Рефетека.ру / Музыка

Авторский материал: Рок-музыка в контекстах художественной культуры

Рок-музыка в контекстах художественной культуры

Чижова И.А.

Как часть массовой культуры второй половины ХХ - начала ХХ1 вв. рок-музыка является объектом неослабевающего внимания - споров, размышлений и исследований. Часто, несмотря на стилевое многообразие, она рассматривается как некое внутренне непротиворечивое целое, выполняющее в общем культурном контексте оппозиционную роль. Такой подход к теме формирует представление о рок-музыке как внутренне слабо дифференцированном пласте массовых жанров, развивающемся на периферии художественной культуры .

Этот облик не соответствует как внутрижанровой структуре рок-музыки, так и её положению в современной художественной культуре. Причиной этому является недостаточная исследованность той части рок-музыки, практика которой опровергает утверждение как стереотипов внутреннего однообразия, так и внешних культурных соотношений. Это приводит к неполноте знаний о современной художественной культуре как процессе взаимодействия различных компонентов, генезис которых лишь на первый взгляд противоречит возможности самого процесса.

Так, в исследованиях формирования языка рок-музыки и традиций её исполнения недостаточно раскрывается роль европейского музыкального искусства. Происхождение и развитие рок-музыки связывают в наибольшей степени с американскими негритянскими культурными источниками. Роль же элементов европейской музыкальной культуры ограничивается фольклорными традициями или заимствованными элементами популярных жанров прошлого и настоящего. Такой подход противоречит сложившимся представлениям о специфике внутренних взаимосвязей различных пластов в историческом процессе развития музыкального искусства. Взаимодействие стилистических элементов бытовой и "высокой", а также усвоение черт неевропейской музыки в истории западноевропейского музыкального искусства и в прошлых веках создавало стимулы дальнейшего развития этих жанров и являлось источником обогащения музыкальной культуры. Подобные же процессы узнаваемы в способах усвоения элементов музыкальной культуры классической традиции развивающейся рок-музыкой.

Выведение рок-музыки за пределы художественной традиции и определение её только как социального феномена затрудняет прояснение не только её художественных черт, но и особенностей психологии восприятия рок-композиций. Существующие в этой области исследования основываются прежде всего на методологии социально-психологического подхода. В нём уравниваются особенности языка и эстетические закономерности внутрижанровых и внежанровых связей разных стилей рока, их близость или отдалённость от общего процесса развития современной музыкальной культуры.

В не малой степени объективность исследований рок-музыки затрудняется особенностями слухового анализа её музыкальных текстов, не имеющих, как правило, соответствующей нотной фиксации. Способы такого анализа формируются при осознанности интегративной природы жанра и определяются особенностями комплекса элементов культурно-исторического процесса формирования рок-музыки - её стилистики, особенностей восприятия, междужанровых и межкультурных связей.

Черты рок-музыки как части и результата интегративных процессов современной художественной культуры наиболее ярко проявляются в практике направления Progressive Rock. Его возникновение и развитие дают представление об особенностях рок-музыки как полноправной части современной художественной культуры:

- как жанра массовой культуры ;

- как области формирования своеобразного типа восприятия музыки её стилей ;

- как отражения в современной культуре особенностей культурно-исторических процессов взаимодействия массовой и академической музыкальной культуры.

В приведённых ниже исследованиях Progressive Rock представлен в виде области, наиболее успешно и убедительно представляющей рок в современной художественной культуре. И не только как социо-культурный и психологический феномен, но и как обладающую внутренним стилевым многообразием часть современной художественной культуры. Также - как область непрерывного синтеза многочисленных, часто значительно отдалённых по времени культурно-исторических и географических элементов. Как результат развития ранних истоков рок-музыки (спиричуэлс, блюзы), процесса взаимопроникновения их черт, непосредственно повлиявших на всю музыку массовых жанров. Этот жанр представлен и как область многообразных способов интеграции элементов музыкальных традиций чёрного блюза и западноевропейской классики. Анализ и трактовка его музыки производятся с учётом особенностей психологического воздействия. Для этого использованы материалы нескольких областей за пределами собственно музыковедческого исследования. Это:

- психоделическая культура;

- культурологические аспекты исследуемого материала;

- область социокультурных исследований;

- психология восприятия музыки;

- психология сознания;

- психология бессознательного;

- возрастная психология;

- трансперсональная психология;

- художественная литература;

- мифология;

Таким образом, исследования в области массовой музыкальной культуры, особенностей её исторического развития, социокультурных проявлений и художественной практики призваны определить особенности процесса развития современной массовой музыкальной культуры в интегративных связях с художественной культурой прошлого и настоящего.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.artrock-cafe.ru


Похожие работы:

  1. • Художественная культура в работе библиотек с ...
  2. • Влияние рок-музыки на формирование самооценки ...
  3. • Рок как явление западной культуры второй ...
  4. • Культурные диспозиции прогрессивного рока ...
  5. • Рок-музыка. Лидеры и аутсайдеры
  6. • Рабочая тетрадь по "Мировой художественной культуре ...
  7. • Особенности художественного восприятия произведений ...
  8. • Истоки возникновения современнои музыкальной субкультуры
  9. • Ценности в музыке и влияние музыки на личность
  10. • Рок-музыка как признак и фактор социокультурной трансформации
  11. • Формування рок- культури
  12. • Новое в изучении мировой художественной культуры в старших ...
  13. • ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры
  14. • Музыка и современный студент
  15. • Формирование художественной культуры школьников на ...
  16. • Воспитание музыкально-эстетической культуры ...
  17. • Контроль знаний на уроках мировой художественной ...
  18. • Музыкальный образ
  19. • Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com