Рефетека.ру / География

Авторский материал: Перу. Второе пришествие

Перу. Второе пришествие

Дмитрий Чулов

Перу — страна уникальных ландшафтов и непередаваемых словами красок. В ней есть непроходимые джунгли и многоводные реки, высокие горы, пустыни и бушующий океан. И до сих пор здесь все еще живы легенды о потерянных городах и мифическом золоте инков…

Лима

Столица Перу была основана в 1535 году. Ее основатель испанский конкистадор Франсиско Писарро считал это место чрезвычайно неприветливым. А вот его солдатам нравилось. В случае нападения индейцев из Лимы можно было быстро сесть на корабль и бежать.

Через пять лет после основания Лима стала столицей испанских колониальных властей и получила титул «прекрасного, восхитительного, верноподданного города королей». В Лиме жить было не слишком удобно: почти не было источников пресной воды, постоянно дул ветер и практически бесплодная земля.

Современные жители Лимы набережную Тихого океана любовно называют Коста-Верде, что значит «зеленый берег», хотя правильнее было бы назвать его «коричневым». А потому у жителей Лимы есть одна мечта — посадить траву и деревья. Церковь Сан-Франциско, входящая в комплекс одноименного монастыря, — одно из самых красивых сооружений в Лиме. За последние 400 лет обитель монахов-францисканцев не раз восстанавливали после землетрясений. И когда во время одного из них рухнула часть внешней стены здания, на ней обнажились древние фрески. Но самое примечательное в монастыре — подземные тоннели и гробницы, служившие в колониальный период городским кладбищем.

Главный вокзал города — первое здание со стальными конструкциями, по частям доставленными морем из Англии и собранными в 1908 году.

Спроектированный испанцами центр Лимы геометрически абсолютно правилен: все улочки пересекаются под прямым углом. И жители до сих пор называют его планировку «шахматами Писарро».

На центральной площади Лимы веками была сосредоточена власть, олицетворение которой — фигура Франсиско Писарро. Отношение к покорителю страны инков, завоевателю и тирану, в Перу далеко не однозначно. Но 18 января 1985 года в честь 450-й годовщины основания города его останки торжественно перезахоронили в главном соборе. На второй по значению площади города — Пласа-де-Сан-Мартин возвышается конная статуя аргентинского генерала Сан-Мартина, объявившего независимость Перу 4 июля 1821 года.

Впрочем, в Лиме с одинаковым почтением относятся к историческим антиподам, считая обоих национальными героями.

Арекипа

Город Арекипа — второй по величине в стране и крупный экономический центр юга. Он находится в тысяче километров от столицы на высоте 2 335 метров над уровнем моря.

Арекипу основал испанский конкистадор Франсиско де Карвахал в августе 1540 года. И поначалу весь город состоял из одного-единственного поместья, которое так и называлось: Прекрасная вилла Арекипа. Вилла стала перевалочным пунктом для караванов. Позднее вокруг виллы вырос целый город. По одной из версий, Арекипа получила свое второе название — «белый город» за прекрасные дома из белого вулканического камня. По другой — из-за большого количества в поселении европейцев. Арекипа, без сомнения, самый независимый город Перу. В разговоре с вами житель города не преминет несколько раз заметить, что он — вовсе не перуанец, а арекипянин. Жители города хранят «паспорта граждан независимой Арекипы», не имеющий, разумеется, никакой юридической ценности.

Арекипу можно назвать одним из самых красивых примеров испанской колониальной архитектуры во всей Южной Америке. Большинство величественных патрицианских домов построены еще в конце XVIII века.

Пожалуй, главная достопримечательность Арекипы — известный на весь мир женский монастырь Санта-Каталина. И хотя Святая Каталина (по-нашему — Святая Екатерина) никогда не бывала в Арекипе, монастырь носит ее имя. Он был основан почти одновременно с городом. Но открыт для посещения всего 30 лет назад — в 1970-м.

Горожане издавна отправляли в него девочек в возрасте 12 —14 лет. Отдать дочь в монастырь было очень престижно. Считалось, что это могло спасти души всех ее родственников. Оставаться послушницами девушки могли не более трех лет. Когда же одна из них проходила под красной аркой — в синюю часть, это означало, что она навсегда оставалась здесь, но уже монахиней. Были времена, когда здесь жили 175 монахинь. Сегодня в монастыре — всего 25 женщин. Самой младшей из них — 25 лет, самой старшей — 90. И теперь, скрывшись от мира, они живут в небольшой, новой части монастыря. Она находится за отдельной дверью. И входить любопытствующим туда строго-настрого запрещено.

Санта-Роса-де-Окопа

Отправляясь в путь, нам пришлось выслушать немало рассказов о коварстве гор, опасных переправах через реки и частых горных обвалах. Наш путь лежал в Уанкайо. Большинство приезжих добираются сюда по железной дороге — самой высокогорной в мире. Она берет начало от главного лимского вокзала и представляет собой более 1 000 километров зигзагов, тоннелей и эстакад. Пассажирам иногда даже требуются кислородные маски.

Главная цель нашего путешествия по городу Уанкайо — монастырь Санта-Роса-де-Окопа.

Этот один из самых старых монастырей в Перу был основан в 1725 году монахами-францисканцами. Санта-Роса-де-Окопа служил отправным пунктом для миссионеров, намеревавшихся обратить перуанских индейцев в католичество. Пытаясь попасть сюда, многие монахи поплатились жизнью. Одни погибли по дороге от рук дикарей-индейцев, другие были съедены дикими животными в джунглях.

Миссионеры, как и следовало ожидать, встретили жестокий отпор индейцев. Дикари не желали обращаться в чужую веру. Многие из слуг божьих приняли мученическую смерть. Об этом в монастыре напоминает своеобразная «доска почета», на которой висят портреты 54 священников. Последний из них погиб не так давно — в 1925-м. Католические монахи внесли немалый вклад в исследование Южно-Американского континента. На карту были нанесены первые тропы по Амазонии, реки, горы, поселения, а также животные и индейские племена.

Главная гордость монастыря — библиотека. Большинство книг привезли сюда в седельных сумках европейские священники, пересекавшие Анды на мулах. У основателя книгохранилища ушло более трех лет на то, чтобы классифицировать и расставить книги по полкам. Эта библиотека — самая большая в Перу и лучшая во всей Латинской Америке.

Самые старые книги здесь — европейские манускрипты по биологии, астрономии и теологии, дневники с описаниями завоевания испанцами Нового Света. Одна из самых ценных — библия 1564 года на немецком языке. А самая старая книга была написана в 1490-м. Что удивительно — в библиотеке нет никаких систем, поддерживающих постоянную температуру и влажность. На протяжении многих лет прохладный и сухой горный воздух служит природным хранителем более 25 тысяч томов. В галереях монастыря содержится богатая коллекция картин неизвестных авторов. А неподалеку от библиотеки — музей животного мира. Здесь становится понятно, что святые отцы-францисканцы были не только отважными миссионерами, но и храбрыми таксидермистами…

Чтобы поддерживать в надлежащем состоянии такой большой монастырь, нужны немалые средства. Основное бремя по содержанию монастыря взяли на себя братья-монахи из далекой и богатой Испании. В качестве гуманитарной помощи в 1905-м сюда из Германии привезли старенький орган. Сегодня францисканцы предпочитают получать помощь деньгами. Покидая монастырь, мы заметили начертанные на одной из стен до боли знакомые слова: «Кто не работает, тот не ест»…

Куско

История происхождения Куско, находящегося в перуанских Андах на высоте 3 399 метров над уровнем моря, уходит корнями в глубокую древность. Археологические раскопки в одном из районов города доказывают, что люди в этих горах жили еще 3 000 лет назад. А индейская легенда гласит, что прародители инков — Манко Капак, его сестра и жена — Мама Окльо вышли из вод озера Титикака и основали город. Они искали место, где золотой посох Манко Капака войдет в землю. А найдя его, основали Куско. Сегодня Куско называют исторической или археологической столицей Америки. А ЮНЕСКО объявило его культурным достоянием человечества.

Сверху, с горы, на город смотрят две древние инкские статуи — каменная и бронзовая. Обе были установлены еще инками в честь Инки Пачакуте, сделавшего город Куско столицей древней империи Инков.

На центральной площади Куско сосредоточена вся жизнь города. Здесь говорят на всех языках мира, кроме… русского. И, несмотря на обилие полиции, воруют в Куско везде — из автомобилей, на улицах, в гостиницах и ресторанах. Здесь легко стать очередной жертвой перуанских воров. А потерять бдительность довольно просто — достаточно заглядеться на поразительные здания города. Массивные стены, сложенные из искусно подогнанных друг к другу камней, говорят о могуществе цивилизации, пять столетий назад управлявшей большей частью Южно-Американского континента. В период расцвета Куско мог похвастаться сложной системой водоснабжения, мощеными улицами и отсутствием бедных. Тогда население Куско составляло примерно 15 тысяч человек. Испанцы, захватившие город, строили свои здания на фундаментах инков. На инкских основаниях в Куско стоят не только католические храмы, но даже армейские бараки и здание полиции.

Собор в стиле испанского ренессанса стоит на древнем каменном основании индейского храма Инка Виракочи. На его строительство ушло целое столетие. А звук самого большого в Южной Америке 300-летнего колокола Мария Ангола, отлитого из золота, серебра и бронзы, весом в тонну, слышен за 40 километров.

В честь победы испанских конкистадоров над индейцами справа от Собора была сооружена церковь Эль-Триунфо. До нее на этом месте стоял храм с тростниковой крышей. Его не раз хотели сжечь индейцы.

Самый красивый храм Куско — церковь в стиле барокко Ла Компаниа расположена в 50 метрах от собора, на главной площади, где когда-то стоял дворец Инка Уайны Капака. Строительство храма с изысканным интерьером, балконами и алтарем, покрытым золотой фольгой, также продолжалось почти 100 лет.

Церковь Санто-Доминго стоит на месте священного Кориканча — индейского храма Солнца. И некоторые местные жители по-прежнему называют его старым именем. Когда-то этот храм был самым величественным сооружением города. Испанские хроники рассказывают об изумлении европейцев, увидевших внутренний двор Кориканча, полный гуанако, деревьев, фруктов, цветов и даже бабочек, искусно отлитых из золота и серебра…

Саксайуаман

Испанцы использовали для строительства не только инкские фундаменты. Они брали также огромные камни, высеченные индейцами из скал в окрестностях некоторых городов. Например, собор в городе Куско сложен из блоков, доставленных из индейской крепости Саксайуаман. Эта некогда могучая индейская крепость стоит на вершине холма, охраняя подступы к городу. Ради строительства храмов испанцы разрушили многие древние крепости, которые стали называться «долиной руин»…

Саксайуаман — яркий пример строительного мастерства инков. Эта крепость сложена из массивных глыб, весящих по 40 — 50 тонн, а вес одной из них высотой 9 и шириной 4 метра — целых 125 тонн! Это самый большой камень, лежащий в основании крепости во всей Южной Америке! На строительство Саксайуамана у инков ушло не менее ста лет. При этом стены из огромных камней они строили, не зная колеса, а возможно, даже и рычага, используя только наклонную плоскость… Саксайуаман был посвящен молнии. Даже стены крепости выполнены в форме зигзагов. Саксайуаман был военным и религиозным центром инков. Во время раскопок на центральной площади крепости были найдены более 300 фигурок, явно служивших культовым целям. Каждый год 24 июня, когда день в Южном полушарии самый короткий, а ночь — самая длинная, в Саксайуамане проходит фестиваль Солнца, привлекающий множество людей.

В 1986-м в Саксайуаман приезжал Римский Папа, отслуживший здесь специальную службу. Потомки католиков, разрушивших Саксайуаман и утопивших в реках крови цивилизацию инков, прибыли сюда по приглашению потомков индейцев, чтобы устроить в Саксайуамане католический праздник. Случаются и такие повороты истории…

Когда-то в крепости Саксайуаман были три смотровые башни. Две — квадратной формы, одна — круглой. Именно эти башни были разрушены испанцами в первую очередь, а их камни послужили для строительства католических храмов.

Мачу-Пикчу

«Потерянный», или «заповедный», город Мачу-Пикчу лежит на 1 000 метров ниже древней столицы империи инков — города Куско. Это около 2 600 метров над уровнем моря.

В переводе с кечуа «Мачу-Пикчу» означает «старая гора». Если смотреть сверху, видно, что Мачу-Пикчу находится на почти ровном горном плато. Вокруг него возвышаются вершины соседних гор.

Долгое время о существовании «затерянного города инков» ходили только легенды. О том, что город и вправду существует, стало известно лишь в начале XX века. В 1911 году американский археолог Хайрам Бингем, посвятивший несколько лет его поискам, наткнулся на кишащий змеями, укрытый густыми зарослями древний город на вершине горы. Бингем поднялся туда в сопровождении носильщика-перуанца — проводника и переводчика. Легенда гласит, что здесь, на вершине горы, жили две индейские семьи, охранявшие «потерянный город». В одной из семей был ребенок. Бингем подарил мальчику-индейцу монетку в один соль, и тот показал профессору дорогу к древним развалинам. Так всего за один соль (около 30 американских центов) человечеству открылся потаенный город, видевший расцвет и закат цивилизации инков.

Но несмотря на открытие Бингема, Мачу-Пикчу оставался недоступным еще почти 30 лет, пока археологическая экспедиция, работавшая здесь, не обнаружила Дорогу Инков через долину к цитадели.

Во времена инков в крепость Мачу-Пикчу допускались только избранные. Здесь жили высшая знать, жрецы, ремесленники и слуги. Но главное — мамакунас — избранные девственницы, посвятившие свою жизнь служению богу Солнца.

Судьба жителей крепости по сей день остается неизвестной. Раскопки принесли новые загадки и без того загадочного города. Здесь обнаружили 173 человеческих скелета, причем 150 из них — женские. Но в захоронениях не было обнаружено никаких золотых предметов. В гробнице верховного жреца, как назвал ее Бингем, хранились останки женщины, болевшей сифилисом, маленькой собачки, несколько керамических предметов, два вертела и шерстяная одежда.

Пять гектаров обработанных земель размещались вокруг Мачу-Пикчу на традиционных для инков узких террасах на крутых горных склонах. И террасы и тысячи ступенек, соединявшие их, сохранились здесь на века. Весь Мачу-Пикчу поделен на секторы: кладбище, темницы, жилой район и храмы. Храм Трех Окон, через окна которого солнечные лучи попадали на священную площадь, вероятно, играл важнейшую роль в ритуалах. Три окна отражают представления инков о троичности мира. По легенде, три основателя империи инков вошли в мир через них.

Немного выше храма находится обсерватория и Интиватана — камень любопытной формы, который, видимо, был солнечными часами. Иногда его еще называют «контрольная точка солнца».

Некоторые здания в Мачу-Пикчу были двухэтажными, с заостренными соломенными крышами. Камни были подогнаны друг к другу с удивительной точностью. Между камнями многих строений в Мачу-Пикчу были оставлены специальные щели. Благорадя этому во время частых здесь землетрясений здания были гораздо более устойчивы. Стены крепости были специально построены под наклоном — для большей сейсмоустойчивости. Это удивительно, тем более что при строительстве инки не использовали ни цемента, ни других скрепляющих веществ — камни держат друг друга за счет собственного веса. Представьте, каково это подогнать к камню, имеющему ни много ни мало 32 угла, другой подходящий камень!

Считается, что в империи инков не было человеческих жертвоприношений. В Мачу-Пикчу в жертву богам приносили животных. В основном — лам. Трех в день: утром и днем — белую ламу, вечером — черную.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vokrugsveta.ru


Похожие работы:

  1. • Русская литература XVIII века
  2. • Учение о втором пришествии
  3. • Эхатологический характер богослужений первых трех ...
  4. • "Смерть побеждена". Последние времена по учению Отцов Церкви
  5. • Христианский дуализм
  6. • Марксизм: время сновидений
  7. • Пророчества последнего времени
  8. • Всемирная христианская церковь Адвентистов седьмого дня
  9. • Эсхатологический характер православного богослужения
  10. • Анализ учения Адвентистов седьмого дня в свете исторического ...
  11. • Культы, основанные на "новом откровении"
  12. • Адвентизм
  13. • О первом Воскресении и "Рождении свыше"
  14. • Притчи Господа нашего Иисуса Христа
  15. • Христианские секты
  16. • Образ воскресения человеческих тел по учению Святых Отцов ...
  17. • Второе пришествие либерализма в Россию
  18. • "День Господень" в Священном Писании Ветхого и ...
  19. • Противоречия внутри христианского мировоззрения
Рефетека ру refoteka@gmail.com