Рефетека.ру / Языкознание и филология

Шпаргалка: Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор слова

Литневская Е. И.

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:

1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия - инфинитив).

2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и/или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:

- чередование гласных и согласных,

-усечение производящей основы,

- интерфиксация.

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.

Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ( окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ( с ума сшедший) и субстантивации (учащийся сущ. > учащийся прич.).

Во-вторых, при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу - ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный - суффикс -н-, способ - суффиксация.

В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело (весело / невеселый). В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невеселый.

Приведем два примера словообразовательного разбора:

1. Паровозного

паровозного - форма прилагательного паровозный

паровоз-н-ый > паровоз;

паровозный - 'имеющий отношение к паровозу',

способ словообразования - суффиксация.

2. Паровозы:

паровозы - форма существительного паровоз;

пар(о)воз- # (пар + возить; паровоз - 'машина, которая возит с помощью пара';

способ словообразования - сложение с суффиксацией.

Процессы, сопровождающие словообразование:

- усечение ПЩ глагольной основы,

- чередование з'/з,

интерфиксация.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Похожие работы:

  1. • Морфемный разбор (разбор слова по составу)
  2. • Принципы морфемного членения слова
  3. • Методика контроля знаний по русскому языку младших ...
  4. • Методика преподавания имени существительного
  5. • О неточном словоупотреблении в школьном сочинении ...
  6. • Спряжение глаголов: о простоте и сложности при написании ...
  7. • Женская проза
  8. • Комплексные единицы системы словообразования
  9. • Формирование словообразовательных умений у ...
  10. • Основные понятия словообразования
  11. • Новое в словообразовательной системе современного ...
  12. • Компьютерный морфологический разбор слов русского языка
  13. • Словообразовательные гнезда ...
  14. • Основные особенности словообразовательного значения
  15. • Компьютерный морфологический разбор слов русского ...
  16. • Морфемный анализ слов со скрытым j (й)
  17. • Алгоритм нисходящего разбора. Нисходящие распознаватели
  18. • Активные процессы современного словопроизводства
  19. •  ... окказиональных словообразовательных конструкций
Рефетека ру refoteka@gmail.com