Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Авторский материал: Моторика

Моторика

Алексеев Анатолий Васильевич

"Моторика" - слово латинского происхождения и означает "движение". Всё многообразие движений, на которое способен человек, осуществляется мышцами и суставами - их совокупность обычно называют опорно-двигательным аппаратом. Уточняя, следует сказать, что в опорно-двигательный аппарат входит также скелет - к его костной основе прикрепляются мышцы и суставы.

Развитие таких качеств опорно-двигательного аппарата, как сила, гибкость, быстрота и т. д. - дело тренеров. Я же остановлюсь лишь на разминке, так как этот важнейший процесс имеет прямое отношение к системе АГИМ.

Известно, что каждый вид спорта имеет свою, специфичную для него последовательность разминочных упражнений. В частности, боксеры разминаются совсем не так, как волейболисты, а штангисты иначе, чем стрелки. Но есть нечто такое, что на мой взгляд объединяет все варианты разминок, несмотря на их большое разнообразие, а именно - подавляющее большинство спортсменов разминается вообще. Вообще делают мышцы размятыми и теплыми, суставы подвижными, вообще углубляют дыхание и повышают частоту сердечных сокращений и т. д. А система АГИМ требует проведение разминки не "вообще", а с соблюдением принципа предельной конкретности. Что это значит? Для иллюстрации сути этого принципа приведу примеры из практики.

Как разминалась, в частности, юная прыгунья в воду с 3-х метрового трамплина О. Д.? Сначала неторопливо бегала по твердому покрытию вокруг бассейна (не зная, что такой бег способствует "забитию" мышц особенно икроножных и развитию микротравм в ахилловых сухожилиях), а затем, произведя упражнения на растяжение и гибкость и позанимавшись акробатикой, считала, что она готова к тренировке- вот такую разминку я называю "разминкой вообще".

Начав работать с этой 14-летней спортсменкой, я приучил ее проводить беговую разминку на мягкой основе. В зависимости от места, это были или гимнастические маты или опилочная дорожка на стадионе. Но бегать надо было не "вообще", а так, чтобы к завершению всей разминки основные мышечные группы обретали совершенно конкретные качества, а именно: ноги должны были стать "мягкими, сильными, пружинистыми, взрывными", руки "легкими и свободными", а тело "упругим, гибким, послушным".

Другой пример: у стрелявшей из пистолета В. К. мышцы ног должны были стать "неподвижно-прочными:", туловище - "в плотном корсете", левая рука "расслабленная, на поясе", правая - "плотно зафиксированная в локте и кисти, движется вверх-вниз строго в одной плоскости, как шлагбаум".

Еще пример: волейболист М. Н. после разминки имел руки "пластичные, легкие, сильные, точные", ноги - "легкие, быстрые, сильные, резкие, прыгучие", тело-"упругое, легкое, послушное".

У дзюдоистки Е. П. руки становились "легкими, цепкими, липкими, пластичными, быстрыми, скользкими", ноги - "легкими, цепкими, быстрыми, взрывными", а тело - "раскрепощенным, пластичным, прилипающим (к сопернице), танцующим, взрывным".

Что дает после соответствующей разминки обретение столь конкретных качеств в основных мышечных группах?

О. Д. на чемпионате СССР 1976 года была второй после чемпионки мира тех лет И. К., а на Олимпиаде 1976 в Монреале, заняв шестое место, стала лучшей из всех советских спортсменок, прыгавших с 3-х метрового трамплина.

В. К., когда я с ней познакомился в 1982 г., находилась в выраженном невротическом состоянии, по ее словам, "стрельба совсем не шла". А после работы со мной стала победительницей Спартакиады народов СССР в 1983 г., чемпионкой мира 1986 г. в командном зачете и чемпионкой Европы 1987 г. в личном зачете.

М. Н. вместе со своими товарищами, для каждого из которых тоже были определены их личные конкретные качества для рук, ног и тела, завоевали в 1994 г. первое место среди волейболистов первой лиги, что дало команде право перейти в высшую лигу, а ее игрокам было присвоено звание мастеров спорта.

Е. П. - одна из лучших дзюдоисток нашей страны последних лет, стала, в частности, победительницей на Играх Доброй Воли 1992 г. в Сиэтле.

Подобных примеров, один другого ярче и убедительнее, можно привести множество. Суммируя же, следует сказать, что не знаю ни одного случая, когда бы выход после разминки на конкретные личные качества, необходимые для успешного функционирования основных мышечных групп, не принес бы успеха, не помог повысить спортивный результат.

Теперь о разминке сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чье состояние тесно связано с пснхо-эмоциона.тьными процессами. К сожалению, немногие знают, что любая деятельность, чтобы быть успешной, должна осуществляться на фоне такого психо-эмоционального возбуждения, которое наиболее подходит для данной деятельности. Следующий пример проиллюстрирует это утверждение.

Стрелок из винтовки по неподвижным мишеням должен сохранять великое спокойствие, ибо если он заволнуется, качество стрельбы резко снизится. А стендовики-траншейники, стреляющие по летящим тарелочкам, обязаны быть непременно возбужденными, чтобы успеть за 0,4-~-0,5 секунды поразить улетающую мишень. Причем для каждого стрелка уровень его возбуждения является лично-оптимальным. Ибо если возбуждение превысит этот уровень, спортсмен станет "зажатым", потеряет плавность и точность движений, а если возбуждение окажется недостаточным, стрелок не успеет "обработать" улетающую тарелочку, так как его движения потеряют быстроту.

В процессе работы со сборной командой СССР по стендовой стрельбе для каждого спортсмена мною был установлен его лично-оптимальный (то есть, наилучший) уровень психо-эмоционального возбуждения, при котором стрельба шля наиболее успешно. Критерием уровня психо-эмоционального возбуждения стала частота сердечных сокращений (ЧСС). В частности, у чемпионки мира 1971 года в стрельбе па траншейном стенде в индивидуальном зачете Г. X. оптимальная частота пульса соответствовала 128--132 ударам в минуту. Было также отмечено, что чем меньше различие между максимальным и минимальным показателем ЧСС, чем, так сказать "уже коридор", в котором колеблется частота пульса, тем стабильнее и успешнее идет стрельба. Так например, рекордсмен СССР н победитель Кубка СССР 1970 года в стрельбе на траншейном стенде В. И. почти все восемь серий прострелял на пульсе 152 удара в минуту.

Большой опыт работы с участниками многих сборных команд страны позволяет сделать вполне определенный вывод: каждый спортсмен должен разминаться так, чтобы выходить на свой "боевой пульс", то есть, заставлять сердце биться с той частотой (и силой), при которой предстоящая тренировочная или соревновательная деятельность cтановится успешной. Надо также уметь (используя аутотренинг) управлять своим психо-эмоциональным возбуждением в соответствии с ходом тренировки или соревнования - то снижая его до нормального в паузах отдыха, тп снова поднимая до лично-оптимального уровня перед самым началом соревновательной борьбы, или выполнением тренировочного задания.

Несколько слов о дыхании. Когда просишь даже высококвалифицированных спортсменов сделать глубокий вдох, то, как правило, видишь высоко поднимаемые плечи. Но ведь при таком вдохе воздух заполняет главным образом верхушки легких, то есть самую незначительную их часть. А ведь легкие представляют собой своеобразные конусы с широким основанием у диафрагмы и узкими верхушками на уровне ключиц. Поэтому для того, чтобы забрать побольше воздуха, надо начинать вдох с расширения низших отделов легких, специально раздвигая боковые поверхности грудной клетки и выпячивая живот. При таком вдохе воздух заполнит весь объем легких, снизу доверху, от широких оснований до узких верхушек. И тогда ткани организма получат максимум кислорода, столь необходимого при тяжелых физических и психических нагрузках. Таким полным дыханием можно овладеть за несколько дней, если специально поставить перед собой эту цель. И со временем оно станет производиться автоматически, удлиняя паузы между вдохами на 15-30 секунд.

Если разминка сердечно-дыхательной системы проведена грамотно, к ее завершению должно возникнуть приятное ощущение, что сердце бьется мощно, с заданной "боевой" частотой, а легкие основательно "раздышались" и функционируют в нужном ритме и с необходимой полнотой. Вот эти, вполне определенные и исчисляемые в цифрах индивидуальные проявления деятельности сердечно-дыхательной системы, должны стать для спортсменов теми конкретными показателями, ориентируясь на которые они обязаны проводить разминку. К этой ее стороне следует относиться с большим вниманием, так как сердце и легкие -основные системы, обеспечивающие все ткани организма питанием и кислородом в соответствии с той конкретной деятельностью, к которой готовится спортсмен.

Уровень психо-эмоционального возбуждения можно определять не только по частоте пульса. Есть ряд простых приборов, например, тремометр или аппарат, оценивающий электро-кожное сопротивление, с чьей помощью нетрудно получить представление об этом уровне. Но думается, что измерение ЧСС предпочтительнее, так как приборы могут неожиданно отказать, а пульс всегда при спортсменах.

Надо сказать, что об уровне психо-эмоционального возбуждения судят не только по тем или иным цифрам. У многих спортсменов при выходе на лично-оптимальный уровень возбуждения, на "боевой пульс", возникают весьма своеобразные психофизические ощущения, достоверно свидетельствующие, что в организме сформировалось желаемое психоэмоциональное состояние. Так например, у одной спортсменки при этом возникало ощущение своеобразного зуда в зубах нижней челюсти, другой чувствовал, что передняя стенка живота как бы прилипала к позвоночнику, у третьего появлялось чувство зябкости в икроножных мышцах и т. д., и т. п. Если эти, лично присущие и своеобразные ощущения, назвать предельно точными словами, взятыми из лексикона самих спортсменов, то речевое оформление различных психофизических ощущений намного поможет затем вполне сознательно вызывать их в нужный момент. Но об очень важной роли речи - в следующей главе. А сейчас вернемся к мышцам.

Чтобы обрести в них необходимые конкретные качества недостаточно провести обычную физическую разминку в ее, так сказать, чистом виде. Нужные качества в мышцах появятся лишь при соблюдении одного весьма важного условия - перед началом разминки полагается сформировать предельно точное мысленное представление о каждом из желаемых качеств. То есть надо иметь предельно конкретный мысленный образ каждого качества, его мысленную "картинку". Чем точнее будет такая "картинка" (например, "цепкости в кистях", "прыгучести в ногах") тем лучше ее конкретные качества перейдут из головного мозга - программирующей части организма, в его исполняющую часть - в опорно-двигательный аппарат, в частности, в соответствующие мышцы.

А насколько хорошо нужные качества перешли из мозга в мышцы можно проверить, проделав соответствующие физические действия, например, "цепко" схватить одной своей рукой другую, или "подпрыгнуть" как можно выше и т. д. И если что-то не будет получаться, следует подумать в чем причина - в недостаточной подготовленности исполняющей части организма, или в отсутствии четкого мысленного образа нужного физического качества в программирующей части - в головном мозгу.

Вот мы и подошли к следующему разделу в системе АГИМ - "идео...". Здесь будет подробно рассказано о значении мысленных, психических процессов, чья роль в достижении желаемых спортивных результатов, без преувеличения, огромна.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sportpsy.narod.ru


Похожие работы:

  1. • Развитие мелкой моторики
  2. • Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским ...
  3. • Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с ...
  4. •  ... и развития мелкой моторики у старших дошкольников с ...
  5. • Иследование развития мелкой моторики и зрительно ...
  6. • Развитие мелкой и общей моторики у детей с ТНР
  7. • Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны ...
  8. • Развитие двигательной моторики детей 6-7 лет ...
  9. • Особенности психомоторных функций у детей со стертой ...
  10. • Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей ...
  11. • Фонетика
  12. • Методы логопедии
  13. • Хронічний неспецифічний, клінічний перебіг, класифікація ...
  14. • Развитие мелкой моторики у детей
  15. • Особенности сенсомоторной координации у детей ...
  16. • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  17. • Диагностический минимум
  18. • Психологические нарушения развития у детей
  19. • Использование игровых приемов в коррекции ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com