Рефетека.ру / Языкознание и филология

Авторский материал: Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными: однородные придаточные.

Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными: однородные придаточные.

Николенкова Н. В.

В сложноподчиненном предложении (СПП) может быть две части – одна главная, другая зависимая, придаточная. В этом случае сама постановка запятой проблем не вызывает, сложность здесь иного рода – способен ли пишущий увидеть, что его предложение сложное, состоит из двух частей. Другого рода сложности возникают при постановке знаков препинания в СПП, где к одной главной части относится несколько придаточных. Можно говорить о трех типах соединения придаточных частей с главной.

1. Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связи нет. Это неоднородное подчинение. Если выпадет снег, мы пойдем гулять, чтобы поиграть в снежки.

2. Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными, связаны между собой, относятся одному и тому же слову или одинаково характеризуют главную часть. Это однородное подчинение. Этой зимой все мечтают, когда же выпадет снег и люди смогут покататься на лыжах.

3. К главной части относится только первое из придаточных, остальные "по цепочке" связаны между собой. Это последовательное подчинение. Я расстроился, потому что услышал, что завтра опять будет идти дождь.

В данной работе мы хотели бы повторить правила расстановки знаков препинания в предложениях с однородными придаточными частями. Трудность для многих школьников заключается в том, что, научившись "считать" части СПП и ставить запятую на границе частей, они забывают следить за типом объединения придаточных частей с главной и между собой.

Между однородными придаточными частями знаки препинания ставят, используя правило расстановки запятых между однородными членами предложения [1] . Это означает, что:

1. Если части не соединены союзом, запятая ставится: Звери в лесу рассказывали друг другу, что у лисички избушка ледяная, что она растает с первыми лучами солнца, что тогда лисичка съест соседа и переберется к нему в дом.

2. Если две однородные части соединены неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, то между частями запятая не ставится: Добрый и глупый заяц надеялся, что за зиму они с лисой подружатся и что она уже не захочет есть ближайшего соседа и лучшего друга.

3. Если однородные части соединены повторяющимися союзами, перед каждой частью ставится запятая: Лиса мечтала, как она съест соседа, и как переберется в его добротную избушку, и как пригласит на новоселье всех подруг.

Несложное в своей формулировке правило создает, оказывается, массу проблем для пишущего. Дело в том, что часто школьники не способны увидеть однородности придаточных частей, не могут определить, как именно придаточные части характеризуют главную, к какому слову в ней относятся.

Для работы над правилом необходимо определять главную часть и обязательно задавать от нее вопрос для определения типа придаточных. Опираясь на собственный опыт, мы бы посоветовали начать работу с таких СПП, придаточные которых относятся к обстоятельственным типам (времени, причины, условия), но не с придаточных изъяснительных, однородность которых ряду школьников бывает труднее установить.

Однородность таких придаточных определяется тем, что они отвечают на один вопрос и вводятся одним и тем же союзным средством. У последнего в ряду придаточного союзное средство может быть опущено, но легко восстанавливается: Лиса съела зайчика (когда?), когда наступила весна и [когда] её домик растаял.

Задание 1. Найти главную часть, определить тип придаточных, расставить знаки препинания.

1. Мы сможем поехать на праздники домой если (во)время сдадим все зачеты если первый экзамен назначат не раньше 9 января и если нам выдадут ст…пендию.

2. Когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки молоденькие библиотекарши пр…хорашиваются и стараются пр…нарядиться.

3. Сережа отрастил усы чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом а не школьником.

4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни "тройки" мои родители будут расстроен…ы.

5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.

6. Онегину быстро наскучила деревня так как экономические реформы его не интересуют охоту он любит а красотой природы восхищаться не способен[2] .

7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел.

8. Чтобы дочь общалась в приличном с точки зрения отца обществе и чтобы нашла себе достойного жениха Фамусов устраивает дома балы.

9. Мцыри мечтает о жизни там где нет монастырских стен и жесткого расписания дня где дыш…т…ся воздухом свободы где люди вольны как орлы.

10. Печорин ухаживает за Мери чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедит…ся в своей способности оч…ровать любую девушку.

11. "Мертвые души" - поэма так как в ней присутствует (Л,л)ирический герой и так как многочисленные (Л,л)ирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему.

12. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следу…щего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел в его сознании совершается переворот.

Однородность придаточных изъяснительных определить сложнее. Во-первых, не все школьники помнят, что придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы, поэтому задают вопрос к союзному средству, вводящему придаточное. К примеру, в предложении "Я спросил, почему он здесь" вопрос "о чем?" подменяется вопросом "зачем". Поэтому первая задача преподавателя – научить задавать вопрос. Во-вторых, однородные придаточные изъяснительные могут вводиться разными союзными средствами, например: "Я спросил, кто он и что он здесь делает". Для синтаксических разборов и построений схем дополнительную сложность создают неполные придаточные изъяснительные, когда несколько частей в ряду однородных представлены лишь одним союзным средством: "Я не знаю, кто, как, зачем и почему это сделал". В последнем примере перед нами 4 однородных придаточных, три из которых неполные.

Задание 2. Найдите однородные придаточные изъяснительные, расставьте знаки препинания.

1. Многие не понимают за(чем) надо учиться и по(чему) необходимо получить хорошее образование.

2. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году.

3. Мне показалось будто из окна в доме (на)против на меня кто(то) пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим(то) наблюдением.

4. По заводу ходили слухи что руководство будет смещен…о что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде.

5. Читая роман я смог почу…ствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы [3] .

6. Ленский не понимает что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина лишь способ заставить Владимира злит…ся.

7. Пьер не знает еще как нужно вести себя в (П,п)етербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить.

8. По описанию (М,м)осковского дворянства в 7 главе становится ясно что Пушкин опирается на (Г,г)рибоедовскую комедию и никаких новых черт в жителях Москвы поэт не видит.

9. Базаров не понимает (за)чем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь (не)нужными с его точки зрения вещами.

10. Обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрес…ным рощам.

Работа над однородными придаточными включает еще несколько более сложных моментов. Они отдельно разобраны в справочниках, но мы считаем, что их проработке в пособиях не уделяется должного внимания.

1. Союзы ЛИ…ИЛИ рассматриваются как повторяющиеся, следовательно, перед ИЛИ необходима запятая: "Надо подумать, надо ли есть его прямо сейчас, или это может подождать до лета", размышляла лисичка. Сложность применения этого правила заключается в том, что даже хорошо знающие теорию русского языка школьники забывают про ЛИ как подчинительный союз и часто просто не замечают его в предложении. Следовательно, надо лишь дать больше заданий с использованием союза ЛИ и союзов ЛИ…ИЛИ.

2. "Следует различать случаи, когда одиночный союз И соединяет однородныце придаточные части (запятая перед И не ставится), и случаи, когда союз И соединяет два независимых предложения или однородные члены в главной части, между которыми находится придаточная часть (запятая перед И ставится)" [4] . Пример, приведенный в справочнике Д.Э.Розенталя показывает, что есть предложения, которые можно истолковать двояко (В заметке указывается, что ожидаются заморозки и следует примять меры к защите овощей от холода – то есть информация об овощах есть в самой заметке. Постановка запятой перед И в том же предложении изменит смысл: заметка сообщает лишь о погоде). Возможность двоякого толкования говорит нам о том, что понимание фразы школьником и проверяющим вполне может быть разным, поэтому при отсутствии в тексте возможности однозначно понять фразу данный пункт правила следует рассматривать как факультативный. Такие проблемы могут вставать при разборе СПП с придаточными изъяснительными и меры.

Зато необходимость следить за постановкой закрывающей придаточную часть запятой в случае, если дальше идет продолжение главной части, гораздо более актуальна. Трансформируем пример Розенталя: В заметке указывается, что ожидаются заморозки, и даются советы по защите овощей от холода. Союз И соединяет однородные сказуемые главной части, внутри которой находится придаточная.

Проработке данных пунктов правила посвящено следующее задание.

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Подумайте о том, в каких предложениях возможны два варианта: постановка запятой перед И и её отсутствие.

1. Трудно сказать стал ли бы Ленский настоящим поэтом или как и предполагал Пушкин его бы обыкновенный ждал удел.

2. Кто этот человек и (по)чему так разговаривает с ним Пьер не знает но чу…ствует что человек говорит правильно и это и есть нужная ему жизненная позиция.

3. Из монолога Чацкого мы можем узнать какие черты в (Ф,ф)амусовском обществе ему особенно чужды и делаем выводы о собственных взглядах героя на жизнь.

4. История Плюшкина так поражает читателей что на некоторое время заслоняет сюжет путешествия Чичикова и именно Плюшкин оказывается вторым главным персонажем "Мертвых душ".

5. Из письма Татьяны Онегин узнает что любим и понимает что Татьяна видит в нем романтического героя.

6. После разговора с князем Андреем Пьер размышляет станет ли он (по)прежнему придерживаться масонских позиций или надо принять взгляды друга на жизнь.

7. Обломов не понимает почему чтение современных книг и журналов оказывается столь важной частью "активной" жизни и именно это занятие должно доказать Ольге его любовь и пытается объяснить свою позицию Штольцу.

8. Наташа так сочувствует (С,с)онечкиному горю что принимается плакать вместе с ней и её лицо становится совсем (не)красивым.

9. Читая "Войну и мир" мы удивляемся что главные герои лишены внешней красоты и именно этот признак может служить критерием выявления любимых (Т,т)олстовских персонажей.

10. Герои "Вишневого сада" так (не)приспособлены к жизни что не видят неизбежности потери и даже постоянные напоминания Лопахина не заставляют их начать активные действия.

Из личного опыта. Есть еще одна ошибка, довольно часто встречающаяся в письменных работах. Её можно найти в такой фразе из сочинения: "*Андрей чувствовал, что Наташа очень хочет танцевать и, что она будет счастлива, если он пригласит её". Думается, подобная ошибка встречается часто и говорит о механической расстановке знаков перед каждой найденной частью СПП. Для борьбы с ней необходимо вспомнить о функции союза И в предложении – соединять между собой слова и части предложения. К сожалению, изучение правил и умение правильно дать их формулировки для устранения этой ошибки оказывается несколько бесполезным. Если пишущий не видит структуры предложения, она может вновь и вновь появляться.

Наш общий вывод заключается в следующем: при простоте формулировки правила о знаках препинания при однородных придаточных выполнение задачи отнюдь не такое уж и простое. Оно требует вдумчивого и внимательного отношения к предложению, его структуре и смыслу. Напоследок предлагаем задания, в котором собраны разные случаи разбираемого правила.

Задание 4. Расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных. Найдите случаи однородного соединения придаточных.

Про Дусю и "Вискас".

Последние месяцы Дусе кошке уже описанной нами ранее стал надоедать её привычный рацион питания и она решила потребовать смены кошач…его корма. "Вискас" хотя и вкусный но несколько поднадоевший уже не мог удовлетворять всем её запросам и кошка стала думать о более изысканном питании. Дуся знала что рекламу консервов для кошек и собак показывают по телевизору и киска решила что никто не может лучше самого потребителя разобраться в рекламируемой продукции и что ей необходимо самостоятельно изучить новинки пищевой промышленности.

Когда хозяева ушли на работу кошка сразу же прыгнула на лежащий на журнальном столике пульт и телевизор включился. Такая ловкость сразу же увенчалась успехом и кошка просмотрела ролик о счастливом рыжем коте который питается только "Фрискасом" и которого хозяйка с трудом оторвала от пола в конце рекламной минуты. "Не знаю вкусны ли эти сухарики и содержаться ли в них необходимые моему кошачьему организму вещества но стать такой толстой я не желаю", - подумала грациозная Дуся и задремала ожидая когда закончится нудный фильм и начнут показывать рекламу.

Дуся не умела переключать каналы и ей пришлось ждать следующей рекламной паузы. К сожалению в двух следующих рекламных паузах ничего о кошачьей еде не было и Дусе пришлось ждать около получаса. Но зато были показаны сразу два ролика и Дуся послушала о питательных свойствах "Вкусных подушечек" и "Королевской кошки". Ей показалось странным что симпатичная белая киска не бежит к миске увидев в руках хозяйки голубой пакетик и что съев немножко она сразу же идет умываться. Ведь кошки не умеют врать и притворяться и в отличие от моделей они снимаются в рекламе просто из удовольствия.

После недолгих раздумий Дуся решила подкрепиться и перекусив привычным "Вискасом" вернулась в гостиную и еще немного посмотрела телевизор. Там как раз шла реклама в которой милая улыбчивая женщина открывала знакомый пакетик и изящная серая кошечка так похожая на саму Дусю стремглав неслась к миске. Киска из рекламы столь аппетитно поедала вкусные кусочки что Дусе захотелось добавки и она стремглав побежала на кухню доедать свою порцию.

Съев всю миску она вернулась на мягкий диван и легла спать уверенная что "Вискас" выпускается специально для таких грациозных красавиц как она и что это лучший кошачий корм на свете.

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных. Найдите случаи однородного соединения придаточных.

Лиса и Заяц.

Никто в лесу уже и не помнит ела ли раньше Лиса зайцев или она предпочитала домашнюю птицу. Ведь непонятно почему вдруг Заяц и Лиса решили построить избушки рядом и отчего никто не сказал Зайцу что это опасно. Но факт остается фактом: избушки оказались так близко что из окошка одной было видно происходящее в другой и именно это стало первым шагом к трагедии.

Но звери смеялись сначала не над этим а над тем что Лиса оказалась глупой и её избушка была построен…а изо льда. Она же знала что после зимы наступает весна что на улице теплеет и лед сразу же та…т. Почему она выбрала столь странный материал и как ей отказал природный ум никому в лесу было неизвестно. Когда изба уже была построен…а и Лиса пригласила на новоселье звери начали тихонько посмеиваться. Лиса сразу даже не поняла что смешного в её домике и (от)чего гости хихикают.

Заяц тоже только после окончания строительства осознал как сглупил и отчаянно начал искать выход из создавшегося положения. Он почти не мог спать по ночам размышляя хорошо ли Лисонька поужинала или она вернулась из курятника голодной. Лисичка же не понимала что происходит в доме её соседа и почему он всю ночь ворочается и стонет и потом так стремительно пробегает мимо неё по утрам даже как следует не поздоровавшись. Она разволновалась и решила что потеря вежливости это следствие какой-то инфекции и необходимо купить энциклопедию про зайцев и изучить (З,з)аяч…и болезни.

Энциклопедия где описывались породы зайцев и в которой содержалась информация о болезнях этих зверей стоила так дорого что Лиса хотела отказаться от идеи разобраться со странным поведением соседа и только страх заразит…ся чем(то) (не)известным заставил совершить покупку. Читая толстую книгу Лиса узнала что зайцы имеют нежное мясо что могут считаться деликатесом и что они очень боятся Лис а Лисы любят на них охотиться. Лиса догадалась чем вызвано странное поведение Зайца и стала думать полакомиться ли соседом прямо завтра или она может потерпеть до лета когда по словам авторов книги зайцы имеют лучший вкус.

Когда солнышко начало припекать и Лиса каждое утро просыпалась с мокрой шерсткой из-за подта…вания избушки смеяться начал Заяц. Он решил что счастливо отделался от неуместного соседства и вся опасность позади так как за зиму Лиса ни разу и не попыталась на него поохотиться. Теперь по утрам он спрашивал у соседки как ей спалось и почему она неважно выглядит и что произошло с её нарядной шубкой. Хитрюга Лиса сетовала что спала плохо в домике мокро и что солнышко в окошко светит и не дает понежится и не знает она, Лисонька, как ей теперь быть. А сама принюхивалась пахнет ли от Зайца обещанным нежным ароматом или он должен еще немного попастись на лесных опушках.

Заяц так осмелел что и в дом к Лисе заходил и осматривал уже наполовину раста…вшее помещение. А Лиса размышляла как расставит мебель в домике Зайца и что надо купить для обновления (З,з)аяч…его интерьера.

Конец истории столь предсказуем что мы не будем излагать его подробно и наш рассказ не расстроит читателей до слез. Съев соседа Лиса согласилась с авторами энциклопедии что зайчатина должна входить в рацион любой уважающей себя лисы и данное мясо благотворно влияет на самочувствие хищницы и состояние её шубки. К тому же когда Лиса переселилась в лубяную избушку и по утрам на её шерстку не попадала влага она стала еще краше чем была прежде.

После этой истории Лиса поняла что ученье свет и только умение читать помогло ей не остаться бездомной. Она приспособила одну из комнат избушки под кабинет в котором учит читать разных лесных зверей (мышек птичек зайчиков) и где по вечерам пишет книги о влиянии разнообразного питания на организм лисичек.

Примечания

1. Правило можно найти в: Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (любое издание). § 109; Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации (любое издание). § 35.

2. В заданиях используются цитаты из сочинений учащихся подготовительных курсов при филологическом факультете МГУ разных лет.

3. Продолжаем использовать реальные фразы школьников.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации (любое издание). § 35, примечание к п.3.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Похожие работы:

  1. • Способы объединения придаточных в сложноподчиненном ...
  2. • Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школе
  3. • Программа вступительных экзаменов по русскому языку в 2004г ...
  4. • Пунктуация в предложениях с союзом "и". (ставить ли запятую ...
  5. • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
  6. • Придаточные предложения относительные и посессивность в ...
  7. • Условные придаточные предложения для латинского языка
  8. • Функционально-стилистические особенности придаточных ...
  9. • Принципы современной пунктуации
  10. • Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение ...
  11. • Знаки "препинания"
  12. • Сравнительный анализ употребления знаков препинания в ...
  13. • Бессоюзная связь в немецком языке
  14. • Определительные придаточные предложения и их ...
  15. • Латинский язык
  16. • Основы искусства речи. Публичная речь, ее виды
  17. • Русские целевые сложноподчиненные предложения и их ...
  18. • Основные правила грамматики русского языка
  19. • Сложное предложение
Рефетека ру refoteka@gmail.com