Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Записки о русском фольклоре

Записки о русском фольклоре

Леший

Лето - это именно то время года, когда люди вспоминают чаще, чем обычно таких персонажей славянского фольклора, как лешие, водяные, русалки и т.д. и т.п. К сожалению, первые серьезные труды по славянской мифологии относятся ко второй половине XVIII века, когда исследователи всерьез занялись собиранием и записью устной народной традиции. Очевидно, к этому времени многое было уже утрачено, и у нас нет целостной картины славянской мифологии. Некоторые исследователи считают, что ее никогда и не было. Может быть... Поэтому рассмотрим для начала обзор сведений о такой популярной фигуре русского фольклора, как леший. Надеюсь, что вы узнаете для себя что-нибудь новенькое.

Многие исследователи отмечают общность представлений о лешем с мифологическими образами других народов, например, с сатирами в античной мифологии. Посмотрим, что удалось записать нашим исследователям, а потом сами решайте, есть ли у лешего общие черты с другими персонажами.

Леший считается хозяином леса, покровителем зверей и птиц, но иногда он почитается и как дух леса. По убеждениям многих крестьян в каждом лесу был свой лесовик. Он часто появлялся в сопровождении стада волков, или перегонял зверей и птиц с места на место. Леший также охранял лес от охотников, но мог заключать с ними и справедливые договоры на пользование дарами леса. Вот лишь некоторые рассказы о лешем.

В Рязанской губернии записан такой рассказ:

"К кабатчику ночью пришел мужик в звериной шкуре и с толстой дубиной. Выпил стакан водки и пошел. Кабатчик вышел на улицу и увидел множество разного зверья. На его вопрос мужик ответил:

"Это я товарищу в карты проиграл, и теперь иду долг платить".

А на вопрос, кто же он такой, мужик сказал:

"Я - царь лесной".

В Вологодской губернии записан аналогичный рассказ, только там леший выпивает ведро водки и гонит стадо волков.

В Калужской области записан рассказ о том, как перед лесным пожаром леший, трубя в рог, перегонял зверей. И повалили из леса медведи и волки, лисицы и зайцы, белки, лоси, козы... Всякая лесная живность шла со своей парой и с другими не смешивалась, а на людей и вовсе никакого внимания не обращала. А за зверьем и "сам" с кнутом за плечом и с рожком в руках. А величиною он с большую колокольню будет. Отличительной чертой лешего является его хохот.

Как же выглядит леший? Обычно у него рога и козлиные ноги, длинные растрепанные волосы и большая седая борода. Одет он чаще всего в белую рубаху или балахон, на ногах лапти, а на голове широкая большая шляпа. Рост он меняет в зависимости от того, где он находится. В лесу он вровень с самыми высокими деревьями, а на лугу или поляне - он вровень с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца, человека и даже гриба. Он часто пугает людей хохотом, бьет в ладоши, уносит детей и заводит путников в непролазную чащу.

Большинство рассказов о лешем сводятся к простому рассказу о встрече рассказчика с нашим героем. Часто леший принимает облик какого-либо знакомого рассказчика, его соседа, помещика или, даже, дьякона. Распространены рассказы о том, как леший под видом старичка подсаживался на телегу или сани, и тогда никакая сила не могла сдвинуть их с места.

Избавиться от лешего можно было и именем Господа, и матерной руганью, и выстрелив в него медной пуговицей, а также рассмешив его.

Рассказы о похищениях лешим в большинстве случаев имеют счастливый конец. Так, когда леший похитил девок, они жили у него двенадцать дней, но благодаря помощи сельского колдуна вернулись домой. В другом рассказе леший в наказание за кражу овцы уводит сына мужика в лес, где тому приходится жить с "лешовихой". Или, леший уводит девицу в лес, но служат в церкви молебен, и девица счастливо возвращается домой. Леший заводит в лес одного парня, который понравился жене лешего. По ее совету он ничего не ест в доме у лешего и благодаря этому возвращается. А одну пропавшую девушку обнаружили через некоторое время сидящей на сосне и беременной.

В рассказах о договорах с лешим часто встречается сюжет о том, как он пасет за пастуха его стадо и предсказывает погоду на год вперед. В этих рассказах леший уже ближе к людям. Он сидит с пастухами или охотниками у костра, ест с ними кашу и выпивает, с ним можно договориться, задобрить, от него можно откупиться.

К концу девятнадцатого века ужас в рассказах о лешем сменяется доброй насмешкой. Леший постепенно очеловечивается. В результате такого смягчения образа лешего меняется и его внешний облик. К началу XX века относится такая запись о лешем:

"Леший живет в лесах, в большой избе. Изба укрыта кожами. Леший всегда ходит в оболочке: в желтом зипуне, опоясан, в красной шапке, молодой, без бороды. Это скорее человек: живет лешней, ходит с собакой, женат, имеет детей".

Леший был очень популярен в русском фольклоре и стал героем многих русских народных и авторских сказок. Но эту тему я рассматривать не буду. Отвечу напоследок лишь на вопрос, как можно вызвать лешего? Надо в великий четверг ночью сесть в лесу на старую березу и громко три раза крикнуть:

"Царь лесовой, всем зверьям батька, явись сюда!"

Тогда он явится и скажет "все тайное и будущее".

Водяной

Водяной также является одним из наиболее популярных персонажей русской нечистой силы, который царствовал в воде. Почти все исследователи отмечают сходство образов водяного и лешего. Так Вл. Даль писал о водяном следующее:

"Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится".

Но это не полный портрет водяного. Суммируя данные различных исследователей, получаем следующую картину: водяной - это безобразный голый старик, косматый, одутловатый, покрытый тиной, с большой бородой и зелеными волосами. Другие же исследователи записали, что водяной весь покрыт густой шерстью белого или зеленого цвета. В некоторых местностях портрет водяного украшается такими деталями как гусиные лапы вместо рук и ног, хвост, чешуя, рога и т.д. Или руки у него человечьи, а вместо ног рыбий хвост.

В Вологодской губернии, например, водяного представляют отнюдь не стариком. Это

"мужик, очень широкий в плечах, с тонкими ногами; у него небольшие рога, тело покрыто чешуей, хвост четверти три длиною, пальцы рук и ног очень длинные, с кривыми, крепкими ногтями, между пальцами перепонки".

Как видим, отдельный портрет может существенно отличаться от среднестатистического!

У белорусов водяной это или

"огромный старик с зелеными волосами и бородой из водорослей",

или же

"черное, обросшее волосами человекоподобное существо с рогами, хвостом и когтистыми лапами".

Водяной является хозяином водной стихии: морей, рек и озер. Он повелитель и покровитель рыб и других водных существ. К человеку водяной относится, как правило, враждебно. Он может напугать или даже утопить купающихся, утягивая свою жертву в глубину, может разогнать всю рыбу или выпустить ее из невода, разорвав его, может прорвать плотину или сделать еще какую-нибудь пакость. Даже там, где водяные вроде бы сжились с людьми, они иногда могут так расшалиться, что напугают человека насмерть или, даже, утопят его.

Водяной мог покровительствовать только лишь рыбакам, мельникам и пчеловодам, и то изредка. Водяного было принято задабривать рыбой, причем первой, табаком (!), новыми лаптями, медовыми сотами и т.п. Бросали петухов, бараньи головы, различных дохлых животных и даже живых лошадей. Дары приносились или весной, или осенью, а при постройке мельницы или плотины - обязательно. Совершались также и возлияния водяному. А о мельниках почти во всех местностях ходили слухи, что они колдуны и связаны с различной нечистой силой.

Рассказов о водяном собрано значительно меньше, чем о лешем. Так Вл. Даль отмечал, что из всех опрошенных мужиков только один рассказывал о водяном как очевидец. Остальные же знали, что где-то есть водяной, но Бог весть где. Тогда как лешего встречало множество людей.

Живут водяные обычно в омутах, особенно около мельниц. Любят пьянствовать и посещать шинки, где играют в кости. Могут украсть коров или лошадей. На зиму водяной уходит в свое подземное жилище.

Часто водяного изображают царем, живущим в морской пучине в роскошном дворце из хрусталя и золота. Его окружают многочисленные жены и злые красавицы дочери, русалки и водяные меньшего ранга. Морской царь любит повеселиться и созывает в свой дворец утонувших музыкантов, которых заставляет играть, а сам пляшет под их музыку вместе со своими приближенными, несмотря на свой почтенный возраст. Такая пляска вызывает сильное волнение на реках и озерах, а на море сопровождается бурей. Кладовые дворца наполнены золотом и другими сокровищами, которые упали на дно вместе с затонувшими кораблями.

С таким водяным встречался и былинный герой Садко. С образом Садко связаны представления о том, что водную стихию можно успокоить, исполняя специальные напевы. Эти представления живы у поморов и до сих пор. Но главное для водяного все-таки дары и уважение. Правда, к концу XIX века дары стали становиться скромнее. В Новгородской губернии при постройке мельницы под водяное колесо бросали шило, мыло и голову петуха. В Вологодской губернии рыбаки для получения хорошего улова бросали водяному худой сапог с портянкой (жадные люди; на месте водяного я бы обиделся и показал им улов). В Орловской губернии мельники лили водяному водку и бросали кусочки хлеба и крошки. Так и во всех вариантах былины о Садко его путешествие к морскому царю связано с неуплатой ему положенной дани.

При широкой распространенности веры в водяного, как уже говорилось, достоверных случаев о встречах с ним, в отличие от лешего, записано на удивление мало. Когда же происходит встреча с водяным?

Чаще всего это происходит при купании или нырянии. Но водяной может схватить свою жертву в тот момент, когда человек пьет воду из реки, озера или, даже, колодца. Встреча с водяным неизбежна, если человек будет подсматривать за купанием дочерей водяного или морского царя. Бывало, что водяного удавалось случайно поймать сетью в виде большой рыбы, тогда уже водяному приходилось откупаться. Водяной может придти на звуки музыки или на девичьи гуляния, если они в шутку позовут водяного. Но водяной может и сам обратиться к мужикам, чтобы ему одолжили сани или телегу для перевозки его пожитков, или чтобы прогнать чужого водяного. Утопленница может стать женой водяного, а утопленник может жениться на его красавице-дочери. От водяного можно откупиться дарами или можно заключить с ним договор о взаимных обязанностях.

Но все эти случаи происходили где-то и кем-то, а реальных случаев столкновения с водяным записано очень мало. Так один крестьянин в Вологодской губернии якобы сам видел водяного и спасся от него молитвой. Он так описывал водяного:

"Сам черный, вид его наподобие человека, но только глаза красные, большие - с ладонь, нос - как сапог, не меньше".

В другой раз водяной схватил этого же мужика за руку, отчего у него долго сохранялся отпечаток пятерни водяного, но и в этот раз мужику удалось отмолиться.

Любимой рыбой водяного является сом. Он разъезжает на соме верхом, а, кроме того, сом приносит водяному утопленников. Поэтому сома в народе часто называют чертова лошадь.

Из всего вышесказанного видно, что с водяным без особой нужды встречаться не стоит. В отличие от лешего, живых свидетелей встреч с ним не так уж и много.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abhoc.com/


Похожие работы:

  1. • Фольклор
  2. • Поэтическое наследие народной художественной культуры ...
  3. • О фольклоре русского народа
  4. • Народный фольклор в детской педагогике
  5. • Собиратели русского фольклора
  6. • Жанровая система русского фольклора
  7. •  ... музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
  8. • Фольклор как универсальный тип субкультуры
  9. • Музыкальный фольклор как средство развития творческих ...
  10. • Теорія фольклору
  11. • Воспитательная функция фольклора
  12. • Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их ...
  13. • Воспитательная проблематика фольклора
  14. • Определение особенностей национального характера в русских ...
  15. • Фольклор
  16. • О классификации способов взаимодействия русской ...
  17. • О "месте" и "роли" Карамзина в истории русской мысли
  18. • Русский народный фольклор
  19. • Фольклор, як форма існування духовної культури
Рефетека ру refoteka@gmail.com