Рефетека.ру / Психология и педагогика

Авторский материал: Морфология российской вечеринки

Морфология российской вечеринки

Григорий Рейнин  в соавторстве с В. Бондаренко

Продолжая изучение темы потребления крепких напитков на Руси, мы обнаружили громадный спектр явлений, от обычного немотивированного бытового пьянства, с одной стороны, до высочайших духовных взлетов, с другой.

Один полюс достаточно хорошо изучен продавцами винных отделов, врачами-наркологами, участковыми милиционерами и акцизными чиновниками. Другой - представлен в эпохальном, не всеми еще понятом до конца, но от этого не менее значимом произведении "Граненая скрижаль", напечатанном в известном академическом журнале "Субъект и его реальность"[1]. Эта сокровищница Российской эзотерической мысли долго еще будет будоражить умы пытливых исследователей третьего тысячелетия.

Ваше здоровье!

Однако, этот вариант, хотя и становится более популярным, не занимает пока сколько-нибудь значительного места в общем объеме потребления крепких напитков на Руси. Так, куда же все-таки уходит большая часть легально потребляемого спиртного? Сегодня нам хотелось бы рассмотреть необычайно распространенное в нашей российской культуре явление, которое можно условно обозначить как "Встреча по поводу" или попросту "Вечеринка".

Повод при этом может быть любой, а потому и конкретные названия действия бывают весьма разнообразны: - день рождения (вариант: крестины, именины, поминки, свадьба), - приезд (вариант - отъезд) кого-либо куда-либо, - встреча Нового Года, (вариант: День конституции, печатника, танкиста, психолога и т.п.) - церковные праздники: Благовещение, Покров, Успение, Рождество. - социальные мероприятия: сдача годового отчета, встреча одноклассников, а также всевозможные юбилеи, годовщины, вручение премий и переходящих символов.

Добросовестно отнесясь к изучению этого явления, мы с удивлением обнаружили, что все это колоссальное разнообразие сюжетов подчиняется четырем основным принципам, подобным тем, что сформулированы в знаменитой работе В.Я.Пропа "Морфология Русской волшебной сказки"[2].

1. Постоянными и устойчивыми параметрами "Вечеринки" служат четыре неизменных фазы (стадии) и функции стандартного набора действующих лиц. 2. Число функций, как и число амплуа действующих лиц всегда ограничено. 3. Последовательность и структура фаз всегда одинакова. Отсюда вывод: 4. Все вечеринки однотипны.

Какова же структура и основные персонажи этого волшебного, а возможно, одного из наиболее тайных, можно смело сказать, сакральных ритуалов нашей культуры? Чего скрывать - нам было легко! Первое, что поражает и чего так часто недостает в иных исследованиях - это обилие экспериментального материала. Каждый, мы не боимся этого слова, независимо от образования, пола, возраста и места жительства на просторах нашей необъятной Родины, может с уверенностью считать себя экспертом. Редчайшие исключения лишь подтверждают это правило, но мы таковыми не оказались.

Ваше здоровье!

Однако, к теме. Рассмотрев означенное действие, как целое, мы выделили в нем четыре существенных стадии (фазы) и стандартный комплект основных персонажей. При этом было замечено, что каждая стадия длится приблизительно 1,5 - 2 часа, а функции персонажей целиком и полностью определяются номером стадии и никоим образом не связаны с первоначальным названием самого действия.

Итак, первая стадия - РИТУАЛЬНАЯ.

В области стиля - чопорно-приличная. Участники пока относительно трезвы. Налицо демонстративная вежливость и, что немаловажно, все помнят по поводу какого события собрались. Острое чувство ритуала, тосты, некоторая театрализованность мизансцен, слов, жестов, поворотов головы и т.д. Другими словами, пиджак еще не снят и на брюках еще нет следов от салата.

Вторая стадия - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ.

Наступает после третьей-четвертой рюмки. Характеризуется большей раскованностью, время от времени соскальзывающей в развязность. Тема вечера постепенно размывается соразмерно с повышением уровня общительности. Тосты становятся все более взволнованными и возникают хаотически. Это, так сказать, тосты "на бреющем полете". Появляются группировки и, соответственно, сепаратные тосты. Действующие лица переходят к более крепким напиткам. Одновременно происходит обострение сексуального интереса. Тот, кто напивается раньше всех, уже напился. К концу фазы возникает ситуация: "Не хватило выпивки. Скинемся по тридцать рублей (вариант: десять, сто...)". В этот момент определяется амплуа активиста-организатора.

Третья стадия - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКАЯ.

На всем протяжении первой фазы о ней еще никто не подозревает. Каталог стереотипных мизансцен: а) атмосфера несколько утяжеленного флирта, витающего в пространстве. б) девушка-Муза убегает. Поисковая группа, кидающаяся вдогонку, находит ее плачущей навзрыд в ближайшем сугробе. в) танцы с элементами спонтанного эротизма (вариант - песни под гитару). г) выяснение отношений. Старые и новые обиды и тому подобное. д) парочки разбредаются по углам. Постоянно занятый санузел. Жена плачет на кухне и так далее. е) на протяжении третьей фазы оформляется несколько классических типов повествований-рассказов. Наиболее яркие из них - охотничьи и эзотерические. ж) наблюдается расширение представлений о совместимости продуктов, снижение порогов восприятия, исчезновение болевого синдрома. з) исчезают многие дихотомии, такие, как свой - чужой: свой стакан - чужой стакан, своя шапка - чужая шапка, своя жена - чужая жена. А также существенно изменяются представления о времени и пространстве. и) повод забыт полностью.

Четвертая стадия - ТЕРМИНАЛЬНАЯ.

Общие принципы: - уменьшение количества участников (по разным причинам), - из общего фона неумолимо выделяется компания, говорящая о чем-то высоком, существенном, важном для каждого (назавтра об этом никто не вспомнит). - эта же компания уничтожает остатки спиртного в доме, отыскивая его среди бабушкиных запасов наливки, настоек элеутерококка и женьшеня. - настойчивые поиски места, где можно принять горизонтальное положение. Некоторым эта удается. Не всем... - впадение в забытье, спонтанный уход от реальности. - случаи внезапного просветления, сатори, самадхи и другие паранормальные состояния (завтра об этом никто не вспомнит!).

Финал напоминает нечто расползающееся во мгле наступающего утра. Рассвет обычно бывает особенно хмур и неприветлив.

Каждая стадия занимает в среднем 1,5 - 2 часа. Таким образом через 6, максимум, 8 часов сценарий любой "Вечеринки" оказывается полностью исчерпан. На протяжении всего действия вид стола меняется. По состоянию стола можно с большой степенью точности диагностировать фазу.

Действующие лица:

- Влюбленная парочка. - Девушка, которая на всех виснет (ярко проявляется во второй фазе). - Гурман высокой квалификации. - Семейная пара. - Одинокая женщина на охоте. - Непьющий родственник (вариант: сильно пьющий родственник). - Девушка, на которую никто не обращает внимания. - Мужчина, который напивается раньше всех. - Девушка - Муза, которая всегда убегает. Она же плачет навзрыд. - Плейбой. - Сводня. - Хозяйка. - Обличитель. - Юная особа, с ужасом взирающая на взрослых. - Хмурый парень. Потенциальный агрессор. - Соседка снизу (вариант - сверху) зашла на шум (начало третьей фазы). - Танцор (Гитарист). - Тамада - весельчак. Душа компании. - Бывалый. "Поживите с мое...", "Сейчас я вам объясню..." - Девушка - хохотушка. - Персонаж, который постоянно что-то жует.

Исследуя экспериментально полученную структуру, мы неожиданно для себя обнаружили, что действие неукоснительно разворачивается во времени по вышеозначенному сценарию практически независимо ни от количества и крепости выпитого, ни от числа и возраста участников, ни от других факторов. Здесь, по всей видимости, мы имеем дело с одной из базовых матриц сознания, которая формируется в первые месяцы беременности, когда будущая мамаша еще активно участвует в мероприятиях подобного рода. В дальнейшем матрица инициируется - буквально в первые же годы жизни младенца.

Как показывает практика, любой представитель рассматриваемого этноса независимо от региона мгновенно узнает вышеописанный сценарий и легко находит в нем свое место.

Данная работа, как вы сами понимаете, носит постановочный характер. Каждый из вас наверняка смог бы что-то добавить в список персонажей, а также вычеркнуть или обобщить. Недостаточно изучена динамика стадий, в зависимости от различных факторов, слабо конкретизированы сюжетные линии отдельных действующих лиц, не проработана возрастная и профессиональная специфика. А лексика, а шлягеры, а звучание ансамбля в целом? Да, что там говорить - поле, поле непаханое!

Авторы самоуверенно полагают, что изучение этого уникального явления мировой (и этого слова мы тоже не боимся) культуры могло бы стать темой множества диссертаций в области психологии, социологии, психолингвистики, истории, этнографии а также политологии и других общественно-полезных наук.

Ваше здоровье!

Список литературы

В.Я. Пропп, Морфология Русской волшебной сказки. Книжка, с детства любимая авторами данного исследования. Теперь, наконец, стало понятно почему.

В.В. Бондаренко. Граненая скрижаль. Реальность и субъект, N3, 1999. Эпохальная, как было уже сказано работа, где раскрываются тайные грани или ступени восхождения к сокровенному смыслу, посредством простой и казалось бы хорошо известной всем формы.

 Э. Берн. Игры в которые играют люди. Прекрасному американскому исследователю не повезло: он не там родился. Россия - вот где простор, вот где игры!

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.humans.ru


Рефетека ру refoteka@gmail.com