Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Мотивационный менеджмент: определимся с базовыми понятиями

Мотивационный менеджмент: определимся с базовыми понятиями

Жадан С.

С развитием общества по мере снижения значимости внеэкономических мер принуждения к труду, а с течением времени и экономических мер принуждения, растет значимость мотивационного менеджмента. Одновременно растет численный состав теорий мотивации и их компиляционных клонов.

Вместе с тем, попытка анализа теорий мотиваций приводит к мысли о том, что различия во взглядах на формирование и функционирование систем стимулирования трудовой активности во многом связано со, скажем так, особенностями понимания основных категорий теории мотивации. С другой стороны многие авторы дают либо весьма обтекаемые формулировки базовых понятий, либо вовсе их не дают, по-видимому, полагая, что здесь и так всё ясно.

Общепризнанным является положение, что любая осознанная деятельность есть способ удовлетворения собственных потребностей "Никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей" [i] . "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль". [ii]

Но что такое потребности, как определить их? Среди наиболее распространенных стоит выделить следующие.

Липсиц И.В., в учебнике по экономике для общеобразовательных учреждений, определяет потребности как «ассортимент и объём благ, которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений». [iii]

Уткин Э.А., в работе позиционируемой как учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих курс менеджмента, утверждает, что «Потребности представляют собой желания, стремления к определенному результату» [iv] . И автора мало смущает, что тавтологией выглядят его последующие заявления о том, что «Когда человеком ощущается потребность, она пробуждает в нём состояние нацеленности, устремленности.» [v] и далее «потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, …».

Осмысление того, что потребности представляемые как «желания и стремления» «вызывают у человека стремление к их удовлетворению», вряд ли способно приблизить к пониманию того, что собственно представляют собой потребности и механизма их возникновения.

Бережной Н.М. [vi] оптимальным считает приводимое им определение потребности согласно "Философскому энциклопедическому словарю" "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности". В своей работе «Человек и его потребности»Бережной Н.М.,подчеркивает, что здесь «стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности».

Возникает вопрос, что же для Бережного Н.М., представляет собой потребность? Объективная ли это составляющая, то есть «недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма…», или это «сегмент внутреннего мира человека»? Или это одно и тоже?

Следовало бы также уточнить, как соотносятся утверждение, что потребности «неосознанный побудитель активности.» [vii] ; со следующим чуть ниже: «Вывод: в процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними».

Не совсем понятно как можно стать господином неосознанного.

Не хочется ставить под сомнение важность работы авторов придерживающихся приведенных выше позиций, но при подобном наборе расхождений в определении категории «потребность», как минимум, сложно оценить достоинства и недостатки различных точек зрения на потребности как исходную составляющую мотивационного менеджмента. А значит, вряд ли уместно сопоставлять обоснованность подходов, касающихся построения различных систем стимулирования трудовой активности работников.

В этих условиях неизбежно признаваемое большинством авторов «отсутствие канонизированного учения, объясняющего всё, что лежит в основе мотивации человека» [viii] .

Нельзя не согласиться с тем, что потребности это «компонента внутреннего мира» субъекта, «она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности» [ix] . Но потребность не есть проявление самой себя, а является проявлением ощущаемой необходимости согласования желаемых условий и объективных условий, в которых находится субъект.

Ощущаемый диссонанс между условиями комфортного существования человека и текущими условиями его существования, отражаются в головах людей в форме потребностей, причём отражаются приближенно, не полностью, согласно уровню восприятия и уровню знаний об условиях существования, в которых находится субъект. Чем больше несоответствие между условиями достаточными для комфорта и текущими условиями, тем острее необходимость в каком-то конкретном объективном дополнении или устранении условий (предмете, веществе, и т.д.), а соответственно, тем ярче в сознании субъекта некий идеальный образ существующей разницы условий.

Именно эта разница условий, представляющая собой необходимость, воспринимаются сознанием человека как потребность, либо группа потребностей.

Итак, потребности человека, есть отпечатки в его собственном сознании ощущаемой необходимости обеспечения соответствия комфортных и текущих условий его существования.

Однако, особенность психологии человека такова, что по достижении неких условий, он начинает видеть новые ещё более комфортные условия и так далее. Иными словами: сначала щи не жирны, потом жемчуг мелковат.

Отсюда постоянное движение - необходимости отражаясь в сознании порождают потребности, потребности порождают мотивы преобразовать текущие условия до состояния более комфортных, реализуя те или иные способы. По достижении некоего уровня повышения комфортности условий, у человека появляется новое видение уровня комфортных условий, а соответственно, открываются новые необходимости преобразования текущих условий в комфортные.

Иначе говоря, и сами необходимости человека результат не самих себя, а следствие соответствующих очередных потребностей человека.

Необходимости могут быть непосредственными (в еде, воде, тепле, отдыхе и проч.) и опосредованными (в чувствованиях, в знаниях, в умениях, …), через потребности являющееся причиной следующих необходимостей, таким образом, формируя многозвенные цепочки. Цепочки, где i-потребность n-поколения является отражением i-необходимости n-поколения возникшей в связи с наличием i-потребности (n-1)–поколения. В свою очередь, i-потребность (n+1)-поколения является отражением i-необходимости (n+1)-поколения возникшей в связи с наличиемi-потребности n–поколения.

В равной степени, i-необходимость n-поколения является производной i-потребности n-поколения возникшей в связи с наличием i-необходимости (n-1)–поколения.

Потребности

Необходимости

P0=N0(P0-1)

P1=N1(P0)

P2=N2(P1)

Pn=Nn(Pn-1)

P3=N3(P2)

……..

N0=P0 (N0-1)

N1=P1 (N0)

N2=P2 (N1)

N3=P3 (N2)

……..

Nn=Pn (Nn-1)

В развернутом виде формула сложной опосредованной необходимости выглядит так:

Nn=Pn (Pn-1(…(P1(P0(P0-1(P0-2(N0-3))))..))

И соответственно, любая сложная текущая потребность есть отражение возникших одна из другой необходимости появившихся в результате некой изначальной потребности, которая сама явилась отражением предыдущей необходимости и т.д.

Pn=Nn(Nn-1(Nn-2(Nn-3(…..(N2(N1 (N0(N0-1 (P0-2))))

С развитием общества опосредованность необходимостей разрастается (отпечатываясь в сознании людей новыми потребностями) разбегаясь с каждым витком развития человечества. А с разрастанием опосредованности необходимостей, с разрастанием их многозвенности и многосложности, растет сложность и неоднозначность их восприятия. Отсюда возникают коллизии «переоценки ценностей», в особенности после достижения желаемого (т.е. объектного воплощения потребности). Когда человек, достигнув желаемого, приходит к выводу: это типичное «не то», или «почти то», но все-таки «не то» и т.д. Подробности коллизий, являющихся следствием неадекватности потребностей возникающим необходимостям, ярче обрисуют беременные женщины.

Отсюда становится понятной подвижность структуры мотивов человека, подвижность, даже в случаях практически неизменных внешних условий. Структура мотивов зависит не только от степени удовлетворения различных групп необходимостей субъекта (отражающихся в его сознании как потребности), но и от особенностей характера восприятия этих необходимостей.

По мере осознания человеком своих необходимостей, разрастается веер потребностей (их качество и(или) количество, а с ростом потребностей растет осознание новых необходимостей ((и) их нового качества), здесь и находится источник движущих сил трудовой активности.

Необходимости определяют потребности, в процессе удовлетворения потребностей открываются новые необходимости, являющиеся условием и (или) следствием удовлетворяемых нужд и так далее.

Список литературы

 [i] Маркс к., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Соч. 2-е изд., т. 2, с.245.

[ii] Гегель. Соч.т.8. М.-Л. 1935, с. 20.

[iii] Липсиц И.В. Экономика: в 2 кн. Кн.2: Учебник для 10 кл. общеобразоват. Учрежд. – 4-е изд., перераб. И доп. М.: Вита-Пресс, 2000, с.350

[iv] Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. – М.: Издательство ЭКМОС, 2000. с.13

[v] там же. с.65

[vi] Человек и его потребности Автор: Бережной Н.М., редактор: Диденко В.Д. М., Форум, 2000, с.7; http://lib.vvsu.ru/books/servis/page0007.asp

[vii] там же стр.6

[viii] Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. – М.: Издательство ЭКМОС, 2000. с.82

[ix] Человек и его потребности Автор: Бережной Н.М., редактор: Диденко В.Д. М., Форум, 2000


Похожие работы:

  1. • Мотивационный менеджмент в новых экономических условиях
  2. • Менеджмент
  3. • Ключевые положения теории гравитонов
  4. • Готовимся к экзамену по информатике
  5. • Особенности развития мотивационной сферы старших ...
  6. • Свойства информации. Единицы измерения количества ...
  7. • Основные исторические понятия и термины базового уровня: к ...
  8. • Диверсификация менеджмента
  9. • Мотивация деятельности в менеджменте
  10. • Мотивационный тренинг
  11. • Психосемантический анализ мотивационных ...
  12. • Природа информации
  13. • Мотивационные проблемы международного менеджмента
  14. • Роль мотивационных факторов в выборе профессии у ...
  15. • Процессуальные теории мотивации
  16. • Экологические проблемы птицефабрик России и роль ...
  17. • Особенности эмоционально-мотивационной сферы ...
  18. • Исследование мотивационно-потребностной сферы ...
  19. • Экономико-математические методы управления ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com