Рефетека.ру / Психология и педагогика

Авторский материал: Трансперсональная психология – специфика направления и подготовка специалистов

Трансперсональная психология – специфика направления и подготовка специалистов

Бревде Геннадий Михайлович

Смысл и сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся.

Трансперсональная психология - направление, фокусирующее внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляющее и научно обосновывающее представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследовательских и практических парадигм и проектов трансперсональной психологии - творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек.

Трансперсональная психология стала интенсивно развиваться в 70-е годы, сначала в рамках гуманистического подхода, а затем выделилась в самостоятельное направление психологической науки и практики.

К моменту возникновения гуманистического и трансперсонального направлений в психологии и психотерапии эффективно применялись и интенсивно развивались различные подходы, исследовательские и практические методы, техники, инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная (зачастую, квантифицированная) модель опирающегося на поле сознания Эго. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный – в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни – конструкт или процесс психики.

За рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в его психике) коллективные паттерны бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие столь важные компоненты реализации личностного потенциала, как харизматичность, востребованность, успешность. Для среднего обывателя западной цивилизации - в том числе, и психолога - шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я – не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) – но и «отнюдь не Я»; о том, что в его психической деятельности доминирует бессознательное, регламентирующее направленность и напряженность потоков психоэмоциональной энергии, интенсивные и экстремальные переживания, творческие процессы, аффекты.

Базальный внутренний конфликт – разрыв между сознанием и бессознательным – стал распространенным (если не тотальным) явлением. Его последствия: с одной стороны, неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, разрушительные для личности суррогаты интеграции поверхностных и глубинных слоев бытия (алкоголизм, наркомания, участие в псевдорелигиозных сообществах), с другой - стихийно возникавшие и патологизировавшиеся переживания мистического и квазидуховного опыта.

Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и медицины были поставлены задачи - вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами - не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики.

Объектом глубинной психологии (психоанализа, аналитической психологии, гуманистической и трансперсональной школ) становится уже не личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий - а идивид - «обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая – по необходимости - как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний – только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный (холистический, интегральный) подход открывает успешные пути достижения психического здоровья. Поиск этих путей – символ веры, начертанный на знамени трансперсональной психологии.

Понятия “цель” τελός и “целое” τελειός этимологически связаны. Достижение цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное, симметричное, прекрасное целое. Согласно представлениям аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии, личность - форма проявления, неотъемлемая автономная часть мирового единства.

Конфликтные напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности - свидетельствуют о том, что данный индивидуум не интегрирован (не собран, не целеустремлен, не гармоничен), что его намерения и стратегии не интегральны (не соотнесены со структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений, восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство направлены теоретические поиски и практические усилия интегральной психологии.

Интегральная (интегративная) психология - обобщение в широком понятийном и методологическом контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.

Различие в названиях интегрального - интегративного направления обусловлены даже не восприятием и отображением разных ракурсов единого созерцаемого, но различием манер и интенций созерцания, профессиональными предпочтениями называющего. Интегральный – обладающий единством, признающий целостность основополагающим принципом деятельности. Интегративный – синтезирующий, ведущий к целостности.

Мировоззренческим оком интегральной психологии является принцип единства, согласно которому и психика, и физический мир, и их совокупность - сложные, открытые, многоуровневые, самоорганизующиеся системы, - части, которые имеют смысл только в их отношении к целому.

Любая интегральная психотехника, в основе которой – принцип единства, является, или в ходе своего развития и усовершенствования с необходимостью становится интегративной. С другой стороны, эффективность интегративного метода или подхода определяется его интегральностью.

Интегральная (интегративная) психология - система опирающихся на принцип единства теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к целостности - единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.

Психотерапевтическая мастерская

Трансперсональный подход в практике психологического консультирования и психокоррекции>>

Понимание структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов этой целостности, путей и способов ее восстановления (индивидуации), умение успешно действовать в ее контексте – концептуальное ядро и необходимое условие работы интегрального психолога, вне зависимости от того, в какой области теории или практики он специализируется.

По сути дела, интегральная психология – методологическая основа построения и применения технологий работы с людьми (консультирование, тренинги, групповые дискуссии, дыхательные, арт-терапевтические, телесно-ориентированные техники).

Практические методы интегральной психологии и программ интегрального развития личности включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но дополнительных по сути своей, техник,

- в фокусе которых – личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы, проблемы;

- осуществляющих комплексное и всестороннее воздействие на человека (тело, сознание, бессознательная психика);

- использующих непроявленный личностный ресурсный потенциал;

- направленных не столько на достижение целостности индивида, но и на реорганизацию, интеграцию его экзистенциального контекста, полную и адекватную самореализацию его, как личности, в социуме.

Применяя эти методы и техники, специалист по интегральной психологии не упускает из виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение - при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого интегративного процесса уникален. Интегральные психотехники не могут быть формализованы, растиражированы. Использование методов интегральной психологии – это, прежде всего, их творческая разработка – а, зачастую и вдохновенная импровизация - для каждого конкретного случая.

Интегративная психология и ее основа – целостное мировосприятие – не совокупность сведений и навыков, не свод правил, но философская и психологическая интенция, имеющая практическое применение, стиль профессионального мышления, знание особого рода, образ жизни.

Получение этого интегрального знания, переход к новому мировосприятию, изменение образа жизни возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент:

- опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция);

- восстановление внутриличностного единства (индивидуация, самопознание);

- практика интегративной деятельности в социуме.

Как говорят, «язык не поворачивается» назвать этот процесс «дополнительным образованием» или «профессиональной подготовкой» - но, тем не менее, о профессии интегративного психолога можно говорить только как о результате этого процесса.

Требование к образовательным программам по интегративной психологии, реализующим этот процесс, не могут не быть высокими. Эти программы должны быть программами «нового поколения» или нового уровня профессиональной подготовки не только психологов и психотерапевтов, но и специалистов любых иных профессий, предусматривающих работу с людьми.

Краеугольный камень этих программ (в противовес дихотомии специального и системного образования) - продуктивный синтез направленности на подготовку практикующих специалистов - и полимодального, комплексного, системного, целостного подхода. Упомянутые программы должны также сочетать высокий профессиональный уровень представления и легкость освоения материала.

Еще одно, немаловажное требование – восхождение от обыденности к высшим, бытийным ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание места этих ценностей и смыслов в экзистенциальном контексте.

Программы интегрального образования развивают креативность, подготавливают и настраивают главный (может быть, единственный) инструмент – личность - специалиста интегративной психологии, которая должна быть, во-первых, целостной, а во-вторых, способной не только ставить и решать венчурные, инновационные задачи, но и справляться с обыденными в соответствии с парадигмами творческой разработки и применения интегральных психотехник.

Без подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами трансперсонального и, тем более, интегрального арсенала будет, в лучшем случае, бесполезным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об «антиметодологии» как основе прогресса или привести замечательное высказывание Абрахама Маслоу: «если психологию сводить к набору правил и методик, то в чем будет ее отличие от игры в шахматы или лечения зубов».

В образовательных программах по интегральной психологии даже освоение теоретической базы предусмотрено не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в форме тренинга, самостоятельной творческой работы с материалом программ.

Специалист, получивший профессиональную подготовку по направлению «Интегративная психология», способен непосредственно после выпуска не только взяться за сложные задачи психологической практики, но и предложить более высокий, даже по сравнению с системным – интегральный – уровень их решения. Такой специалист, независимо от профессии и рода деятельности (консультирование, психокоррекция, работа с персоналом, PR, менеджмент) - становится эксклюзивным, востебованным, высокооплачиваемым.

В Книге «Веданта – религия будущего» Вивекананда рассказывает притчу об Учителе, который предлагает ученику, увлекающемуся чтением сакральной литературы, выжать книгу о дождях и получить, таким образом, влагу дождевых капель. Смысл и сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su


Похожие работы:

  1. • Становление трансперсональной психологии
  2. • Трансперсональная психология
  3. •  ... традиции христианства - трансперсональный анализ
  4. • Шаманизм и трансперсональная психология
  5. • Из истории трансперсональной психологии.
  6. • Трансперсональная психология (С.Гроф)
  7. • Категории трансперсональной психологии
  8. • Трансперсональная психология религии С. Грофа
  9. • Танатотерапия
  10. • Сущность холотропного подхода
  11. • Особенности психотерапевтической помощи при ...
  12. • Тема: Базисные категории трансперсональной психологии и их ...
  13. • Конструктивная психология: программа исследований ...
  14. • Трансперсональный взгляд ...
  15. • Религиозный мистицизм как философская проблема
  16. • У истоков интегральной психологии
  17. • Трансперсональная арт-терапия и психическая ...
  18. • Теории внутриутробного психического развития
  19. • Тенденции развития направлений психологии и ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com