Рефетека.ру / Музыка

Авторский материал: Самогласны — распетые кондаки типографского устава

Самогласны — распетые кондаки типографского устава

Владышевская Т. Ф.

Кондакарь типографского устава содержит тексты свыше ста кондаков, которые расположены по всей рукописи. Он отражает весь годовой круг: минейная часть (л. 24 об. — 78 об.), триодная часть (л. 79—94), воскресные кондаки и икосы (л. 94—97), кондаки 2 го — 5 го гласов (л. 100—117), кондаки 6 го —8 го гласов (л. 124—126 об.). Распета и записана кондакарной нотацией меньшая часть кондаков, остальные не распеты, указаны лишь подобны, мелодии, на которые они распеваются.

Кондакарные самогласны в большинстве случаев нотированы за исключением двух: св. пророку Захарию — 6-го гласа и Рождеству Христову — 3-го гласа (л. 25, 46).

В типографском уставе распето 43 кондака: 38 из них — самогласны (далее смг.) и 5 подобнов. Из 43 х нотированных кондаков 29 — минейные, 14 — триодные. Перечислим все нотированные кондаки ТУ с указанием на их гласовую принадлежность и название.

1. Л. 24 об. Св. Симеона, гл. 2, смг. "Вышьних ища". 2. Л. 25 об. Архистратига Михаила, гл. 2, смг. "Архистратиже божии". 3. Л. 26 об. Рождество Богородицы, гл. 4, смг. "Иоаким и Анна". 4. Л. 27. Воздвижение честнаго креста, гл. 4, смг. "Вознесыйся на крест". 5. Л. 28 об. Св. мученица Евфимия, гл. 2, смг. "Подвигы в страдании". 6. Л. 30 об. Св. мученица Фекла, гл. 8, смг. "Девьства доброту". 7. Л. 31. Св. Иоанна Богослова, гл. 2, смг. "Величья твоя". 8. Л. 35. Св. Дьмитрия, гл. 2, смг. "Кръви твоихъ струями". 9. Л. 35 об. Св. бессребрьником Козмы и Дамиана, гл. 2, смг. "Благодать приимъша". 10. Л. 37 об. Иоанна Златоуста "Отъ небесъ приимъ", подобен гл. 6 "Еже о нас". 11. Л. 38 об. Св. апостола Филиппа "Оученикъ и другъ", подобен гл. 8 "Яко начаток". 12. Л. 40 об. Св. апостола Андрея "Моужствоу тьзоименить", подобен гл. 2 "В молитвах неусыпающую". 13. Л. 42. Св. отца Николы кондак "Въ мьрех святый", подобен 3 гл. "Дева днесь". 14. Л. 42 об. Другой кондак святого Николы, гл. 2, смг. "Светьлыимь житиемь". 15. Л. 44. Трех отрок Ананиа, Азария, Мисаила, гл. 2, смг. "Роукописанаго образа" 16. Л. 46 об. На Собор Святой Богородицы, гл. 6, смг. "Прежедь деньнице". 17. Л. 49. На Богоявление, гл. 4, смг. "Явися дьньсь". 18. Л. 50. Собор Иоанна Предтечи, гл. 6, смг. "Плътьнаго ти пришествия". 19. Л. 53 об. Иоанна Златоуста, гл. 1, смг. "Златая чистаго". 20. Л. 55 об. На Внесение Господа нашего, гл. 1, смг. "Утробу девичю". 21. Л. 58 об. Благовещение Пресвятой Богородицы, гл. 8, смг. "Възбраньноумоу воеводе". 22. Л. 70. Апостолам Петру и Павлу, гл. 2, смг. "Твьрдыя и богогласьныя". 23. Л. 72 об. Пророку Илие, гл. 2, смг. "Пророче и провидьчь". 24. Л. 73 об. Св. Пантелеимона, гл. 5, смг. "Подобьникъ сы милостивоумоу". 25. Л. 74 об. Св. пьрвомученика Стефана, гл. 6, смг. "Пьрвое насеянъ бысть". 26. Л. 75 об. На Преображение кондак, гл. 7, смг. "На горе преобразися". 27. Л. 76 об. На Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, гл. 2, смг. "Въ молитвахъ неоусыпающю". 28. Л. 78. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, гл. 5, смг. "Предътеча славьное усечение". 29. Л. 79 об. Неделя о блудном сыне, "Объятия отьча", гл. 1, подобен "Ликуют аггели". 30. Л. 80 об. Неделя мясопустная, гл. 1, смг. "Егда придеши". 31. Л. 81 об. Неделя Сыропустная, гл. 6, смг. "Премудрости наставниче". 32. Л. 82. Вторая неделя поста, смг. "Неисписанное слово". 33. Л. 82 об. Третья неделя поста, гл. 7, смг. "Оуже пламеньное ороужие". 34. Л. 83. Великаго канона Андрея Критскаго, гл. 6, смг. "Доуше моя". 35. Л. 84 об. Неделя Цветная, гл. 6, смг. "На престоле на небесе". 36. Л. 86 об. В святый и великыи пяток, гл. 8, смг. "Насъ ради распьнъшагося". 37. Л. 87 об. На Пасху, гл. 8, смг. "Аще и во гробъ". 38. Л. 89. На Вознесение, гл. 6, смг. "Еже о нас". 39. Л. 90. Неделя святых отцов, гл. 8, смг. "Апостольское проповедание". 40. Л. 90 об. Кондак Пянтикости, гл. 8, смг. "Егда съшьдъ языкы". 41. Л. 91. Неделя всех святых кондак, гл. 8, смг. "Яко начатъкъ". 42. Л. 92 об. На освящение церкви, гл. 1, смг. "Яко вышьняя твьрди". 43. Л. 93. Молебный Святой Богородице, гл. 6, смг. "Заступьнице хрьстианомъ".   В кондакаре ТУ содержатся кондаки полного годового круга всех богослужебных циклов — миней, триоди, воскресные. Некоторые из этих кондаков — самогласны — широко применялись в качестве образцов для распевания текстов других кондаков на подобен. Например, первый кондак ТУ самогласен "Вышьних ища" или кондак Рождеству Христову "Дева днесь" повторяются около 20 раз с текстами разных кондаков.

Кондакарное пение было подчинено системе осмогласия. Так же как и в знаменном, в кондакарном осмогласии наиболее развитыми были четные гласы. Они выделялись не только большим числом, но и разнообразием знаков, графических формул, причем больше развиты 2-й, 6-й и 8-й гласы, часть кондакарных самогласнов приходится на долю этих гласов.

Кондакарные подобны

Кондакарные самогласны идиомелоны были музыкальным источником для кондакарных подобнов (prosomoia — сходный, подобный). Сохраняя внешний вид самогласна, они приспосабливали и соединяли новые тексты кондаков с их мелодиями.

В качестве образцов для пения на подобен чаще других брали самые известные идиомелоны, например, первый кондак "Вышьних ища", или рождественский "Дева днесь", либо на Вознесение "Възнесыйся на крест". Они и служат музыкальной основой для подобнов — композиций на основе моделей для нераспетых текстов кондаков. Пение на подобен — это особенность церковного пения, которая сродни византийской и древнерусской иконописи: иконописцы пользовались подлинникам, по образцам которых писали иконы.

На разных листах кондакаря ТУ непосредственно возле нераспетых кондаков можно увидеть указание, на напев какого самогласна следует петь данный кондак. Список кондаков-самогласнов, служащих образцами, подобнами для пения кондаков, в ТУ охватывает 18 самогласнов. Ниже перечислены все самогласны ТУ с указанием листов, на которых они использованы в кондакаре.

"Вышьних ища" - Л. 28, 29 об., 33, 33 об. 36, 36 об., 37, 43 об., 45 об., 54, 57 об., 65, 65 об., 67 об., 68 об., 71, 73, 84, 86 об., 94 об. "Дева днесь пребогатого" - Л. 34, 40, 45, 47, 48 об., 54 об., 56 об., 67, 67 об., 69, 94 об. "Възнесыйся на крест" - Л. 34 об., 39, 39 об., 41, 51 об., 57 об., 64, 64 об., 70 об., 86, 88, 125 об. "Явися днесь" - Л. 33 об., 36 об., 48, 54 об., 68 об., 71 об., 72, 77, 77 об., 88 об., 95. "Ликъ аггльскоу" - Л. 29 об., 41 об., 48, 53, 56, 57, 68, 68 об., 74. "Еже о насъ съвьрши" - Л. 31 об. 47 об., 52 об., 58. "В молитвах неусыпающую" - Л. 32, 40 об., 44, 66 об. "Възбраньноумоу воеводъ" - Л. 32, 50 об. "Твьрдыя и богогласьныя проповедателя" - Л. 40, 79. "Яко начатокъ родоу" - Л. 38, 55, 85, 96 об., 126 об. "Кръви твоихъ струями" - Л. 65 об. "Рукописнаго" - Л. 69 об., 87. "Веру Христову" - Л. 88 об. "Златая чистаго" - Л. 92. "Егда приде" - Л. 94. "Еже о насъ" - Л. 96. "Просьвьтися дьньсь" - Л. 33. "На горе преобразился" - Л. 96, 126.

Использование самогласнов в кондакаре неодинаково. Так, кондак "Вышних ища" распевается с разными текстами кондаков 20 раз, "Явися днесь" — 12, "Възнесыйся на крест" — 12, "Дева днесь" — 11, "Лик ангельский" — 9, "Яко начатокъ родоу" — 5, "В молитвах неусыпающую" — 4, "Твьрдыя" — 4, "Рукописнаго" — 2, "Еже о насъ" — 1. В кондакаре ТУ число самогласнов больше, чем в других кондакарях, например, даже если сравнить с кондакарем ОИДР1.

Традиция пения кондаков

В кондакаре ТУ есть много свидетельств, дающих серьезные основания полагать, что пение кондаков было не хоровой, а сольной традицией. Важнейшим среди них является противопоставление сольного пения кондаков их припевам, исполняемым народом, обозначенное в ТУ. На сольное исполнение указывают не только кондаки, но и акафист Богородице, помещенный в службе Благовещения (л. 58 об. — 64). В нем пять раз повторяется первый кондак с чередованиями пения солиста (в рукописи употребляется слово "певец", характерно, что оно написано в единственном числе) и народа — "людие", — слово, которое можно трактовать и как народ, и как хор, хотя для последнего могло быть использовано церковнославянское "лик". В пользу сольного пения кондаков говорит и тот факт, что кондаки-подобны не распеты. Певцу самому предоставляется право распеть кондак "на подобен". Процесс соединения музыки с текстом в подобне кондакарного распева был намного сложнее знаменного, стихирного. Распев кондакарных образцов (греч. idiomela), по-славянски самогласнов, основывается на индивидуальном соединении мелодических формул. Совершенно очевидно, что практически невозможно всем хором распеть ненотированный текст кондака на сложный распев кондака-самогласна (идиомелона), приспосабливая к нему пусть даже хорошо знакомый напев. По памяти это непросто сделать даже опытному певцу и практически невозможно хору. Ввиду столь сложной нотации в помощь певцу кондаки-подобны, как и самогласны, были нотированы знаками кондакарной нотации.

По греческим источникам, кондак исполнялся одним хорошо обученным певцом, который для этого пения облачался в особую одежду2. Таким образом, кукулион и все строфы пел солист, некогда сам Роман, а рефрен вслед за кукулионом и каждой строфой пели все присутствующие — "людие", повторяя мелодию припева вслед за солистом.

Примечания:

1. Седова Р. Малоизвестный памятник певческого искусства Древней Руси // Музыкальная академия. 1996. № 1 (о кондакаре ОИДР). 2. Дмитриевский А. Типиконы святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви // Древнейшие патриаршие типиконы. Киев, 1907. С. 322—323.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Похожие работы:

  1. • Кондакарь типографского устава и музыкальная ...
  2. • Стилевые особенности знаменного пения
  3. • Византийское влияние на культуру Киевской Руси
  4. • Музыка в синтезе древнерусских искусств
  5. • Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации ...
  6. • Проблемы обучения детей церковному пению
  7. • Проблемы обучения детей церковному пению
  8. • Древнерусская певческая культура и старообрядчество
  9. • Позднейшие распевы Русской Православной Церкви
  10. • Богослужебное пение от Константина Великого до преподобного ...
  11. • Одноголосное пение Древней Руси
  12. • Певческие циклы Обихода
  13. • Знаменный распев и проблемы его исполнения в современных ...
  14. • Гармония эстетики и аскетики
  15. • Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути ...
  16. • Певческие циклы Обихода
  17. • Церковная музыка (доисторический и древний период)
  18. • Особенности богослужения Великой Пятницы
  19. • Двунадесятые праздники и их особые песнопения
Рефетека ру refoteka@gmail.com