГегельвыделяеттрисословия1)субстанциальное(землевладельцы–дворянеикрестьяне),2)промышленное(фабриканты,торговцы,ремесленники);3)всеобщее(чиновники)
Входеосвещениясоциально-экономическойпроблематикиГегельпризнает,чтодажепричрезмерномбогатствегражданскоеобществоневсостоянииборотьсясчрезмернойбедностьюивозникновениемчерни,подкоторойонимеетввидупауперизированнуючастьнаселения.
Гегелевскийанализпоказывает,чтогражданскоеобществоневсостоянии,исходялишьизсвоихвнутреннихвозможностей,решитьпроблемубедности.Диалектикавнутреннихпротиворечийзаставляетобществовыйтизасвоиграницы–впоискахновыхвозможностейвмеждународнойторговлеивколонизации.
Ксовременнымформамколонизации,сопровождавшимсязакабалениемотсталыхстранинародов,Гегельвпринципеотносилсяотрицательно.«Освобождениеколоний,–подчеркивалон,–оказываетсявеличайшимблагомдляметрополии,подобнотомукакосвобождениерабовбыловеличайшимблагомдляихгоспод».
Обществоигосударство,погегелевскойконцепции,соотносятсякакрассудокиразум:общество–это«внешнеегосударство»,«государствонуждыирассудка»,аподлинноегосударство–разумно.Поэтомувфилософско-логическомпланеобществорасцениваетсяГегелемкакмоментгосударства,както,что«снимается»вгосударстве.
Развитиегражданскогообществаужепредполагает,поГегелю,наличиегосударствакакегооснования.«Поэтомувдействительности,–подчеркиваетГегель,–государствоестьвообщескореепервое,лишьвнутрикоторогосемьяразвиваетсявгражданскоеобщество,исамаидеягосударствараскалываетсебянаэтидвамомента».Вгосударстве,наконец,достигаетсятождествоособенногоивсеобщего,нравственностьполучаетсвоюобъективностьидействительностькакорганическаяцелостность.
ГражданскоеобществовосвещенииГегеля–этоопосредованнаятрудомсистемапотребностей,покоящаясянагосподствечастнойсобственностиивсеобщемформальномравенствелюдей.Формированиетакогообщества,которогонебыловдревностиивсредневековье,связаносутверждениембуржуазногостроя.Гегельподметилэтотсущественныйфактновейшегосоциально-экономическогоразвитияифилософскиосветилегоприменительнокпроблемамгосударства,права,политики.ВесьмасодержательноГегельанализируетрольтрудавсистемепотребностей,социально-экономическиепротиворечия,поляризациюбогатстваинищеты,частнособственническийхарактеробщества,рользаконодательства,судаипубличнойвластивзащитечастнойсобственностиит.д.КтеоретическимзаслугамГегеляотноситсятакжечеткаяпринципиальнаяпостановкавопросаименноовзаимосвязиисоотношении(анепростоотличии)социально-экономическойиполитическойсфер,гражданскогообществаиполитическогогосударства,онеобходимом,закономерном,диалектическомхарактереэтихсвязейисоотношений.I
Государствопредставляетсобой,поГегелю,идеюразума,свободыиправа,посколькуидеяиестьосуществленностьпонятиявформахвнешнего,наличногобытия.«То,чтоестьгосударство,–пишетГегель,–этошествиеБогавмире;егооснованиемслужитвластьразума,осуществляющегосебякакволю».ХотяГегельипризнаетвозможностьплохого,дурногогосударства,котороелишьсуществует,нонедействительно,необладаетвнутреннейнеобходимостьюиразумностью,однакооноостаетсявнерамокегофилософииправа,исходящейизидеигосударства,т.е.действительногоразумногогосударства.
ВсвоейконцепциигосударстваГегельсинтезируетантичнуюплатоновско-аристотелевскуюмысльогосударствекаксубстанциальномицелостномнравственноморганизме(первичностьполисаперединдивидомит.п.)срезультатамиисторическогоразвитиявообще(христианство,реформацияит.д.)ифранцузскойреволюциивособенности(признаниеиндивидуальныхправисвобод,равенствавсехпередзакономит.п.).
ГосударствокакнравственноецелоевтрактовкеГегеля–неагрегататомизированныхиндивидовсихобособленнымиправами,немертвыймеханизм,аживойорганизм.ПоэтомууГегеляречьидетнеосвободе,соднойстороны,индивида,гражданина,асдругойстороны,государства,неопротивостоянииихавтономныхинезависимыхправисвобод,нооборганическицелостнойсвободе–свободегосударственноорганизованногонарода(нации),включающейвсебясвободуотдельныхиндивидовисфернароднойжизни.
Вгегелевскомразумномгосударстведиалектическииерархизированнаясистемаправисвободиндивидов,ихобъединений,общества,государстваиегооргановфункционируеткакорганическийпроцесс:диалектическому«снятию»абстрактноговконкретномсоответствуетсоподчиненностьотдельногоорганаорганизмувцелом,амоменту«удержания»–функциональнаярольтакогоорганавконтекстевсегоорганизма.Втожевремявсеотношениявгегелевскойконцепцииправовогогосударства-организмаопосредованыправом,носятправовойхарактер.
Различныетрактовкигосударствавгегелевскойфилософииправа:государствокакидеясвободы,какконкретноеивысшееправо,какправовоеобразование,какединыйорганизм,какконституционнаямонархия,как«политическоегосударство»ит.д.–являютсявзаимосвязаннымиаспектамиединойидеигосударства.
Идеягосударства,поГегелю,проявляетсятрояко:1)какнепосредственнаядействительностьввидеиндивидуальногогосударства;речьтутидетогосударственномстрое,внутреннемгосударственномправе;2)вотношенияхмеждугосударствамикаквнешнеегосударственноеправои3)вовсемирнойистории.
Государствокакдействительностьконкретнойсвободыестьиндивидуальноегосударство.Всвоемразвитомиразумномвидетакоегосударствопредставляетсобой,согласногегелевскойтрактовке,основаннуюнаразделениивластейконституционнуюмонархию.
Тремяразличнымивластями,накоторыеподразделяетсяполитическоегосударство,поГегелю,являются:законодательнаявласть,правительственнаявластьивластьгосударя.
ВсвоейтеоретическойразработкеэтихпроблемГегель,вцеломсоглашаясьсидеейсвоихпредшественниковЛоккаиМонтескье,считаетнадлежащееразделениевластейвгосударствегарантиейпубличнойсвободы.Вместестемонрасходитсяснимивпониманиихарактераиназначениятакогоразделениявластей,ихсоставаит.д.
Так,Гегельсчитаетточкузрениясамостоятельностивластейиихвзаимногоограниченияложной,посколькупритакомподходекакбыужепредполагаетсявраждебностькаждойизвластейкдругим,ихвзаимныеопасенияипротиводействия.Онвыступаетзатакоеорганическоеединстворазличныхвластей,прикоторомвсевластиисходятизмощицелогоиявляютсяего«текучимичленами».Вгосподствецелого,взависимостииподчиненностиразличныхвластейгосударственномуединствуисостоит,поГегелю,существовнутреннегосуверенитетагосударства.
Гегелькритикуетдемократическуюидеюнародногосуверенитетаиобосновываетсуверенитетнаследственногоконституционногомонарха.
Поясняяхарактеркомпетенциимонарха,Гегельотмечает,чтовблагоустроеннойконституционноймонархииобъективнаясторонагосударственногоделаопределяетсязаконами,амонархуостаетсялишьприсоединитькэтомусвоесубъективное:«Яхочу».
Законодательнаявласть,похарактеристикеГегеля,этовластьопределятьиустанавливатьвсеобщее.Законодательноесобраниесостоитиздвухпалат.Верхняяпалатаформируетсяпопринципунаследственностиисостоитизвладельцевмайоратногоимения.Палатажедепутатовобразуетсяотостальнойчастигражданскогообщества,причемдепутатывыделяютсяпокорпорациям,общинам,товариществамит.п.,анепутеминдивидуальногоголосования.
Гегельотстаиваетпринциппубличностипренийвпалатахсословногособрания,свободупечатиипубличныхсообщений.
Высшиймоментидеигосударства,поГегелю,представляетсобойидеальностьсувернитета.Государстваотносятсядругкдругукаксамостоятельные,свободныеинезависимыеиндивидуальности.Субстанциягосударства,егосуверенитет,выступаеткакабсолютнаявластьидеальногоцелогонадвсемединичным,особеннымиконечным,наджизнью,собственностьюиправамиотдельныхлициихобъединений.Ввопросеосуверенитетеречьидетодействительностигосударствакаксвободногоинравственногоцелого.Вэтом,помнениюГегеля,состоит«нравственныймоментвойны,которуюнеследуетрассматриватькакабсолютноезлоичистовнешнююслучайность...».
СферумежгосударственныхотношенийГегельтрактуеткакобластьпроявлениявнешнегогосударственногоправа.Международноеправо–это,поГегелю,недействительноеправо,каковымявляетсявнутреннеегосударственноеправо(положительноеправо,законодательство),алишьдолженствование.Каковажебудетдействительностьэтогодолженствования–зависитотсуверенныхвольразличныхгосударств,надкоторыминетвысшегоправаисудьивобычномсмыслеэтихпонятий.
Всеновоевремя,начавшеесяРеформацией,Гегельсчиталэпохойгерманскойнации,подкоторойонимелввидунетольконемцев,но,скорее,вообщенародысеверо-западнойЕвропы.РоссияиСоединенныеШтатыСевернойАмерики,пооценкеГегеля,поканеуспелиобнаружитьсебявовсемирнойистории,иимэтоещепредстоитвбудущем.
СконструированноеГегелемразумноегосударство,являющеесявконкретно-историческомпланебуржуазнойконституционноймонархией,вфилософско-правовомпланепредставляетсобойправовегосистемно-развитойцелостности,т.е.правовоегосударство.Сточкизрениявсемирно-историческогопрогрессатакоегосударствотрактуетсяГегелемкакнаиболееполнаяиадекватнаяобъективациясвободывгосударственно-правовыхформахналичногобытия.
ОсмыслениегегелевскойконцепциигосударствавконтекстеопытаизнанийXXв.ототалитаризмепозволяетпонятьвраждебнуюивзаимоисключающуюпротивоположностьмеждугосударственностьюитоталитаризмом.Вэтомсмыслеможноуверенносказать:этатизмпротивтоталитаризма.
Философско-правовоеучениеГегеляоказалозаметноевлияниенапоследующуюисториюполитико-правовоймысли.ЭтобылонагляднопродемонстрировановпоследующейисториигегельянстваитрактовокученияГегелясразличныхидейно-теоретическихпозиций.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1.КантИммануил.Сочиненияв6-тит.(Подобщ.ред.В.В.Асмусаидр.)–М.,«Мысль»,1965.Т.4Ч.2(Ред.В.Ф.Асмуса),
2.КассирерЭ.ЖизньиучениеКанта(Сост.С.Я.Левит;ПереводМ.И.Левиной).-СПб.:Унив.кн.,1997.
3.НерсесянцВ.С.«Историяполитическихиправовыхучений»,М:изд-воИНФРА-М,2000г.
4.Основыполитическойнауки.Часть1.М.;Изд-во«Знание»России,1994.-224с.










Похожие работы:

  1. • Политические и правовые учения в Западной ...
  2. • Учение Канта о государстве и праве
  3. • Предмет, методология и периодизация истории политических ...
  4. • Предмет и методология политических и правовых учений
  5. • Предмет истории политических и правовых учений
  6. • Политические и правовые учения классиков немецкой ...
  7. • Реакционные и консервативные политические и правовые учения в ...
  8. • Консервативные политико-правовые учения Франции в начале XIX ...
  9. • Предмет, метод и методология истории политических и правовых ...
  10. • Политические и правовые учения в России в ...
  11. • Предмет истории политических и правовых учений
  12. • Культура русского дворянства XVIII-XIX веков
  13. • Буржуазные политические и правовые учения в Европе во второй ...
  14. • Сословия
  15. • Арабские страны Азии в XVIII - начале XIX в.
  16. • Билеты по - ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
  17. • Позитивистские политико-правовые теории
  18. • Касимовское купечество
  19. • Формирование и развитие социокультурного пограничья ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com