Рефетека.ру / Эргономика

Авторский материал: О совершенствовании учетно-информационной инфраструктуры менеджмента

О совершенствовании учетно-информационной инфраструктуры менеджмента

Е.Б. Свердлина, Омский государственный университет, кафедра финансов и кредита

Процесс управления предприятием неразрывно связан со сбором, переработкой и выдачей информации, которая одновременно является предметом и продуктом управленческого труда, а соответственно система сбора, хранения и преобразования информации - важнейшим элементом системы управления.

Для реализации разнообразных целей управления используется информация из учетных и внеучетных источников. Однако ведущая роль сохраняется за учетной информацией. Данный приоритет определяется тем, что бухгалтерский учет, функционируя и охватывая процессы производства, обращения и распределения продукции, формирует полную информацию о кругообороте средств. В учете и контроле формируются информационные потоки обратной связи. Следовательно, назначение указанных функций состоит в организации информации таким образом, чтобы наиболее точно можно было оценить реальное состояние управляемых процессов в сравнении с ожидаемым и принять оптимальное регулирующее воздействие.

В управленческом аспекте учет выполняет две подфункции:

- информационно-образующую (формирование необходимой для управления информации и ее смысловых блоков);

- обоснования управленческих решений (увязка цели управленческого воздействия с факторами и условиями ее реализации).

Современный кризис российской экономики - это не только кризис макроэкономической политики. Сложился парадокс: отечественные предприятия, получив значительную экономическую свободу, не могут ею распорядиться. Точнее, не могут принять своевременные и качественные управленческие решения, главным образом, в силу нехватки, недостаточной оперативности и несовершенства методов и средств обработки требуемой учетной информации. В результате управляемость внутри современных организаций значительно снизилась, и одной из главных причин этой тенденции является отсутствие эффективной системы учетно-информационной поддержки управления. Исследование информационных систем предприятий свидетельствует, что 40-50% всей информации является избыточной в информационном потоке и в то же время в учете отсутствует около 50% необходимой информации для управления, а принятие решений чаще базируется на интуиции, чем на точной и объективной информации. Даже на тех предприятиях, где установлено большое число компьютеров, сетевое оборудование, современное программное обеспечение зачастую до 80% управленческих процессов не имеют информационной поддержки ([1], с.26).

В теоретическом плане проблему учетно-информационного обеспечения управления нельзя считать новой. Ее исследовали многие отечественные ученые: А.Ф. Аксененко, Н.Т. Белуха, П.С. Безруких, Э.К. Гильде, В.Н. Ерофеева, В.Б. Ивашкевич, К.Н. Нарибаев, А.С. Наринский, В.Ф. Палий, Я.В. Соколов, Н.Т. Чумаченко, А.А. Шапошников и др. Этот вопрос традиционно в составе учетной проблематики рассматривался зарубежными авторами, среди которых Р.Энтони, Дж.Рис, К.Друри, Ч.Т.Хорнгрен, Дж.Фостер, Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл, М.Х.Мескон и др. Уместно будет отметить, что еще в конце XIX в. именно русские ученые с мировым именем: Ф.В. Езерский, С.А. Сметанин, Э.Э. Фельдгаузен, А.М. Галаган и другие - заложили основы управленческой бухгалтерии. К примеру, Э.Э. Фельдгаузен на рубеже веков предвосхитил в своих трудах идеи стандарт- и директ-костинга, которые за последние 30-40 лет обрели абсолютное лидерство на Западе.

Однако в течение достаточно длительного периода директивного планового управления экономикой достижения отечественной и зарубежной научной мысли по учетно-информационному обеспечению управления не были востребованы на практике. Хозяйственные решения принимались вышестоящими органами, что не требовало от предприятий совершенствования их информационной основы. За это время экономически развитые страны ушли вперед в развитии и использовании новейших информационных технологий учета и менеджмента в целом. Ими достигнут качественно новый уровень, обеспечивающий информационную поддержку принятия управленческих решений в режиме реального времени.

Таким образом, низкая эффективность менеджмента на российских предприятиях актуализирует необходимость формирования концепции учетно-информационной инфраструктуры предприятия, адекватной новым экономическим условиям. Однако она не должна слепо копировать американскую или западноевропейскую модели. Необходимо сочетание прогрессивной учетной методологии с особенностями российской практики счетоводства и зарубежными достижениями в области технологий обработки экономической информации.

Определение учетной информационной системы в обобщенном виде дали В.Ф. Палий и Я.В. Соколов: "Информационное обеспечение есть динамическая система получения, оценки, хранения и переработки данных, созданная в целях выработки управленческих решений" ([2], с.154). Основываясь на приведенном определении, можно выделить основные аспекты реформирования учетно-информационной структуры предприятия:

1. Программно-технический (среда и средства автоматизированной обработки экономической информации);

2. Организационный (система управления, иерархия уровней, цели, интеграция функций управления, программно-целевой подход);

3. Учетно-методологический.

Изучение опыта постановки регулярного менеджмента на зарубежных и некоторых российских предприятиях показывает, что наиболее благоприятную программную, организационную и техническую среду для так называемого реинжиниринга создают современные системы комплексного автоматизированного управления организацией типа SAP (R/2, R/3), Oracle, Application, JD Edvards, BAAN Triton, SSA/BPCS, построенные на основе сочетания принципов централизованной и децентрализованной обработки информации. Информационная система учета реализуется в них как модуль в составе интегрированной гипербазы организации. Поэтому с точки зрения теории информационных систем этот модуль подчиняется общим требованиям, таким, как: типизация процессов, происходящих на предприятии; однократность ввода и многократность использования информации; рационализация документооборота и каналов обмена информацией; организация единой системы хранения и поиска информации; стандартизованный формат представления данных (удобный пользовательский интерфейс); стандартизация процедур ввода, корректировки, получения информации.

В отличие от программно-технического учетно-методологический и организационный аспекты не могут рассматриваться общетеоретически. Учетно-информационная инфраструктура формируется под влиянием тех же факторов, что и сам контур управления, т. е. в определенной степени является уникальной, определяемой сочетанием экономических, юридических, организационных, технико-технологических и других факторов. Вот почему рассмотрение данных аспектов переходит, как правило, в плоскость прикладных исследований. Тем не менее, можно сформулировать следующие общие требования:

Ориентация учета на цели управления организацией.

Интеграция видов учета, функций и уровней управления.

В контексте указанных требований нами проведено исследование учетно-информационного обеспечения управления себестоимостью в энергоснабжающих организациях. Следует отметить, что показатель себестоимости традиционно находится в центре проблематики информационно-управленческих аспектов учета, а для энергопредприятий имеет исключительно важное значение, так как является основным оценочным показателем и одновременно единственным, по существу, фактором увеличения прибыли в условиях государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Характеристика информационных моделей (учетных задач)

управления себестоимостью энергоснабжения

Цель системы управления себестоимостью энергии

Учетная задача (информационная модель)

Информационные параметры

Тип информации (по характеру связиc системой управления)

Используемые виды учета

Используемые функции управления

Пользователи информации (по отношениюк АО-энерго)

1

2

3

4

5

6

1. Составление внешней отчетности по себестоимости

Формирование отчетной информации о себестоимости для внешних пользователей

Обратная

Бухгалтерский Статистический

Учет

Внешние

2. Обоснование тарифов на электрическую и тепловую энергии в части затрат на производство

Информационное обеспечение расчета тарифов на энергию

Обратная (учетная информация) Прямая (плановая информация)

Бухгалтерский Производственно - технический

Учет Планирование Анализ

Внешние

3. Представление информации органам регулирования естественных монополий (РЭК) для осуществления контроля за обоснованностью затрат АО-энерго на производство электрической и тепловой энергии

Формирование отчетных данных

Обратная

Бухгалтерский

Учет

Внешние

4.Обеспечение прибыльности АО-энерго

Выявление фи-нансового результата насчитах бухгалтерского учета АО-энерго

Обратная

Бухгалтерский

Учет

Внешние Внутренние

5.Формирование системы персональной ответственности участни-ков производственого процесса

Информационное обеспечение управленческого контроля поцентрам ответственности

Прямая (плановаяили нормативная информация) Обратная (учетная информация)

Бухгалтерский Оперативно - технический

Планирование Учет Анализ

Внутренние (по уровням

организационной иерархии АО-энер-го)

6.Обеспечение надежного и бесперебойного снабжения потребителей региона (текущее управление)

Информационное обеспечение планирования,анализа, контроля и регулирования хозяйственной деятельности АО-энерго по энергоснабжению региона

Прямая (плановаяили нормативная информация) Обратная (учетнаяин формация)

Бухгалтерский Оперативно- технический

Планирование Учет Контроль Анализ

Внутренние

7.Обеспечение политики энергосбе-режения и снижения общественных издержек на производство энергиипри росте энергопотребления (стратегическое управление)

Информационное обеспечение программ стратегического развития АО-энерго

Прямая Обратная

Бухгалтерский Статистический Оперативно - технический

Планирование (прогнозирование) Учет Анализ

Внутренние Внешние (по решению АО-энерго: например совместные ты)

Исходя из принципа многомерного характера учета, необходимо рассматривать систему управления и соответственно учетную систему затрат на производство как многоцелевые. В связи с чем в составе учетно-информационной инфраструктуры предприятия должен быть сформирован комплекс задач (информационных моделей), соответствующих целям управления себестоимостью. На основе проведенной классификации внешних и внутренних, общих и специфических факторов формирования системы управления энергопредприятия и целей управления себестоимостью энергоснабжения нами разработан перечень учетных задач и их информационные параметры (см.табл.).

Этап формулировки целей менеджмента и адекватных им учетных задач является принципиальным с точки зрения теории и определяющим с точки зрения практики учета как функции управления. Дело в том, что методология учета и информационные связи должны формироваться не "вообще", а в соответствии с конкретной информационно-учетной моделью (задачей). Так, на основе приведенных в таблице информационно-учетных моделей в системе управления себестоимостью энергоснабжающей организации нами были сформированы применительно к каждой из них рекомендации методологического и методического характера, в частности: по организации аналитического учета затрат на производство в соответствии с фазами энергоснабжения, с технологическими стадиями производства и передачи энергии; по построению иерархической модели управленческого контроля по центрам затрат АО-энерго; разработана методика оперативного учета, контроля и анализа сокращенной себестоимости энергии.

Относительно интеграции функций управления отметим, что все они (в традиционной трактовке: учет, контроль, анализ и регулирование) взаимодействуют между собой в процессе управления себестоимостью. Так, данные планирования, учета, контроля и анализа являются основой выработки оптимального регулирующего воздействия (см.табл., N п/п 7). А осуществление управленческого контроля за себестоимостью энергии базируется на использовании планирования и учета (см.табл., N п/п 6).

В случае, когда при разработке информационной инфраструктуры не учитывается объективно существующая в практике управления затратами интеграция функций управления, имеют место, как правило, параллельные дублирующие потоки одинаковой информации по разным функциональным подразделениям. Так, в АО-энерго внутренняя отчетность по калькуляционному учету параллельно проходит иерархию уровней управления в рамках бухгалтерского аппарата и плановой службы. Следствием становится, с одной стороны, повышение трудоемкости управления энергопредприятием, с другой - снижение оперативности принимаемых решений.

В подавляющем большинстве случаев реализация цели управления себестоимостью требует включения в систему обработки необходимой информации различных видов учета: оперативно-технического, бухгалтерского и статистического (табл. гр.4). Для АО-энерго в силу высокотехничного уровня производства и значимой роли оперативно-диспетчерского управления характерна тесная взаимосвязь оперативно-технического и бухгалтерского учета. На этой основе может быть разработана эффективная подсистема оперативного управленческого контроля производственных затрат.

Вертикальная интеграция (уровней управления) необходима, во-первых, для конкретизации целей управления на разных уровнях линейной и функциональной иерархии предприятия. Второе, не менее важное ее назначение - обеспечить контроль лиц, ответственных за реализацию поставленной управленческой задачи и координировать их деятельность. Свойством информационных потоков является агрегирование (обобщение) данных по мере продвижения от более низких к более высоким уровням иерархии.

Изложенный выше подход к формированию учетно-информационной структуры менеджмента обеспечивает, на наш взгляд, соединение научно обоснованных методов учета и передовых информационных технологий в целях эффективного и оперативного обоснования управленческих решений.

Список литературы

Матвеева А. Инструкции по возведению вавилонских башен // Эксперт. 1996. 48. С.25-30.

Палий В.Ф., Соколов Я.В. АСУ и проблемы теории бухгалтерского учета // М.: Финансы и статистика, 1981. 224 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Похожие работы:

  1. • Инфраструктура менеджмента
  2. • Разработка предложения по совершенствованию ...
  3. • Информационная инфраструктура организации
  4. • Программные средства и инструменты информационного ...
  5. • Проблемы муниципальной информационной политики
  6. • Информамционный менеджмент
  7. • Основные положения концепции информационной ...
  8. • Информационный менеджмент как процесс управления людьми ...
  9. • Основные направления совершенствования ...
  10. • Информационные технологии менеджмента
  11. • Бизнес-информация и информационный менеджмент
  12. • Государственная политика в информационной сфере
  13. • Технологии информационного менеджмента в системах ...
  14. • Анализ и совершенствование системы информационной ...
  15. • Формирование кадровой политики организации ...
  16. • Менеджмент организаций
  17. • Совершенствование информационного обеспечения ...
  18. • Информационный менеджмент
  19. • Государственная информационная политика в РФ
Рефетека ру refoteka@gmail.com