Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина

Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин жил в XIX веке, но и сегодня его произведения имеют отношение к современности. Взять хотя бы его жгучую ненависть к обывателям. Казалось бы, чем его не устраивают тихое существование некоторых особей. Но его желание добра родине настолько остро, что он хочет вытравить из человека все то приниженное и рабское что делает человека обывателем независимо от того поста, который он занимает.

Но как сказать об этом людям, не обидев их. И он обращается к жанру сказок. Так появляется на свет сказка “Премудрый пискарь”.

Медленно разворачиваются события на речном дне, “жил-был пискарь”. И родители у него были хорошие, сумели уберечь его от всяких напастей. Но как-то уж впрямую понял их напутствие “гляди в оба”. Он не пошел дальше продолжать их пескариный род, а скрылся от жизни в мутной, речной воде.

Можно подумать, что Салтыков-Щедрин провел ни одну неделю в акваланге (если бы он тогда существовал) присматривая за пескарем. Фантазия его безгранична. Вот как он описывает гнездо пескаря: (Цитата, в которой говорится, как пескарь долбил норку).

Но конечно Щедрин описывает и трудности пескариной жизни: ему, как и всем угрожают всякие напасти. В страх бросает, когда читаешь, как рак возник у жилища пескаря: (Цитата - встреча с раком).

Тут мы впервые слышим слова, которые будут повторяться не один раз: “все дрожал, все дрожал”.

И не приходит в голову пескарю, что можно защитить свое жилище: испугать рака, забросать его илом, соседей позвать на помощь.

Но если кто-то подумает, что Щедрин высмеивает только мелких обывателей – пескарей, то это не так, вспомним Органчика, градоначальника города Глупова из “Истории одного города”. В его голове только две команды: “разорю” и “не потерплю”.

Он не дает себе труда позаботиться о своих подданных. Ему не приходит в голову, что надо работать, не покладая рук ради своего города. Он только ведет свой город к разорению и уничтожению. Он не развивается как личность, а деградирует.

Но вернемся к пескарю. Он уже достиг середины жизни, и мы вправе ждать от него каких-то свершений, поступков, какой-то оценки своего жизненного пути. И что же мы видим: большого, глупого пескаря, который нисколько не набрался не ума, не опыта. И радости от жизни у него нет:

(Цитата - о том, как он не играет в карты и т.д.).

Тут Щедрин выступает не как фантаст, а как сатирик, потому что здесь каждый понимает, что речь идет о человеческом обществе, а если точнее то о русском обществе IX века, о его либеральной прослойке.

И все, потому что он - пескарь боялся риска, боялся жизни, а, как известно кто не рискует, тот не пьет шампанское.

Щедринская ярость с каждой строкой набирает силу, ему уже недостаточно обозначить пороки общества. Он переходит в прямую атаку не оставляя не каких сомнений в своих намерениях. Так он пишет о последних днях пескаря. Переходя от иносказания к грубому обличению:

(Цитата о том, как пескарь сидит в норке и рассуждает о своей жизни).

А ведь наверно для чего-то появился пескарь на свет, хотя бы для того, что бы род продолжить, как завещали ему родители. “ Ведь было и у него предназначение высокое”- как с тоской писал о Плюшкине Гоголь.

Но нет, не использовал пескарь свой шанс в жизни. Этим сатирические сказки Щедрина и замечательны, что они заставляют задуматься о своем предназначении, о том, что жизнь строится не только силою судьбы, но и силами человека. И как же сильно надо было любить свой народ, чтоб не побоятся показать как в зеркале его недостатки. Потомучто только зная их влицо - можно их побороть.

Поэтому Салтыкова-Щедрина можно поистине считать нашим современником потомучто обыватель живет в каждом из нас.

И в нынешнем веке можно прожить жизнь безо всякого смысла, как сделал это пескарь. Но как вспоминаешь эту сказку, так сразу не хочется быть этим пескарем и сделать что-нибудь хорошее в жизни.

И только прочитав до конца эту великую сказку, понимаешь иронию, заложенную в названии “Премудрый пискарь”. Никакой он не премудрый, а жалкое, неинтересное существо. Одно слово – обыватель.


Похожие работы:

  1. • Мир обывателя в сатирических сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
  2. • Жанровое своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
  3. • Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова ...
  4. • Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова ...
  5. • Социально-психологическая, семейная мысль в романе в романе ...
  6. • М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор
  7. • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
  8. • Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
  9. • Социально-политические мотивы сатиры М. Е. Салтыкова ...
  10. • Особенности сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина на примере ...
  11. •  ... художественные особенности "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина
  12. •  ... Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина
  13. • О сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
  14. • Особенности сатиры и юмора М.Е. Салтыкова-Щедрина
  15. • Господа Головлевы
  16. • Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина "История ...
  17. • Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е ...
  18. • М. Е. Салтыков-Щедрин - сатирик
  19. • "История одного города" как гротесковый роман
Рефетека ру refoteka@gmail.com